СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературному чтению к произведению "Лебедь, рак и щука" И. А. Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературному чтению к произведению "Лебедь, рак и щука" И. А. Крылова»











Конспект


Предмет: «Литературное чтение»


Тема:


И.А. Крылов басня «Лебедь, Рак и Щука»









Выполнила: Догузова Зарета Арчиловна , учитель начальных классов








Технологическая карта урока


Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

- формирование новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня»

Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления

- расширить читательский кругозор

- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи

Планируемые достижения:


- учить отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни;

- учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
- принимать и сохранять учебную задачу;

- формулировать собственное мнение, выделять существенную информацию,

- строить суждения и умозаключения;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать способность сознательно регулировать своё поведение


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


УУД

Этап

мотивации к учебной деятельности



  1. Проверим готовность к уроку


Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно!

2 Речевая разминка.


-А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе;

а) Девиз уроков литературного чтения:

! «Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим.

Потому что не спешим»

-Ребята, скажите, зачем надо уметь читать?


3.Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе а, о, у, и, е, я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15К

в) вдох, .на выдохе проговариваем пословицу: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать»

(Вдыхать через нос, выдыхать через рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность. силу.


4. Интонационная разминка:


1 ученик: Осень! (Бодро, торжественно),

2 ученик: Осень. (С жалобным вздохом),

3.ученик.Осень? (Капризно, с удивлением).

4 ученик. Перемена! (Восторженно),

5 ученик. Перемена? (Беспокойно, с удивлением),

6 ученик. Перемена. (Мечтательно),

7 ученик. Уже перемена? (Жизнерадостно, с удивлением),

8 ученик. Уже перемена. (Мягко, ласково, приветливо)



Учащиеся проверяют готовность к уроку


Внимательно слушают учителя










Выполняют речевую разминку




ХОРОМ «Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!»



Личностные,


Регулятивные































\




Метапредметные : познавательные, регулятивные и коммуникативные

2. Этап актуализации опорных знаний

учащихся



- Давайте сейчас вспомним сказку, над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Назовите героев этой сказки. (Золотая рыбка, старик, старуха.)

- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (невод)

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

Третья буква в слове «рыбка» Б

Третья буква в слове «старик» А

Первая буква в слове «старуха» С

Первая буква в слове «невод» Н

Седьмая буква в слове «золотая» Я

- Какое слово получилось? (басня)

- Сегодня познакомимся с новым жанром литературы и с новым произведением

- Что такое басня?

Басня - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Фронтальная беседа









Дети составляют слово.








Учащиеся формулируют тему урока.


Высказывания детей.




Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.


Этап знакомства с творчеством И. А. Крылова


- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя.

- А сейчас поработайте в парах.

- Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

Зачеркните все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

Зачеркните все глухие согласные.

П Р Ф С Ч

Зачеркните все гласные, указывающие мягкость согласных.

Ё Ю Я Е И

Зачеркните все согласные, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки. Л Ч Щ Й

Зачеркните все гласные, которые могут обозначать два звука.

Ё Е Ю О Я

Зачеркните согласные, которые всегда при произношении обозначают твердые согласные.

Ш В Ж Ц

- Какое слово получилось? (Крылов)

ИВАН АНДРЕЕВИЧ


- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, а вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

Это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов».

Работа в парах.





Работа на карточках


















Слушают слово об авторе






















Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).



Этап изучения нового

материала ( прослушивание аудиозаписи и беседа по содержанию басни)



- Сегодня мы будем знакомиться с басней, а чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)

- Эта басня была написана в 1814 году.

- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.

- Что заставило вас улыбнуться?

-Что узнали из басни?

-Что делают герои? Получается или нет?

Как написана эта басня прозой или стихотворением?

- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.


Слова из басни.


Дело на лад – налаживается.

Воз- деревянная повозка для лошадей.

Поклажа- багаж.

Впряглись- вместо лошадей.

Из кожи вон- очень стараются.

И ныне там- на том же месте.


- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к басням?

(Иллюстрации помогают лучше представить события, которые описывает автор.).

- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию басни и рассматривать иллюстрации.


Беседа по содержанию басни.

Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.

Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый);

Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный);

Щука тянет в воду (упрямая).

Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)

- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)

- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.)

- Как вы думаете для чего и зачем

И. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки.)

- Приведите примеры пословиц о дружбе?

- Я вам предлагаю объяснить смысл одной из пословиц. Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось.

- В чем смысл этой пословицы?




- А сейчас вы должны постараться прочитать басню выразительно, без ошибок.


Итак, читать выразительно…

Это значит поставить себя на место автора и прочитать басню так, чтобы всем было интересно слушать. После прочтения аплодисментами выбираем лучшего чтеца.




Дети читают строку.

Дети слушают аудиозапись






Ответы детей.





Работа в парах. Обсудить с соседом смысл непонятных слов.


Работа со словариком учебника.






Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к басне.









Работа в парах.
















Ответы детей.

Вместе, согласовано работать не тяжело, порознь- трудно.

Выразительное чтение басни детьми. Учащиеся отмечают лучшее чтение.




Дети читают басню.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Физ. минутка.


Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут. (дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой.( Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться. (Распрямляют спину)

Очень тихо на воду садятся. (Садятся)

Повторение движений за учителем


7. Первичное закрепление

С каким новым жанром литературы познакомились?

Что такое басня?

Какие выражения встречаются в басне?

Чему учит басня? Прочтите строки.

Так зачем И. Крылов написал эту басню?

Что такое мораль басни?

Какими нам показывает Крылов своих героев?

Ответы детей.








Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог урока

Рефлексия



Домашнее задание



- Для чего и зачем нужно изучать басни?

- Так какие же пороки любил «пощипать» И.А. Крылов?



Подготовить выразительное чтение басни, нарисовать иллюстрацию к басне.


- За работу на уроке оценки получают:

(дети, которые активно работали на уроке)

_Спасибо всем, ,кто работал старательно и слушал внимательно!

Урок окончен!


Организация фиксирования нового знания

Ответы детей.


Запись домашнего задания


Выставление оценок




Регулятивные УУД:

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!