Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.
Урок 43
8 класс
Красоту степей описывали в разные времена писатели и поэты. Создавали степям красивые образы.
Едешь, едешь степь да небо,
Точно нет им края.
Едешь, едешь - степь да небо…
Степь, вся степь, как море…
Ой, ты, степь, широкая,
Степь раздольная…….
Степь да степь кругом.
Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:
«…Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
Н.В.Гоголь. …Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как душа народа. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан». Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков…
Задание 1. Рабочая тетрадь, Урок 44, стр. 16. №1,2,3 .
Степь представляет собой сообщество травянистых растений. В зависимости от растительности степи подразделяют на пять подвидов:
1.Горные степи
2 Луговые (разнотравные) степи
3.Настоящие степи
4.Сазовые степи
5.Пустынные степи
Задание 2. Рабочая тетрадь, Урок 44, стр. 16-17. №4,5,6.
- Климат степей более контрастен: жара летом, морозы зимой и меньшее, по сравнению с лесостепями, количество осадков.
- Температура летом в степях поднимается выше +23 градусов, осадков выпадает до 400-450 миллиметров в год, сухо.
- Для степей характерны частые засухи, суховеи, пыльные бури. Степи расположены на юге России, вдоль ее границ.
- Главное богатство степей – чернозем – самая плодородная почва в мире. Мощность гумусового горизонта достигает метра.
- Почвы степей уязвимы и могут быть нарушены водной, ветровой эрозией, деятельностью человека.
- В степях произрастают различные травы, злаковые, цветковые растения. Леса встречаются по берегам рек и на возвышенностях.
- Животные степей и это в основном животные открытых пространств. Здесь встречаются суслики, сурки, тушканчики, кабаны, лисицы, мыши, сайгаки, змеи, различные птицы (например, дрофы, жаворонки, степные орлы).
Задание 3. Рабочая тетрадь, Урок 44, стр. 17. №7.
Облик полупустыни в пасмурный день столь же безрадостен, как и облик тундры. Но пасмурные дни в полупустыне - редкость. Чаще всего небо над ней прозрачно и безоблачно. Летом здесь стоит жара, 25 градусов и выше, а зимой морозы доходят до -8-10 градусов. Чем ближе к югу, тем сухие земли встречаются чаще и, наконец, слившись воедино, образуют пустыни. Ранней весной пустыня расцветает, как в сказке. Но жаркие солнечные лучи испаряют весеннюю влагу, гасят краски; цветы вянут, травы тоже засыхают. Однако и летом, осенью и зимой пустыня не кажется мёртвой.
Животный мир полупустыни - это зона смешения степных и пустынных животных. В пустынях обитают перевязка, барханная кошка, ушастый ёж, песчанки, жёлтый суслик, тушканчики, змеи, ящерицы, агама, саджа. Из птиц в пустынях обитают жаворонки, коньки, зуйки, дрофа-красотка, авдотка, а пустынная славка - лучшая певунья пустыни.
Хозяйственная деятельность в степи и полупустыне
- В настоящее время степь- это поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, вдоль которых стеной стоят деревья, посаженные заботливыми руками людей. Зимой они задерживают влагу, а летом заслон от ветров – суховеев. И еще видны ровные голубые полоски – это каналы от рек в глубь степей, чтобы напоить поля.
- С тех пор прошло много лет. Давно выросли поселки, города. Даже поверить трудно, что когда- то здесь была одна голая степь. Увидеть степь теперь можно кое –где в заповедниках или прочитать описание степи у Гоголя, Тургенева, Чехова или стихах Кольцова.
- Территория полупустынь относительно мало изменена хозяйственной деятельностью человека.
Закрепление
Определите, какие из перечисленных особенностей относятся к зоне степей:
1.Север России 2. Юг России 3.К=1 4.К
Домашнее задание
- Базовый уровень- Параграф 38, дописать урок №44 в рабочей тетради. Повышенный уровень- Школа географа-исследователя, учебник стр. 195.
- Высокий уровень - Растительный и животный мир степи и полупустыни.