СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: создание  условия для ознакомления обучающихся с фактами из биографии Ю. Коваля и произведением «Сказка о серебряном соколе»; продолжение  работы  над формированием умений и навыков чтения.

Цели:

1.Образовательная: познакомиться с автором Ю.И. Коваль и его произведением.

2. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к кружающим, любовь к творчеству.

3. Развивающая: развивать память, внимание, воображение.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать смысл понятий добро и зло;

-уметь составлять характеристику героев произведения;

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать  мотивы  учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

-проявлять интерес к литературе.

Тип урока: открытие новых знаний.      

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская 2 часть; презентация.

УМК: Перспектива

Просмотр содержимого документа
««Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе».»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе».

Цели деятельности учителя: создание условия для ознакомления обучающихся с фактами из биографии Ю. Коваля и произведением «Сказка о серебряном соколе»; продолжение работы над формированием умений и навыков чтения.

Цели:

1.Образовательная: познакомиться с автором Ю.И. Коваль и его произведением.

2. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к кружающим, любовь к творчеству.

3. Развивающая: развивать память, внимание, воображение.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать смысл понятий добро и зло;

-уметь составлять характеристику героев произведения;

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

-проявлять интерес к литературе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская 2 часть; презентация.

УМК: Перспектива

Ход урока.

1.Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас открытый урок по литературному чтению. Все готовы к уроку, все ли принадлежности есть у вас на партах?

II. Постановка учебной задачи.

А теперь разгадайте загадку и подумайте о чем, мы будем сегодня говорить.

Он выбрался из скорлупы.

Жнут воздух крылья, как серпы.

Глаз зоркий. Песня его - клёкот.

Летит по небу быстрый (сокол)

-Кто уже догадался, с каким произведением, мы сегодня познакомимся? (сказка о серебряном соколе)

-А кто-нибудь знает, кто его написал? (Юрий Коваль).

-Какие цель, мы  поставим перед собой? (познакомимся с Юрием Ковалем и его произведением «Сказка о серебряном соколе»)

-А какие задачи, мы поставим перед собой?

Задачи:-осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.

Тема нашего урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»

-А теперь, мы познакомимся с биографией Юрия Коваля.

-Задайте мне «тонкие» вопросы по его биографии.

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист  общее название художественной литературы в стихах и прозе), известный российский писатель, поэт, художник, скульптор.

Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Отец работал в уголовном розыске, а мать была сельской учительницей, потом в больнице врачом. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских изданиях.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. Его книги давно приобрели популярность не только на родине, но и во всем мире. Они изданы на многих европейских языках, японском и китайском. Мотивы его произведений вдохновляют режиссеров на создание оригинальных картин и мультфильмов.

Жанр произведения.

-К какому жанру относится данное произведение? (волшебная литературная сказка)

-Назовите признаки сказки, встречающиеся в данном произведении.

- Назовите зачин, концовку сказки. -Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки?

-Какие сказочные выражения вам встретились?

III. Открытие нового знания.

  1. Словарная работа.

Жалованье- плата за службу.

Клеть-помещениекомната в строении

здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.

2 часть

Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.

3часть

Картечь-патрон.

Развилка-образуемое обычно двумя разошедшимися в стороны частями на конце дерева.

4 часть

Мушка — часть механического прицельного приспособления стрелкового оружия.


Сказка ложь, да  в ней намек, добрым молодцам урок.

Мы должны выяснить во время анализа произведения, какой же урок содержится в нем?


2.Анализ произведения.

-Куда шел солдат? (На родину). Почему?(прослушивание аудиозаписи песни «Наш край»)

-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.

 (Нечистый. Не понравился ему нечистый - рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.)

-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю).

- Почему солдат согласился послужить нечистому? (из-за жалованья).

-Кого увидел солдат в клетках? (соколов).

-Найдите в тексте описание каждого сокола. (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.

-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают. А там, в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел).

-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов? (эпитеты).

-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему? (ему стало совестно, потому что Нечестивый держал их в клетках).


2 часть

-Когда солдат вышел в сад что он увидел?

-О чем попросила береза солдата? ----Почему береза не сразу обратилась к солдату за помощью?

-Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?

-Почему автор в качестве дерева выбрал именно березу? (Берёза является символом России потому, что среди многочисленных видов деревьев, растущих в нашей стране, берёза - это единственное дерево, имеющее кору белого цвета. Белый же цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа). Звучит аудиозапись «Белая береза». -Сразу ли разобрался солдат. что сердце ему приказывает? (нет) -Что же оно ему приказывало? (сначала воды попил, потом закусил)

3 часть

-Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы?

-Что подсказало сердце в первый раз?

-Пожалел солдат об этом? Почему?

-Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз?

-Прочитайте строки. которые доказывают. что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?

-Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость?


4 часть

-Какое еще испытание поджидало солдата? (сразиться с нечистым)

-Почему солдат решил сразиться с нечистым?

-Что подсказало ему сердце?

-Найдите и перечитайте описание "боя".

-Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?

III. Закрепление изученного.

-Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату? (Доброта, чуткость, отзывчивость, храбрость).

-Каким оказался нечистый? (Нечистый — страшный и злой, обманщик). --Какие черты характера увидели в девушке? (Девушка — добрая, ласковая и отзывчивая, верная и преданная. Не оставила солдата в беде). -Какими оказались братья? (Братья — один рыжий, второй русый, третий седой и самый отзывчивый).

IV. Этап обобщения.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

-Какой же урок содержится в этой сказке? (Главная мысль сказки в том, что сочувствие и сострадание лечат лучше врача. Основная идея сказки в том, что, делая добро, человек становится лучше и чище, облегчает свою душу и сердце.

-Чему учит сказка? (Сказка учит поступать по совести, как сердце подсказывает.

Учит не поступать из расчёта. Учит милосердию и состраданию).

2. Составьте «толстый» вопрос.

  1. Синквейн главному герою.

V. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу, откройте дневники, запишите д\з Пересказ сказки от 3 лица.

Выставляем оценки.

Продолжи предложения

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…




Скачать

© 2023, 135 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!