СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Юный исследователь"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет составить программу дополнительного образования в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Юный исследователь"»

Рабочая программа дополнительного

образования по основным предметам

«Юный исследователь»



Пояснительная записка.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, русского языка, окружающего мира на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную

мотивацию.

Содержание занятий представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Дополнительное обучение создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия раз в неделю.

Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Программа «Юный исследователь» разработана для развития способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения заданий повышенного уровня сложности.

Цель, задачи и принципы программы:



Цель:

  • развивать образ мышления, мотивы к познанию;

  • формировать исследовательское поведение учащихся;

  • совершенствовать общее языковое развитие младших школьников;

  • расширить и углубить программный материал по предметам.



Задачи:

1.Формирование мотивов к познанию через создание проблемных ситуаций, организацию учебного исследования и разработку проекта;

2.Формирование умений и навыков поиска, исследования и обработки новой информации;

3.Формирование у школьников основ культуры мышления, исследовательского поведения в познании окружающего мира;

4. Создание условий для повышения мотивации к обучению;

5. Развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

1. Умение задавать вопросы;

2. Умение видеть проблему;

3. Умение выдвигать гипотезы;

4. Умение давать определения понятиям;

5. Умение обобщать и классифицировать;

6. Умение и навыки наблюдения;

7. Умения и навыки осуществлять наблюдения;

8. Умение анализировать и делать выводы;

9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов);

10. Умение работать с текстом;

11. Умение доказывать, защищать свои идеи.





Научность

Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.



Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных заданий) к общим.



Практическая направленность

Содержание занятий факультатива направлено на освоение предметной терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других предметных играх и конкурсах.



Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 26 занятий. Содержит аудиторные и внеаудиторные занятия, рассчитанные на учащихся 9-10 лет.



Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами основных предметов, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данных наук, расширяет кругозор, углубляет знания в учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по предметам;

- развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельность;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;

- стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь;

- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- участие в международной «Дино- олимпиаде» по предметам;

- знакомство с научно-популярной литературой;;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.









































Тематическое планирование

26 часов.

п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Развитие памяти и внимания.

(4 часа)


1.1

Организационное занятие.

Коллекция слов, в котором запрятан глубокий смысл.

Задачи на внимание.

1.10

1.2

Игровое занятие.

Веселые задачи.

Загадки-шутки.

8.10

1.3

Задачи на внимание.

Решение нестандартных уравнений.

15.10

1.4

Составление и решение примеров.

Консультации в системе «учитель-ученик».

22.10

2.

Организация исследовательской работы.

Ведение дневника «Юного исследователя».

(2 часа)


2.1

О способах и методах исследования.

Способы поиска информации.

Упражнения в формулировке тем проектов.

5.11

2.2

Диагностика знаний по структуре проекта.

О способах и методах исследования.

Оформление проекта ландшафтной композиции «Сельский дворик».

12.11

3.

Выразительная речь – это искусство.

(6 часов)


3.1

Древняя наука риторика.

Чему учит риторика?

19.11

3.2

Изречения о языке, о книге.

Диалоги.

26.11

3.3

Устная и письменная речь.

Былины, сказания, пословицы, поговорки.

3.12

3.4

Пишем сочинения.

Подготовительный этап.

10.12.

3.5

Пишем сочинения.

Практическое занятие.

17.12

3.6

Проверяем то, что знаем.

Консультации в системе «учитель-ученик».

24.12

4.

Математические дорожки. (4 часа)


4.1

Отгадывание ребусов, головоломок.

Математические кресты;

Математические квадраты;

Числовое окно;

Цифры в цифрах.


4.2

Поиск закономерностей.

Решение геометрических задач.


4.3

Удивительные квадраты.

Задачи-смекалки.


4.4

Задачи повышенной трудности.

Консультации в системе «учитель-ученик».


5.

Создание проекта – ландшафтная композиция.

(3 часа)


5.1

Постановка темы, проблемы, цели и планирование задач самостоятельного исследования.


5.2

Работа по подготовке собственного проекта «Природные зоны России».

Индивидуальная исследовательская работа.


5.3

Проектно-исследовательская деятельность.

Проект – ландшафтная композиция «Природные зоны России».


6.

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

(3 часа)


6.1

Где прячутся ошибки?

Слова с непроверяемыми безударными гласными.


6.2

Говорим и пишем.

О правилах и нормах русского языка.

Орфографический словарь.


6.3

Проверяем то, что знаем.

Практическое занятие.

Консультации в системе «учитель-ученик».


7.

Математический марафон.

(4 часа)


7.1

Переставляем буквы - получаем числа.

Числа в вопросах.


7.2

Геометрические задачи.

Превращение фигур. Работа с конструктором.


7.3

Математическая лесенка.

Поиск закономерностей.


7.4

Составление и решение задач.

Задачи на внимание.


Содержание деятельности.

Модуль 1. Развитие памяти и внимания (4 часа)

1.1 Организационное занятие.

Коллекция слов, в котором запрятан глубокий смысл. Задачи на внимание.

1.2 Игровое занятие. Веселые задачи. Загадки-шутки.

1.3 Задачи на внимание. Решение нестандартных уравнений.

1.4 Составление и решение примеров.

Консультации в системе «учитель-ученик».

Модуль 2. Организация исследовательской работы.

Ведение дневника «Юного исследователя». (2 часа)

2.1 О способах и методах исследования. Способы поиска информации.

Упражнения в формулировке тем проектов.

2.2 Диагностика знаний по структуре проекта. О способах и методах исследования.

Оформление проекта ландшафтной композиции «Сельский дворик».

Модуль 3. Выразительная речь – это искусство. (6 часов)

3.1 Древняя наука риторика. Чему учит риторика?

3.2 Изречения о языке, о книге. Диалоги.

3.3 Устная и письменная речь. Былины, сказания, пословицы, поговорки.

3.4 Пишем сочинения. Подготовительный этап.

3.5 Пишем сочинения. Практическое занятие.

3.6 Проверяем то, что знаем. Консультации в системе «учитель-ученик».



Модуль 4. Математические дорожки. (4 часа)

4.1 Отгадывание ребусов, головоломок. Математические кресты;

Математические квадраты; Числовое окно; Цифры в цифрах.

4.2 Поиск закономерностей. Решение геометрических задач.

4.3 Удивительные квадраты. Задачи-смекалки.

4.4 Задачи повышенной трудности. Консультации в системе «учитель-ученик».

Модуль 5. Создание проекта – ландшафтная композиция. (3 часа)

5.1 Постановка темы, проблемы, цели и планирование задач самостоятельного исследования.

5.2 Работа по подготовке собственного проекта «Природные зоны России».

Индивидуальная исследовательская работа.

5.3 Проектно-исследовательская деятельность.

Проект – ландшафтная композиция «Природные зоны России».



Модуль 6. Хорошо ли ты знаешь грамматику? (3 часа)

6.1 Где прячутся ошибки? Слова с непроверяемыми безударными гласными.

6.2 Говорим и пишем. О правилах и нормах русского языка. Орфографический словарь.

6.3 Проверяем то, что знаем. Практическое занятие.

Консультации в системе «учитель-ученик».



Модуль 7. Математический марафон. (4 часа)

7.1 Переставляем буквы - получаем числа. Числа в вопросах.

7.2 Геометрические задачи. Превращение фигур. Работа с конструктором.

7.3 Математическая лесенка. Поиск закономерностей.

7.4 Составление и решение задач. Задачи на внимание.











































Информационно – методическое обеспечение программы.

Литература для учителя:

1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование

детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005

2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы

одиннадцатилетней школы). Министерство просвещения РСФСР, 1988.

Литература для учителя и учащихся

1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4

классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.

2. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе.

Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.

3. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное

пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития:

Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.

4. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики,

природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). –

Волгоград: Учитель. 2003.

5. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки,

кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула:

ООО Издательство “Астрель”, 2004.

6. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.

7. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной

школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.

8. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995

9. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997г.

10. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991

11. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!