СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иудин грех (фрагмент методической разработки «Проблема ДОБРА и ЗЛА в произведениях художественной литературы предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке обсуждается тема предательства на примере двух произведений литературы: повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и новеллы П.Мериме "Маттео Фальконе".

Просмотр содержимого документа
«Иудин грех (фрагмент методической разработки «Проблема ДОБРА и ЗЛА в произведениях художественной литературы предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.»»

Королькова Ирина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

СОШ 26 города Рыбинска, 1 категория

Иудин грех

(фрагмент методической разработки «Проблема ДОБРА и ЗЛА в произведениях художественной литературы предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.»)

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Цель работы – не дать разработку уроков по литературным произведениям, а понаблюдать и поразмышлять над тем, как проблема добра и зла решается на их материале.

Мы только расставляем некоторые акценты.

Порядок работы по произведению Гоголя может быть такой: Эпос (в ? смысле) – героический эпос - жанр героической (?) поэмы (?) –

герои (???) и автор(?) – проблематика...

Все понятия уже знакомы по Гомеру...

« Тараса Бульбу» можно было бы назвать гоголевской «Илиадой» в плане трагедийности, эпохальности, народной эпосности, но оно (произведение Гоголя) звучит сильнее, могучее, оно наполнено какой-то необыкновенной духовной силой, пронизано богатырским русским духом, корнями своими скорее связано с русским былинным эпосом.

Острейшие столкновение добра и зла, как мощные грозовые разряды, возникают по всему кругу проблем, поднимаемых в

повести Гоголя. Диаграмма № 1


Главным критерием оценки человека в повести Гоголя «Тарас Бульба» является отношение к Родине. Без правильного понимания авторской позиции в этом вопросе останутся неразрешимыми и другие.

Диаграмма №2 Эта пирамида – отражение

отношения

к родине современного человека.

Задание:

1) Сопроводите ступени пирамиды текстом из повести, иллюстрирующим отношение героев к родине.

Жид Янкель: « Я же не говорю этого, чтобы он продал что, я сказал только, что он перешел к ним. Чем человек виноват: там ему лучше, туда и перешел.»

Андрий: « Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! ...что ни есть отдам, продам, погублю за такую отчизну!»

Тарас: «Нет, братцы; так любить, как любит русская душа,...никто не может. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя,...Любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.».. «Добре, сынку, добре».... « Прощайте, товарищи!...подымется из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!...» Б(6)

Остап: «Дай же , Боже, чтобы все, какие тут ни есть еретики, не услышали нечестивые, как мучится христианин!»... «Батько! Где ты? Слышишь ли ты все это?»

Комментарии: Для Тараса и Остапа родина – это православная вера, это Украйна (с ее традициями, историей, культурой, бытом), это семья, это товарищи. Остап и Тарас отдают свои жизни за родину, что может быть выше их подвига? («Нет выше той любви, которая отдает душу свою за друзей» из Евангелия).

Андрий не эгоист, не трус, он тоже способен на самопожертвование. Но ради чего? Во имя какой любви? - в любви тоже есть иерархия.

См. диаграмму №3 – «Иерархия в любви».

ЛЮБОВЬ К

Андрий – предатель. Будем называть вещи своими именами. Он предал родину: Отчизну свою Украйну, веру православную, семью... Он не просто в своей душе отдал предпочтение чему-то иному, он открыто перешел на сторону врагов ее, став врагом и своего отца, и своего брата. Андрий вызывает особое сокрушение сердца, сострадание, боль не только у Тараса, Остапа, автора, но и у читателей. Вместе с ними воскликнет в горе и читатель: «Чем был не козак?...Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!». Андрий попал в плен своей страсти. («Коли человек влюбится, то он все равно, что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни – она и согнется» Янкель).

У Янкеля вообще отсутствует понятие родины. Жиду, где лучше, там и родина.

2) Обратить внимание на объем фигур (диаграмма № 2) и на расположение. Сделайте вывод.

Стоит оценить себя по Гоголю на право называться человеком, поставить себе пробу. Кто мы: Андрии, не помнящие родства, жиды, для которых нет ничего святого и родина является предметом купли-продажи, или достойные дети своего Отечества.

Исключительные условия того кровавого и вместе с тем героического века объясняют, оправдывают поступок Тараса – сыноубийство. У Тараса Бульбы в этом вопросе нет колебаний: грех предательства страшен и может быть омыт только кровью.

Конечно, в наше время, когда обесцениваются, стираются самые святые понятия (н-р, понятия «родина», «любовь») и люди не подчиняются никаким духовным законам, само понятие предательства родины отсутствует.

(С темой сыноубийства мы еще встретимся в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».)

Цель уроков по произведению Гоголя – воспитание любви к родине, воспитание правильной мировоззренческой позиции, расстановка приоритетов. Другого такого произведения, где бы так патетически прозвучала тема родины, нет.

Воспитательных ресурсов у повести Гоголя много (и воспитание детей, и смысл человеческой жизни, и любовь к противоположному полу, и природные дарования, и смерть...), ограничение учебного времени заставляет остановиться на главном.

Конечно, была предварительно проведена большая работа с текстом произведения Гоголя. Уроки примерно шли в таком порядке:

Писатель, род, жанр – урок-связочка с предыдущим материалом.

Урок-экспозиция – эпоха, быт, нравы. Герои –первое знакомство. Тарас Бульба.

Сопоставительный анализ сыновей: Остапа и Андрия.

Материал к уроку готовился детьми самостоятельно (см.Д/З)

Интересно то, что обсуждение на уроке начинали «с конца».

Б (4) – учителем зачитывались эпизоды: «сцена казни Остапа» и «смерть Андрия».

Смерть человека – финал, своеобразное подведение итогов его жизни, следствие совокупности всех его поступков, дел, реализация того, ради чего он жил, смысла его жизни.

- Почему так по-разному умирают сыновья Тараса? Необходимо понять, чем они различались, что было ценностным в их жизни. А далее - анализ...




(Д/З) – Б (3)

Сопоставительный анализ.

Остап

Андрий

Поведение при первой встрече с родителями



Отношение к учебе



Природные дарования



Отношение к друзьям



Отношение к родителям



Отношение к прекрасному



Отношение к противоположному полу



Поведение в бою



Отношение к ним товарищей



Отношение к родине



Смерть



Итогом анализа было составление двойного синквейна.

Фронтальный вариант:

Остап

Андрий

Верный, сильный

Прекрасный, мужественный

Любит, сражается, жертвует.

Влюбляется, предает, умирает.

Дай же , Боже, чтобы...не услышали нечестивые, как мучится христианин!»...

Но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки

Богатырь.

... не козак

Выделим ключевые слова.

Любовь это жертва.

Верный в любви христианин - богатырь духа.

Мужественный, но не козак: предал из-за прекрасной полячки


Еще один очень интересный и, на мой взляд, провокационный

вопрос учебника Б (5): Согласны ли вы с утверждением, что Андрия погубила любовь?

Ответ: 1) неправильная постановка вопроса, т.к. истинная любовь – это доброе чувство, оно не может погубить, погубить могут лишь страсти.

2) погубила не любовь и не слабость, а неправильно расставленные приоритеты (мечтания, грезы, переживания, душевные порывы, излишняя чувствительность, ощущение своей индивидуальности –это Андрий вскармливал в своей душе в тайне от суровых своих сородичей, эта страсть, эта змея и задушила его, оказавшись сильнее всех прочих его привязанностей).

Проблематика (вопросы родины, вопросы любви, вопросы предательства, вопросы сыноубийства).

Подготовка к сочинению на одну из предложенных авторами учебника тем (Ж).


Проблема(4) бытия(1). Честь(2) и достоинство(3).

Пронумеруем ключевые понятия в той последовательности, в которой обозначили.

Бытие – от слова «быть» (жить в полном смысле слова), а не «быт» (в значении материальной обустроенности нашей жизни).

Честь (?) – достоинство (достаточно стоит, дорогого стоит).

Что же такое честь? Как ее сохранить ? Как не растерять на дорогах жизни? – это проблема.

С этой проблемой отчасти мы уже сталкивались на уроках по повести Гоголя «Тарас Бульба»(З): честь и достоинство героев оценивались с точки зрения их отношения к Родине.

В новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» проблема чести и достоинства не в такой степени обусловлена социальным фактором, скорее носит личностный характер. И так же, как у Гоголя, в новелле Проспера Мериме мы встречаемся с мотивом сыноубийства.

И причина та же: предательство. В повести «Тарас Бульба» Андрий предал Родину. Поступок Тараса Бульбы нам как-то еще понятен. А вот за что убил своего единственного и долгожданного сына Маттео Фальконе – непонятно? За то, что передал в руки закона преступника? За то, что взял часы? Причина сыноубийства современному читателю кажется ничтожной. Собственно говоря, вся работа по произведению, в том числе и обоснование жанра новеллы, сводится к решению этого вопроса: за что убил? В(5)

А ответ на этот вопрос невозможно дать без понимания того, что значило для Маттео Фальконе его честное имя, в каких сложных условиях жил человек и как удавалось ему сохранить свое человеческое достоинство...В(1,2),Е

Все было перечеркнуто одним поступком сына. Нравственную серьезность этого поступка автор не случайно подчеркивает двумя деталями В(4): (1) серебряные часы, (2) «дом предателя» -

таким образом проводя параллель с историей предательства Иисуса Христа одним из апостолов – Иудой.

Казалось бы, жадность – не такой великий грех, но к каким тяжким последствиям приводит? В(3)

В решении любой проблемы у человека всегда есть выбор. Так и

у Фортунато был выбор: часы или жизнь человека и доброе имя отца. У Тараса и Маттео Фальконе тоже был выбор: честное имя семьи или позор предательства...

Грех предательства настолько тяжел, что часто омывается только смертью.

Задание -З

Произведение

Имя предателя

Кого или Что предал?

Каким образом?

Причина

итог

«Тарас Бульба»

Андрий

Родину

Перешел на сторону врага

Любовь к панночке

Убит отцом

«Маттео Фальконе»

Фортунато

отца

Совершил бесчестный поступок, опозорил отца

алчность

Убит отцом

История Нового Завета

Иуда

Иисуса Христа

Продал за 30 серебренников

алчность

повесился

Фортунато и Андрий заплатили своей жизнью за предательство. Их судьбы вызывают сожаление.

Смерть Иуды – самовольная – не омыла его греха. Да и предал он не отца, не Родину, а Бога. До сих пор имя его является нарицательным. Оно синоним слову «предатель».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!