Итоговый урок по теме «Атмосфера»
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме; отработка умений в построении графиков, решении задач, определении приборов; проверка усвоения понятий.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: 1. таблицы «Строение атмосферы»,
«Зависимость климата от близости океана, географической широты, рельефа»;
2. Синоптическая карта;
3. Карточки, задачи;
4. Термометр, барометр, флюгер.
Ход урока:
Открытие темы урока (стихотворение).
Знакомство с темой и целью урока.
Соревнования команд.
Класс делится на 3 команды.
1 этап «Что мы знаем».
А. Проверка усвоения понятий.
Б. Игра «Что это».
В. Проверка знаний о приборах.
2 этап «Что мы умеем».
А. Решение задач.
Б. Дневник наблюдений.
Участники команд поочередно отвечают на вопросы и выполняют задания каждого этапа.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Стихотворение.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Гром, туманы и роса,
Дождь, весенняя гроза.
Скажи, что Землю окружает
И где же все это бывает?
1 этап «Что мы знаем».
А. Проверка усвоения понятий
- Атмосфера, ее строение и значение
- Воздух, его состав
- Атмосферное давление и причины на него влияющие
- Ветер и причины его возникновения
- Бриз, муссон
- Абсолютная влажность
- Насыщенный и ненасыщенный воздух
- Относительная влажность
- Облака и их виды
- Атмосферные осадки, их виды. Причины, влияющие на количество осадков
- Погода и причины ее изменения
- Климат и факторы на него влияющие.
Б. Игра «Что это».
- 200-400 мм.
- Р
- 760 мм.рт.ст.
- 22 июня
- мм.рт.ст.
- 21 марта
- штиль
- 60%
- 22 декабря.
В. Проверка знаний о приборах.
(уч-ся должны найти соответствие между величинами и приборами)
На карточках названия величин (атмосферное давление, температура воздуха, количество осадков, влажность воздуха, направление ветра) и приборов (барометр, анероид, спидометр, флюгер, термометр, гигрометр, осадкомер).
2 этап «Что мы умеем».
А. Решение задач.
- Где и почему атмосферное давление выше (на экваторе или на полюсах, в горах или на равнинах)?
- Почему при облачной погоде не всегда выпадают осадки?
- Рассчитайте относительную влажность воздуха при 30С, если в 1 кубическом метре воздуха содержится 9 г воды. Сделайте вывод.
- У подножия горы Р= 740 мм.рт.ст., а на вершине – 440 мм.рт.ст. Какова высота горы?
- В каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее и почему?
758 мм.рт.ст. – 760 мм.рт.ст.
762 мм.рт.ст. – 758 мм.рт.ст.
Б. Дневник наблюдений.
Построить:
Розу ветров
Диаграмму количества осадков
График хода температуры воздуха.
Использовать данные, характерные для своей местности.