СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок литературы в 10 классе по изучению пьесы А.Островского на тему «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, анализ отдельныех фрагментов пьесы.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок литературы в 10 классе по изучению пьесы А.Островского на тему «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что"»

Итоговый урок литературы в 10 классе по изучению пьесы А.Островского на тему

«Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что"


Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.

Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Тип урока: обобщение по теме «жертвы темного царства», их протест, их нравственный выбор.

Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.

Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).

Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты пьесы.

Задачи:

1) познавательные:

- вспомнить содержание пьесы «Гроза»;

- выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы;

- сопоставить между собой «жертв темного царства»;

- выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе;

- совершенствовать работу с тестами;

- подготовиться к контрольному тесту.

2) развивающие:

- развитие внимания (при работе с фрагментами);

- развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы);

- развитие воображения (связь с современностью);

- развитие устной и письменной речи.

3) воспитательные:

- воспитание чувства собственного достоинства;

- формирование активной жизненной позиции;

- преодоление страха перед нравственным выбором.

Ход урока

  1. Сегодня мы продолжим разговор о жизни, о любви, о мужчине и женщине, о семье, воспитании, о совести, пройдем путь с главной героиней от первой минуты нашего знакомства до последней минуты жизни.

Я сегодня думала «Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
Вы, конечно, узнали монолог Катерины конечно,

НЕ ЛЕТАЮТ – что значит для вас летать?

( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими)

ЛЮДИ – о каких людях говорится в драме? Где происходит действие драмы?

В городе на Волге. В Калинове. Монолог Кулигина.

Что за семья Кабановых?

Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары-“делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. 
По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. 

Лагерь Кабановой и Дикого

КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ГЕРОЕВ СПОСОБЕН ЛЕТАТЬ?

неизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому.

Ключевые положения: 1. Все мы родом из детства… (Что заложено в Катерине в родительском доме?) «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. … что хочу, бывало, то и делаю»

В образе Катерины сплетается языческая вера в силы природы с христианской верой. Божественные силы неотделимы у нее от сил природы. Язык героини изобилует народными выражениями: ветры буйные, грусть-печаль…

Но уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), это не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.

2. «У вас я завяла совсем…» (Жизнь в доме Кабановых)

Борис: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно…»

3.Что за семья Кабановых?

Встреча с Борисом. Почему Катерина влюбилась в Бориса?

О мужчине и женщине. Тихон. Борис

Борис слабый духовно человек. Он «плывет по течению» жизни, не способен на решительный поступок, не способен защитить любимую. «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго.»

Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.

(«… что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю».)

Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? (Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из-под неволи»)

-Чему учит Варвара Катерину? («У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)

Как Катерина относится к обману? (Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же приятно!»)

-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)

- Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.

-Как раскрывается сила чувства героини? («Такая уж я зародилась, горячая.» «…уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…») Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)

- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что, когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)

Учитель: Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки.

В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)

Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?

Качества характера Катерины

(дети поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)

РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ

Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д.2 явл.10.

- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)

Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи.

-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ? (Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)

- Действительно. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви.

..Почему Варвара с такой охотой дает Катерине ключи от калитки для свидания с Борисом ("Гроза"), наперед зная, что ни скрыть, ни утаить Катерина не может?

Рассуждают: "от доброты сердца", "горькая женская долюшка", "чтобы оживить событиями убогую атмосферу дома".

- Всё так. Но есть и другой расчет: разве не интересно знать, говоря метафорой, с какой целью нам иногда (по дружбе) дают ключи?

В Варвариной услуге - и тайное желание "запачкать" Катерину. Безгрешную, чье лицо светом совести светится, уподобить себе и этим оправдать себя. Пожалуй. Иной не утешится, не запачкав другого. Один и тот же ключ открывал беду для Катерины и давал некий смысл, душевный покой Варваре. Но в том-то и сила, душевная красота, чистота героини А. Островского, что, даже взяв ключи, она остается незамаранной, хоть и грешной.

"Варварины ключи"

Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).

Катерина - верующий, религиозный человек. Но главное - голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать.

Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.

Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).

- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?

1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?

2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.

3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.

Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.

-Так чем же для Катерины стала любовь? (Грех, погибель – слайд 17) (Ответы учеников:

1. Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.

2. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты»)

КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

Добролюбов Николай Александрович «Луч счета в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»

Писарев Дмитрий Иванович

"Гроза" не трагедия любви.

Почему гибнет Катерина? Кто толкает ее к обрыву?

- Кабаниха? исходя из слов Тихона: "Маменька, вы ее погубили!"

Безразличие Тихона?

- отказ Бориса убивает Катерину?

- физическое отвращение к домашней тюрьме, неволе...

"Гроза" не трагедия любви?

назвать скорее трагедией совести...

В ней самой, в ее любви, в ее душе, в нравственных представлениях и высокой моральной требовательности лежат причины трагического исхода ее жизни"!

"Ее любовь и совесть - вот главные соперники и виновники ее гибели"; "Она была человеком со светлой и чистой душой, она не умела притворяться, врать и лицемерить"; "Она боится Бога, а Бог живет в ней. Бог - ее совесть. Как же она будет жить с пятном на совести".

О том же пишет и М. Свердлов в своей книге о "Грозе": "Катерина не жертва "темного царства", судьбы или страха перед внешней угрозой - грозой, а "жертва собственной чистоты" (М. Достоевский), жертва "внутренней грозы", "грозы совести" (Писарев).

Драма Островского «Гроза» своим появлением вызвала множество

неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа

Катерины Кабановой, девушки с горячим сердцем. Одни критики

воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным

поступком осветить мрачный мир «темного царства» и тем самым

способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали,

что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать

«лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия»

(Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая

Писарева в неспособности объективной оценки (Антонович). Но

были и те, кто стоял «над схваткой», не желая видеть ничего,

кроме прекрасно написанного художественного произведения.

Таков был взгляд А. Григорьева.

Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все

зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект

критики.

Добролюбов увидел только бунтарскую сторону характера Катерины, а Писарев заметил лишь исключительную

темноту молодой женщины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!