СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый тест в формате ЕГЭ по теме "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

  1. Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

17.Что автор называет самосознанием? В чём проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «человек». ( Не забудьте, что при объяснении нужно указать не менее 2-3 существенных признаков/отличия/особенности)

19.Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».

20. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест в формате ЕГЭ по теме "Человек и общество"»

Контрольный тематический тест по темам «Общество» и «Человек»

Этот тест решите полностью, мы все разберем в воскресенье


1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.


2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Демографические проблемы, глобальные проблемы, экологические проблемы, экономические проблемы, продовольственные проблемы.


3.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.


4.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Труд, игра, учение, вид деятельности, познание.


5.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) спад; 6) стратификация


6.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) биологические; 2) физиологические; 3) социальные; 4) органические; 5) естественные; 6) эстетические


7.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) реформа; 2) эволюция; 3) революция; 4) застой; 5) скачок; 6) спад


8.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых


9. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат

 

10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) трудовая 2) инстинктивная 3) учебная 4) созидательная 5) творческая 6) кадровая


11. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в общении; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе; 6) в пище


12.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) традиционализм 2) коллективизм 3) фабрика 4) религия 5) большая семья 6) сфера услуг


13.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) интернационализация 2) протекционизм 3) интернет-сети 4) Всемирный банк 5) мировые рынки

6) натуральное хозяйство


14.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) задатки 2) одарённость 3) социализация 4) активность 5) талант 6) гениальность


15.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам постиндустриального общества. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) индустриализация 2) глобализация 3) ресурсосбережение 4) компьютеризация 5) информатизация

6) патриархальность


16.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) движение; 2) самоуважение; 3) самореализация; 4) самосохранение; 5) общение; 6) забота.


 17.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов


18.Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии


19.Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям

3) проявления наследственности

4) формирование наций

5) чувственное восприятие мира

6) развитие рынка


20. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существенные преобразования, вводимые законным путём

2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений

3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов

4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей

5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества


21. Найдите в приведённом ниже списке черты общества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) механизация и автоматизация производства и управления

2) определяющая роль урбанизации в социальной жизни

3) высокий уровень социальной мобильности

4) господство церкви и армии в политической сфере общества

5) господство сельского натурального хозяйства

6) серийное производство товаров массового потребления


22.Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения


23. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства.

4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

6) Постепенно складывается демократия.


24.Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании


25.Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

26.Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) государство

Б) религия

В) образование

Г) производство

Д) семья

 

1) экономика

2) политика

3) духовная культура

4) социальные отношения

27.Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) 

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

 

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север — Юг»


28.Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ТИП ОБЩЕСТВА

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

 

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное


29.Установите соответствие между характеристиками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) внедрение высоких технологий во все сферы общественной жизни

Б) переход к массовому промышленному производству стандартизированной продукции

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

 

1) традиционное

2)индустриальное

3)информационное

30.Установите соответствие между примерами и видами потребностей, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в познании мира

Б) в поиске смысла жизни

В) в двигательной активности

Г) в общении

Д) в труде

 

1) естественные

2) социальные

3) идеальные (духовные)


31.Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

32.Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие характерные черты индустриального общества из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.

2) В политической сфере господствуют церковь и армия.

3) Экономической базой общества является промышленность.

4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.

5) Преобладает интенсивная технология.

6) В общественных отношениях господствуют право и закон.


33.Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны).

1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.

2) В политической сфере господствуют церковь и армия.

3) Экономической базой общества является промышленность.

4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.

5) Преобладает экстенсивная технология.

6) В общественных отношениях господствуют право и закон.


34.Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества


35.Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.


36.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению


37.Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сознание

2) инстинкты

3) мировоззрение

4) наличие психики

5) проявление эмоций

6) способность к преобразовательной деятельности


38.Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Алина добрая и отзывчивая.

2) Алина — внешне привлекательная девушка.

3) Алина — дисциплинированный работник.

4) Алина благожелательно относится к коллегам.

5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.

6) У Алины светлые волосы и голубые глаза.


39.Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу


40.Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла — 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл — сангвиник по темпераменту.

5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.


41.Транснациональные компании, тратя огромные деньги на рекламу, убеждают население разных стран покупать определенные товары. О чем свидетельствует этот факт? Выберите из приведенного ниже списка ответы на данный вопрос и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дифференциации доходов

2) разделении труда

3) глобализации потребления

4) социальном неравенстве

5) возможностях Интернета

6) глобализации производства


42.Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.

2) В городе открылся технический университет.

3) Рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня.

4) Работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком.

5) В республике прошли выборы депутатов республиканского парламента.

6) В стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых.







Это задания второй части. Внимательно их прочитайте, а как их делать мы разберем в воскресенье



Тип 22 (1)

В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества представляет собой страна Z? Как относятся к природе в таком обществе? Какой основной фактор производства в таком обществе? Как такой тип общества влияет на требования к кадрам (работникам)? Укажите два требования.

Тип 22 (2)

В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.

В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.

Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.

Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z — унитарное государство?

Тип 22 (3)

В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?

Тип 22 (4)

Премьер-министр страны Х объявил о начале масштабной реформы образования. С этой целью для оснащения мультимедийным оборудованием школ увеличивается целевое финансирование, создаются региональные

платформы для ведения электронных дневников и журналов. Какая тенденция образования реализуется в ходе данной реформы? Укажите два признака, по которым вы определили эту тенденцию. Приведите две любые другие тенденции современного образования. Какой тип общества существует в стране Х?

Тип 22 (5)

Экономика государства Z основана на промышленности, производящей стандартную продукцию. Для нее характерны частная собственность и свобода хозяйственной инициативы, высокий уровень конкуренции. Доля государственного сектора в экономике незначительна.

Появилась массовая культура, наблюдается бурное развитие средств средств массовой коммуникации, растет урбанизация.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а так же гарантии их защиты. Периодически проводятся свободные выборы. Законодательную власть осуществляют парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика государства Z? какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z — президентская республика?

Тип 22 (6)

В стране Z развито массовое конвейерное производство, численность городского населения пять лет тому назад превысила численность сельских жителей. На промышленных предприятиях трудятся преимущественно мужчины. Большинство семей в стране Z традиционного типа. Раз в четыре года совершеннолетние граждане страны Z участвуют во всеобщих и равных выборах президента, который, в соответствии с конституцией Z, является главой государства, формирует правительство и распускает его. В государстве Z пять областей, которые возглавляют губернаторы, назначенные президентом. Раз в пять лет граждане избирают депутатов однопалатного парламента, голосуя за партии, допущенные к выборам.

К какому типу общества относится Z? Какие особенности традиционной семьи могут проявляться в семейной жизни жителей Z? (Приведите любые две особенности.) Какая форма правления установлена в государстве Z? (Укажите полное название.) Какой факт из условия задания позволяет сделать вывод, что государство Z является унитарным? (Укажите один любой факт.)

Тип 22 (7)

Главу государства Z избирают на совместном заседании двухпалатного парламента. Одновременно парламентарии формируют правительство и утверждают основные направления внутренней политики государства Z, среди которых одним из важнейших принято считать возрождение культуры.

В школах Z на изучение литературы, музыки, истории отводится больше времени, чем на изучение математики, физики и химии. Однако концертные залы и театры, репертуар которых представляют классические художественные произведения, остаются полупустыми. Самый большой кассовый успех принесла демонстрация первой серии художественного фильма-триллера о крушении межпланетного космического корабля, который смотрели и дети, и взрослые.

Какая форма правления установлена в государстве Z? (Укажите полное название.) Какой принцип образования отражён в школьной программе страны Z? Какой вид культуры популярен в стране Z? Какие признаки этого вида культуры представлены в условии задания? (Укажите любые два признака, каждый из них конкретизируйте фактом из условия задания.)

Тип 22 (8)

В стране Z доля работников, занятых в промышленном производстве, значительно превышает доли представителей других профессий. Главой государства является король, представляющий Z в международных отношениях, правительство ответственно перед парламентом.

В 2016−2018 гг. в стране Z была зафиксирована циклическая безработица. В этой ситуации парламент распустил старое и сформировал новое правительство. В 2020 г. новое правительство вынесло на обсуждение проект реформы образования, предлагая расширить учебную программу по предметам, которые помогают в овладении цифровой грамотностью, обеспечить учебные заведения свободным доступом к интернету.

К какому типу общества относится Z? Какая форма правления установлена в Z (дайте полное название)? Какой факт в жизни страны Z может свидетельствовать о циклической безработице? Какое направление модернизации образования предлагает реформа, вынесенная на обсуждение в стране Z?

Тип 22 (9)

В стране Z происходят значительные перемены: развивается обрабатывающая промышленность, растут города и численность городского населения, промышленное производство стало ведущей отраслью экономики.

В стране действует прогрессивная система налогообложения. В соответствии с законодательством государства Z каждый гражданин по достижении восемнадцатилетия имеет право избирать и быть избранным в законодательное собрание, заниматься предпринимательской деятельностью, создать семью. В семье граждан государства Z растёт дочь. Родители приучают её к ведению домашнего хозяйства, хотят, чтобы она, окончив школу, как можно скорее вышла замуж и посвятила себя заботе о муже и будущих детях.

Какой тип общества утверждается в стране Z? Что характерно для прогрессивной системы налогообложения (укажите один любой признак)?

Какое политическое право граждан названо в ситуации? Какой тип семьи является идеалом родителей, о которых говорится в задании?

Тип 22 (10)

В стране Z доля совершеннолетних, которые пользуются средствами мобильной связи, составляет около 90%. В городах на главных улицах и площадях, на остановках общественного транспорта действует бесплатный доступ в интернет. Доставка в сети розничной торговли, доступ к банковским услугам, запись в медицинские учреждения осуществляются в электронной форме. Электронное голосование используется в ходе всеобщих, равных и прямых выборов однопалатного парламента и президента страны Z.

Введение электронного голосования активно освещалось в средствах массовой информации, представители политических партий и граждане высказывали своё мнение по этому вопросу. Организаторы выборов учли множество критических замечаний в целях совершенствования процедуры выборов. В соответствии с конституцией государства вновь избранный президент сформировал правительство и назначил руководителей исполнительной власти всех шести областей Z. Правительство Z обсуждает проект реформы налогообложения доходов граждан, в частности, переход от пропорциональной к прогрессивной системе налогообложения.

К какому типу относится общество страны Z? Какая форма правления действует в государстве Z (укажите полное название)? Какое государственно-территориальное устройство установлено в Z? Какая характеристика действующей системы налогообложения обязательно изменится в случае проведения реформы (укажите одну любую характеристику и её изменение)?

Тип 22 (11)

Доля занятых в промышленном производстве страны Z значительно превышает доли представителей других профессий. В стране Z множество семей насчитывает более трёх детей. Как правило, женатые мужчины зарабатывают средства на содержание жены и детей, их жёны ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей. Государство Z установило специальные выплаты при рождении третьего и последующих детей, выплачивает пособия на каждого школьника. Женщины, которые воспитали трёх и более детей и не были заняты в общественном производстве, имеют такие же права на пенсионное обеспечение по достижении пенсионного возраста, как и работавшие граждане. К какому типу общества относится Z? Какое направление политики государства Z описано в задании? Какой тип семьи характерен для страны Z? Какая особенность, не упомянутая в задании, характеризует данный тип общества в экономической сфере? (Укажите одну любую особенность.)

Тип 22 (12)

В стране Z после завершения начального образования большинство девочек покидают государственные школы и начинают помогать дома по хозяйству и в воспитании младших братьев и сестер. Девушки рано выходят замуж. Семьи, как правило, многодетные, обеспечивает семью муж. Значительная часть мужского населения занята в добывающих отраслях промышленности, часть отправляется на заработки в соседнюю страну, в которой также началась разработка полезных ископаемых. У власти на протяжении столетия находятся представители одной семьи, после смерти правителя власть переходит к его старшему сыну. Правитель является верховным главнокомандующим, инициирует и принимает законы, утверждает налоги, распределяет средства государственного бюджета, представляет государство в международных отношениях, возглавляет судебную систему. В стране Z действует прогрессивная система налогообложения.

Какая форма правления действует в государстве Z (укажите полное название)? Какой тип семьи характерен для страны Z? Какой вид социальной мобильности иллюстрирует задание? Какие признаки отличают прогрессивную систему налогообложения (укажите один любой признак)?

Тип 25 1

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации ребёнка.

(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие социальные институты являются агентами целенаправленной социализации подрастающего поколения в Российской Федерации? (Назовите любые три социальных института.)

3) Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по целенаправленной социализации подрастающего поколения. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)

Тип 25 2

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость всестороннего развития человека. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие социальные институты помогают развить человеку как биологические, так и социальные качества? (Назовите любые три социальных института.)

3) Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по развитию биологических и социальных качеств человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)

Тип 25 3

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).)

3) Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.)



Внимательно прочитайте сам текст и задания к нему, а как их делать мы разберем в воскресенье

  1. Прочитайте текст и выполните задания с 17 по 20.

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

17. Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений? Укажите три отличия. Что автор относит к предпосылкам революции? Укажите четыре предпосылки. Помимо революции, выделяют такой тип общественных изменений как реформа. Раскройте основные различия между этими важнейшими социальными движениями.

18. Автор пишет о особенностях революций. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия « реформа». ( Не забудьте, что при объяснении нужно указать не менее 2-3 существенных признаков)

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами отличительные признаки революции. (В каждом примере сначала приводите признак, а затем иллюстрируйте его примером, все примеры должны быть составлены развернуто).

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли революций в жизни общества. ( Каждое суждение должно быть сформулировано как развернутое предложение)



  1. Прочитайте текст и выполните задания с 17 по 20.

Глобализация создает новые угрозы безопасности в широком смысле этого слова, как в богатых, так и в бедных странах. Вот некоторые из них.

Риски глобальных финансовых рынков. Огромные массы краткосрочного спекулятивного капитала циркулируют сегодня на мировых финансовых рынках. Изменение в настроениях инвесторов или целенаправленные атаки на фиксированные валютные курсы порождают финансовые кризисы. Их отличительной особенностью является непредсказуемость возникновения. Страна, где нет предпосылок для возникновения кризиса, может стать жертвой международных финансовых спекулянтов или определенного стечения обстоятельств в странах, связанных с ней экономическими отношениями. Спекулятивный характер современной финансовой системы многократно усиливает риски возникновения финансово-экономического кризиса. Каждый кризис вызывает спад производства и рост безработицы, серьезные проблемы в банковской сфере, падение реальной заработной платы.

Риски для занятости и доходов. Глобальная конкуренция порождает такие процессы, как банкротства крупнейших компаний, а также всевозможные слияния и поглощения. И то, и другое вызывает массовую потерю рабочих мест. Конкуренция с дешевой рабочей силой или товарами, произведенными дешевой рабочей силой, приводит к рискам потери работы и доходов населения как развитых, так и развивающихся стран.

Опасности для здоровья. Значительные потоки мигрантов, туристов и бизнесменов способствуют распространению эпидемий, в т.ч. ВИЧ/СПИД. Как отмечают эксперты ООН, «семьи пострадавшие от эпидемии ВИЧ, попадают в финансовые тиски в связи с ростом затрат на услуги здравоохранения и падением доходов. Расходы, связанные с ВИЧ, могут доходить до более чем одной трети доходов семьи, что ведет к сокращению расходов в других сферах. В то же время огромные потоки людей сделали возможным возникновение пандемий гриппа, мутаций птичьего гриппа и появление в развитых странах лихорадки Эбола. Массовой гибели людей в этом случае избежать будет трудно.

Таким образом, глобализация несет в себе не только положительные стороны. Отрицательных последствий много. Природа рисков, возникающих в ходе глобализации, достаточно разнообразна. Растущая открытость экономики делает систему уязвимой к любым шокам. А значит, решение важной задачи — сбалансированного долгосрочного экономического роста — стало существенно сложнее.

17. Какие три группы рисков глобализации называет автор? Укажите, в чем видит автор риск глобальных финансовых рынков? Опираясь на текст, укажите возможные последствия их существования (всего укажите два последствия).

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация». ( Не забудьте, что при объяснении нужно указать не менее 2-3 существенных признаков/отличия/особенности)

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами влияние глобализации на сферы общества. (В каждом примере сначала приводите сферу, а затем - пример, все примеры должны быть составлены развернуто).

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о влиянии глобализации на жизнь общества. ( Каждое суждение должно быть сформулировано как развернутое предложение)












  1. Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он - как любой вид материи - подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы. 

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, - главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

17. Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте. Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». ( Не забудьте, что при объяснении нужно указать не менее 2-3 существенных признаков/отличия/особенности)

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами основные виды деятельности человека. (В каждом примере сначала приводите вид деятельности, а затем - пример, все примеры должны быть составлены развернуто).

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о влиянии человека на природу. ( Каждое суждение должно быть сформулировано как развернутое предложение).









  1. Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

17.Что автор называет самосознанием? В чём проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «человек». ( Не забудьте, что при объяснении нужно указать не менее 2-3 существенных признаков/отличия/особенности)

19.Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».

20. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.







Скачать

© 2022, 15598 952

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!