ВАРИАНТ 1
1.Комплекс Гольджи можно узнать по:
А) кристам на внутренней мембране; В) наличию гран;
Б) расположенным на мембранах рибосомах; Г) системе полостей, канальцев с пузырьками на концах.
2. Информационная РНК – это:
А) белок; Б) жир; В) фермент; Г) нуклеиновая кислота.
3. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию –
А) гормональную; Б) сигнальную; В) ферментативную; Г) информационную.
4. Размножение — это процесс:
А) увеличения числа клеток ; В) развитие организмов в процессе эволюции
Б) воспроизведение себе подобных; Г) изменение особи с момента рождения до ее смерти
5. Оплодотворение — это процесс, в результате которого:
А) происходит слияние мужской и женской гамет; Б) образуется зигота
В) образуется диплоидная клетка Г) развиваются гаметы
6. Митоз — способ деления эукариотических клеток, при котором:
А) дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре материнской клетки;
Б) образуется зигота;
В) образуются половые клетки;
Г) из диплоидной клетки образуются гаплоидные
7. Современная структура экологии включает в себя:
А) общую экологию;
Б) экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов
В) химическую экологию, экологию сельского хозяйства, экологию природопользования
Г) Экологию народонаселения, этноэкологию
8. Термин «Экология» впервые ввел:
А) Э.Геккель
Б) В.В.Докучаев
В) В.И.Вернадский
Г) Ч.Дарвин
9. Что такое ген?
А) участок молекулы РНК, отвечающий за формирование одного признака;
Б) участок молекулы ДНК, ответственный за синтез одного полипептида;
В) участок молекулы АТФ;
Г) внешний признак организма.
10. Генеалогический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:
А) хромосомных наборов; Б) родословных людей; В) развития признаков у близнецов;
Г) обмена веществ у человека.
11. Совокупность генов всех особей в популяции – это:
А) генотип; Б) кариотип; В) ген; Г) генофонд.
12.Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
А) лемуры
Б) австралопитеки
В) Дриопитеки
Г) Гориллы
13. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян:
А) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков
Б) человек –потомок современных человекообразных обезьян
В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков
Г) Обезьяны произошли от древних людей
14. Основные человеческие расы:
А) европеоиды и монголоиды
Б) европеоиды, индейцы, негроиды и монголоиды
В) европеоиды, негроиды и монголоиды
Г) европеоиды, негроиды и монголоиды и неандертальцы
15. Первыми живыми организмами на земле были:
А) анаэробные гетеротрофы Б) анаэробные автотрофы
В) аэробные гетеротрофы Г) аэробные автотрофы
16. Опыты Л. Пастера доказали возможность:
А) самозарождение жизни
Б) появление живого только из живого
В) занесения «семян жизни» из космоса
Г. биохимической эволюции
17. Основатель научной систематики (классификации):
А) Дж. Рей; В) Ж.Б. Ламарк;
Б) К. Линней; Г) Ч. Дарвин.
18. Автор первого эволюционного учения:
А) К. Линней; В) Ж.Л. Бюффон;
Б) Ч. Дарвин; Г) Ж.Б. Ламарк.
19. Главный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» впервые вышел в свет в:
А) 1809г.; В) 1868г.;
Б) 1859 г.; Г) 1871 г.
20. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч. Дарвину:
А) наследственность; Б) изменчивость; В) естественный отбор; Г) борьба за существование.
ВАРИАНТ 2
1. Всю совокупность химических реакций в клетке называют:
А) метаболизмом; Б) фотосинтезом; В) брожением; Г) хемосинтезом.
2. Хлоропласты в клетке не выполняют функцию:
А) синтеза молекул АТФ; В) преобразования световой энергии в химическую;
Б) синтеза углеводов; Г) матрицы для синтеза белков.
3. Пластиды имеются в клетках:
А) всех растений;
Б) только животных;
В) всех эукариот;
Г) во всех клетках.
4. Онтогенез — процесс:
А) исторического развития организмов; Б )деления клеток;
В) индивидуального развития организма ; Г)эмбрионального развития.
5. Мейоз:
А) характерен только для патологических клеток;
Б) происходит при образовании половых клеток
В) универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов
Г) обеспечивает постоянство наследственной информации
6. Среда обитания – это:
А) совокупность жизненно необходимых для организма факторов
Б) все элементы и условия неживой природы, окружающие живые организмы
В) совокупность факторов, вызывающих приспособительные реакции организмов
Г) географическое пространство, благоприятное для жизнедеятельности организма
7. Пределы выносливости (толерантности) – это:
А) предел изменчивости фактора, при котором способен жить организм
Б) минимальная доза фактора, при котором способен жить организм
В) максимальна доза фактора, которую способен выдержать организм и при этом не погибнуть
Г) предел изменчивости фактора, при котором организм способен образовывать локальные формы
8. Конкуренция между организмами возникает, ели они:
А) живут на одной территории
Б) используют один и тот же ресурс, который имеется в ограниченном количестве
В) потребляют сходную пищу, в которой нет недостатка
Г) имеют одинаковые параметры тела
9. Если родительские организмы отличаются друг от друга по одному признаку, скрещивание называется:
А) дигибридным; Б) полигибридным; В) моногенным; Г) моногибридным.
10. Фенотип особи – это:
А) совокупность всех признаков организма, за исключением наследственного материала;
Б) совокупность всех признаков популяции;
В) совокупность признаков вида;
Г) совокупность признаков рода.
11. Мутации чаще являются:
А) полезными; Б) вредными;
В) безразличными; Г) доминантными.
12. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:
А) способностью к трудовой деятельности
Б) Заботой о потомстве;
В) Четырехкамерным сердцем;
Г) Объемным зрением
13. К движущим силам антропогенеза не относится:
А) борьба за существование
Б) общественный образ жизни
В) Наследственная изменчивость
Г) Модификационная изменчивость
14. Появление фотосинтеза привело:
А) к возникновению многоклеточности
Б) к возникновению бактерий
В) к накоплению кислорода в атмосфере
Г) к возникновению полового процесса
15. В соответствии с гипотезой А. Опарина:
А) жизнь переносится с планеты на планету
Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли
В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана
Г) жизнь на Земле существует вечно
16. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого в первичной атмосфере не было:
А) водорода
Б) кислорода
В) метана
Г) воды
17. Миграция особей популяции как фактор эволюции приводит к:
А) расселению особей на новые территории;
Б) уменьшению или увеличению численности популяции;
В) обновлению генофонда популяции либо образованию новой популяции;
Г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций.
18. Пример предостерегающей окраски:
А) ярко-красная окраска цветка у розы;
Б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
В) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
19. Микроэволюция приводит к:
А) изменениям генотипов отдельных особей и обособлению популяций;
Б) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас;
В) изменениям генофонда популяций и образованию новых видов;
Г) над видовым преобразованиям и формированию родов, семейств, отрядов и т. д.
20. В результате дивергенции в ходе эволюции возникли:
А) роющие конечности у обыкновенного и сумчатого кротов;
Б) форма тела и способы передвижения у акулы и дельфина;
В) зубные системы у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам;
Г) сходное строение глаз у головоногих моллюсков и позвоночных животных.
Д) развитие покровительственной и предостерегающей окраски у насекомых.
КЛЮЧИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
В1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| Г | Г | В | Б | А | А | А | А | Б | Б | Г | В | А | В | А | А | Б | Б | Б | Б |
В2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| А | Г | А | В | Б | А | А | А | Г | А | Б | А | Г | В | В | Б | Г | Б | В | В |
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 113
Контрольно – измерительные материалы для итоговой аттестации
учебной дисциплины «Биология»
по профессиям:
260807.01 Повар, кондитер
110800.02 Тракторист- машинист с/х производства
100800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту
машинно- тракторного парка