СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый лингвистический проект по русскому языку "И пальцы просятся к перу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговый лингвистический проект по русскому языку "И пальцы просятся к перу"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ СОШ Школа 97

Ленинского района г. Нижнего Новгорода





проектная работа по русскому языку





«И пальцы просятся к перу»





Выполнил: Егорычев Данила Владимирович
Ученик 10а класса

Научный руководитель:

Измуков Максим Геннадьевич







Нижний Новгород

2022



Содержание:

3……..Введение

4…………… Глава 1

Стихотворение и стих

5………..Глава 2

Что такое стихосложение?

6…………Чем отличается стих от прозы?

7-8…………Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка

9-12……………..Чем отличается стих одного стихотворения от другого ?

13…………. Заключение

14………….Лит. источники





















Введение:

Многие, как и я, любят произведение Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей" (1). А помните главу "Как Незнайка сочинял стихи"(2)? В ней Незнайка решил стать поэтом, пошел к своему другу Цветику и попросил его научить сочинять стихи. Это меня очень поразило: неужели любой человек может взять и начать писать стихи? И даже я? А что для этого нужно сделать?

В словаре я нашёл определение: Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи или небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.



























Глава 1

Стихотворение и стих.

 Учащиеся овладевают такими понятиями, как Ритм,рифма,строфа, стопа, знакомятся с двусложными трёхсложными стихотворными размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеют представление о Пиррихии и Спондее, о различных схемах рифмовки

Зачастую мы принимаем слова стихотворение и стих за слова синонимы, заменяя одно другим. Это ошибочное мнение. Ведь стихотворение – это написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера. В этом самом широком смысле стихотворениями именуются оды, баллады, сонет и другие.

Рифма может добавить красочной милозвучности вашей поэме, придавая ей особую памятность, что может быть очень забавно. В то время как не все поэмы должны рифмоваться, те, что рифмуются, производят более яркое впечатление при составлении такой сложной композиции. Если вы хотите попытаться прорифмовать стих, вы можете изучить основы рифмовок и размеры метрики так же, как и советы для написания хороших стихов, которые намного лучше рифм.














Глава 2

Что такое стихосложение?


Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением.

это  искусство выражать свои мысли в стихотворной форме; система организации поэтического вещания, в основе которой содержится закономерное повторение определённых языковых элементов, складывающихся на основе культурно-исторической традиции определённого языка. 




























       

2.1. Чем отличается стих от прозы?

Стих (в переводе с греческого  значит stichos – порядок; его латинский синоним versus –поворот)– возвращение к началу ряда. А проза – в переводе с латинского означает «речь», которая движется вперед.

Стих, прежде всего, речь, четко разделенная на относительно короткие отрезки, соотносимые между собой. (3)


        Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку.

„Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя”.

(4)

        Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция  - стих.
















2.2. Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?


Именно теми мерками, которыми соизмеряются строки. Мы можем вести счет длине строк или словами, или слогами, или группами слогов – стопами.

В зависимости от этих мерок различают следующие системы стихосложения:

Тоническую - (от греч. tonos – ударение; ведь в стихе сколько слов, столько и ударений) (5). Тоническое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством полноударных слов. Стихи называются 2-, 3-, 4-ударными Тоническое было, например, древнее стихосложение германских языков.

Силлабическое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 4-, 5-, 6- -сложными. (6)

Силлабо-тонические развилось из силлабического. Явилась потребность выделять ударением некоторые слоги как опору для голоса и слуха – сперва перед концом стиха, а потом и внутри стиха через одинаковые промежутки. Выделенные слоги называются «сильными местами», промежуточные между ними «слабыми местами». Сильные места ударные, слабые – безударные. (7)

        Чередование сильных и слабых мест называется метром (от греч. «мера»); повторяющиеся сочетание сильного и слабого места – стопой.

Основных метров в силлаботонике пять: если сильные места чередуются через один слог (двусложные) - ямб и хорей, если через два слога (трехсложные стопы) – дактиль, амфибрахий и анапест.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что стих – это особый тип художественной речи, отличный о прозы. Определяющий признак стиха является его строгая ритмическая организация.

В стихотворной речи – ритм является заранее заданным и более или менее отчетливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, рифмыокончаний стихотворных строк, пауз, графического оформления текста.



























2.3. Чем же отличаются стих одного стихотворения, от стиха другого.

Во – первых, строением строки – метром. Во – вторых, длиной строки – размером.

В – третьих, окончанием строк – мужским, женским, дактилическим,  гипердактилическим.

Предлагаю рассмотреть подробнее.

Строение строки – метр (от греческого Merton –мера). (8) Остановимся на ямбе и хорее. В русской поэзии господствуют строфы простые. Самая элементарная – двустишие. Особая разновидность – шестистопный ямб.

Ямб (от греческого jambos  - восходит к названию музыкального инструмента) – это двусложный размер, где ударения падают на четные слоги (2й, 4й, 6й, 8й) (9)

Хорей (от греческого choros -  хор) – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги (1й, 3й, 5й, 7й…) (10)

Хорей,  так же как и ямб, размер очень популярный в поэзии и употребляется с 18 века.

Мы сказали о стихе: «… отрезки, соотносимые и соизмеримые  между собой». Что значит соотносимые?

        Когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки живо вспоминаем концы предыдущих строк, (особенно когда они отмечены рифмой).

        Рифма (от греческого rhythmos- соразмерность) повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах (11) рифму различают:

Точную – повторяющиеся звуки  - Очи – ночи;

Неточную – с несовпадающими звуками.

Рифмы различают простые – одно слово;

Составные – включающие в созвучие два, три слова.

Например: подружка – кружка,

                Окошка – кошка

                Очи – ночи…

С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами

        В поэзии каждый стих существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические.

         

 В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы делятся на мужские рифмы – с ударением на последний слог строки.

„Сказку я люблю читать,

Рисовать и понимать,

Потому что в ней добро 

Побеждает всегда зло.

(11)

Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог

„Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…”

(12)

И.З. Суриков

Дактилические – с ударением на третий от конца слог.


Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…” (13)

С.Есенин

         



Рифма делится на следующие виды:

  • Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ААбб

  • Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки АбАб  

  • Охватные (опоясанные или кольцевые), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА  

Работая над данной темой, я изучила следующие особенности стихотворения и встретилась с понятием анафора.

Анафора – (от греческого anaphora – вынесение вверх) повтор созвучий или одинаковых  слов в начале стихотворной строки. Анафора часто встречается в стихотворениях Тютчева. А вот пример из стихотворения обучающегося:

Где снежный сугроб под окошком?

Где льдинок узор на окне?

Где иней на ветках берёзки

Играет , горит в серебре?

















Также существует разновидность стихотворения  - это акростих(14) (от греческого akros  - крайний  Stichos – стих) – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образует какое – лидо слово, чаще всего – имя. Акростих известен ещё в VI веке до н.э. у греков. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет.



























Заключительная часть

Поводом для создания стихотворения может послужить интересный случай из жизни, влияет и настроение поэта, потому что читая стихи я всегда понимаю какое настроение было у автора, когда он писал свое творение. Иногда писатель хочет научить и воспитать свое читателя. Некоторые стихи написаны специально для детей. Теперь и мы можем сочинять целые поэмы.



































Литературные источники :

  1. Читать онлайн электронную книгу Приключения Незнайки и его друзей - Николай Николаевич Носов. Приключения Незнайки и его друзей бесплатно и без регистрации! - LibreBook.me ; Носов Н.Н. "Приключения Незнайки и его друзей" — Художественная литература для детей — купить книгу ISBN: 978-5-17-105474-8 по выгодной цене на Яндекс Маркете (yandex.ru)

  2. Николай Носов - Как Незнайка сочинял стихи - Глава 4: читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн - РуСтих (rustih.ru)

  3. Стих — Википедия (wikipedia.org)

  4. Зимний вечер — Пушкин. Полный текст стихотворения — Зимний вечер (culture.ru)

  5. Тоническое стихосложение — Википедия (wikipedia.org)

  6. Силлабическое стихосложение — Википедия (wikipedia.org)

  7. Силлабо-тоническое стихосложение — Википедия (wikipedia.org)

  8. Метр (стихосложение) — Википедия (wikipedia.org)

  9. Ямб — Википедия (wikipedia.org)

  10. Хорей — Википедия (wikipedia.org)

  11. Примеры сочинений "Добро побеждает зло" по сказке "Двенадцать месяцев" ~ Проза (Школьная литература) (chitalnya.ru)

  12. Зима — Суриков. Полный текст стихотворения — Зима (culture.ru)

  13. Черемуха — Есенин. Полный текст стихотворения — Черемуха (culture.ru)

  14. Акростих — Википедия (wikipedia.org)

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!