Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ Школа 97
Ленинского района г. Нижнего Новгорода
проектная работа по русскому языку
«И пальцы просятся к перу»
Выполнил: Егорычев Данила Владимирович
Ученик 10а класса
Научный руководитель:
Измуков Максим Геннадьевич
Нижний Новгород
2022
Содержание:
3……..Введение
4…………… Глава 1
Стихотворение и стих
5………..Глава 2
Что такое стихосложение?
6…………Чем отличается стих от прозы?
7-8…………Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка
9-12……………..Чем отличается стих одного стихотворения от другого ?
13…………. Заключение
14………….Лит. источники
Введение:
Многие, как и я, любят произведение Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей" (1). А помните главу "Как Незнайка сочинял стихи"(2)? В ней Незнайка решил стать поэтом, пошел к своему другу Цветику и попросил его научить сочинять стихи. Это меня очень поразило: неужели любой человек может взять и начать писать стихи? И даже я? А что для этого нужно сделать?
В словаре я нашёл определение: Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи или небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Глава 1
Стихотворение и стих.
Учащиеся овладевают такими понятиями, как Ритм,рифма,строфа, стопа, знакомятся с двусложными трёхсложными стихотворными размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеют представление о Пиррихии и Спондее, о различных схемах рифмовки
Зачастую мы принимаем слова стихотворение и стих за слова синонимы, заменяя одно другим. Это ошибочное мнение. Ведь стихотворение – это написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера. В этом самом широком смысле стихотворениями именуются оды, баллады, сонет и другие.
Рифма может добавить красочной милозвучности вашей поэме, придавая ей особую памятность, что может быть очень забавно. В то время как не все поэмы должны рифмоваться, те, что рифмуются, производят более яркое впечатление при составлении такой сложной композиции. Если вы хотите попытаться прорифмовать стих, вы можете изучить основы рифмовок и размеры метрики так же, как и советы для написания хороших стихов, которые намного лучше рифм.
Глава 2
Что такое стихосложение?
Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением.
это искусство выражать свои мысли в стихотворной форме; система организации поэтического вещания, в основе которой содержится закономерное повторение определённых языковых элементов, складывающихся на основе культурно-исторической традиции определённого языка.
2.1. Чем отличается стих от прозы?
Стих (в переводе с греческого значит stichos – порядок; его латинский синоним versus –поворот)– возвращение к началу ряда. А проза – в переводе с латинского означает «речь», которая движется вперед.
Стих, прежде всего, речь, четко разделенная на относительно короткие отрезки, соотносимые между собой. (3)
Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку.
„Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя”.
(4)
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция - стих.
2.2. Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?
Именно теми мерками, которыми соизмеряются строки. Мы можем вести счет длине строк или словами, или слогами, или группами слогов – стопами.
В зависимости от этих мерок различают следующие системы стихосложения:
Тоническую - (от греч. tonos – ударение; ведь в стихе сколько слов, столько и ударений) (5). Тоническое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством полноударных слов. Стихи называются 2-, 3-, 4-ударными Тоническое было, например, древнее стихосложение германских языков.
Силлабическое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 4-, 5-, 6- -сложными. (6)
Силлабо-тонические развилось из силлабического. Явилась потребность выделять ударением некоторые слоги как опору для голоса и слуха – сперва перед концом стиха, а потом и внутри стиха через одинаковые промежутки. Выделенные слоги называются «сильными местами», промежуточные между ними «слабыми местами». Сильные места ударные, слабые – безударные. (7)
Чередование сильных и слабых мест называется метром (от греч. «мера»); повторяющиеся сочетание сильного и слабого места – стопой.
Основных метров в силлаботонике пять: если сильные места чередуются через один слог (двусложные) - ямб и хорей, если через два слога (трехсложные стопы) – дактиль, амфибрахий и анапест.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что стих – это особый тип художественной речи, отличный о прозы. Определяющий признак стиха является его строгая ритмическая организация.
В стихотворной речи – ритм является заранее заданным и более или менее отчетливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, рифмы, окончаний стихотворных строк, пауз, графического оформления текста.
2.3. Чем же отличаются стих одного стихотворения, от стиха другого.
Во – первых, строением строки – метром. Во – вторых, длиной строки – размером.
В – третьих, окончанием строк – мужским, женским, дактилическим, гипердактилическим.
Предлагаю рассмотреть подробнее.
Строение строки – метр (от греческого Merton –мера). (8) Остановимся на ямбе и хорее. В русской поэзии господствуют строфы простые. Самая элементарная – двустишие. Особая разновидность – шестистопный ямб.
Ямб (от греческого jambos - восходит к названию музыкального инструмента) – это двусложный размер, где ударения падают на четные слоги (2й, 4й, 6й, 8й) (9)
Хорей (от греческого choros - хор) – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги (1й, 3й, 5й, 7й…) (10)
Хорей, так же как и ямб, размер очень популярный в поэзии и употребляется с 18 века.
Мы сказали о стихе: «… отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой». Что значит соотносимые?
Когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки живо вспоминаем концы предыдущих строк, (особенно когда они отмечены рифмой).
Рифма (от греческого rhythmos- соразмерность) повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах (11) рифму различают:
Точную – повторяющиеся звуки - Очи – ночи;
Неточную – с несовпадающими звуками.
Рифмы различают простые – одно слово;
Составные – включающие в созвучие два, три слова.
Например: подружка – кружка,
Окошка – кошка
Очи – ночи…
С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами
В поэзии каждый стих существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы делятся на мужские рифмы – с ударением на последний слог строки.
„Сказку я люблю читать,
Рисовать и понимать,
Потому что в ней добро
Побеждает всегда зло.
(11)
Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог
„Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…”
(12)
И.З. Суриков
Дактилические – с ударением на третий от конца слог.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила…” (13)
С.Есенин
Рифма делится на следующие виды:
Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ААбб
Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки АбАб
Охватные (опоясанные или кольцевые), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА
Работая над данной темой, я изучила следующие особенности стихотворения и встретилась с понятием анафора.
Анафора – (от греческого anaphora – вынесение вверх) повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки. Анафора часто встречается в стихотворениях Тютчева. А вот пример из стихотворения обучающегося:
Где снежный сугроб под окошком?
Где льдинок узор на окне?
Где иней на ветках берёзки
Играет , горит в серебре?
Также существует разновидность стихотворения - это акростих(14) (от греческого akros - крайний Stichos – стих) – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образует какое – лидо слово, чаще всего – имя. Акростих известен ещё в VI веке до н.э. у греков. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет.
Заключительная часть
Поводом для создания стихотворения может послужить интересный случай из жизни, влияет и настроение поэта, потому что читая стихи я всегда понимаю какое настроение было у автора, когда он писал свое творение. Иногда писатель хочет научить и воспитать свое читателя. Некоторые стихи написаны специально для детей. Теперь и мы можем сочинять целые поэмы.
Литературные источники :
Читать онлайн электронную книгу Приключения Незнайки и его друзей - Николай Николаевич Носов. Приключения Незнайки и его друзей бесплатно и без регистрации! - LibreBook.me ; Носов Н.Н. "Приключения Незнайки и его друзей" — Художественная литература для детей — купить книгу ISBN: 978-5-17-105474-8 по выгодной цене на Яндекс Маркете (yandex.ru)
Николай Носов - Как Незнайка сочинял стихи - Глава 4: читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн - РуСтих (rustih.ru)
Стих — Википедия (wikipedia.org)
Зимний вечер — Пушкин. Полный текст стихотворения — Зимний вечер (culture.ru)
Тоническое стихосложение — Википедия (wikipedia.org)
Силлабическое стихосложение — Википедия (wikipedia.org)
Силлабо-тоническое стихосложение — Википедия (wikipedia.org)
Метр (стихосложение) — Википедия (wikipedia.org)
Ямб — Википедия (wikipedia.org)
Хорей — Википедия (wikipedia.org)
Примеры сочинений "Добро побеждает зло" по сказке "Двенадцать месяцев" ~ Проза (Школьная литература) (chitalnya.ru)
Зима — Суриков. Полный текст стихотворения — Зима (culture.ru)
Черемуха — Есенин. Полный текст стихотворения — Черемуха (culture.ru)
Акростих — Википедия (wikipedia.org)
15