СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый индивидуальный проект

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Влияние средств массовой информации  на формирование

общественного мнения».

 

Просмотр содержимого документа
«Итоговый индивидуальный проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа №10»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым











ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Влияние средств массовой информации на формирование

общественного мнения».









Выполнила:

Смольник Полина Валерьевна,

Ученица класса 11-А

Руководитель проекта:

Личева Мария Михайловна,

учитель обществознания















Ялта 2022

Содержание


Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть

1.Определение средств массовой информации………………………………5

2.Виды средств массовой информации……………………………………… 6

3.Функции средств массовой информации…………………………………...7

4.Работают ли СМИ открыто?.......................................................................8

5.Влияние СМИ на общество………………………………………………….9

5.1. Эффективность воздействия на человека средств массовой информации…………………………………………………………………….10

Практическая часть

Анкетирование. Социологический опрос…………………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………15

Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………. 17

Приложение 1 ………………………………………………………………..18

Приложение 2………………………………………………………………...20

















Введение

В XXI веке сложно представить нашу жизнь без телевизора, радио, журналов и, конечно же, без интернета. Поэтому темой своего проекта я выбрала: «Влияние средств массовой информации на общественное мнение».

Актуальность моего исследования в том, что массовая коммуникация стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом.

Именно появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации.

Из этих источников мы получаем новую информацию. Люди постоянно стремятся получить сведения о происходящих событиях. В достижении этой цели нам помогают средства массовой информации (далее СМИ). Также, СМИ могут управлять общественным мнением с помощью информации (успокоить общественность, отвлечь (или привлечь) внимание общественности от каких-либо событий). Они помогают государственной власти представлять различные события политической жизни.

Современная история доказала, что СМИ оказывают огромное влияние на психику человека, его поведение и отношения в обществе, государственную политику и привлекали внимание многочисленных исследователей.

Гипотеза исследования: средства массовой информации сегодня влияют на человека настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом направлении.

В работе в качестве источника исследования были использованы данные, которые я получила в результате социологического опроса школьников 9-11 классов (Приложение 1). Меня заинтересовали вопросы, какими средствами массовой информации в основном интересуются эти люди и как эти средства влияют на их мнение относительно происходящих событий, а также на чем в основном акцентируется внимание людей при обращении к СМИ (Приложение 2).

Объект исследования - общественное мнение.

Предмет исследования - влияние на общественное мнение средствами массовой информации.

Цель - изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения, выяснение уровня устойчивости подростков на влияние средств массовой информации.

Задачи:

  1. Понять, что такое СМИ.

  2. Разобраться в функциях СМИ.

  3. С помощью различных источников выяснить, насколько СМИ влияют на общество.

  4. Провести анонимный опрос среди подростков.

  5. Подвести итоги проведенной работы.

Противоречие: Популярность и доступность СМИ среди граждан создает возможность оказывать воздействие и влиять на интересы общества.
Проблема: СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играет одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения.

Продукт проекта: Плакат с информацией о влиянии СМИ на общественное мнение, о негативных и положительных чертах СМИ.

Основная часть

1.Определение средств массовой информации

Начнем с того, что дадим определение СМИ. Средства массовой информации – это совокупность органов общественной передачи информации с помощью публичных технических средств. Все конкретные разновидности средств массовой информации, которые были перечислены выше, в своей совокупности образуют единую систему СМИ. Структурно эта система распадается на три базовые группы:

  • Печатная пресса

  • Аудиовизуальные СМИ

  • Информационные службы

С появлением интернета и популярностью интернета он стал во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились интернет-СМИ. Они быстро обрели популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» СМИ. Поговорим о негативном влиянии СМИ

Манипуляция массовым сознанием — один из способов управления большим количеством людей путём создания иллюзий и условий для управления их поведением. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны. Не все современные люди могут отличить с помощью СМИ можно с легкостью управлять сознанием людей и внушать им различные мысли, вести к определенным поступкам. Не все люди отдают себе отчет о полученной информации и могут ее фильтровать[2].

Однако, СМИ имеют и свои достоинства.

  1. Возможность вернуться к прочитанному, увиденному, прослушанному еще раз, будь то статья в газете, которую можно вырезать или эфир новостей, который легко скачать в интернет-ресурсах.

  2. Доступность. В любое время в любом месте.

  3. Если характеризовать роль СМИ в современном обществе кратко, то это возможность получать любую информацию в независимости от того, насколько вы заняты. Это может быть даже банальное радио, которое играет в машине.

  4. Оперативность. Не пройдет и часа после какого-либо происшествия, как об этом "затрезвонят" все возможные СМИ.

При этом необходимо помнить, что каждое вышеперечисленное достоинство имеет обратную сторону, поэтому однозначно говорить о вреде или пользе средств информации нельзя.

Роль СМИ в современном обществе достигла высокой отметки. Информация, полученная из социальных сетей, эфиров новостей, радио, воздействует на мировоззрение каждого человека. От того, что именно он прочитает, услышит, просмотрит, зависит то, как он будет вести себя в жизни. Поэтому прежде чем доверять полученной информации необходимо проверять ее на подлинность и объективность [4].

СМИ или Средства Массовой Информации- это самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно- технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Каждая форма СМИ имеет свою знаковою систему: печать, или пресса- письменное слово или визуальный образ; радио- устное слово или музыку; телевидение синтезирует устное слово, движущиеся изображение и музыку на общем фоне, симфонии красок.

2. Виды средств массовой информации

  • Печатные издания;

  • Радио;

  • Интернет;

  • Телевидение;

  • Рассмотрим их по отдельности.

  1. Печатные издания- это массовые и периодические печатные издания- газеты, журналы.

  2. Радио - это технология передачи по радио неограниченному числу слушателей

речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации.

  1. Интернет - это глобальная сеть, в которой локальные, региональные и корпоративные сети соединены между собой многочисленными каналами, для получения информации.

  2. Телевидение - это способ передачи зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами.

У всех этих видов СМИ есть реклама, поскольку реклама- это один из видов психологического воздействия на человека. Что же такое реклама?

Реклама - это убеждающее средство информации о товарах или фирме, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств фирмы, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке. Какова цель рекламы?

Цель рекламы:

Побудить покупателя приобрести конкретный товар (услуги) их массы подобных, предлагаемых на рынке.

Функции рекламы:

  • Маркетинговая-заключается в формировании спроса на товар или услуги и стимулирует к покупке.

  • Коммуникативная-заключается в информирование потребителей.

  • Социальная-заключается в формирование и закреплении определенных моделей [7].



2. Основные функции СМИ


СМИ - это огромная сила, воздействующая на людей с помощью газет, радио, но наибольшим эффектом воздействия на аудиторию обладает, конечно, ТВ. Его технические возможности позволяют нам узнать о новостях самыми первыми. Наиболее оперативным считают радио т. к. его аудитория достаточно велика, потому что люди могут включить его, как фон пока едут в машине или делают свои дела.

Газеты и журналы- имеют наилучшие возможности для аргументированного разъяснения чего-либо, хотя чаще всего и имеют аудиторию намного меньше, чем у радио или ТВ. СМИ выполняет целый ряд социально-психологических функций, таких как:

  • Коммуникативная;

  • Непосредственно-организаторская;

  • Идеологическая (социально-ориентирующая);

  • Культурно-образовательная;

  • Рекламно-справочная;

  • Рекреативная;

Рассмотрим все функции подробнее:

  1. Коммуникативная - это функция установления контакта с массовой аудиторией как совокупность субъектов, имеющих цель получить информацию.

  2. Непосредственно-организаторская - это функция отражения роли СМИ как «четвертой власти» в обществе.

  3. Идеологическая (социально-ориентирующая) - оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения.

  4. Культурно-образовательная- отвечает за развитие людей, их образования и воспитания. Влияние на учебно-воспитательный процесс, содержания программ образования, технологии, методы и форму обучения. Реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность учащихся.

  5. Рекламно-справочная- это удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т.д.)

  6. Рекреативная- цель этой функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Ещё рекреативная функция способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности [10].



4. Можно ли сказать, что СМИ работают открыто?

Не смотря на те функции, которые я описала выше, сказать то, что СМИ работают открыто, сообщая обо всём, нельзя. На самом деле через прессу, радио и ТВ мы чаще всего получаем не объективную информацию о событиях, а интерпретацию этих событий. С чем это связано?

Это связано с тем, что СМИ обеспечивают движение информационного потока преимущественно в одном направлении - от источника информации к её потребителю. Каждое СМИ имеет свои приоритеты, представляя интересы большой социальной группы-государства, партии или движения. Задача СМИ отобрать из большого количества информации те сведения, которые в данный момент имеют наибольшее звучание и отклик со стороны общественности. Такой отбор информации, по сути, селекция, уже является интерпретацией [1].

Рассмотрим пример, сообщая о катастрофе, одни СМИ всячески сглаживают остроту и жестокость ситуации. Другие - наоборот, пытаются обратить внимание людей на опасность случившегося, ищут доказательства и виновных, показывают реальность и тяжесть катастрофы. Одно и тоже событие может быть представлено совершенно в разном свете в зависимости от целей и задач того или иного издания. Таких примеров не мало.

Следовательно, СМИ создают далеко не однородную информацию. Так на примере социального опроса за 2000 и 2020 годы, рассмотрим, как менялся уровень доверия людей к различным видам СМИ.

2000 год:

35% проголосовало за ТВ (телевидение);

27% проголосовало за интернет;

22% проголосовало за газеты;

16% проголосовало за радио

2020 год:

55% проголосовало за интернет;

25% проголосовало за Телевиденье;

12% проголосовало за газеты;

8% проголосовало за радио

На примере этого мы можем сделать вывод, что с каждым годом наше общество всё больше верит интернету, чем новостным каналам. Также ТВ действительно предоставляет самую широкую и разнообразную информацию, но в тоже время даёт ей самую противоречивую интерпретацию. Каждый телевизионный канал имеет свои пристрастия и фавориты и даёт событиям свою оценку. Одно и то же происшествие может стоять на первом месте у одного канала и быть незамеченным другим[4].

5. Влияние СМИ на общество.

СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан. Именно средства массовой информации дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире. Естественно, что сам человек не в состоянии самостоятельно проверить все полученные факты на достоверность. Поэтому каждый полагается на правдивость, той или иной, информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют оценкам и суждениям происходящего средствами массовой информации. Тем самым, напрашивается вывод, что недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.

СМИ нередко, а даже и часто являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного пиар-хода, и взаимодействие со связями с общественностью, политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования [8].

СМИ имеют грандиозные и колоссальные возможности для сплочения и сближения людей ради определенного действия, или получения определенной выгоды. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого человека, а не властей. К примеру, нередко при помощи Интернета, телевидения и радио люди узнают об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из действительно положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации.

Многое также зависит от того, каким образом СМИ преподносят событие, с какой точки зрения журналист освещает и рассказывает тот или иной факт, событие. От грамотной трактовки новостей корреспондентом зависит дальнейшее отношение общества к данному явлению, событию.

СМИ навязывают определённые поведенческие стандарты, существенно влияющие на восприятие действительности, как обычных граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами и стереотипами.

Однако самым действенным и эффективным средством влияния на сознание общества, безусловно, на первом месте, остается телевидение. Оно — наиболее мощный и оперативный канал воздействия на человеческую психику и разум.

Безусловно СМИ оказывают огромное влияние на людей, но это влияние довольно противоречивое. Это влияние приносит пользу и наносит вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя [10].

5.1. Эффективность воздействия на человека средств массовой информации.

Эффективность влияния СМИ находится в прямой зависимости от того, в какой мере им удается убедить читателя, зрителя или слушателя в том, что они « с ним », а не « против него », что их точка зрения совпадает с его установкой на то или иное социальное явление или событие. Реализация этой задачи требует четкого понимания того, какие именно социальные группы составляют аудиторию данного издания или канала [10].

Любая аудитория, в свою очередь, очень чутко реагирует на то, в какой мере та или иная программа или газета учитывает ее социальные, политические, моральные, этические, эстетические и прочие ценности. Точность отражения интересов, вкусов, возраста, культурного уровня той аудитории, к которой обращено данное издание, прямо влияет на расширение или сужение ее численности. Сообщение, получаемое от «своего», привычного канала информации, оказывается более значимым, чем сообщение, исходящее от канала, который данная аудитория не считает «своим», привычным, заслуживающим доверия. Например, молодежные журналы беседуют со своими читателями простым, разговорным языком, используя подростковый сленг и затрагивая по преимуществу темы эстрадной музыки, моды, любви, дружбы.

«Женские» журналы более спокойные, неторопливые, содержат материалы по домоводству, уходу за детьми, поддержанию здоровья, «душещипательные» рассказы о трудностях семейной жизни, а представленные в них модели одежды и причесок не столь экстремальны, как в молодежных изданиях. Аудитория «экономических» газет и журналов не интересуется бытовой прозой, она ждет от «своей» газеты серьезных аналитических материалов по финансовым и коммерческим вопросам, которые вряд ли будут интересны и понятны людям, далеким от бизнеса. Некоторые издания объединяют людей разных социальных групп, имеющих сходные интересы: любителей спорта, автомобилистов, дачников. Механизмы эффективного влияния средств массовой информации на человека Основой эффективного воздействия СМИ на аудиторию является потребность людей в получении новой информации. Эта потребность находится в тесной связи с одной из главных потребностей человека — познавательной. Потребность в новых впечатлениях и знаниях имеет для нас огромное жизненное значение. Именно она заставляет нас узнавать об изменениях в окружающем мире, накапливать и анализировать получаемую информацию, «встраивая» ее в уже сложившееся представление об окружающей действительности. Без этих знаний человек не смог бы выжить в постоянно меняющейся среде, не сумел бы приспособиться к ней, выбрать адекватное обстоятельствам поведение. Очень трудно при нехватке информации принять правильное решение. Человек чувствует себя напряженным, растерянным, неспособным к активным действиям; вся его психическая жизнь дезорганизуется. Такое состояние сохраняется до тех пор, пока он не освоится в новой среде, не накопит знаний и опыта жизни в ней и не убедится, что его поступки становятся все более правильными, а жизнь — более безопасной. Очевидно, что информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющемся мире. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно, только обладая необходимой информацией [11].

Информированность всегда повышает эффективность любой деятельности. На удовлетворение именно этой потребности и направлена деятельность СМИ. Эффективность СМИ определяется тем, в какой мере они отвечают потребности людей в получении новой информации. В СМИ используется целая система методов психологического воздействия: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание. Все эти методы, за исключением убеждения, являются манипулятивными, т.е. подталкивающими людей к принятию «нужных» решений, совершению «правильного» выбора. Слово манипуляция (от лат. manipulatio – manipulus – горст,ь manipulus – пригоршня, от manus и ple – наполнять) в буквальном смысле означает движение рук при управлении какимлибо устройством. Прежде этим словом называли действия артистов-фокусников, связанные с ловкостью рук, с умением отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто.Скрытое психологическое воздействие на собеседника, слушателя. В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Отсюда пошло и его переносное значение как ловкой проделки, махинации, подтасовки. В социальной психологии, политологии словом «манипуляция» называют систему приемов и способов психологического воздействия на массовое сознание с целью навязывания людям каких-либо идей, подталкивания их к тем или иным решениям, поступкам.

Признаки воздействия:

1. отношение манипулятора к другому человеку как к средству достижения цели

2. стремление получить односторонний выигрыш

3. скрытый характер воздействия

4. использования психологического доминирования, игра на слабостях

5. мотивация

6. мастерство в осуществлении манипуляционных действий

Выделяют четыре базовых метода воздействия на человека:

-атака;

-давление;

-программирование;

-манипуляция;

Для того чтобы убедить людей в чем-либо, автор статьи или ТВ-передачи должен найти такие слова и доводы, которым они поверили бы. Убеждение срабатывает лишь в том случае, если доводы логичны, непротиворечивы и отвечают представлениям и чувствам данной конкретной аудитории. Достаточно небольшой, но очевидной для людей неточности или 12 ошибочности информации, чтобы доверие к сообщению резко снизилось. Попытки убедить население в правдоподобии намеренно искаженной информации приводят к обратному эффекту — люди перестают верить и тем сведениям, которые соответствуют действительности. Однако в том случае, если информация исходит от «своего» привычного канала либо от очень авторитетного человека, люди склонны принимать сообщаемые сведения на веру, без всяких доказательств, им легко внушить «нужное» отношение к происходящему. Особенно доверчивыми оказываются люди, не имеющие представления о психологических способах воздействия на человека. Разновидностью внушения является воздействие на людей силой примера. Беря пример с кого-то, они подражают мнению или поведению авторитетного для себя человека, причем подражают совершенно сознательно. Умелое внушение преимуществ и достоинств определенного образа жизни, стиля оформления своей внешности или квартиры (например, телепрограмма «Квартирный вопрос») способно подтолкнуть людей к поступкам, продиктованным подражанием. Не секрет, что реклама задает стандарты жизни, заметно превышающие реальные возможности большинства населения. Это делается для того, чтобы побудить граждан ко все новым и новым приобретениям. Однако для многих людей, особенно молодых, эти стандарты незаметно становятся эталоном жизни. Если же человек неосознанно подражает кому-то, сам того не замечая, то речь идет уже о психологическом заражении. Этот прием психологического воздействия СМИ на аудиторию эффективен при условии выраженной эмоциональной насыщенности передачи, поэтому чаще применяется телевидением и радио, располагающими большими возможностями для организации эмоционального воздействия на людей, нежели печать. Именно из таких программ в сознание людей входят лозунги, словосочетания, речевые обороты, штампы, вносящие существенный вклад не только в строй языка, но и в способы мышления, осмысления действительности. Например, различные националистические идеи и лозунги, бездумно повторяемые некоторыми молодыми людьми постепенно становятся основой их мировоззрения, их видения мира[3].

Практическая часть

Социологический опрос

Анкетирование было проведено на базе МБОУ «ЯСШ №10» . Выборку составили учащиеся 9-11х классов в количестве 44 человека, из которых 22 парня и 22 девушки. В исследовании я, прежде всего, попытался выяснить, какие темы старшеклассники наиболее часто обсуждают со своими друзьями, знакомыми, родственниками.

Отвечая на 1 вопрос анкеты( приложение 1): "Какое СМИ, по вашему мнению, является самым достоверным?", 16 из опрошенных сказали телевидение (41%), 14 человек ответили газеты, журналы (31%), 12 человека ответили Интернет (23%) и 2 человекарадио(5%).
2 вопрос звучал так: "Из какого источника СМИ вы предпочитаете черпать информацию?", 22 человека ответили Интернет(45%), 9 человек назвали телевидение(25%), абсолютно такое же количество отдало свое предпочтение книгам, газетам и журналам(25%), и 4 респондента ответили радио(5%).
В ответе на 3 вопрос: "Пользуетесь ли вы Интернет в качестве основного источника информации", абсолютное большинство опрашиваемых учащихся ответило "да"(40 человек, 90%) и лишь четверо сказали "нет"(10%).
На 4 вопрос: "Сколько времени вы проводите в Интернете?" отвечали не все отпрошенные, а только те которые дали положительный ответ на предыдущий вопрос, таким образом 13 человек сказали менее 1 часа (37%), по 10 человек выбрали ответы 1-2 часа и 2-4 часа (27,5%) и 7 человек сообщили, что проводят в Интернете более 4 часов (12%).
Отвечая на 5 вопрос: "Какие источники информации вы никогда не используете в повседневной жизни?", абсолютное большинство опрошенных ответили радио(40 человек, 90%), четверо сказали газеты и журналы(10%), В ответе на 6 вопрос: "Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?" Основное количество опрошенных выбрали варианты отдых, развлечение, спорт и новости.

На вопрос 7: "Какая информация наиболее часто подвергается обсуждению среди ваших сверстников" большинство опрошенных ответили примерно так же, как и на 6 вопрос.

На вопрос 8: "Как часто Вы анализируете информацию, полученную в СМИ?", 34 из 44 человек ответили "всегда"(75%), варианты "часто" и "очень часто" удостоились 8 голосов(по 20%), а вариант "никогда" лишь 2(5%).

Вопрос 9 звучал так: "Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?", 34 опрошенных ответили "нет"(85%) и лишь 10 сказали "да"(15%).

На 10 вопрос: "Какие чувства Вы испытываете после просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия?", 26 респондентов ответили что испытывают негативные чувства(65%), 14 сказали что нейтральные(25%) и 4 что позитивные(10%).

В ответе на 11 вопрос: "Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать современные СМИ?" большинство опрошенных ответило: достоверность, информативность, доступность, актуальность и оперативность.

На 12 вопрос анкеты: "Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь?", ровно половина из опрошенных придерживается нейтральной стороны 22 человека, (50%), 10 человек (23%) отмечают негативное влияние средств массовой информации на молодежь и 12 (27%) думают что они позитивно влияют на молодое поколение.

Подводя итог результатам анкетирования можно выделить большинство опрошенных учащихся 9-10 классов МБОУ «ЯСШ№10» по их мнению, не испытывают серьезного влияния со стороны средств массовой информации, однако, парадоксально являются очень сильно зависимыми от них. Так же большая часть респондентов негативно относятся к насилию и безнравственности льющейся в избытке из телевизора, всемирной сети и других СМИ.

Анализ анкетирования учащихся 11 класса показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации передаваемым каналами СМИ, то опрошенные отдают предпочтение телевидению и печатным изданиям, так же можно сказать, что практически все опрошенные учащиеся активно пользуются всеми каналами средств массовой информации и считают, что использование этих самых каналов нейтрально сказывается на психо-эмоциональном состоянии современной молодежи. Чаще всего, как выяснилось при простом опросе, они обсуждают события в учебном заведении (56,3%), причём эту тему наиболее часто обсуждают представители женского пола. Вторая по счету часто обсуждаемая тема - представители противоположного пола (52,5%). Также довольно часто обсуждают фильмы, музыку, компьютерные игры (46,8%), дружбу (36,0%), личную жизнь (27,6%), бытовые проблемы (22,9%), любовь (22,7%), новости чрезвычайных ситуаций (20,3%). Менее часто мои сверстники обсуждает со своими друзьями проблемы политики (9,0%), книги (11,2%), события в мире, за рубежом (12,7%), новости спорта (15,3%), отношения (17,6%), криминальную хронику (17,9) (приложение2).


Заключение


В процессе работы над проектом были изучены различные методы влияния СМИ на человеческое сознание. Нами было выяснено, что в практике СМИ широко используются различные методы воздействия на общественное мнение, например, внушение, дезинформация, метод семантического манипулирования, метод отвлечения и т.п. Чтобы уберечь себя от различного рода информационных ловушек необходимо «фильтровать» всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио, телевидения. В процессе достижения цели я выяснила, что основной задачи СМИ является создание устойчивого отношения к какому-либо явлению. Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей организации, которую он представляет. СМИ через воздействие на общество в целом воздействует на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, СМИ формируют общественное мнение. С другой стороны, общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой- либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, общественное мнение выступает в качестве некой контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью.

Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем.

Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься СМИ. Но и само общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, следовательно, можно сказать, что общественное мнение и СМИ оказывают друг на друга взаимное влияние, а соответственно неразрывно взаимосвязаны. Формирование общественного сознания в значительной мере происходит под влиянием средств массовой информации [8].

Единственное, что можно сказать на данный момент, судя по интернет опросу, которое было представлено на стр.11 и по моему анкетированию - это то, что самыми влиятельными среди Средств Массовой Информации являются ТВ и Интернет. И, пожалуй, самое последнее, но не по значимости, чтобы я хотела сказать и показать вам с помощью этого проекта - это то, что нельзя верить абсолютно всему, что говорят или пишут, или как говорится доверять, но проверять. Я надеюсь, что мой проект будет полезен и интересен для вас.




































Список использованных источников и литературы


1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. / Громов Г.Р. М.,1993, с. 19-20.

2.Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации, / Доронин А.И. www.agentura.ru/library/analit-pressa/

3. Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960-1980 / Знаков В. В. Психологический журнал, 1992 т.12 №3

4. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики./ Корконосенко С. Г. СПб, 1995.

5.Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В.

6. Михальская А. К. Язык Российских СМИ как манипулирующая система. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов международной научной конференции./ Михальская А. К – М. Изд. МГУ, 2001 с.32-33.

7. Общество - средства массовой информации - власть: Учебное пособие / С.В. Коновченко. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2001. - 207 с.

8. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

9. Психология. Под ред. И.В.Дубровиной М,«МОДЭК», 2005.с. 130-170.

10. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины / Соколова И.В. Социальная информатика - 95, М., 1995, с.19-22.

11. Шишкин А.Ф.Экономическая теория. / Шишкин А.Ф.М.: Гамунит. изд. центр Владос, 1996-1997

12.Хромов Л.Н. ―Рекламная деятельность: искусство, теория, практика‖, / Хромов Л.Н.Петрозаводск АО ―Фолиум‖, 1994.

Использованные интернет- ресурсы:

1. Gallup Media «Исследование СМИ, мониторинг рекламы и тиражный аудит», www.internews.ru/internews/Internews_News.html.

2. http://www.km.ru/referats/335726-vliyanie-sredstv-massovoi-informatsii-na-formirovanie-molodezhi.

3. http://xreferat.com/27/200-1-rol-smi-v-zhizni-obshestva.html



Приложение 1

Анкета

«Влияние СМИ на формирование общественного мнения»

Укажите, пожалуйста ваш пол: ___________

Укажите, пожалуйста свой возраст: _____________

Вам представлены вопросы, на тему данного опроса, пожалуйста отвечайте на вопросы честно.


1. Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным:

а) телевидение

б) Интернет

в) радио

г) газеты, журналы...

2. Из какого источника СМИ вы предпочитаете черпать информацию:

а) телевидение

б) Интернет

в) радио

г)книги, газеты, журналы...

3. Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации:

а) да

б) нет

4. Сколько времени вы проводите в Интернете (если ответ на предыдущий вопрос положительный):

а) менее 1 часа

б) 1-2 часа

в) 2-4 часа

г) более 4 часов

5. Какие источники информации вы никогда не используете:

а) телевидение

б) Интернет

в) радио

г) газеты, журналы...

6. Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна:

а) отдых, досуг, развлечения

б) спорт

в) политика

г) культура

д) проблемы молодежи

е) новости

7. Как вы считаете, какая информация, полученная через каналы СМИ, наиболее часто становится предметом обсуждения среди Ваших сверстников:

а) отдых, досуг, развлечения

б) спорт

в) политика

г) культура

д) проблемы молодежи

е) новости

8. Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ:

а) всегда

б) никогда

в) очень часто

г) часто

9. Привлекают ли Вас сцены насилия на экране:

а) да

б) нет

10. Какие чувства Вы испытываете после просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия:

а) негативное

б) позитивное

в) нейтральное

11. Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать современные СМИ:

а) достоверность

б) объективность

в) информативность

г) доступность

д) актуальность

е) оперативность

ж) независимость

з) грамотность

12. Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь:

а) позитивное

б) негативное

в) нейтральное














Приложение 2


Социологический опрос

Вам представлена таблица, пожалуйста, оцените по 5-ти бальной шкале степень использования ВАМИ различных источников информации.

5- Всегда использую;

4- Часто использую;

Газеты,

Журналы

1

2

3

4

5

Друзья,

Сверстники

1

2

3

4

5

Семья,

Родственники

1

2

3

4

5

3- Иногда использую;

2- Редко использую;

1- Не использую













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!