Диктанты с грамматическим заданием 9 класс
Зима
1)Итак, она пришла − долгожданная зима! 2)Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3)Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты горящим снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. 4)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. 5)Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли, вокруг себя посмотришь − везде всё то же: снег, снег, снег…
6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.
10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:
− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)
Задание
1. Из предложений 3–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.
Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.
Выпишите грамматические основы предложения № 8.
Выпишите грамматические основы предложения № 10.
Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
Среди предложений 8–11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 6–7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.
Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.
Отец
1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.
6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.
7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.
11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.
12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз.
(По И. Бунину.)
(152 слова.)
Задание
Из предложений 8–10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Из предложений 11–13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.
Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения № 4.
Выпишите грамматические основы предложения № 13.
Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.
Среди предложений 11–13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 1–4 укажите номер СПП с придаточным определительным.
Среди предложений 6–10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.
Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.
Рождение дня
1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.
4)Волны моря высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» − говорит солнце, поднимаясь над морем.
6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.
8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.
9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.
11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей.
(По М. Горькому.)
(135 слов.)
Задание
Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.
Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.
Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.
Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.
Какой частью речи являются слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?
Какой частью речи являются слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?
Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.
Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 1–4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.
Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.
Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.