ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы итогового тестирования учащихся 11 классов, изучающих школьный курс по программе общеобразовательных учреждений по обществознанию для 10 - 11 классов, базовый уровень. Авторы программы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев.
Предназначены для дифференцированного выявления уровней подготовки студентов по предмету в рамках стандартизированной проверки.
Задания различаются по характеру, направленности, уровню сложности.
В первом варианте содержатся задания с выбором одного правильного ответа.
Во втором варианте представлены задания на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений, задания на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту, задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов, а также на установление позиций, представленных в двух множествах.
Цели:
1) систематизировать и закрепить знания студентов по курсу «Обществознание";
2) выявить слабые места и затруднения у студентов при изучении данного курса;
3) проверить уровень усвоение материала.
Использование материалов входного тестирования позволит не только оценить усвоение учащимися материала по курсу «Обществознание», но и постепенно подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении практических заданий.
1 вариант
Часть 1.
Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ является признаком:
А. верховенства закона Б. разделения властей
В. свободы средств массовой информации Г. политического плюрализма
2. Верно ли, что
а) к социальным нормам относятся обряды и традиции;
б) социальные нормы всегда контролируются государством?
А. верно только а Б. верно только б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Государственная целостность РФ основана:
А. на стремлении к прогрессивному развитию Б. на верховенстве федеральных законов
В. на праве наций на самоопределение Г. на образовании новых политических партий и движений
Верно ли, что
а) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
б) органы местного самоуправления подконтрольны и подотчетны только местному населению?
А. верно только а Б. верно только б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Законы РФ запрещают:
А. критику Правительства РФ Б. участие в политических диспутах
В. поддержку оппозиционных движений Г. пропаганду политического экстремизма
Верно ли, что
а) патриотизм – высшее проявление гражданственности;
б) патриотизм – качество, свойственное каждому гражданину страны?
А. верно только а Б. верно только б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Какая из социальных норм обеспечивается силой государственного принуждения?
А. традиция Б. закон В. обычай Г. мораль
Верно ли, что:
а) роль образования в последнее время неуклонно возрастает;
б) каждый субъект Федерации самостоятельно устанавливает образовательные стандарты?
А. верно только а Б. верно только б В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Признаком правонарушения является:
А. нарушение традиций Б. низкая успеваемость В. причинение вреда Г. участие в политическом митинге.
Верно ли, что
а) согласно Конституции РФ владеть собственностью могут только частные лица;
б) в РФ все формы собственности равноправны?
А. верно только а Б. верно только б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите позицию из правого столбца:
Признаки | Типы |
А) отделение церкви от государства | 1) правовое государство |
Б) обеспечение достойного социального уровня жизни всех граждан государства | 2) демократическое государство |
В) верховенство права | 3) светское государство |
Г) осуществление власти народом непосредственно либо через выборных представителей. | 4) социальное государство |
Ответ запишите в виде цифр (например: А-1, Г-2)
В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и конституционной монархии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства (I) и черт отличия(II)
Ответ запишите в виде цифр (например: I - 1,2,3,4)
Законодательная власть сосредоточена в руках монарха
Глава государства – монарх
Ответственность правительства перед парламентом
Передача власти по наследству.
Часть 2.
Ключевой элемент демократии – полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то, что периодические вы-боры очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В пе-риод же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов объединений по интересам, общественных движений, про-фессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократи-ческой практики.
Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий ор-ган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демо-кратичен – идет ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском со-вете или партийном собрании. Однако здесь возникает проблема. Что если законно из-бранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны так же способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчета на каких то властителей. Носители разнообразных социальных интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуются «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага. По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте. Назовите любые три элемента.
Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть. Укажите два способа влияния.
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
2 вариант
Часть 1.
Государство, в котором высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина:
А. федеративное Б. социальное В. светское Г. правовое
Политико-правовая связь человека и государства:
А. правовая норма Б. моральная норма В. гражданство Г. идеология
Сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений граждан регулирует:
А. административное право Б. гражданское право
В. конституционное право Г. трудовое право
Что не подлежит правовой ответственности?
А. оппозиционная критика курса правительства Б. переход дороги в не установленном месте
В. жестокое обращение с животными Г. пропаганда националистических идей.
Естественные права человека:
А. социальные и культурные Б. экономические
В. политические и гражданские Г. все включенные во Всеобщую декларацию прав человека
Верно ли, что
а) становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства; б) в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения и общественные организации?
А. верно только а Б. верно только б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов:
А. выборы Б. пикет В. референдум Г. митинг
Верно ли, что
а) полная дееспособность физического лица наступает с получением паспорта;
б) в некоторых случаях законом предусмотрена эмансипация, полная дееспособность до наступления совершеннолетия?
А. верно только а Б. верно только б В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Что относится к признакам тоталитарного режима?
А. отсутствие всякой легальной оппозиции власти Б. свобода средств массовой информации
В. разделение властей на три ветви Г. многопартийная система.
Верно ли, что:
а) в Конституции РФ Российская Федерация провозглашена федеративным государством с республиканской формой правления; б) Конституция РФ закрепляет приоритет частной собственности?
А. верно только а Б. верно только б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны
Установите соответствие между названием правоохранительных органов и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию в правого столбца.
Функции | Правоохранительные органы |
А) оказание помощи в составлении брачного контракта | 1. Суд |
Б) признание брака недействительным | 2) адвокатура |
В) расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей в случае осуждения одного из супругов за совершение преступления и лишения свободы на срок свыше 3 лет | 3) органы ЗАГСА |
Г) расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей | |
Д) расторжение брака при наличии согласия супругов и отсутст-вии несовершеннолетних детей. | |
Ответ запишите в виде цифр (например: А-1,Г-2)
12.В приведенном списке указаны черты сходства (I) и различия (II) парламентской и президентской республик. Выберите и запишите сначала черты сходства, а затем черты отличия (например: I - 1,2,3,4)
1.является демократической формой правления
2.президент имеет право вводить чрезвычайное положение в стране
3. президент имеет право вето на законы, принятые парламентом
4.органы власти формируются выборным путем
Часть 2.
Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разреше-нии государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.
Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, живописи и т.д.
Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он за-щищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.
Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а так же осуществление принципов разделения властей и независи-мости каждой из ветвей власти.
Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. К.С. Гаджиев
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Назовите любые три признака, которые, по мнению автора, свойственны демократическим выборам.
Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?
В тексте говорится, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах общества. Используя текст и обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя примерами многообразие в обществе.
Ответы
Часть1:
Задания 1-10 содержат задания с выбором одного правильного ответа и оцениваются в 1 бал за верный ответ.
Задания11-12 направлены на умение сравнивать социальные объекты, выявлять их общее черты и различия, оцениваются в 2 бала если все верно, 1 бал если верно 3 пункта.
Часть 2:
Рассчитана на работу с текстом
Задания 13,14,15 направлены на умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из учебного текста. Оцениваются в 2 балла
Задание16 на умение приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, деятельности людей в различных сферах общества. Оценивается в 3 балла если все верно, 2 если приведены два примера и объяснения, 1 бал если приведены примеры без объяснения.
Всего за работу максимальный бал: 23 балла
«5» -20-23
«4»-14-19
«3»-8-13
«2»-0-7
Ключ:
1 вариант | 2 вариант |
1 | Б | 1 | Г |
2 | А | 2 | В |
3 | Б | 3 | Б |
4 | В | 4 | А |
5 | Г | 5 | Г |
6 | А | 6 | В |
7 | Б | 7 | Г |
8 | А | 8 | Б |
9 | В | 9 | А |
10 | Б | 10 | А |
11(2б) | 3,4,1,2 | 11(2б) | 2,1,3,1,3 |
12(2б) | 2,4,1,3 | 12(2б) | 1,4,2,3 |