Итоговая контрольная работа по географии 10 класса
I вариант.
На каком материке находится точка, лежащая на 20º южнее экватора и на 120º восточнее нулевого меридиана?
а) Африка; б) Антарктида; в) Австралия; г) Южная Америка.
Какая линия на фрагменте карты Южной Америки показывает направление на север?
а) А, б) В, в) С, г) D.
Какое из перечисленных государств расположено в Африке?
а) Парагвай; б) Камерун;
в) Таиланд; г) Ливан.
Какую из перечисленных стран пересекает экватор?
а) Бразилия; б) Аргентина; в) Боливия; г) Парагвай.
Разница между количеством иммигрантов и эмигрантов – это:
а) естественный прирост; б) темп прироста населения;
в) механический прирост; г) кривая дожития.
В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая:
а) Польша; б) Канада; в) Норвегия; г) Эфиопия.
К беднейшим странам, по классификации ООН, относится:
а) Индия; б) Северная Корея; в) Бурунди; г) Чили.
В мире насчитывается живых языков около:
а) 1,5 тыс. б) 2 тыс.; в) 3 тыс. г) 4 тыс.
Наибольшая доля пожилых людей (старше 65 лет) отмечается в структуре населения:
а) Азии; б) Африки; в) Северной Америки; г) Латинской Америки.
Постиндустриальная экономика характерна в настоящее время для:
а) всех стран мира;
б) большинства стран мира, кроме наиболее отсталых;
в) некоторых развивающихся стран мира;
г) наиболее развитых страна мира.
Для отраслевой структуры хозяйства развитых стран характерна:
а) высокая доля обрабатывающих отраслей;
б) высокая доля аграрного сектора;
в) высокая доля добывающей промышленности;
г) высокая доля непроизводственного сектора.
В структуре ВВП стран Африки наиболее высока доля:
а) сферы услуг;
б) горнодобывающей промышленности;
в) машиностроения;
г) химической промышленности.
Выберите характеристику, НЕ относящуюся к развивающимся странам:
а) высокие темпы роста населения;
б) высокие показатели ВВП на душу населения;
в) преимущественный экспорт сырья, импорт продукции обрабатывающей промышленности и продовольствия;
г) многоукладная экономика с ареалами современных производств и натурального хозяйства.
Выберите три страны, в которых последователи буддизма составляют большинство населения:
а) Иран; в) Россия; д) Монголия;
б) Тайланд; г) Китай; е) Саудовская Аравия.
Выберите две страны с максимальными в мире ВНД на душу населения:
а) Россия; в) Бразилия; д) Люксембург.
б) Япония; г) Чили;
Установите соответствие между экономико-географическим типом и страной, которая к нему относится:
А. Экономически высокоразвитая страна; 1. ФРГ;
Б. Развивающаяся страна; 2. Чехия;
В. Страна с переходной экономикой. 3. Нигерия.
Установите соответствие между страной и ее столицей.
Страна Столица
А. Сомали; 1) Могадишо;
Б. Ливия; 2) Хартум;
В. Египет; 3) Каир;
4) Триполи.
Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой наблюдается наименьший естественный прирост населения (на 1000 жителей). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные. Объясните, почему в этой стране доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины.
Страна | Численность населения, млн чел. | Рождаемость, на 1000 жит. | Смертность, на 1000 жит. | Cредняя продолжительность жизни, лет | Сальдо миграции (на 1000 жит.) |
А | 35,4 | 15 | 10 | 68 | +0,4 |
Б | 39,7 | 10 | 7 | 78 | +4 |
В | 41,5 | 28 | 15 | 59 | -0,3 |
II вариант.
Точка В на карте Европы имеет координаты:
а) 4ºз.д., 45ºс.ш., б) 4ºв.д., 45ºс.ш.,
в) 4ºв.д., 35ºс.ш., г) 4ºз.д., 35ºс.ш.
Какой буквой на фрагменте карты России изображено направление на северо-запад?
а) А, в) С,
б) В, г) D.
Какое из перечисленных государств расположено в Южной Америке?
а) Руанда; б) Уганда;
в) Суринам; г) Сирия.
Укажите самое большое по площади государство мира, не имеющее выхода к Мировому океану:
а) Монголия; б) Боливия;
в) Казахстан; г) Афганистан.
Выберите верное утверждение:
а) демографическая политика проводится только в развивающихся странах;
б) демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости;
в) демографическая политика в развивающихся странах не проводится;
г) главная цель демографической политики – воздействие на смертность.
В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая:
а) Австрия; б) Австралия; в) Бахрейн; г) Украина.
Наибольший ВНД на душу населения из данного перечня стран в:
а) России; б) Норвегии; в) Франции; г) Польше.
Религия, имеющая наибольшее число последователей:
а) буддизм; б) христианство; в) ислам; г) индуизм.
В какой из перечисленных стран показатель смертности наибольший:
а) Кувейт; б) Венесуэла; в) Канада; г) ДР Конго.
Доля какой страны в мировом ВВП в конце ХХ века была максимальной?
а) США; б) Германии; в) Китая; г) Великобритании.
Центром мирового хозяйства до середины XIX века была:
а) Европа; б) Америка; в) Австралия; г) Япония.
Какая из перечисленных стран имеет постиндустриальную структуру хозяйства?
а) Бельгия; б) Алжир; в) ДР Конго; г) Бахрейн.
Вы берите характеристику, относящуюся к развитым странам:
а) высокие темпы роста населения;
б) экспорт сырья, импорт продукции обрабатывающей промышленности и продовольствия;
в) преобладание в структуре ВВП сельского хозяйства;
г) низкие коэффициенты рождаемости и смертности.
Выберите три самых распространенных (по числу говорящих) языка мира:
а) китайский; в) греческий; д) английский;
б) немецкий; г) французский; е) испанский.
Выберите две страны, относящиеся по классификации ООН к категории наименее развитых:
а) Сингапур; в) Испания; д) Гаити.
б) Мальдивы; г) Мальта;
Установите соответствие между экономико-географическим типом и страной, которая к нему относится:
А. Экономически высокоразвитая страна; 1. Афганистан;
Б. Развивающаяся страна; 2. Израиль;
В. Страна с переходной экономикой. 3. Польша.
Установите соответствие между страной и ее столицей.
Страна Столица
А. Эквадор; 1. Гавана;
Б. Афганистан; 2. Кабул;
В. Куба; 3. Асунсьон;
4. Кито.
Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой наблюдается наибольший естественный прирост населения (на 1000 жителей). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные. Объясните, почему в этой стране доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения ниже. Укажите две причины.
Показатели | Страна А | Страна Б |
Общая численность населения, млн чел. | 19,8 | 38,8 |
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел. | 4,0 | 10,4 |
Численность населения в возрасте от 15 до 65 лет | 13,2 | 24,6 |
Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн. чел. | 2,6 | 3,8 |
Рождаемость, на 1000 жит. | 12,6 | 18,5 |
Смертность, на 1000 жит. | 7,3 | 7,5 |
Сальдо миграции, на 1000 жит. | +4,0 | +0,6 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 80,1 | 75,5 |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
проверочной работы по географии за курс 10 класса
1. Назначение проверочной работы – оценка профильной подготовки по географии учащихся 10Б класса в рамках итоговой аттестации.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
3. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 18 вопросов. I часть (задания 1-13) – простые вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех. II часть (задания 14-17) включает вопросы средней сложности. В 14м задании нужно выбрать три правильных ответа из 6, в 15м – два из 5, в 16м и 17м – соотнести страны с их экономическим типом, столицы со странами. III часть включает одно сложное задание на проверке логики рассуждения и знание формул для расчета географических показателей.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы.
№ п/п | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий. |
1 | Часть I | 13 простых | 13 | Выбор одного правильного ответа из 4. |
2 | Часть II | 4 средней сложности | 8 | Выбор двух правильных ответов из 5. Выбор трех правильных ответов из 6. Соотнести страны с экономическим типом, к которому они относятся. Соотнести страны с их столицами. |
3 | Часть III | 1 сложное | 2 | Определить страну, имеющую спрашиваемые показатели и выявить причины данного явления. |
4. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.
Первый блок включает задания №1,2, по теме «География в современном мире. Математическая основа карт». Второй – задания №3,4,17 по теме «Политическая карта мира». Третий – задания №5,6,8,9,14,18 по теме «Население и культура». Четвертый – задания №7,10,11,12,13,15,16 по теме «Богатство и бедность: типы стран».
Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания I части позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Во II части представлены задания, в которых необходимо сделать множественный выбор. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Сложное задание III части требует полного, развернутого ответа, направлено на проверку умения устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи.
Распределение заданий по содержанию
и видам учебной деятельности.
Содержание | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в измененной ситуации | Итого |
География в современном мире. Математическая основа карт. | 1(№2) | 1(№1) | - | 2 |
Политическая карта мира. | 1(№3) | 2(№4,17) | - | 3 |
Население и культура. | 2(№5,8) | 3(№6,9,14) | 1(№18) | 6 |
Богатство и бедность: типы стран. | 4(№7,10,11,13) | 3(№12,15,16) | - | 7 |
5. Распределние заданий проверочной работы по уровню сложности.
Работа включает в себя 72% простых заданий, 22% средней сложности и 6% сложных.
6. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.
7. Число вариантов в работе. Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. За каждый правильный ответ первой части (№1-13) ставится 1 балл. За правильное выполнение заданий II части (№14-17) – 2 балла. За правильное название каждой причины в 18 вопросе (III часть) – 1 балл, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 23 балла. «3» получает работа с 7-11, «4» - с 12-17, «5» - с 18-23 баллами.
Перечень проверяемых требований стандарта
№ задания | Проверяемое требование | Тип задания | Количество ответов | Время выполнения задания. |
1 | Выявлять элементы градусной сетки | Выбор | 4 | 2 мин. |
2 | Выявлять элементы градусной сетки | Выбор | 4 | 1 мин. |
3 | Определять географическое положение стран мира | Выбор | 4 | 1 мин. |
4 | Определять географическое положение стран мира | Выбор | 4 | 2 мин. |
5 | Выявлять черты основных понятия по курсу | Выбор | 4 | 1 мин. |
6 | Выявлять особенности структуры населения в странах разного экономического типа | Выбор | 4 | 2 мин. |
7 | Знание классификаций стран мира | Выбор | 4 | 2 мин. |
8 | Знание этнического состава населения | Выбор | 4 | 1 мин. |
9 | Выявлять особенности структуры населения в странах разного экономического типа | Выбор | 4 | 2 мин. |
10 | Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран. | Выбор | 4 | 2 мин. |
11 | Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран. | Выбор | 4 | 2 мин. |
12 | Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран. | Выбор | 4 | 2 мин. |
13 | Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран. | Выбор | 4 | 2 мин. |
14 | Выявление культурных различий стран | Выбор | 6 | 3 мин. |
15 | Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран. | Выбор | 5 | 3 мин. |
16 | Определение стран различных социально-экономических типов | Соотнести | - | 4 мин. |
17 | Знание столиц стран мира | Соотнести | - | 4 мин. |
18 | Оценка стадии демографического перехода | Объяснить | - | 7 мин. |
9. Ответы.
I вариант
1в, 2а, 3б, 4а, 5в, 6г, 7в, 8в, 9в, 10г, 11г, 12б, 13б, 14б, г, д, 15-б, д, 16 -А1, Б3, В2;
17 -А1, Б4, В3, 18
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) В стране Б наименьший естественны прирост (вычисления 10-7=3) 2) В стране Б наименьшая рождаемость 3) В стране Б наибольшая средняя продолжительность жизни | |
Ответ включает все три названных выше элемента | 2 |
Ответ включает два любых из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеперечисленным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
II вариант
1в, 2а, 3в, 4в, 5б, 6в, 7б, 8б, 9г, 10а, 11а, 12а, 13г, 14а, д, е, 15-б, д, 16- А2, Б1, В3;
17- А4, Б2, В1.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) В стране Б наибольший естественны прирост (вычисления 18,5-7,5=11) 2) В стране Б наибольшая рождаемость 3) В стране Б наименьшая средняя продолжительность жизни | |
Ответ включает все три названных выше элемента | 2 |
Ответ включает два любых из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеперечисленным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |