Итоговая практико-значимая работа
Тема
«Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка»
Выполнила Мажорина А.Н.
Москва 2018
Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.
Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов?
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них - проектная работа.
Метод проектов возник в США в конце XIX века. Основоположниками данного метода стали: профессор Колумбийского университета У. Килпатрик (разработал психолого-педагогическое обоснование данного метода) и американский философ-прагматист Д. Дьюи.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это, как известно, является необходимым компонентом образования в настоящее время. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что именно ученик, а не учитель определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация. Иными словами, проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности, в обучении иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, например, учащиеся могут изготовить коллажи, афиши и объявления, провести исследование с последующим оформлением, продемонстрировать модели с необходимыми пояснениями, составить план посещения различных мест с иллюстрациями, организовать интервью с описанием результатов беседы и т.д.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей;
прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения; работать слаженно, помогая друг другу.
Важно помнить, что выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык и его содержание. В условиях проекта учащийся сам определяет содержание проекта и соответственно языковое содержание.
Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются:
показать умение отдельного ученика или целой группы использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования;
—приумножить знания о выбранном предмете исследования и донести все это для других учащихся своего класса или учащихся соседних классов;
продемонстрировать уровень владения иностранным языком;
создать прочную языковую базу у обучаемых;
научить учащихся принимать личную ответственность за продвижение в обучении;
создавать условия для развития личности учащегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;
дать возможность ученику при защите проектов почувствовать, что он выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком;
совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы, т.е. умение работать в сотрудничестве.
научить самостоятельно добывать знания.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Метод проектов позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, иначе это можно назвать "добывание знаний". А это большой стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, ученики учатся работать в "команде", ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, побуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно отнести умение генерировать идеи (для этого требуются знания в различных областях).
Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из вышеназванных умений.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (подразумевается, что не только в обучении иностранному языку), причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
Если учитель решил при изучении какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать: четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Следует внимательно наблюдать за тем, чем занимаются ученики. Если они не поняли свое задание, не следует отменять его. Необходимо выяснить, в чем состоят проблемы, и детально разобраться в каждой из них. Но не следует забывать, что проект — это возможность выразить свои собственные идеи, поэтому желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.
На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта и поиск путей ее решения.
Выполнение вышеперечисленных проектов предполагает информационный диапазон исследовательских и языковых аспектов.
Исследовательский аспект заключается в том, что ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой его проекта те, которые по своей важности имеют определенное значение, достаточно познавательны и интересны для окружающих, а также являются актуальными. При этом ученик должен обладать способностью обобщать прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опираясь на свой опыт, эрудицию, творчество. Он должен уметь анализировать проработанный материал, сравнивать различные факты, обобщать их и прогнозировать ход зашиты проекта.
Что касается языкового аспекта, то ученик должен уметь самостоятельно описать или изложить устно средствами иностранного языка ход и результаты своего исследования. Необходимо уметь выразить свою авторскую позицию и отношение к предмету исследования.
Здесь же можно говорить и об информационном диапазоне, что означает умение ученика ориентироваться в большом количестве источников (как письменных и устных, так и изобразительных). Необходимо умение отбирать только те факты, сведения и события, которые помогут ему наилучшим образом преподнести предмет своего исследования. А также необходимо развивать у учеников умение исключать более частные и второстепенные сведения и детали.
Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.
Например, учащимся предлагается разработать проект по теме "Национальная кухня". Учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет определенное задание: правила этикета за столом, сервировка стола, рецепты национальных блюд, история национальной кухни, любимое национальное блюдо. Каждая группа находит материал по своей теме, оформляет материал и представляет его для защиты. Эту же тему можно выполнить в виде проекта по-другому. Класс делится на группы, и каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы. Все вместе вспоминают наиболее известные блюда национальной кухни. Затем каждой группе дается задание подготовить следующее: разработать меню для праздничного стола, используя блюда национальной кухни и оформить его соответствующим образом; записать рецепты, которыми пользовались много лет назад и предложить их своим одноклассникам; найти пословицы и поговорки, посвященные еде; нарисовать картинки известных блюд и оформить их в виде буклета; разыграть сценку из какого-нибудь известного произведения, посвященного принятию пищи; приготовить какое-нибудь национальное блюдо.
В результате совместной работы получается один общий проект. В процессе работы группы общаются друг с другом, участвуют в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты. Обязательным условием является активное участие каждого члена группы над проектом, но в соответствии со своими возможностями. Внутри группы желательно, чтобы сами учащиеся распределяли роли не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса, и ученики работают с большей долей самостоятельности.
Хочется остановиться еще и на следующих рекомендациях.
1) Тема проекта должна соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся. То, что может стать значимым в одной группе, не обязательно окажется значимым в другой; то, что представляет собой интерес в данный момент, может не быть таким же интересным через определенный промежуток времени, т.е. тема должна быть актуальной именно в тот момент, когда предполагается выполнение какого-то проекта.
2) Учащиеся должны обязательно принимать участие в отборе тем для выполнения проектов, а также в разработке плана действия и способов выполнения проектов. Этот критерий основывается на той предпосылке, что тема перестает быть интересной для учащихся, если они перестают воспринимать ее как таковую.
Выбранная тема должна быть достаточно обычной, чтобы оправдать усилия всех учащихся данной группы. Тема, которая интересует только одного ученика, пригодна только для разработки индивидуального проекта.
Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всех учеников группы. Наиболее важными являются те темы, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всей группы.
Тема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. Причем часто это критерий не столько выбора темы, сколько формулировки и отбора материала для ее выполнения. Одна и та же тема может достаточно плодотворно выполняться на разных ступенях обучения.
При выборе темы необходимо учитывать наличие определенных материалов в данной школе, населенном пункте. Многие трудности возникают, когда учащимся предлагается выполнить проект, а для его выполнения нет необходимой литературы и нужных материалов, либо невозможно собрать соответствующие данные. Это ведет к поверхностному обучению, мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Таким образом, прежде чем предлагать учащимся какую-то тему для выполнения проекта учитель должен убедиться, что учащиеся смогут достать все необходимое для его выполнения. Следует, однако, предостеречь от излишней опеки, что может лишить учащихся возможности самим увидеть различие в степени трудности разных проблем.
7) При выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и предыдущий опыт учащихся. Учителю необходимо знать пробелы в знаниях учащихся и не пытаться дублировать темы, которые уже были на предыдущих ступенях обучения. Если же темы навязывать учащимся только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в их знаниях, то можно исказить само существо этого подхода. В заключение хочется отметить те положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. В первую очередь, это мотивация учебной деятельности учащихся. Она необходима каждому ученику, понимающему ценность знаний для выполнения определенного проекта: широкое участие учеников в планировании своей деятельности; тесно связь деятельности учащихся с жизнью и с окружающей действительностью.
Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Процесс работы над проектом развивает у учащихся интерес к иностранному языку, воображение, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языках.
При использовании метода проектов для организации самостоятельной работы учащихся меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника новой информации, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. Вдумчивый учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы школьников в отдельности. Все это делает урок достаточно продуктивным. Не следует забывать, что велика роль юмора и экспромта на уроке.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учащимися. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, нежели учителю. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес, естественным становится участие в диалоге культур.
Проект готовлюсь к поездке. (Урочная или внеурочная деятельность)
Киноклуб как средство изучения немецкого языка. Или Киноклуб как форма исследовательской деятельности для создания своего проекта.
В начале занятия участники вместе с преподавателем читают и разбирают новую лексику из фильма — сленговые и разговорные слова и выражения; слова и фразы, вызывающие трудности при переводе на русский; высказывания, для понимания которых требуется знание культурного и исторического контекста. На разбор лексики отводится 40-50 минут.
После просмотра следует обсуждение фильма на немецком языке. Во время обсуждения мы разбираем хитросплетения сюжета, обсуждаем главных героев, их поступки, высказывания и мысли, если в фильме поднимались интересные вопросы — делимся своей точкой зрения и историями из жизни.
5 причин прийти:
Вы получаете на руки словарик интересных слов и выражений, используемых в фильме
При просмотре фильма на языке оригинала Вы приближаетесь к пониманию всех нюансов юмора, оттенков эмоций и смысла, вложенных в фильм актерами и режиссёром. Из первых рук, без искажения небрежным переводом
При просмотре фильма Вы привыкаете к повседневной речи носителей языка и осваиваете те речевые обороты, которые действительно используются в языке
После просмотра Вы можете обсудить фильм с другими гостями Киноклуба, поделиться эмоциями и тут же применить весь арсенал накопленных знаний и выражений
Вы получаете гарантированный заряд позитива, что тоже немаловажно/
В результате учащийся получает багаж знаний, который является средством для создания своего индивидуального проекта.