СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая практико-значимая работа . Тема «Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая практико-значимая работа . Тема  «Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка»

Просмотр содержимого документа
«Итоговая практико-значимая работа . Тема «Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка»»


Итоговая практико-значимая работа



Тема

«Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка»









Выполнила Мажорина А.Н.











Москва 2018




Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным яв­ляется повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоян­ного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.

Как же сформировать стойкую положи­тельную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и твор­ческого потенциала, развития познава­тельных интересов?

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную дея­тельность максимально эффективной. Од­на из них - проектная работа.

Метод проектов возник в США в конце XIX века. Основоположниками данного метода стали: профессор Колумбийского университета У. Килпатрик (разработал психолого-педа­гогическое обоснование данного метода) и американский философ-прагматист Д. Дьюи.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познава­тельной и учебной деятельности, а это, как известно, является необходи­мым компонентом образования в настоящее время. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что имен­но ученик, а не учитель определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация. Иными словами, проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удоб­ной для них творчески продуманной форме.

Современный этап развития отечественной методики ха­рактеризуется повышенным интересом к проблеме использования мето­да проектов, в частности, в обучении иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных облас­тей при решении одной проблемы, дает возможность применять полу­ченные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеоб­разовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы уча­щихся. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, например, учащиеся могут изготовить коллажи, афиши и объявления, провести исследование с последующим оформлением, продемонстриро­вать модели с необходимыми пояснениями, составить план посещения различных мест с иллюстрациями, организовать интервью с описанием результатов беседы и т.д.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть поня­тия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретичес­ки значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыс­лить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей;

прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вари­антов решения; работать слаженно, помогая друг другу.

Важно помнить, что выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык и его содержание. В условиях проекта учащийся сам определяет содержание проекта и соответствен­но языковое содержание.

Главными целями использования проектной методики при организа­ции самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются:

  • показать умение отдельного ученика или целой группы исполь­зовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету исследования;

—приумножить знания о выбранном предмете исследования и донес­ти все это для других учащихся своего класса или учащихся соседних клас­сов;

  • продемонстрировать уровень владения иностранным языком;

  • создать прочную языковую базу у обучаемых;

  • научить учащихся принимать личную ответственность за про­движение в обучении;

  • создавать условия для развития личности учащегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему шко­ла, а уметь применять их на практике;

  • дать возможность ученику при защите проектов почувствовать, что он выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком;

  • совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы, т.е. умение работать в сотрудничестве.

  • научить самостоятельно добывать знания.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого уче­ника, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку про­блемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Метод проектов позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совмес­тимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степе­нью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выпол­нения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зави­сит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, иначе это можно назвать "добывание зна­ний". А это большой стимул к активному усвоению знаний. Ов­ладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогно­зируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, ученики учатся работать в "команде", ответственно относиться к выпол­нению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, по­буждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.

Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творчес­кими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение рабо­тать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информа­ции), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно от­нести умение генерировать идеи (для этого требуются знания в различных областях).

Задачей обучения различным видам речевой деятельности и явля­ется формирование многих из вышеназванных умений.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (подразумевается, что не только в обучении иностранному языку), причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная ра­бота должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с ра­ботой над проектом.

Если учитель решил при изучении какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, раз­работать, просчитать: четко определить учебные задачи, продумать ка­кую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполага­ется использовать метод проектов. Следует внимательно наблюдать за тем, чем занимаются ученики. Если они не поняли свое задание, не сле­дует отменять его. Необходимо выяснить, в чем состоят проблемы, и детально разобраться в каждой из них. Но не следует забывать, что про­ект — это возможность выразить свои собственные идеи, поэтому жела­тельно, чтобы не было слишком строгого контроля.

На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятель­ную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на оп­ределение проблемы, составляющую основу данного проекта и поиск путей ее решения.

Выполнение вышеперечисленных проектов предполагает информа­ционный диапазон исследовательских и языковых аспектов.

Исследовательский аспект заключается в том, что ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой его про­екта те, которые по своей важности имеют определенное значение, дос­таточно познавательны и интересны для окружающих, а также являются актуальными. При этом ученик должен обладать способностью обоб­щать прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опира­ясь на свой опыт, эрудицию, творчество. Он должен уметь анализиро­вать проработанный материал, сравнивать различные факты, обобщать их и прогнозировать ход зашиты проекта.

Что касается языкового аспекта, то ученик должен уметь самостоя­тельно описать или изложить устно средствами иностранного языка ход и результаты своего исследования. Необходимо уметь выразить свою ав­торскую позицию и отношение к предмету исследования.

Здесь же можно говорить и об информационном диапазоне, что означает умение ученика ориентироваться в большом количестве источ­ников (как письменных и устных, так и изобразительных). Необходимо умение отбирать только те факты, сведения и события, которые помо­гут ему наилучшим образом преподнести предмет своего исследования. А также необходимо развивать у учеников умение исключать более час­тные и второстепенные сведения и детали.

Каждый выбранный проект предполагает выработку своей страте­гии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оцени­вания результатов работы.

Например, учащимся предлагается разработать проект по теме "Национальная кухня". Учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет определенное задание: правила этикета за столом, сервиров­ка стола, рецепты национальных блюд, история национальной кухни, любимое национальное блюдо. Каждая группа находит материал по сво­ей теме, оформляет материал и представляет его для защиты. Эту же тему можно выполнить в виде проекта по-другому. Класс делится на группы, и каждая группа получает одно задание, которое является частью боль­шой темы. Все вместе вспоминают наиболее известные блюда националь­ной кухни. Затем каждой группе дается задание подготовить следую­щее: разработать меню для праздничного стола, используя блюда наци­ональной кухни и оформить его соответствующим образом; записать рецепты, которыми пользовались много лет назад и предложить их своим одноклассникам; найти пословицы и поговорки, посвященные еде; на­рисовать картинки известных блюд и оформить их в виде буклета; разыг­рать сценку из какого-нибудь известного произведения, посвященного при­нятию пищи; приготовить какое-нибудь национальное блюдо.

В результате совместной работы получается один общий проект. В процессе работы группы общаются друг с другом, участвуют в коллек­тивном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты. Обяза­тельным условием является активное участие каждого члена группы над проектом, но в соответствии со своими возможностями. Внутри группы желательно, чтобы сами учащиеся распределяли роли не только для вы­полнения общего задания, но и для организации согласованной, успеш­ной работы всей группы.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рам­ками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса, и ученики работают с большей долей самостоятельности.

Хочется остановиться еще и на следующих рекомендациях.

1) Тема проекта должна соответствовать потребностям и интере­сам данной группы учащихся. То, что может стать значимым в одной группе, не обязательно окажется значимым в другой; то, что представля­ет собой интерес в данный момент, может не быть таким же интересным через определенный промежуток времени, т.е. тема должна быть акту­альной именно в тот момент, когда предполагается выполнение какого-то проекта.

2) Учащиеся должны обязательно принимать участие в отборе тем для выполнения проектов, а также в разработке плана действия и способов выполнения проектов. Этот критерий основывается на той предпосылке, что тема перестает быть интересной для учащихся, если они перестают воспринимать ее как таковую.

  1. Выбранная тема должна быть достаточно обычной, чтобы оп­равдать усилия всех учащихся данной группы. Тема, которая интересу­ет только одного ученика, пригодна только для разработки индивиду­ального проекта.

  2. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы га­рантировать заинтересованность всех учеников группы. Наиболее важ­ными являются те темы, которые облегчают понимание вопросов, пред­ставляющих интерес для всей группы.

  3. Тема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. Причем часто это критерий не столько выбора темы, сколько форму­лировки и отбора материала для ее выполнения. Одна и та же тема может достаточно плодотворно выполняться на разных ступенях обу­чения.

  4. При выборе темы необходимо учитывать наличие определенных материалов в данной школе, населенном пункте. Многие трудности воз­никают, когда учащимся предлагается выполнить проект, а для его вы­полнения нет необходимой литературы и нужных материалов, либо не­возможно собрать соответствующие данные. Это ведет к поверхностно­му обучению, мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Таким образом, прежде чем предлагать учащимся какую-то тему для выполнения проек­та учитель должен убедиться, что учащиеся смогут достать все необхо­димое для его выполнения. Следует, однако, предостеречь от излишней опеки, что может лишить учащихся возможности самим увидеть разли­чие в степени трудности разных проблем.

7) При выборе темы необходимо учитывать предшествующую под­готовку и предыдущий опыт учащихся. Учителю необходимо знать про­белы в знаниях учащихся и не пытаться дублировать темы, которые уже были на предыдущих ступенях обучения. Если же темы навязывать уча­щимся только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в их зна­ниях, то можно исказить само существо этого подхода. В заключение хочется отметить те положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. В первую очередь, это мотивация учебной деятельности учащихся. Она необходима каждому ученику, понимающему ценность знаний для выполнения определенного проекта: широкое участие учеников в планировании своей деятельности; тесно связь деятельности учащихся с жизнью и с окружающей действительнос­тью.

Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фанта­стического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Процесс работы над проектом развивает у учащихся интерес к иностранному языку, воображение, самостоятельность и другие каче­ства личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языках.

При использовании метода проектов для организации самостоя­тельной работы учащихся меняется и роль учителя. Она различна на раз­личных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника новой информации, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конк­ретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. Вдум­чивый учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и нере­чевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каж­дой группы школьников в отдельности. Все это делает урок достаточно продуктивным. Не следует забывать, что велика роль юмора и экспромта на уроке.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проек­том строятся новые отношения между учителем и учащимися. Учи­тель уже не является для учеников единственным источником инфор­мации. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, нежели учителю. Расширяется их образовательный кругозор, возрас­тает стойкий познавательный интерес, естественным становится уча­стие в диалоге культур.


Проект готовлюсь к поездке. (Урочная или внеурочная деятельность)

Киноклуб как средство изучения немецкого языка. Или Киноклуб как форма исследовательской деятельности для создания своего проекта.

В начале занятия участники вместе с преподавателем читают и разбирают новую лексику из фильма — сленговые и разговорные слова и выражения; слова и фразы, вызывающие трудности при переводе на русский; высказывания, для понимания которых требуется знание культурного и исторического контекста. На разбор лексики отводится 40-50 минут.

После просмотра следует обсуждение фильма на немецком языке. Во время обсуждения мы разбираем хитросплетения сюжета, обсуждаем главных героев, их поступки, высказывания и мысли, если в фильме поднимались интересные вопросы — делимся своей точкой зрения и историями из жизни.

5 причин прийти:


  • Вы получаете на руки словарик интересных слов и выражений, используемых в фильме

  • При просмотре фильма на языке оригинала Вы приближаетесь к пониманию всех нюансов юмора, оттенков эмоций и смысла, вложенных в фильм актерами и режиссёром. Из первых рук, без искажения небрежным переводом

  • При просмотре фильма Вы привыкаете к повседневной речи носителей языка и осваиваете те речевые обороты, которые действительно используются в языке

  • После просмотра Вы можете обсудить фильм с другими гостями Киноклуба, поделиться эмоциями и тут же применить весь арсенал накопленных знаний и выражений

  • Вы получаете гарантированный заряд позитива, что тоже немаловажно/

В результате учащийся получает багаж знаний, который является средством для создания своего индивидуального проекта.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!