СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по истории для 6 класса.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа состоит из двух вариантов, с ответами, состоит из частей А,В и С.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по истории для 6 класса.»

Итоговая контрольная работа по истории за 6 класс

Вариант I

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?

 

1) VII в.

2) VIII в.

3) IX в.

4) X в.


А2. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?

 

1) десятина

2) полюдье

3) вира

4) вервь



А3. На какой реке была одержана победа над шведским войском в первой половине XIII в.?

 

1) Калка

2) Нева

3) Дон

4) Угра



А4. Укажите, что называют натуральным хозяйством.


  1. Хозяйство, в котором все необходимое производится, а не покупается или обменивается.

  2. Хозяйство, в котором крестьяне совместно пользовались общинными угодьями.

  3. Большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

  4. Хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег.



А5. Современниками были:


1) Рюрик и Чингисхан

2) Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

3) Нестор-летописец и Жанна д’Арк

4) Андрей Рублев и Владимир Мономах



А6. Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

 

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель



А7. Укажите государственного деятеля, который первым венчался на царство в России.

 

1) Иван III Великий

2) Иван IV Грозный

3) Борис Годунов

4) Михаил Романов


А8. Какое литературное произведение было создано в период существования Древнерусского государства?

 

1) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

2) «Задонщина»

3) «Слово о законе и благодати»

4) «Житие протопопа Аввакума»


А9. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите князя, изображённого на иллюстрации.

 

1) Олег Вещий

2) Игорь Рюрикович

3) Святослав Игоревич

4) Владимир Святославич


А10. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.

Где происходила битва, которую иллюстрирует данное изображение?

 

1) на реке Калке

2) на реке Сити

3) на Чудском озере

4) на реке Воже


А11. Рассмотрите схему и от­веть­те на вопрос.

 

 

Какой циф­рой на схеме обо­зна­чен пле­мен­ной центр иль­мен­ских словен?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4



Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.


В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) дунайские походы князя Святослава Игоревича

3) призвание на княжение варягов

4) введение уроков и погостов


Ответ: ___________________


В2. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

КНЯЗЬЯ

 

СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав

 

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

.


В3. Запишите понятие, о котором идёт речь.

 

«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей».

 

Ответ: _____________________


В4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Ответ: ____________



Часть С. Задания с развернутым ответом.

С1. Укажите название процесса расселения славян, пропущенное в отрывке. Назовите верование (религию), характерное для славянских племён в описываемый период.


Из сочинения историка

«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.

С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».


1) _________________________;

2) _________________________.

С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.


Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».


Ответ:

  1. предложение: __________________________________________________________

  2. факты: 1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________



С3. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.


Ответ: 1) ______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________
















Ключ к части А. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в части А 11 баллов.

вопроса

Ответ

1

3

2

2

3

2

4

1

5

2

6

4

7

2

8

3

9

4

10

3

11

2


Ключи к части В. Задания 1 и 2 оцениваются по 2-бальной шкале, задания 3,4 – по 1-бальной шкале. Всего в части В 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

3142

Правильно указана последовательность – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

2

432

Правильно указаны все цифры- 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

3

былины

1 балл

4

печенеги

1 балл




Ключи к заданиям части С. Полностью правильные ответы оцениваются в 2 балла. Всего в части С 6 баллов.


вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

  1. колонизация

  2. язычество

Правильно даны 2 ответа- 2 балла, правильно указан только один ответ – 1 балл, неправильно указаны оба ответа – 0 баллов.

2

В ответе должно быть указано предложение: «Начался период раздробленности Древнерусского государства».

Могут быть указаны следующие факты:

1) ослабление обороноспособности русских земель;

2) формирование и развитие местных культурных традиций;

3) экономический подъём в русских землях.

Правильно указано предложение и два факта – 2 балла.

Правильно указано предложение и один факт – 1 балл.

Неправильно указано предложение – 0 баллов (даже при наличии двух правильных фактов).

3

Могут быть приведены факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов «Русская Правда» (могут быть приведены другие факты).


Правильно указаны любые два факта – 2 балла.

Правильно указан один факт – 1 балл.

Неправильно указаны факты – 0 баллов.



Максимальный балл по всей работе: 23.

«5» - 21-23 балла

«4» - 16-20 баллов

«3» - 11-15 баллов

«2» - 0-10 баллов






































Итоговая контрольная работа по истории за 6 класс

Вариант II

Часть А. Выберите один правильный ответ.



А1. В каком веке была составлена Правда Ярослава?

 

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.



А2. Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?

 

1) Земский собор

2) Уложенная комиссия

3) Негласный комитет

4) Боярская дума



А3. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия?

 

1) Новгород

2) Киев

3) Козельск

4) Рязань



А4. Форма государственной власти, при которой король опирается на собрание представителей сословий, называется:

  1. просвещенная монархия.

  2. абсолютная монархия.

  3. сословная монархия.

  4. конституционная монархия.



А5. Современниками были:

1) Ярослав Мудрый и Вильгельм Завоеватель

2) Сергий Радонежский и князь Олег

3) Нестор-летописец и Жанна д’Арк

4) Андрей Рублев и Владимир Мономах


А6. Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?

 

1) разгром Русью Хазарского каганата

2) неудачная война Руси с Византией

3) набеги половцев на Русь

4) межплеменные усобицы на севере Руси



А7. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда.

 

1) Игорь Старый

2) Святослав Игоревич

3) Владимир Святославич

4) Ярослав Мудрый



А8. Укажите памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

 

1) «Слово о законе и благодати»

2) «Поучение детям»

3) «Повесть временных лет»

4) «Слово о полку Игореве»



А9. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.

Укажите название одной из русских земель периода раздробленности, где верховной властью обладал орган управления, деятельность которого иллюстрирует данное изображение.

 

1) Киевское княжество

2) Новгородская земля

3) Владимиро-Суздальское княжество

4) Галицко-Волынская земля



А10. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.

Начало какого события иллюстрирует данное изображение?

 

1) Невская битва

2) битва на Чудском озере

3) битва на Куликовом поле

4) Грюнвальдская битва



А11. Рассмотрите схему.

В изображённой на схеме битве русские полки возглавлял

 

1) Александр Невский

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Иван IV



Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.


В1. Расположите следующие литературные произведения в хронологическом порядке их создания. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) «Сказание о Мамаевом побоище»

2) «Домострой»

3) «Повесть временных лет»

4) «Житие протопопа Аввакума»

 

Ответ: ___________.



В2. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими во время их княжения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

КНЯЗЬЯ

 

СОБЫТИЯ

А) Олег Вещий

Б) Владимир Святославич

В) Ярослав Мудрый

 

1) принятие Русью христианства

2) разгром Хазарского каганата

3) составление Русской Правды

4) объединение Киева и Новгорода

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

 



В3. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

«Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период ордынского владычества».

 

Ответ: _________.



В4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Ответ: _________.



Часть С. Задания с развернутым ответом.



С1. Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся события, описанные в тексте.


Из исторического произведения

«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил. Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.

Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста, деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку. Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»

Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

  1. _________________

  2. _________________



С2. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно подтвердить указанное положение.


Из сочинения историка

«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.

С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».



Ответ:

  1. предложение: __________________________________________________________

  2. факты: 1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________




С3 В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом: «Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?»

 

1) Укажите век, когда могли произойти описанные события.

2) Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город?

3) Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?



Ответ: 1) ______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________













Ключ к части А. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в части А 11 баллов.

вопроса

Ответ

1

4

2

1

3

1

4

3

5

1

6

4

7

4

8

3

9

2

10

3

11

1


Ключи к части В. Задания 1 и 2 оцениваются по 2-бальной шкале, задания 3,4 – по 1-бальной шкале. Всего в части В 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

3124

Правильно указана последовательность – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

2

413

Правильно указаны все цифры- 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

3

ярлык

1 балл

4

размер

1 балл




Ключи к заданиям части С. Полностью правильные ответы оцениваются в 2 балла. Всего в части С 6 баллов.


вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

1) Батый;

2) XIII в.


Правильно даны 2 ответа- 2 балла, правильно указан только один ответ – 1 балл, неправильно указаны оба ответа – 0 баллов.

2

В ответе должно быть указано предложение: «Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов».

Могут быть указаны следующие факты:

1) у своих соседей — финно-угорских и балтских племён — славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений;

2) совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян;

3) многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке;

4) имена многих славянских языческих божеств имели иранское или балтское происхождение;

5) славяне переняли верование в злых духов, волшебников.


Правильно указано предложение и два факта – 2 балла.

Правильно указано предложение и один факт – 1 балл.

Неправильно указано предложение – 0 баллов (даже при наличии двух правильных фактов).

3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) век, к которому относятся события, — XIII в.;

2) народ: монголы или монголо-татары;

3) причина — отсутствие политического и военного единства в русских землях (может быть названа другая верная причина).

Правильно указаны любые 3 ответа – 2 балла.

Правильно указаны любые 2 ответа – 1 балл.

Неправильно указаны ответы – 0 баллов.



Максимальный балл по всей работе: 23.

«5» - 21-23 балла

«4» - 16-20 баллов

«3» - 11-15 баллов

«2» - 0-10 баллов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!