СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс биохимический профиль в формате ЕГЭ по УМК Агафоновой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс биохимический профиль в формате ЕГЭ  состоит из двух частей, включает 25 заданий базы сайта sdamgia.ru по пройденному курсу Биология 10 класс. на выполнение работы отводится 2 академических часа. Ответами к заданиям первой части (1- 21) являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание). Задания второй части (22-25) требуют полного развёрнутого ответа.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс биохимический профиль в формате ЕГЭ по УМК Агафоновой»

Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс

(биохимический профиль)

1. 

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2.

Рассмотрите таблицу «Форма наследственной изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Форма наследственной изменчивости

Пример изменчивости

?

разная масса тела бычков одного приплода

мутационная

рождение шестиногого теленка



№ 3. 

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.

4. 

Какие признаки характерны для митоза? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) образование гаплоидных клеток после двух делений

2) сохранение наследственной информации материнской клетки

3) кроссинговер

4) образование бивалентов

5) образование диплоидных клеток

6) расхождение однохроматидных хромосом в анафазе

5. 

Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:

ОСОБЕННОСТИ

 

ВИДЫ

А) мономер

Б) полимер

В) растворимы в воде

Г) не растворимы в воде

Д) входят в состав клеточных стенок растений

Е) входят в состав клеточного сока растений

 

1) целлюлоза

2) глюкоза

6. 

При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными AABB и рецессивными aabb признаками в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания


7. 

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания комбинативной изменчивости. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. определяется сочетанием гамет при оплодотворении

2. характеризуется независимым расхождением гомологичных хромосом в первом делении мейоза

3. лежит в пределах нормы реакции признака

4. обусловлена делецией или транслокацией

5. зависит от рекомбинации генов при кроссинговере


 № 8.

Установите соответствие между признаками и типами мутаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ МУТАЦИЙ

А) замена одного нуклеотида

Б) разворот участка хромосомы

В) удвоение нескольких нуклеотидов

Г) выпадение двух генов

Д) перестановка участка хромосомы на

негомологичную

Е) может приводить к замене аминокислоты

в полипептиде

 

1) генные

2) хромосомные


 № 9. 

Выберите три верных ответа из шести и запишите последовательность цифр, под которыми они указаны.

Вирусы, в отличие от бактерий

1) имеют неоформленное ядро

2) размножаются только в других клетках

3) не имеют мембранных органоидов

4) осуществляют хемосинтез

5) способны кристаллизоваться

6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой


10. 

Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.

КЛАСС РАСТЕНИЙ

 

ПРИЗНАКИ

1) Однодольные

2) Двудольные

 

А) стержневая корневая система

Б) параллельное или дуговое жилкование листьев

В) сетчатое жилкование листьев

Г) развит камбий, древесина

Д) мочковатая корневая система

Е) камбия нет

11. 

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Растения

2) Цветковые

3) Костёр

4) Однодольные

5) Костёр безостый

6) Злаки


12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите последовательность цифр, под которыми они указаны.

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,

1) состоит из многоядерных волокон

2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3) обладает большей скоростью и энергией сокращения

4) составляет основу скелетной мускулатуры

5) располагается в стенках внутренних органов

6) сокращается медленно, ритмично, непроизвольно


№ 13.

Установите соответствие между характеристиками и типами ткани, к которым они относятся.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ТКАНИ

А) транспорт веществ по организму

Б) тесное прилегание клеток друг к другу

В) обилие межклеточного вещества

Г) секреция ферментов

Д) образование покровов тела

Е) запасание питательных веществ в организме


 

1) эпителиальные

2) соединитель

 №14. 

Установите последовательность прохождения инсулина по кровеносной системе от места выработки до мышечных волокон бицепса руки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) правый желудочек

2) артерии большого круга кровообращения

3) левое предсердие

4) лёгочные артерии

5) вены большого круга кровообращения


15. 

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида подсолнечника однолетнего.

(1)Корневая система подсолнечника масличного стержневая, проникает в почву на 2–3 м, что позволяет ему использовать влагу глубоких горизонтов. (2)Листья очерёдные, на длинных черешках, зелёные, овально-сердцевидные с заострёнными концами. (3)В листьях и цветках обнаружены флавоноиды, каротиноиды и антоцианы. (4)Цветки собраны в верхушечных, очень крупных соцветиях-корзинках, окружённых обёрточными листьями, 30–50 см в диаметре, как и бутоны, в молодом возрасте тянутся к солнцу и изменяют свою ориентацию с востока на запад в течение дня. (5)В семенах содержится жирное масло (около 40 %, иногда до 50–52 %), белки (до 20 %), углеводы (до 25 %), стерины, каротиноиды, фосфолипиды. (6)Кроме того, в семенах содержатся витамины PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты (особенно линолевая).


16. 

Установите соответствие между примерами и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

 

КРИТЕРИЙ

А) накопление муравьиной кислоты в ядовитых волосках крапивы

Б) наличие от 2 до 7 потомков у зайца-беляка

В) адаптация пищеварительной системы к растительной пище у коровы

Г) накопление алкалоидов в побегах паслёновых

Д) зацветание крокусов в марте

Е) спячка зимой у сурка

 

1) биохимический

2) физиологический

 № 17.

Выберите три верных ответа из шести, под которыми они указаны. В чём сходство природной и искусственной экосистем?

 

1) небольшое число видов

2) наличие цепей питания

3) замкнутый круговорот веществ

4) использование солнечной энергии

5) использование дополнительных источников энергии

6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов


18.

Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) постоянство газового состава атмосферы

Б) изменение толщины озонового экрана

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) изменение численности паразитов

 

1) биотические

2) абиотические

19.

Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла папоротника начиная с зиготы.

 

1) образование зиготы

2) прорастание споры, образование заростка

3) формирование половых клеток в заростке

4) образование корневища из зиготы

5) образование спор на листьях

6) рост листьев из корневища


20. 

Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем выпишите получившуюся последовательность цифр (по тексту).

ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кровь

2) глицерин

3) аминокислота

4) лимфа

5) синтез

6) мочевина

7) распад

8) глюкоза

 № 21.

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», выберите верные утверждения.

Примерный суточный водный обмен человека (в л) 

Поступление воды

Количество воды (в л)

Органы, участвующие в выделении воды

Количество воды (в л)

Жидкость

1,2

Почки

1,4

Легкие

0,5

Плотная пища

1,0

Кожа

0,5

Прямая кишка

0,1

Итого

2,2


2,5

 

1) Организм человека в течение суток потребляет 2,2 л воды.

2) Вода выделяется из организма в составе мочи, кала, выдыхаемого воздуха, пота.

3) Организм человека в течение суток потребляет 1,2 л воды.

4) Через почки выделяется меньше всего жидкости.

5) Количество поступающей воды больше количества выделившейся, т. к. она откладывается в запас в организме человека.


№ 22. 

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?



23.  Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.


24.

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.



25. 

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!