Пояснительная записка
Данная работа направлена на создание системы оценки сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.
Цель и содержание комплексной работы:
Определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 5 классов по итогам освоения программы.
Задачи комплексной работы – установить уровень владения пятиклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Время выполнения:
Комплексная работа состоит из двух частей – задания по родному русскому языку и задания по родной русской литературе. На выполнение комплексной работы отводится 40 минут.
Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и сложности, проверяют достижение одних и тех же планируемых результатов обучения.
В части по родному русскому языку представлены тестовых заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении.
Задания по родной русской литературе направлены на изучение уровня читательской грамотности, они состоят из 2 заданий по прочитанному тексту. Детям предлагается самостоятельно ответить на 2 вопроса по тексту. Их выполнение может потребовать самостоятельного открытия учащимся нового знания или умения, привлечь личный опыт.
КОДИФИКАТОР элементов содержания. Проверяемые умения
1 Орфоэпические умения (умение правильно поставить ударение в слове)
2. Морфологические умения (умение определять части речи)
3. Стилистические умения (умения определять стиль текста)
4. Работа с текстом.
1 вариант .
1 блок.
1. Расставить ударения в словах: каталог, позвонишь, квартал, кухонный, поняла, банты, заржаветь, километр, красивее.
2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: кофе, божество, тюль, мелочь, аллергия, киви, йогурт, мораль, шампунь, контроль, аура, лимузин, яблоко, кружево
3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный 3) разговорный
А) «Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».
Б) «Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями». (Гоголь Н. В.)
В) - Привет! Как дела?
- Нормально. А у тебя?
2 блок
Прочтите текст, выполните два задания
Что такое милосердие?
А что это вообще такое – милосердие?
Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость».
Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания: «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года называли не медсестра, а – сестра милосердия. А раненые солдаты чаще обращались – сестричка!
Потому что без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными. Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть – не всякому дано.
То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!»
Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймёт, что к чему...
Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.
Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла.
(М. Чудакова)
Задания
1. Каких людей автор считает немилосердными? Опираясь на текст, укажите два типа таких людей.
2. В тексте есть выражение «в прекрасный момент». Почему описываемый момент автор текста считает прекрасным? Запишите свой ответ.
2 вариант
1 блок.
1. Расставить ударения в словах: ходатайство, включим, квартал, кладовая, свекла, проспала, шарфы, щавель, каталог, договор.
2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: мозоль, рояль, плато, шимпанзе, мадам, фланель, удаль,. кенгуру, картофель, лимон, процесс.
3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный 3) разговорный
А) «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».
Б) «Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»
В) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово».
2 блок
Прочтите текст, выполните два задания
Вечный двигатель
Глаза у нашего Учителя были подвижные, живые − два синих кружочка. На уроке они превращались в два маленьких экрана. В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди... из лягушек.
Я хорошо помню, как Учитель вошёл в класс и с порога объявил:
− Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек.
Класс подпрыгнул и громко рассмеялся.
− Лягушкам было не до смеха, − совершенно серьёзно сказал Учитель. − Сильный ураган оторвал их от родного болота и со страшной скоростью понёс над океаном. Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы. И, вероятно, жалобно квакали. Не думаю, чтобы им нравилось лететь. Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю.
Мы посмотрели в глаза Учителю, и увидели себя с раскрытыми зонтиками, и почувствовали, как лягушки упруго плюхались на купола зонтиков. Девочки даже взвизгнули.
Однажды Учитель подошёл ко мне, положил на плечо руку и сказал:
− У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например.
Ребята удивлённо переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа. Глаза Учителя загадочно светились.
− У меня нет... вечного двигателя, − сказал я.
− Есть.
Я задумался. Я перебирал в памяти всё, что было у меня «движущего»: самокат, велосипед, ролики, самолётик с резинкой вместо моторчика. Ничего не двигалось само по себе и тем более вечно.
− Он всегда при тебе. Он и сейчас с тобой! − Учитель как бы играл со мной в «жарко-холодно».
Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, где лежали учебники для пятого класса, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил.
− Твой вечный двигатель у тебя в груди, − сказал Учитель. − Это твоё доброе сердце. Оно бьётся день и ночь, зимой и летом. Без отдыха, без перерыва... вечно.
Я невольно приложил руку к груди и почувствовал слабые, мерные толчки своего сердца. В классе стало тихо: все ребята слушали, как работает их вечный двигатель.
Так Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной, почти сказочной! Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение!
(По Ю. Яковлеву)
Задания:
В тексте об учителе сказано: «Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение». Найдите примеры в тексте, выпишите их. Аргументируйте свой ответ.
Найдите в тексте «Вечный двигатель» предложение, которое доказывает, что случай, о котором рассказывается, произошёл с учеником пятого класса.
Ключ к работе.
1 вариант
1 блок.
КаталОг, позвонИшь, квартАл, кУхонный, понялА, бАнты, заржАвЕть, киломЕтр, красИвее.
2.
Ж.р. | Ср.р | М.р |
Мелочь, аллергия, мораль, аура | Божество, яблоко, кружево. | Кофе, тюль. киви, йогурт, шампунь, контроль, лимузин |
А-2, б-1, в-3
2 блок.
Задание № 1 |
Система оценивания: |
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан ответ, в котором представлена верная характеристика (с опорой на текст) двух типов немилосердных людей, по мнению автора: 1. Равнодушные люди, которые не обращают внимания на чувства и горести других людей. 2. Эгоисты, люди, которые думают только о себе: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!» |
1 | Дан ответ, в котором представлена верная характеристика (с опорой на текст) одного из типов немилосердных людей |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
Задание № 2 |
Балл | Содержание критерия |
1 | Дан ответ, в котором говорится о том, что в этот момент человек обретает дар милосердия/ В этот момент человек выходит из душевной спячки. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
Соблюдение речевых норм (задания №1 и №2) | |
2 | Речевых ошибок нет | |
1 | Допущены одна - две ошибки | |
0 | Допущены три и более ошибки | |
Критерии оценивания.
1 блок: за каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество баллов -26.
22-26- «5»
17-21-«4»
13-16 – «3»
12 и менее – «2»
2 блок: за каждый правильный ответ дается 1-2 балла. Максимальное количество баллов -5.
5 - «5»
4 -«4»
3 – «3»
2 и менее – «2»
2 вариант
1 блок.
ХодАтайство, включИм, квартАл, кладовАя, свЁкла, проспалА, шАрфы, щАвЕль, каталОг, договОр.
Ж.р. | Ср.р | М.р |
Мозоль, мадам, фланель, удаль, мышь, | Плато, шимпанзе, кенгуру, пюре. | Рояль, картофель, лимон, процесс |
1-в, 2-а, 3-б
2 блок.
Система оценивания: |
Задание №1 |
Балл | Содержание критерия |
2 | Выбраны оба верных ответа: 3 (Учитель использовал необычную манеру сообщения знаний по своему предмету); 5 (Учитель помогал научиться с интересом смотреть на мир) и дан ответ, в котором упоминается о сердце. |
1 | Выбран только 1 верный ответ из двух и никакие другие, ИЛИ выбраны 1 верный ответ и 1 неверный, ИЛИ выбраны 2 верных ответа и 1 неверный. |
0 | Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует. |
Задание №2 |
1 | Выписан следующий фрагмент текста: «Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, где лежали учебники для пятого класса, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил». |
Соблюдение речевых норм (задания №1 и №2) |
2 | Речевых ошибок нет |
1 | Допущены одна - две ошибки |
0 | Допущены три и более ошибки |
Критерии оценивания.
1 блок: за каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество баллов -26.
22-26- «5»
17-21-«4»
13-16 – «3»
12 и менее – «2»
2 блок: за каждый правильный ответ дается 1-2 балла. Максимальное количество баллов -5.
5 - «5»
4 -«4»
3 – «3»
2 и менее – «2»