СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая комплексная работа по родному русскому языку и родной русской литературе 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая комплексная работа по родному русскому языку и родной русской литературе 5 класс»

Пояснительная записка

Данная работа направлена на создание системы оценки сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

Цель и содержание комплексной работы:

Определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 5 классов по итогам освоения программы.

Задачи комплексной работы – установить уровень владения пятиклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Время выполнения:

Комплексная работа состоит из двух частей – задания по родному русскому языку и задания по родной русской литературе.  На выполнение комплексной работы отводится 40 минут.

Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и сложности, проверяют достижение одних и тех же планируемых результатов обучения.

В части по родному русскому языку представлены  тестовых заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении.

Задания по родной русской литературе направлены на изучение уровня читательской грамотности, они состоят из 2 заданий по прочитанному тексту. Детям предлагается самостоятельно ответить на 2 вопроса по тексту. Их выполнение может потребовать самостоятельного открытия учащимся нового знания или умения, привлечь личный опыт.


КОДИФИКАТОР элементов содержания. Проверяемые умения

1 Орфоэпические умения (умение правильно поставить ударение в слове)

2. Морфологические умения (умение определять части речи)

3. Стилистические умения (умения определять стиль текста)

4. Работа с текстом.













1 вариант .

1 блок.

1. Расставить ударения в словах: каталог, позвонишь, квартал, кухонный, поняла, банты, заржаветь, километр, красивее.

2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: кофе, божество, тюль, мелочь, аллергия, киви, йогурт, мораль, шампунь, контроль, аура, лимузин, яблоко, кружево

3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный 3) разговорный

А) «Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».

Б) «Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями». (Гоголь Н. В.)

В) - Привет! Как дела?

- Нормально. А у тебя?

2 блок 

Прочтите текст, выполните два задания

Что такое  милосердие?

А что это вообще такое – милосердие?
Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость».
  Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания: «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года называли не медсестра, а – сестра милосердия. А раненые солдаты чаще обращались – сестричка!
  Потому что без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными. Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть – не всякому дано.
 То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!»
  Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймёт, что к чему...
  Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.
  Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла.

(М. Чудакова)


Задания

1. Каких людей автор считает немилосердными? Опираясь на текст, укажите два типа таких людей.

2. В тексте есть выражение «в прекрасный момент». Почему описываемый момент автор текста считает прекрасным? Запишите свой ответ.




2 вариант

1 блок.

1. Расставить ударения в словах: ходатайство, включим, квартал, кладовая, свекла, проспала, шарфы, щавель, каталог, договор.

2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: мозоль, рояль, плато, шимпанзе, мадам, фланель, удаль,. кенгуру, картофель, лимон, процесс.

3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный 3) разговорный

А) «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».

Б) «Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»

В) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово».



2 блок

Прочтите текст, выполните два задания

Вечный двигатель

    Глаза у нашего Учителя были подвижные, живые − два синих кружочка. На уроке они превращались в два маленьких экрана. В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди... из лягушек.
     Я хорошо помню, как Учитель вошёл в класс и с порога объявил:
     − Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек.
     Класс подпрыгнул и громко рассмеялся.
    − Лягушкам было не до смеха, − совершенно серьёзно сказал Учитель. − Сильный ураган оторвал их от родного болота и со страшной скоростью понёс над океаном. Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы. И, вероятно, жалобно квакали. Не думаю, чтобы им нравилось лететь. Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю.
  Мы посмотрели в глаза Учителю, и увидели себя с раскрытыми зонтиками, и почувствовали, как лягушки упруго плюхались на купола зонтиков. Девочки даже взвизгнули.
     Однажды Учитель подошёл ко мне, положил на плечо руку и сказал:
     − У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например.
Ребята удивлённо переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа. Глаза Учителя загадочно светились.
     − У меня нет... вечного двигателя, − сказал я.
     − Есть.
   Я задумался. Я перебирал в памяти всё, что было у меня «движущего»: самокат, велосипед, ролики, самолётик с резинкой вместо моторчика. Ничего не двигалось само по себе и тем более вечно.
   − Он всегда при тебе. Он и сейчас с тобой! − Учитель как бы играл со мной в «жарко-холодно».
   Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, где лежали учебники для пятого класса, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил.
   − Твой вечный двигатель у тебя в груди, − сказал Учитель. − Это твоё доброе сердце. Оно бьётся день и ночь, зимой и летом. Без отдыха, без перерыва... вечно.
   Я невольно приложил руку к груди и почувствовал слабые, мерные толчки своего сердца. В классе стало тихо: все ребята слушали, как работает их вечный двигатель.
  Так Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной, почти сказочной! Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение!

(По Ю. Яковлеву)

Задания:

  1. В тексте об учителе сказано: «Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение». Найдите примеры в тексте, выпишите их. Аргументируйте свой ответ.

  2. Найдите в тексте «Вечный двигатель» предложение, которое доказывает, что случай, о котором рассказывается, произошёл с учеником пятого класса.













































































Ключ к работе.

1 вариант

1 блок.

  1. КаталОг, позвонИшь, квартАл, кУхонный, понялА, бАнты, заржАвЕть, киломЕтр, красИвее.

2.

Ж.р.

Ср.р

М.р

Мелочь, аллергия, мораль, аура

Божество, яблоко, кружево.

Кофе, тюль. киви, йогурт, шампунь, контроль, лимузин

  1. А-2, б-1, в-3



2 блок.

Задание № 1

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором представлена верная характеристика (с опорой на текст) двух типов немилосердных людей, по мнению автора:

1. Равнодушные люди, которые не обращают внимания на чувства и горести других людей.

2. Эгоисты, люди, которые думают только о себе: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!»

1

Дан ответ, в котором представлена верная характеристика (с опорой на текст) одного из типов немилосердных людей

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Задание № 2

Балл

Содержание критерия

1

Дан ответ, в котором говорится о том, что в этот момент человек обретает дар милосердия/ В этот момент человек выходит из душевной спячки.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Соблюдение речевых норм (задания №1 и №2)


2

Речевых ошибок нет


1

Допущены одна - две ошибки


0

Допущены три и более ошибки



Критерии оценивания.

1 блок: за каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество баллов -26.

22-26- «5»

17-21-«4»

13-16 – «3»

12 и менее – «2»

2 блок: за каждый правильный ответ дается 1-2 балла. Максимальное количество баллов -5.

5 - «5»

4 -«4»

3 – «3»

2 и менее – «2»

2 вариант

1 блок.

  1. ХодАтайство, включИм, квартАл, кладовАя, свЁкла, проспалА, шАрфы, щАвЕль, каталОг, договОр.

  2. Ж.р.

    Ср.р

    М.р

    Мозоль, мадам, фланель, удаль, мышь,

    Плато, шимпанзе, кенгуру, пюре.

    Рояль, картофель, лимон, процесс

  3. 1-в, 2-а, 3-б

2 блок.

Система оценивания:

Задание №1

Балл

Содержание критерия

2

Выбраны оба верных ответа: 3 (Учитель использовал необычную манеру сообщения знаний по своему предмету); 5 (Учитель помогал научиться с интересом смотреть на мир) и дан ответ, в котором упоминается о сердце.

1

Выбран только 1 верный ответ из двух и никакие другие, ИЛИ выбраны 1 верный ответ и 1 неверный, ИЛИ выбраны 2 верных ответа и 1 неверный.

0

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

Задание №2

1

Выписан следующий фрагмент текста: «Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, где лежали учебники для пятого класса, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил».

Соблюдение речевых норм (задания №1 и №2)

2

Речевых ошибок нет

1

Допущены одна - две ошибки

0

Допущены три и более ошибки

Критерии оценивания.

1 блок: за каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество баллов -26.

22-26- «5»

17-21-«4»

13-16 – «3»

12 и менее – «2»

2 блок: за каждый правильный ответ дается 1-2 балла. Максимальное количество баллов -5.

5 - «5»

4 -«4»

3 – «3»

2 и менее – «2»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!