СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая годовая контрольная работа по биологии для учащихся 6 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбрала задания из вариантов "Решу ОГЭ".Подобные задания будут на контрольной  работе или такие же, только ответы  перетусованы.БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ПРИ ЗАПИСИ ОТВЕТОВ.ЖЕЛАЮ УСПЕХА.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая годовая контрольная работа по биологии для учащихся 6 классов»

Итоговая годовая контрольная работа по биологии для учащихся 6 классов.

Дата________________.Ф.И._______________________________________________________ 6 «____» класс.

Срезовая( итоговая контрольная) работа 6 класс. Вариант 0.

1. Зарисуйте строение растительной клетки, подпишите органоиды клети.







2. К не­ор­га­ни­че­ским веществам клет­ки относят.Ответ__________ и _______________

 3. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40? Ответ_________________

 4. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?

 

1) наличием клеточной стенки

2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы

4) отсутствием оформленного ядра

5. Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют Ответ_________________

6. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?

7. Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При

Для выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 В. Форма листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части


Д.  Край листа.

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Лист винограда: черешковый, с пальчатым жилкованием, тройчато-разделенный, округлый, двояко-пильчатый.

Форма листа винограда, предложенного для описания, воспользовавшись линейкой и карандашом, определяем как тройчато-разделенный.

Тройчатый, т.к. основных лопастей — 3; разделенный, т.к. расчленения глубже половины ширины полупластины - рассматриваем не основные жилки, а именно лопасти. Лопастной от разделенного отличается глубиной рассечения листовой пластинки.

 Примечание.

Чтобы вспомнить как определять типы расчленения пластинки простого листа (пункт В) — можно перейти по ссылке http://medbiol.ru/medbiol/botanica/001c2c01.htm

 

 

Дополнение к вопросу.

Лист винограда может быть как с пятью жилками, так и с тремя, это зависит от "возраста" листа.

7.1

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа инжира. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии работы ис­поль­зуй­те линейку и карандаш.

 А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 В. Форма листа.

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Лист инжира: черешковый, пальчатый, пальчато-разделенный, округлый, волнистый.

 

Ответ: 13572.

7.2 Задание 28 № 285

Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 В.Форма листа.

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Лист клёна: черешковый, пальчатый, пальчато-лопастной, округлый, двояко-пильчатый.

 Ответ: 13274.

7.3. ание 28 № 413

Рассмотрите фотографию листа берёзы повислой. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 В.Форма листа.

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Лист берёзы повислой: черешковый, перистый, цельной, яйцевидный, пильчатый.

 Ответ: 14413.

8.Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

Пояснение.

Агроценоз (агроэкосистема) — искусственная система, созданная в результате деятельности человека. Примеры агроценозов: парк, поле, сад, пастбище, приусадебный участок.

Сходство агроценоза и биогеоценоза, наличие трех звеньев: организмов — производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, круговорот веществ, территориальные и пищевые связи между организмами, растения — начальное звено цепи питания.

Отличия агроценоза от биогеоценоза: небольшое число видов в агроценозе, преобладание организмов одного вида (например, пшеницы в поле, овец на пастбище), короткие цепи питания, неполный круговорот веществ (значительный вынос биомассы в виде урожая), слабая саморегуляция, высокая численность животных отдельных видов (вредителей сельскохозяйственных растений или паразитов).

 Ответ: 124.

9. Какие из приведённых ха­рак­те­ри­стик ха­рак­тер­ны для дву­доль­ных растений? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) проводящие пучки со­дер­жат камбий

2) одна семядоля

3) стержневая кор­не­вая система

4) всегда травянистые

5) параллельное жил­ко­ва­ние листьев

6) число ча­стей цвет­ка крат­но четырём или пяти

Пояснение.

Признаки двудольных: про­во­дя­щие пучки со­дер­жат кам­бий, стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма, число ча­стей цвет­ка крат­но четырём или пяти. Под цифрами 2, 4, 5 — признаки Однодольных.

 Ответ: 136.

10. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:

 Груп­па 1

Груп­па 2

Сосна

Ель

Берёза

Вет­ре­ни­ца

Оду­ван­чик

Ко­пы­тень

 Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

 1) источник питания

2) способ размножения

3) требования к освещённости

4) строение цветка

Пояснение.

Группа 1 — светолюбивые растения; группа 2 — тенелюбивые растения.

 Правильный ответ указан под номером 3.

11.1. В таб­ли­це при­ве­де­ны ткани рас­те­ний и их функции.

 ТКАНЬ

ФУНКЦИЯ

столбчатая ткань листа

...

ксилема

проведение воды к листьям

 Какой тер­мин не­об­хо­ди­мо впи­сать на место пропуска?

 1) фотосинтез

2) защита ни­же­ле­жа­щих тканей

3) газообмен

4) запасание веществ

Пояснение.

Фотосинтез обеспечивают столбчатая и губчатая паренхима (основная ткань).

Газообмен — устьица&

Запасание веществ — запасающая ткань (сердцевина, например).

Защита ни­же­ле­жа­щих тканей — эпидермис, кожица, пробка.

 Правильный ответ указан под номером 1.

11.2. В таб­ли­це при­ве­де­ны ткани рас­те­ний и их функции.

 ТКАНЬ

ФУНКЦИЯ

...

проведение веществ к корням

эпидермис

защита нижележащих тканей

 Какой тер­мин не­об­хо­ди­мо впи­сать на место пропуска?

 1) пробка

2) ксилема

3) флоэма

4) камбий

Пояснение.

Верный ответ — флоэма (ситовидные трубки) — про­ве­де­ние веществ к корням.

Пробка — защитная.

Ксилема — про­ве­де­ние воды и ве­ществ от кор­ней к листьям.

Камбий — рост стеб­ля в толщину.

 Правильный ответ указан под номером 3.

11.3. В приведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся взаимосвязь.

 Целое

Часть

...

пыльник

лист

листовая пластинка



 Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таблице?

 1) цве­то­ло­же

2) пе­стик

3) ты­чин­ка

4) венчик

Пояснение.

В ниж­ней строке вто­рой столбец со­от­вет­ству­ет части органа, ука­зан­но­го в пер­вом столбце (листовая пла­стин­ка — часть листа); зна­чит, в пер­вой строке: пыль­ник — часть ты­чин­ки.

 Правильный ответ указан под номером 3.

12.1. Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?

2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?

3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

 В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

 Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

 Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

 Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

Пояснение.

Правильный должен содержать следующие элементы:

1) Плод кокоса — волокнистая костянка содержит одно семя.

2) Кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях, т. к. зародыш содержит запас воды и кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь.

3) На кокосовую пальму легко залезть, т. к. ствол кокосовой пальмы имеет остатки оснований черешков листьев, которые придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид.

 Примечание:

Второй вопрос звучит как ПОЧЕМУ МОЖЕТ ПРОИЗРАСТАТЬ... а ответ только про ПРОРАСТАНИЕ.

Ответ можно дополнить: Неглубокие корни пальм впитывают влагу из обильно орошаемой почвы на морском побережье. Кокосовая пальма имеет плотные, ворсистые листья.

12.2. Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Строение цветка» и зна­ния курса, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 1) Какая часть око­ло­цвет­ни­ка при­вле­ка­ет насекомых-опылителей?

2) По­че­му ты­чин­ки и пе­сти­ки счи­та­ют­ся глав­ны­ми ча­стя­ми цветка?

3) Цвет­ки вишни и цвет­ки то­ма­та имеют по од­но­му пестику. Од­на­ко в об­ра­зу­ю­щих­ся пло­дах вишни раз­ви­ва­ет­ся по од­но­му семени, а в пло­дах то­ма­та – по многу семян. С чем это связано?

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

 Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части

цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

1) Венчик.

2) Ты­чин­ки и пе­сти­ки счи­та­ют­ся глав­ны­ми ча­стя­ми цвет­ка потому, что в них со­зре­ва­ют по­ло­вые клет­ки – гаметы, при сли­я­нии ко­то­рых про­ис­хо­дит опло­до­тво­ре­ние и фор­ми­ро­ва­ние семени.

3) Число семян в плоде за­ви­сит от числа се­мя­за­чат­ков (семяпочек) в цветке. Если се­мя­за­чат­ков много (как у томата), то семян тоже будет много. Если се­мя­за­ча­ток один, то будет одно семя в плоде (как у вишни).

13.1. Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

  ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ

Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) воздушное

2) древесина

3) дыхание

4) луб

5) почвенное

6) ситовидная трубка

7) сосуд

8) фотосинтез

  Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Органические вещества образуются в листе в процессе фотосинтеза. Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ситовидным трубкам — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — луб. Такой вид питания растений получил называние воздушное, поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

 Ответ: 8641.

13.2. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

  ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) испарение

3) кислород

4) транспирация

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет кислород, а выделяет углекислый газ. Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — устьица, расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе фотосинтеза, происходящего в зелёных частях растения на свету.

 Ответ: 3567.

13.3.Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

  ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

  ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень

2) ситовидная трубка

3) сосуд

4) стебель

5) транспирация

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Поглощённый корнем почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — сосудам — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через устьица. Этот процесс имеет название транспирация. Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

 Ответ: 1365.

13.4. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) корневой чехлик

3) корневой волосок

4) лист

5) побег

6) стебель

7) устьица

8) фотосинтез

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью корневых волосков корня. Наземные части растения, главным образом, листья, напротив, через особые клетки — устьица — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса фотосинтеза.

 Ответ: 3478.

13.5. Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромопласт

2) вакуоли

3) хлоропласт

4) хлорофилл

5) митохондрии

6) целлюлоза

7) гликоген

8) глюкоза

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — хлоропласты. Молекулы хлорофилла способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют глюкозу из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из целлюлозы. Она выполняет важные функции. Хромопласты — жёлтые, оранжевые или красные пластиды высших растений.

 Ответ: 3486.

13.6. Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ

У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от ___________ (А) вверх перемещаются ___________ (Б) и растворённые минеральные вещества, от ___________ (В) вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе ___________ (Г).

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) воздух

3) дыхание

4) корень

5) лист

6) стебель

7) углекислый газ

8) фотосинтез

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от корня вверх перемещаются вода и растворённые минеральные вещества, от листа вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе фотосинтеза.

 Ответ: 4158.

14.1. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 А. По сосудам растений передвигаются органические вещества.

Б. По ситовидным трубкам передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Оба суждения неверны, т. к. по сосудам растений передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде, и по ситовидным трубкам передвигаются органические вещества.

 Правильный ответ указан под номером 4.

14.2. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о про­цес­сах жизнедеятельности растений?

 А. При фо­то­син­те­зе растениями по­гло­ща­ет­ся углекислый газ.

Б. Све­то­вая энергия при фо­то­син­те­зе превращается в энер­гию химических свя­зей органических веществ.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Оба суж­де­ния верны. Фотосинтез — про­цесс образования ор­га­ни­че­ских веществ из уг­ле­кис­ло­го газа и воды на свету при уча­стии фотосинтетических пиг­мен­тов (у рас­те­ний и цианобактерий); пре­вра­ще­ние световой энер­гии в энер­гию хи­ми­че­ских связей ор­га­ни­че­ских веществ.

 Правильный ответ указан под номером 3.

14.3. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 А. При дыхании растениями поглощается кислород.

Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Верны оба суждения. Дыхание растений представляет процесс, соответствующий дыханию животных. Растение поглощает атмосферный кислород, а последний воздействует на органические соединения их тела таким образом, что в результате появляются вода и углекислота.

 Правильный ответ указан под номером 3.

14.4. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о видоизменённых ор­га­нах растений?

 А. К видоизменённым кор­ням относят корневища, клуб­ни и луковицы.

Б. У го­ро­ха имеются усики, ко­то­рые представляют собой видоизменённые листья.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Верно толь­ко утверждение Б; А — неверно, т. к. корневища, клуб­ни и лу­ко­ви­цы — это ви­до­из­ме­нен­ные побеги.

 Правильный ответ указан под номером 2.

14.5. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 А. При дыхании растениями поглощается кислород.

Б. Дыхание происходит во всех живых клетках растений.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Верны оба суждения. Дыхание растений представляет процесс, соответствующий дыханию животных. Растение поглощает атмосферный кислород, а последний воздействует на органические соединения их тела таким образом, что в результате появляются вода и углекислота.

 Правильный ответ указан под номером 3.

15.1. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                             ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       

ГРУППА

A) вирус гепатита

1) абиотический фактор

Б) химический состав почвы

2) биотический фактор

В) длина светового дня   


Г) пыльца растений


Д) смерч


Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Абиотические — факторы неживой природы. Биотические — связанные с деятельностью живых организмов.

 Ответ: 21121.

15.2. Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                             ХАРАКТЕРИСТИКА                       

ГРУППА

A) образуют органические вещества из неорганических

1) производители

Б) потребляют готовые органические вещества

2) потребители

В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ


Г) принадлежит к растительноядным животным


Д) являются первым звеном цепи питания




Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических — бактерии и грибы.

 Ответ: 12121.

15.3. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми се­мей­ства и его названием. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 ПРИЗНАК СЕ­МЕЙ­СТВА

 

НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

А) плод зерновка

Б) плод семянка

В) со­цве­тие колос

Г) со­цве­тие корзинка

Д) пе­стик имеет пе­ри­стое рыльце

Е) цвет­ки языч­ко­вые и трубчатые

 

1) Злаки

2) Сложноцветные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Семейство Злаки: плод зер­нов­ка, со­цве­тие колос, пе­стик имеет пе­ри­стое рыль­це. Се­мей­ство Слож­но­цвет­ные: плод се­мян­ка, со­цве­тие кор­зин­ка, цвет­ки языч­ко­вые и труб­ча­тые.

 Ответ: 121212.

16.1. Пользуясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и зна­ни­я­ми курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

 

 1) Для чего нужны устьи­ца растениям?

2) У каких рас­те­ний число устьиц на обеих по­верх­но­стях примерно оди­на­ко­во и чем это можно объяснить?

3) На какой сто­ро­не листа рас­по­ло­же­ны устьица у кув­шин­ки и почему?

Пояснение.

1) Устьи­ца нужны для ис­па­ре­ния воды и га­зо­об­ме­на с окру­жа­ю­щей средой.

2) У зла­ков — пше­ни­цы и овса — число устьиц на обеих по­верх­но­стях примерно одинаково. Их ли­стья расположены вертикально, а не плос­ко по от­но­ше­нию к сол­неч­ным лучам.

3) Кув­шин­ка — вод­ное растение, у ко­то­ро­го листья со­при­ка­са­ют­ся нижней сто­ро­ной с водой. Устьи­ца находятся толь­ко на верх­ней стороне листа, и ис­па­ре­ние происходит через его поверхность.

16.2.Пользуясь таб­ли­цей «Влияние рас­пы­ле­ния углекислого газа на уро­жай растений» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое из рас­те­ний дало самый боль­шой прирост урожая?

2) Как про­ни­ка­ет углекислый газ в растения?

3) Почему при рас­пы­ле­нии углекислого газа по­вы­ша­ет­ся урожай растений?

Пояснение.

1) Самый большой прирост урожая дала герань

2) Углекислый газ проникает в растении через устьица

3) Углекислый газ необходим для фотосинтеза — процесса образовании органических веществ, поэтому распыление углекислого газа повышает урожай

17.1.Рассмотрите предложенную схему строения коры дерева. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.



Ответ______________________________

Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ

 

КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная

В) Лютик кашубский

Г) Тюльпан алтайский

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка

 

1) Двудольные

2) Однодольные

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!