Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 7 классе
1. Назначение итоговой диагностической работы
Итоговая диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса истории по программе 7 класса в соответствии ФГОС и ИКС и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание и характеристики итоговой диагностической работы
Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе следующих документов:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (с последующими изменениями);
4.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко-культурный стандарт).
5.О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Министерства образования и науки России от 17.04.2000 г. № 1122)
6.Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск (Приложение№1 к приказу № 183 о.д. от 31.08.2016 .)
Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.
3. Условия проведения диагностической работы.
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики..
Дополнительные материалы не используются.
Ответы на задания учащиеся записывают в бланке ответов тестирования.
4. Время выполнения итоговой диагностической работы.
На выполнение итоговой диагностической работы отводится 45 минут.
5. Содержание и структура итоговой диагностической работы.
Работа охватывает содержание курса истории России (XVI-XVII вв.)
Каждый вариант диагностической работы состоит из 21 задания:
13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, 5 заданий с кратким ответом, 3 задания с развернутым ответом.
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня и высокого уровня сложности.
Содержание работы охватывает основной материал по истории Российского государства, изученный в 7 классе в соответствии ФГОС и ИКС.
Работа составлена в формате ОГЭ.
6. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы:
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
7. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и вилам деятельности
Задания 1-12 нацелены преимущественно на проверку знаний по истории.
Задания 13-21 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти задания посвящены истории России в XVI-XVII вв.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
| Проверяемые элементы подготовки | № задания | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю Работу - |
1 | Знание фактов | 1,2,5 | 3 | 3 | 11,1% |
2 | Поиск информации в источнике | 9,10, | 2 | 2 | 11,1% |
3 | Знание причин и следствий | 6,7,8 | 3 | 3 | 11,1% |
4 | Знание выдающихся деятелей отечественной истории | 11,12 | 2 | 2 | |
5 | Знание понятий, терминов. | 4 | 1 | 1 | |
6 | Установление последовательности событий, явлений, процессов | 3 | 1 | 1 | 3,7% |
7 | Систематизация исторической информации (соответствие) | 15 | 1 | 2 | |
8 | Систематизация фактов, понятий (множественный выбор) | 16 | 1 | 1 | 3,7% |
9 | Работа с исторической картой, схемой | 13,18 | 2 | 2 | 14,8% |
10 | Систематизация исторической информации (восстановление последовательности предложении в тексте) | 14 | 1 | 1 | 3,7% |
11 | Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | 17 | 1 | 1 | |
12 | Анализ источника. Атрибуция документа | 19 | 1 | 2 | 3,7% |
13 | Анализ источника. Логический анализ структуры текста | 20 | 1 | 3 | 26% |
14 | Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | 21 | 1 | 2 | |
| итого | | | 26 баллов | |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К базовому уровню сложности относятся задания, в которых учащимся 7 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-13.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 14-18.
К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 19-.21
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого заданий с выбором ответа (1-13) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.
За правильный ответ на задания 14, 16, 17, 18 ставится 1 балл. Задания 17 оценивается 2 баллами, если допущена одна ошибка – оценивается 1 балл в соответствии со специальными критериями оценивания.
Задание 19. 21 оценивается по 2 балла, задание 20 оценивается 3 балла зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 1-13 (52%) | 13 баллов (52%) |
Повышенный | 5 заданий (20%) | 6 баллов (24%) |
Высокий | 3 задания (12%) | 7 баллов (28%) |
Итого | 21 задание | 25 баллов |
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по максимальной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-7 (0-28%) | 8-13 (31 -54%) | 14-19 (57-76%) | 20-26 (80-100%) |
9. Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы в 7 классах
Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%); П - повышенный (40-60%); В - высокий (менее 40%).
Обозначение задания в работе | Проверяемое содержание | Проверяемые виды деятельности | Уровень сложности задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | Максимальный балл за задание |
1 | Россия в XVI-XVII вв | Знание фактов | Б | 1 | 1 |
2 | Россия в XVI-XVII вв | Знание фактов | Б | 1 | 1 |
3 | Россия в XVI-XVII вв | Установление последовательности событий, явлений, процессов | Б | 1 | 1 |
4 | Россия в XVI-XVII вв | Знание понятий, терминов. | Б | 1 | 1 |
5 | Россия в XVI-XVII вв. | Знание фактов | Б | 1 | 1 |
6 | Россия в XVI-XVII вв. | Знание причин и следствий | Б | 1 | 1 |
7 | Россия в XVI-XVII вв. | Знание причин и следствий | Б | 1 | 1 |
8 | Россия в XVI-XVII вв. | Знание причин и следствий | Б | 1 | 1 |
9 | Россия в XVI-XVII вв. | Поиск информации в источнике | Б | 1 | 1 |
10 | Россия в XVI-XVII вв. | Поиск информации в источнике | Б | 1 | 1 |
11 | Россия в XVI-XVII вв. | Знание выдающихся деятелей отечественной истории | Б | 1 | 1 |
12 | Россия в XVI-XVII вв. | Знание выдающихся деятелей отечественной истории | Б | 1 | 1 |
13 | Россия в XVI-XVII вв. | Работа с исторической картой, схемой | Б | 1-2 | 1 |
14 | Россия в XVI-XVII вв. | Систематизация исторической информации (восстановление последовательности предложении в тексте) | П | 1-2 | 1 |
15 | Россия в XVI-XVII вв. | Систематизация исторической информации (соответствие) | П | 1-2 | 1 |
16 | Россия в XVI-XVII вв. | Систематизация фактов, понятий (множественный выбор) | П | 1-2 | 1 |
17 | Россия в XVI-XVII вв. | Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | П | 2-3 | 2 |
18 | Россия в XVI-XVII вв. | Работа с исторической схемой | П | 1-2 | 1 |
19 | Россия в XVI-XVII вв. | Анализ источника. Атрибуция документа | В | 2-6 | 2 |
20 | Россия в XVI-XVII вв. | Анализ источника. Логический анализ структуры текста | В | 2-6 | 3 |
21 | Россия в XVI-XVII вв. | Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | В | 2-6 | 2 |
|
Источник диагностической работы: решу ОГЭ
Итоговая диагностическая работа по истории 7 класс
Выполнена: ФИО класс __________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание.
Ответы к заданиям 1-13 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 14,15,17запишите в виде последовательности цифр, задания 16,18 – запишите слово в бланке ответов
В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом
новый.
Задания 13 выполните задание, связанное с исторической картой.
Задания 19 – 21 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем удачи!
При выполнении заданий 1-13 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
Итоговая контрольная работа за курс ИСТОРИЯ РОССИИ
(в соответствии ФГОС и ИКС)
7 КЛАСС
1 вариант
1. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в (во)
1) середине XV в. 2) второй половине XVI в.
3) первой половине XVII в. 4) конце XVII в.
Ответ:
2. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?
1) 1547 г. 2) 1598 г. 3) 1606 г. 4) 1613 г.
Ответ:
3. Какое событие произошло раньше других?
1) заключение Деулинского перемирия с Польшей
2) избрание Земским собором на царство Михаила Романова
3) освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением
4) смерть царевича Дмитрия Ивановича в Угличе
Ответ:
4. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?
1) цехи 2) фабрики 3) мануфактуры 4) ремесленные мастерские
Ответ:
5.Какое событие относится к периоду правления Ивана IV?
1) вхождение Восточной Сибири в состав Российского государства
2) Смоленская война
3) Ливонская война
4) окончательная ликвидация зависимости Руси от Орды
Ответ:
6. Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.?
1) учреждение патриаршества в России
2) изменение церковных обрядов
3) отделение церкви от государства
4) передача церковной земельной собственности государству
Ответ:
7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1662 г.?
1) ликвидация кормлений
2) отмена соляного налога
3) введение бессрочного сыска крестьян
4) прекращение чеканки медных денег
Ответ:
8. Что из перечисленного стало одним из следствий Смуты в Российском государстве?
1) присоединение к России побережья Балтийского моря от Выборга до Риги
2) распад Ливонского ордена
3) утрата Россией Смоленска
4) образование Речи Посполитой
Ответ:
9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.
«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».
1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в
Ответ:
10. Прочтите отрывок из труда историка и укажите год, когда происходили описываемые события.
«Полтора года Москва оставалась полем сражения. За это время жители привыкли поминутно ждать удара ядра и прятаться от обстрелов. Теперь сражение было выиграно. Лихая година осталась позади.
В честь победы был устроен парад. Земская рать построилась на Арбате, а оттуда торжественным маршем проследовала в Китай-город. Отряды Трубецкого, собравшиеся за Покровскими воротами, вступили в крепость с другой стороны. Войска сошлись на площади подле Лобного места, откуда двинулись через Спасские ворота в Кремль. Пробил великий час. Древняя столица Русского гocyдарства была полностью очищена от иноземных завоевателей».
1) 1380 г. 2) 1480 г. 3) 1612 г. 4) 1812 г.
Ответ:
11. Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь.
«Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. "Временщик" не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».
1) Василий Шуйский 2) Борис Годунов
3) Фёдор Мстиславский 4) Михаил Романов
Ответ:
12.Укажите имя предводителя одного из крупнейших народных восстаний XVII в.
1) Ермак Тимофеевич 2) Симон Ушаков
3) Степан Разин 4) Емельян Пугачёв
Ответ:
13.Рассмотрите схему.
На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством
1) Е. И. Пугачёва 2) С. Т. Разина
3) К. А. Булавина 4) И. И. Болотникова
Ответ:
ЧАСТЬ 2
14.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) введение опричнины
2) учреждение патриаршества в России
3) создание полков «иноземного строя»
4) созыв первого Земского собора
Ответ:
15. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИМЕНА | СОБЫТИЕ |
A) Патриарх Никон Б) Степан Разин B) Михаил Романов | 1) восстание 1670-1671 гг. 2) Земский собор 1613 г. 3) Переяславская Рада 4) церковный раскол |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16. Напишите пропущенное слово.
Новые явления в ремесле создавали предпосылки для развития в XVII в. предприятий нового типа — _________. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники.
Ответ:
17.Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления Ивана IV. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) ограничение местничества при назначении на воинские должности
2) создание особого соединения царской рати — московского стрелецкого войска
3) большая роль дворянской конницы
4) наличие артиллерии
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Ответ:
18.Укажите князя, пропущенного в схеме.
Ответ:
Часть 3
19.Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.
Из сочинения историка
«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…
Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…
Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов... Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в
чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.
Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».
20. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы в тексте отрывка. Используя текст, укажите не менее двух причин указанной ситуации.
21. Существует точка зрения, что некоторые черты системы управления Московского государства в середине XVI в. и в середине XVII в. были сходны. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
Итоговая контрольная работа
за курс ИСТОРИЯ РОССИИ
(в соответствии ФГОС и ИКС)
7 КЛАСС
2 вариант
1.В каком веке было принято Соборное уложение?
1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.
Ответ:
2. В каком году произошел Соляной бунт?
1) 1549 г. 2) 1606 г. 3) 1648 г. 4) 1687 г.
Ответ:
3. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) восстание под предводительством Ивана Болотникова
2) «Соляной бунт» 3) «Медный бунт»
4) восстание под предводительством Степана Разина
Ответ:
4. Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?
1) Земский собор 2) Уложенная комиссия 3) Негласный комитет 4) Боярская дума
Ответ:
5. Что из перечисленного было предпринято в период правления Ивана IV?
1) учреждение патриаршества в России 2) отмена урочных лет
3) принятие Соборного уложения 4) созыв первого Земского собора
Ответ:
6. Одним из последствий внутренней политики царя Алексея Михайловича является
1) отмена кормлений 2) ликвидация монастырского землевладения
3) снижение роли Земского собора в управлении государством
4) введение подушной подати
Ответ:
7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1648 г.?
1) учреждение опричнины 2) отмена медных денег
3) созыв Земского собора
4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём
Ответ:
8. Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI — начала XVII в.?
1) воцарение династии Романовых 2) проведение реформ Избранной рады
3) создание стрелецкого войска 4) начало созыва Земских соборов
Ответ:
9. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите век, когда происходили описываемые события.
«Князь Дмитрий Михайлович и Кузьма… пошли в Ярославль. Костромичи ж их проводили с великою радостию и дали им на подмогу многую казну. Они же к Ярославлю, и многие люди их встречали с радостию… Ярославцы же их приняли с великою честию и принесли дары многия. Они же не взяли у них ничего и, будучи в Ярославле, начали промышлять, как бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начали из градов приезжать многие ратные люди и посадские люди привозить на помочь денежную казну…»
1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.
Ответ:
10.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описываемые события.
«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь... Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву, 11 июля венчался на царство».
1) 1584 г. 2) 1613 г. 3) 1645 г. 4) 1682 г.
Ответ:
11. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите пропущенное в нём имя царя.
«…гетман Богдан Хмельницкой и всё Войско Запорожское присылали к великому государю царю и великому князю бити челом многожды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и
святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку... И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять...»
1) Иван Васильевич 2) Борис Фёдорович 3) Михаил Фёдорович 4) Алексей Михайлович
Ответ:
12. Кто являлся предводителем народного движения, происходившего в период Смутного времени в России?
1) К. А. Булавин 2) Е. И. Пугачёв 3) С. Т. Разин 4) И. И. Болотников
Ответ:
13. Рассмотрите схему и выполните задание.
Кто был участником событий, обозначенных на схеме стрелками?
1) Хлопко Косолап 2) И.И. Болотников 3) С.Т. Разин 4) К.А. Булавин
Ответ
ЧАСТЬ 2
14. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) принятие Соборного уложения 2) начало Ливонской войны
3) избрание на царство Михаила Романова
4) объединение Левобережной Украины с Россией
Ответ:
15. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИМЕНА | СОБЫТИЕ |
A) Елена Глинская Б) Алексей Михайлович B) К Минин | 1) Соборное уложение 1649 г. 2) Крестьянское восстание 3) Введение единой для всей страны денежной единицы – московского рубля 4) II ополчение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».
Ответ:
17. Сравните деятельность Первого и Второго ополчений в годы Смуты. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) выступление против польских захватчиков 2) участие Дмитрия Пожарского
3) формирование движения в Рязани 4) участие Кузьмы Минина
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Ответ:
18. Запишите название, пропущенное в схеме.
Ответ:
Часть 3
19.Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.
Из сочинения историка.
«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.
Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».
20. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого приводятся во втором абзаце отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно обосновать указанное утверждение.
21.Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в деятельности Ивана III и Ивана IV имелись общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Ключи и критерии оценивания к заданиям
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 3 | 4 |
2 | 1 | 3 |
3 | 4 | 1 |
4 | 3 | 1 |
5 | 3 | 4 |
6 | 2 | 3 |
7 | 4 | 3 |
8 | 3 | 1 |
9 | 4 | 4 |
10 | 3 | 2 |
11 | 2 | 4 |
12 | 3 | 4 |
13 | 4 | 3 |
14 | 4123 | 2314 |
15 | 412 | 314 |
16 | мануфактура | Семибоярщина |
17 | 3412 | 1234 |
18 | Иван Третий 1462 – 1505 г. | Столбовский |
19. | В ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) век — XVII в.; 2) династия — Романовы. Максимальный балл – 2 1.Правильно обозначены хронологические рамки и династия – 2 2. Обозначено век или династия – 1 балл. 3. Ответ неправильный - 0 | В ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) век — XVII в.; 2) династия — Романовы. Максимальный балл – 2 1.Правильно обозначены хронологические рамки и династия – 2 2. Обозначено век или династия – 1 балл. 3. Ответ неправильный - 0 |
20 | Утверждение. «Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны». Могут быть указаны следующие факты: 1) чтобы получить возможность использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов; 2) первый в русской армии воинский устав был принят на основе западноевропейских образцов; 3) голландские специалисты помогали организовать производство оружия(пушечный завод) в Москве и построить первый русский военный корабль «Орёл»; 4) в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев; 5) иностранцы в Москве жили по своим обычаям. Максимальный балл – 3 1.Правильно обозначены утверждение и два факта – 3 2. Обозначено утверждение и один факт – 2 балл. 3.Обозначено утверждение или два факта – 1 балл 4. Обозначено один факт или ответ неправильный - 0 | Утверждение «Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны». Могут быть указаны следующие факты: 1) чтобы получить возможность использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов; 2) первый в русской армии воинский устав был принят на основе западноевропейских образцов; 3) голландские специалисты помогали организовать производство оружия(пушечный завод) в Москве и построить первый русский военный корабль «Орёл»; 4) в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев; 5) иностранцы в Москве жили по своим обычаям. Максимальный балл – 3 1.Правильно обозначены утверждение и два факта – 3 2. Обозначено утверждение и один факт – 2 балл. 3.Обозначено утверждение или два факта – 1 балл 4. Обозначено один факт или ответ неправильный - 0 |
21 | Могут быть приведены факты (положения): 1) оба правителя расширили границы Московского государства; 2) оба повысили авторитет власти московского князя (царя) путём изменения титула; 3) оба правителя вели активную внешнюю политику в западном направлении (войны с Литвой). Могут быть приведены другие факты (положения). Максимальный балл – 2 1.Правильно обозначены два факта – 2 2. Обозначен один факт – 1 балл. 3. Ответ неправильный - 0 | Пояснение. Могут быть приведены факты (положения): 1) оба правителя расширили границы Московского государства; 2) оба повысили авторитет власти московского князя (царя) путём изменения титула; 3) оба правителя вели активную внешнюю политику в западном направлении (войны с Литвой). Могут быть приведены другие факты (положения). Максимальный балл – 2 1.Правильно обозначены два факта – 2 2. Обозначен один факт – 1 балл. 3. Ответ неправильный - 0 |
Бланк ответов
Итоговая диагностическая работа по истории 7 класс
Фамилия Имя________________________________ Класс________ Вариант__1______ «______» мая 2018
Часть 1 Внесите с таблицу номера правильных ответов заданий 1-13
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
Часть 2
При выполнении заданий 14-18 запишите ответ в бланк так, как указано в тексте задания.
19.
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
20.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая диагностическая работа по истории 7 класс
Фамилия Имя________________________________ Класс________ Вариант__2______ «______» мая 2018
Часть 1 Внесите с таблицу номера правильных ответов заданий 1-13
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
Часть 2
При выполнении заданий 14-18 запишите ответ в бланк так, как указано в тексте задания.
19.
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
20.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27