СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Природные катастрофы. Антропогенный аспект

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны основные виды природных катастроф. 

Просмотр содержимого документа
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Природные катастрофы. Антропогенный аспект»

Министерство образования и науки РФ

Борисоглебский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный университет»


Центр дополнительных образовательных услуг


Курсы профессиональной переподготовки





ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Природные катастрофы. Антропогенный аспект




Слушатель Бойко Наталья Александровна



Место работы, должность

МКОУ Елизаветинская ООШ, учитель географии, директор



Рецензент:

______________________________________

(учёное звание, учёная степень, должность)

Мухина Наталья Валентиновна



















Борисоглебск 2015

Оглавление



1. Введение………………………………………………………………………………...3

2. Катастрофы……………………………………………………………………………..5

2.1 Классификация………………………………………………………………………….5

2.2 Природные катастрофы……………………………………………………………….6

2.3 Антропогенные катастрофы………………………………………………………...10

2.4 Прогнозирование катастроф………………………………………………………..20

2.5 Примеры крупных катастроф………………………………………………………..21

2.6 Внеклассное мероприятие ………………………………………………………… .26

2.7 Чернобыльский колокол………………………………………………………………30

3. Заключение……………………………………………………………………………37

4. Список литературы …………………………………………………………………38

5. Приложение …………………………………………………………………………….39



  1. Введение

Катастрофа – внезапно возникающее явление природы или акция человека, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшая ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи или защите, вызвавшая диспропорцию между силами и средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны.

В период с 2000 по 2012 год в результате катастроф погибло свыше 700 тысяч людей, 1.4 миллиона ранены, около 23 миллионов остались без крова. В общем, 1.5 миллиарда людей так или иначе пострадали от катастроф. Общий экономический ущерб составил 1.3 триллиона долларов (для сравнения: ВВП России на 2013 год – 2.097 триллионов долларов).

Природные и антропогенные катастрофы наносят ущерб, сказывающийся на всех сферах общества. Разрушительные последствия катастроф зачастую имеют долгосрочный характер.

Катастрофы свидетельствуют о физической, социальной, экономической и экологической уязвимости и незащищенности человеческой популяции.

Важной задачей современности является совершенствование прогнозирования катастроф и выработка методов быстрой и эффективной ликвидации их последствий.

Большинство разрушительных катастроф имеют природное происхождение (землетрясения, экстремальные погодные явления). Тем не менее, Межправительственная группа экспертов по изменению климата продемонстрировала, что для уменьшения суровости и частоты экстремальных погодных явлений, вызванных антропогенным изменением климата, возможно применение ряда мер. Они заключаются во внедрении практики устойчивого развития, которая будет направлена на защиту окружающей среды и одновременно на улучшение здоровья и благополучия людей.

Во избежание техногенных катастроф должны проводится регулярные проверки оборудования предприятий и объектов инфраструктуры, представляющих потенциальную опасность (железные дороги, заводы, станции) на предмет износа и другие необходимые меры по предотвращению техногенных катастроф и ликвидации их последствий.

В данной работе будут рассмотрены основные виды природных и техногенных катастроф, причины их возникновения, последствия, а также примеры крупнейших в мире катастроф природного и техногенного характера.



  1. Катастрофы
    1. Классификация

Существует несколько критериев классификации катастроф. К ним относятся: нанесенный ущерб, время протекания, площадь охвата, количество жертв и другие. Одним из самых распространенных критериев является природа происхождения. По этому признаку обычно выделяют:

  • Антропогенные катастрофы – возникают из-за деятельности человека (кораблекрушения, аварии на атомных станциях);

  • Природные катастрофы – возникают под действием сил природы (цунами, землетрясения, наводнения).

Следует отметить, что антропогенные катастрофы в широком понимании могут иметь природный характер (обвалы грунта в населенных пунктах, вызванные неисправностью водопроводных систем; наводнения, возникающие из-за прорыва плотин). Здесь антропогенные катастрофы будут рассматриваться как противопоставление природным. В других классификациях выделяют техногенные катастрофы.



    1. Природные катастрофы

Классификация природных катастроф

Природные катастрофы делятся по своему происхождению на два типа:

  1. эндогенные – связаны с внутренней энергией и силами Земли (извержения вулканов, землетрясения, цунами);

  2. экзогенные – обусловлены солнечной энергией и активностью, атмосферными, гидродинамическими и гравитационными процессами (ураганы, циклоны, наводнения, бури).

Причины возникновения природных катастроф

Одной из причин возникновения природных катастроф является стихийное бедствие, явление природы, приводящее к разрушению материальных ценностей, гибели людей и другим последствиям.

Основные виды стихийных бедствий:

  1. Геологические

  • Землетрясение

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.

  • Извержение вулкана

Извержение вулкана – вулканическая деятельность, при которой вулканическая лава и раскаленные газы вырываются на поверхность. Помимо непосредственного извержения вулкана, большой урон наносят выброс вулканического пепла и пирокластические потоки (смесь вулканических газов, камней, пепла).

  • Лавина

Лавина – масса снега или льда, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор. Особо разрушительные лавины могут полностью разрушить населенные пункты.

  • Обвал

Обвал – отрыв масс пород от склона и быстрое перемещение вниз. Они возникают на берегах рек, морей, в горах под действием осадков, сейсмических толчков, человеческой деятельности

  • Оползень

Оползень – отрыв земляных масс от склона и перемещение их по склону под воздействием силы тяжести.

  • Сель

Сель – мощный грязевой, грязекаменный или водокаменный поток, который образуется в руслах горных рек из-за резкого паводка, вызванного сильными ливнями, снеготаянием и другими причинами.

  1. Метеорологические

  • Град

Град – вид атмосферных осадков виде плотных частиц льда (градины) неправильной формы разного размера.

  • Засуха

Засуха – длительная сухая погода, часто при повышенной температуре воздуха, с отсутствием или очень малым количеством атмосферных осадков, приводящая к истощению запасов влаги в почве и резкому снижению относительной влажности воздуха.

  • Метель

Метель – перенос снега ветром над поверхностью земли.

  • Смерч

Смерч – чрезвычайно сильный атмосферный вихрь с циркуляцией воздуха, замкнутой вокруг более или менее вертикальной оси.

  • Циклон

Циклон – атмосферный вихрь с пониженным давлением в середине и циркуляцией воздуха по спирали.

  1. Гидрологические

  • Наводнение

Наводнение – затопление территории водой.

  • Цунами

Цунами – морские волны очень большой длины, возникающие при сильных подводных и прибрежных землетрясениях, а также при вулканических извержениях или крупных обвалах горных пород с берегового обрыва.

  • Лимнологическая катастрофа

Лимнологическая катастрофа – редкое природное явление, при котором растворенный в глубоких озерах углекислый газ высвобождается на поверхность, вызывая удушье диких и домашних животных и людей.


  1. Пожары

  • Лесные пожары

Лесные пожары – самопроизвольное или спровоцированное человеком возгорание в лесных экосистемах

  • Торфяные пожары

Торфяные пожары – горение слоя торфа и корней деревьев.

В отдельную группу причин возникновения природных катастроф выделяют воздействие космических объектов на Землю: столкновение с астероидами, падение метеоритов. Они представляют большую угрозу планете, поскольку даже небольшое по размеру небесное тело при столкновении с Землей может нанести разрушительный вред.

Последствия природных катастроф

Убитые и раненые

В период с 1965 по 1999 год жертвами основных типов природных катастроф стали 4 миллиона человек.

Географически число смертей от природных катастроф разделяется следующим образом: более половины (53%) приходится на Африку, 37% на Азию. Самыми губительными в Африке оказались засухи, а в Азии – циклоны, штормы, цунами.

По числу человек, пострадавших от природных катастроф Азию доминирует над всеми континентами (89%). На втором месте находится Африка (6.7%), за которой следуют Америка, Европа и Океания, в сумме составляющие 5%.

Число пострадавших от разных природных катастроф в Азии:

  • 55% от наводнений

  • 34% от засух

  • 9% от цунами и штормов

Экономический ущерб

Уязвимость стран перед природными катастрофами связана с их общественным и экономическим развитием. Города с высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой несут самые большой экономический, общественный и материальный ущерб.

По абсолютным показателям экономический ущерб больше для развитых стран из-за широкой инфраструктуры и высокой концентрации капитала. Однако отношение прямого ущерба к ВВП показывает, что страны с низким уровнем дохода несут больший ущерб.

Экономический ущерб от природных катастроф быстро растет с каждым годом. В 1960-ых он составил около 1 миллиарда долларов, в 1970-ых – 4.7, в 1980-ых – 16.6, в 1990-ых – 76. Были случаи, когда ущерб, нанесенный экономике от катастрофы, превысил ВВП.

Самыми разрушительными в экономическом отношении природными катастрофами являются тайфуны, штормы, наводнения и землетрясения. В этом можно убедится, изучив диаграмму экономического ущерба Европы от природных катастроф (Рисунок 1).

Рисунок 1. Экономический ущерб Европейских стран от природных катастроф (1989-2008)

Влияние природных катастроф на окружающую среду

Под влиянием природных катастроф происходят масштабные изменения географической обстановки или типа ландшафта, которые приводят к определенным последовательным изменениям состояния биогеоценозов местности (сукцессиям).



    1. Антропогенные катастрофы

Классификация антропогенных катастроф

Обычно антропогенные катастрофы делят на две основные группы:

  1. индустриальные (радиационные, химические выбросы)

  2. транспортные (авиакатастрофы, железнодорожные аварии)

Это не исчерпывающая классификация. В отдельные группы иногда выделяют пожары, социальные катастрофы (войны, террористические акты).

Другим критерием классификации является происхождение. Антропогенные катастрофы могут быть вызваны халатностью и непродуманными действиями со стороны персонала, внешними причинами (в случае кораблекрушений), неисправностью оборудования и множеством других причин.

По месту происшествия: аварии на атомных станциях, химических производствах, бактериологических лабораториях, чрезвычайные ситуации на воде, железной дороге, авиакатастрофы и другие.

Причины возникновения

Главными причинами антропогенных катастроф являются:

  • Неисправность оборудования, отказ инженерных систем, нарушение режима эксплуатации техники

  • Ошибочные действия персонала, несоблюдение техники безопасности

  • Внешние воздействия

Наиболее частые антропогенные катастрофы:

  • взрывы и пожары на предприятиях, хранящих, перерабатывающих или производящих взрывчатые вещества

  • в каменноугольных шахтах, метро

  • транспортные происшествия

Главной причиной пожаров является нарушение правил безопасности, технические дефекты, ведущие к возгоранию, человеческая халатность, а также злой умысел.

Взрывы происходят вследствие человеческих ошибок, наличия высокой концентрации легко воспламеняющихся газов и пыли в воздухе, нарушения правил хранения, транспортировки и переработки опасных веществ.

Большинство экспертов полагает, что крупные авиационные катастрофы обычно вызваны неисправностью двигателя и других систем самолета, ошибкой пилота, погодными условиями, столкновениями с объектами в воздухе.

Аварии на железных дорогах быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на транспорте

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортнрго происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это не осуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой

В мире сотни химических предприятий и атомных станций, и накопившихся радиоактивных и химический отходов достаточно, чтобы уничтожить все живое на планете несколько раз.

Химические аварии – это нарушение производственного процесса, сопровождающееся повреждением или разрушением трубопроводов, резервуаров, хранилищ, транспортных средств и приводящее к выбросу химически загрязняющих веществ в биосферу.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)

СДЯВ – это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызвать массовые поражения людей.

На многих предприятиях для технологических целей применяют вредные, в том числе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

В зависимости от термодинамического состояния жидкости, находящейся при хранении в емкости, возможно три варианта протекания процесса при разгерметизации емкости:

- при больших перегревах жидкость может полностью переходить во взвешенное мелкодисперсное и парообразное состояние с образованием токсичных, вредных и пожаровзрывоопасных смесей;

- при низких энергетических параметрах жидкости происходит спокойный ее пролив на твердую поверхность, а испарение осуществляется путем теплоотдачи от твердой поверхности;

- промежуточный режим, когда в начальный момент происходит резкое вскипание жидкости с образованием мелкодисперсной фракции, а затем наступает режим свободного испарения с относительно низким скоростями.

Используемые в настоящее время в промышленности криопродукты можно подразделить на три типа: нейтральные криопродукты (азот, гелий), криопродукты-окислители (кислород) горючие криопродукты (водород, метан). При сборе в атмосферу каждого из трех типов криопродуктов в зоне выброса создаются свои специфические опасности.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ БОВ

Биологически опасные вещества БОВ – называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы,

сибирской язвы и т.д.

Аварии на очистных сооружениях

В данной отрасли промышленности различают две группы аварий:

- На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

- На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

Радиоактивные катастрофы происходят в результате потери контроля над радиоактивным материалом.

Аварии на АЭС

Гипотетические тяжелые аварии на атомных электростанциях могут привести к образованию «черного столба», когда выбросы при аварии распространяются в атмосфере и больше всего от радиации страдают почвы, растения и животные. У животных, как и у людей, отмечаются случаи заболевания лучевой болезнью. Также последствиями радиации становятся торможение роста растительности, уменьшение популяций животных в близлежащих территориях аварии. К поражающим факторам можно отнести ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное загрязнение местности и электромагнитный импульс. Наибольшие косвенные поражения будут наблюдаться в населенных пунктах и в лесу. Световое излучение ядерного взрыва представляет поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное свечение.

Промышленные взрывы

Самым сильным поражающим фактором является воздушная ударная волна. Ее источник - высокое давление и температура в точке взрыва. Самое опасное ударной волны, это то, что скорость перемещения воздуха может быть более 100 м/с. При этом окружающая среда может пострадать в разной степени тяжести поражения: прямые и косвенные.

По степени тяжести поражения людей от ударной волны делятся: на легкие при скоростном напоре = 20-40 кПа (вывихи, ушибы); средние при скоростном напоре = 40-60 кПа), (контузии, кровь из носа и ушей); тяжелые при скоростном напоре≥ 60 кПа (тяжелые контузии, повреждения слуха и внутренних органов, потеря сознания, переломы); смертельные при скоростном напоре≥ 100 кПа. Световое излучение ядерного взрыва может способствовать возникновению пожара и огневого шторма, который очень быстро перемещается в лесных сухих зонах.

Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные участки местности через 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убрать весь влажный мусор.



Обобщенные причины техногенных катастроф

Авиакатастрофы:

Причинами авиакатастроф являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение боевым оружием.

  • 27 марта 1977г. – два «Боинг-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Число жертв 582.

  • 28 января 1986г. – космический корабль «Челенджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. Число жертв 7.

Взрывы:

Причины взрывов: ошибки и присчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранение старых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.

  • 12 февраля 1931г. – шахта в Маньчжурии. Число жертв 3000.

  • 17 августа 1956г. Конвой с динамитом в кали, Колумбия (1100).

Железнодорожные катастрофы

Причины: неисправные и перегруженные поезда.

  • 9 июля 1918 г. – два пассажирских поезда столкнулись на дроге между Нэшвилом и Сент-Луисом, США, самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Число жертв 101.

  • 6 июня 1981г. – Бихар, Индия (500).

Пожары

Причины: человеческие ошибки, небрежность и злой умысел; землетрясения, войны.

  • 30 декабря 1903г. – театр «Ирокез» в Чикаго, США . Число жертв – 602.

  • 20 августа 1949г. – кинотеатр в Абадане, Иран. Число жертв (422).

Экологические катастрофы

Причины: пренебрежение мерами безопасности, халатность персонала предприятий, политические и административные амбиции, алчность, бездумное стремление к экономии средств и к дезинформации или полному утаиванию сведений о катастрофе.

  • 3 декабря 1984г. – на заводе пестицидов в Бхопале (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианта.

  • 24 января 1991г. – Ирак начал сливать сырую нефть из кувейтских скважин в море. Персидский залив стал зоной экологического бедствия.


Влияние на природу

По степени потенциальной опасности, приводящей к подобным катастрофам в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтегазохранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса - ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.

Причины техногенных катастроф в России

В начале века российские эксперты заговорили о «проблеме-2003». Это вроде технического конца света для России. Ведь все - от труб канализации до нефтяных вышек - было построено в советские годы. Так вот, именно в 2003 году, по опасениям правительства, должен был произойти максимальный износ всей инфраструктуры, и как результат - многочисленные катастрофы с человеческими жертвами. Но 2003-й прошел более-менее спокойно «Черное золото» стало дорожать, и в страну рекой потекли нефтедоллары, но на модернизацию российской инфраструктуры они не пошли.

Как только произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, все сразу заговорили о том, что вот он, обещанный развал советского задела.

Сразу после аварии на ГЭС Ростехнадзор бросился проверять все гидроэлектростанции в стране. Мол, сейчас найдем еще больше нарушений и предотвратим будущие аварии. Хотя и так всем известно: ситуация в электроэнергетике ужасающая - до 80% основных фондов станций изношены.


- На каждом энергообъекте происходит до 100 страховых случаев в год, - пояснил представитель одной из крупных страховых компаний. - Там постоянно что-то ломается.

Фактически первый шаг к модернизации электроэнергетики уже сделан. Почти у всех электростанций в результате реформы РАО «ЕЭС России» появились частные собственники. Они обязались до 2020 года вложить в обновление станций до $400 млрд. Но планам помешал кризис.

Тесно связана с энергетикой и угольная промышленность. Все мы помним взрывы метана на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», унесшие в 2007 году жизни 150 шахтеров. Тогда причиной аварии стала все та же погоня за деньгами. Операторы, которые следили за системой безопасности, закрывали глаза на технические неисправности. Они просто не хотели останавливать работу шахты, ведь от этого зависит их зарплата. Да и собственникам куда важнее деньги, чем жизни людей. И система безопасности была новейшая. Но она не помогла.

Одна из самых старых отраслей в России - это металлургия. Износ ее фондов - около 80% Но ситуация стала кардинально меняться в последние годы. Выросли цены на металлы. Кроме того, в самой России появились западные автозаводы. А у них уже совсем другие требования к качеству сталей. Вот металлургам и пришлось срочно вкладывать в новые технологии, чтобы не потерять заказчиков. Тем не менее, кардинально проблема отрасли все равно не решена.

Такая же ситуация и в авиации. Старушки «тушки» до сих пор верой и правдой служат россиянам. Но высокая цена на нефть (а значит, и дорогой авиакеросин) сделала их невыгодными.

- Разница в потреблении топлива между Ту-154 и «Боингом» или «Эйрбасом» - почти в два раза, - говорит Олег Пантелеев, глава аналитического отдела агентства «АвиаПорт». - Многие авиакомпании уже не могли эксплуатировать самолеты, построенные в 1970 - 1980-е годы. В середине 2000-х годов наши авиакомпании стали закупать сначала подержанные «иномарки», а теперь и новенькие зарубежные самолеты.

Теперь, по признанию эксперта, наш авиапарк по износу сравним с американским, хотя и отстает от европейского. Да и возраст сам по себе на безопасность полетов напрямую не влияет.

Общая протяженность российских дорог - 746 тысяч км. Но дело даже не в количестве, а в качестве. По данным МВД, 35% ДТП происходит именно из-за плохих дорог.

Основная проблема - властям невыгодно строить дороги на века.

По мнению экономиста, рыночные технологии в дорожном хозяйстве у нас не сработают. Поэтому надо пойти административным путем: поставить чиновников в жесткие условия, как по цене, так и по качеству строящихся дорог, чтобы они не требовали ремонта хотя бы лет 10, а не 1 - 2, как сейчас.

По статистике, в 80% аварий причиной признают человеческий фактор. Чем руководствовались и те, кто эксплуатировал турбину на Саяно-Шушенской ГЭС, и те, кто следил за содержанием метана в шахте, и те, кто проверял перед вылетом самолет, и даже те, кто, заметив нарушения на объекте, предпочел разойтись с руководством компании миром и на взаимовыгодных условиях. Самолеты падают, заводы горят, а станции взрываются в основном из-за тех людей, которые их обслуживают и контролируют. То есть, помимо модернизации техники, нам, по всей видимости, нужна и модернизация сознания, а вот это обойдется дороже...


Последствия антропогенных катастроф

По материально-энергетическим характеристикам последствия антропогенных катастроф можно разделить на:

  • механические

  • физические (тепловые, электромагнитные, радиационные, акустические)

  • химические

  • биологические

Последствия антропогенных катастроф по сроку влияния и времени, затраченному на их устранение, делят на краткосрочные (разрушенная инфраструктура) и долгосрочные (радиоактивное загрязнение окружающей среды).

При оценке масштабов антропогенных катастроф за основу могут приниматься различные показатели: количество погибших; общее число пострадавших; характер ущерба окружающей среде; финансовые потери и другие.

Как и природные катастрофы, антропогенные наносят тяжелый экономический ущерб, хотя и уступают первым по количеству жертв.

Отличительной чертой антропогенных катастроф является серьезный экологический вред, которые они наносят.

Аварии в топливно-энергетическом комплексе, авиа- и кораблекрушения, сопровождающиеся утечкой в окружающую среду опасных для экосистем веществ, влекут за собой гибель организмов, мутации у биологических видов, уничтожение мест обитания.

Выброс радиоактивных веществ при катастрофах, вызванных авариями на атомных электростанциях, имеет долгосрочные последствия: смерть людей от онкологических заболеваний, лучевой болезни, наследственные заболевания у последующих поколений, радиоактивное загрязнение окружающей среды.

В целом промышленные аварии и катастрофы являются весьма существенным негативным фактором для состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Происходящие в результате катастроф нарушения естественных экосистем и гибель многих компонентов биоты могут носить необратимый характер.



    1. Прогнозирование катастроф

Предсказать катастрофу означает определить её место, время и силу. Особенностью современных природных катастроф является то, что при их возникновении имеет место сочетание или одновременное действие нескольких инициирующих факторов. Сейсмологи проводят мониторинг изменений различных характеристик Земли, чтобы установить взаимосвязь между ними и возникновением природных катастроф.

Однако существует ряд препятствий при определении причин и возможности прогнозирования опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций, которые связаны с особенностями функционирования существующей системы мониторинга и прогнозирования.

Отличие антропогенных катастроф от природных заключается в том, что они внезапны и прогнозировать их невозможно. Но существуют предпосылки антропогенных катастроф и способы их предсказания.

Предпосылки антропогенных катастроф – это физические явления, которые предоставляют собой объективные доказательства возникновения потенциальной антропогенной катастрофы. Своевременное обнаружение предпосылок позволяет принять меры по ликвидации катастрофы или в случае её неизбежности – сведению ущерба к минимуму.

К таким предпосылкам относятся дефект или отказ оборудования по техническим причинам или в результате метеорологической, сейсмической активности; геофизические факторы, связанные с концентраций опасных веществ на предприятиях и другие.

Опыт создания и эксплуатации сложных инженерных систем позволил человечеству выработать и внедрить методы мониторинга их безопасности и работоспособности.

Прогнозирование катастроф – сложная и важная задача современности. От этого зависит безопасность и развитие человечества.



    1. Примеры крупных катастроф

Ураган «Катрина»


Затопленный Новый Орлеан

23-30 августа 2005 , США.

Ураган «Катрина» - самый разрушительный ураган в истории США.

Ураган обрушился на береговую линию вдоль северной части

Мексиканского залива, которая сильна уязвима перед штормовым нагоном. Зоной стихийного бедствия стали штаты Луизиана, Миссисипи, Алабама и Флорида. Общее число жертв урагана близится к 2000. Тысячи человек остались без дома и работы, были частично или полностью разрушены объекты инфраструктуры десятков городов. Ураган вызвал береговую эрозию, разливы нефти. На восстановление пострадавших регионов было потрачено около 100 миллиардов долларов.

Авария на Чернобыльской АЭС

Разрушенный четвертый блок Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986, СССР.

Авария на Чернобыльской АЭС – взрывное разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции с выбросом в окружающую среду большого количества радиоактивных веществ. Крупнейшая в своем роде авария за всю историю атомной энергетики по

количеству жертв и экономическому ущербу.

26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор. Основной причиной аварии считается ошибка персонала. Последствия аварии носят долгосрочный характер. Количество жертв можно определить лишь приблизительно. Оно оценивается в десятки тысяч (к жертвам относят людей, страдающих или погибших от лучевой болезни, онкологических заболеваний, детей с нарушениями в развитии, рожденных после аварии и других). Авария повлекла за собой трагическую экологическую катастрофу. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы по территории Европы и СССР. Радиационному заражению подверглись обширные территории.

Землетрясение в Индийском океане (2004)

26 декабря 2004, Азия.

Подводное землетрясение в Индийском океане вызвало цунами, считающееся самым смертоносным стихийным бедствием в истории. В зоне бедствия оказалось 18 стран, пострадало 300 тысяч человек – местные жители и туристы. На Шри-Ланке цунами стали причиной крупнейшей в истории железнодорожной катастрофы.

Бхопальская катастрофа

3 декабря 1984, Индия.

Бхопальская катастрофа – крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа, причиной которой стала авария на химическом заводе по производству пестицидов в индийском городе Бхопал. В результате выброса паров метилизоцианата погибло 18 тысяч человек. Число пострадавших варьируется от 150 до 600 тысяч. Официальная причина не установлена. Считается, что катастрофу вызвало нарушение техники безопасности.

Крушение «Донья Пас»

20 декабря 1987 года, Филиппины

Столкновение филиппинского парома «Донья Пас» с танкером «Вектор» считается крупнейшей морской катастрофой в мирное время.

При столкновении произошел разлив и загорание нефтепродуктов с танкера. Оба судна затонули. Погибло около 1500 человек. Было выявлено, что паром шел с перегрузом, а танкер был без лицензии.

Наводнение в Китае (1931)

1931, Китай.

В 1931 Южно-Центральный Китай подвергся разрушительным наводнениям, унесшим жизни от 145 тысяч до 4 миллионов человек. Из берегов вышли крупнейшие реки страны: Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ. Эта природная катастрофа считается крупнейшим стихийным бедствием в истории.

Зима террора

1950-1951, Европа.

Зима террора – сезон 1950-1951 годов, во время которого в Альпах сошло 649 лавин. Лавины разрушили несколько населенных пунктов в Австрии, Швейцарии, Югославии, Италии. Погибло около 300 человек.



Пожары в России (2010)


Дым над Европейской частью России

2010, Россия

Из-за отсутствия осадков и аномальной жары с июля по сентябрь Европейская часть России была охвачена лесными пожарами. В результате катастрофы погибло 55.800 человек.

Сильному задымлению подверглись десятки городов.

Лимнологическая катастрофа на озере Ньос

Озеро Ньос после лимнологической катастрофы

21 августа 1986, Камерун.

На озере Ньос произошла лимнологическая катастрофа, в результате которой было выброшено огромное количество газообразного диоксида углерода. Газ устремился двумя потоками

по горному склону, уничтожая всё живое на расстоянии до 27 км от озера. Катастрофа унесла жизни 1700 человек.




Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Тушение пожара на нефтяной платформе Deepwater Horizon

20 апреля 2010, США.

Авария в Мексиканском заливе (в 80 километрах от побережья штата Луизиана) на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Одна из крупнейших техногенных катастроф. Разлив нефти в результате аварии стал крупнейшим в истории США.

Авария унесла жизни 11 человек и повлекла за собой крупную экологическую катастрофу.





2.6 Внеклассное мероприятие по географии

(учащиеся 8 класса)

Интеллектуальная игра, посвященная международному Дню Земли

Цель: вовлечь учащихся к углубленному изучению предмета, воспитывать интерес ко всему окружающему, формировать навыки логического и аналитического мышления

Задача: воспитать культуру общения, товарищеской поддержки и командного духа, развивать интерес к изучению географии.

Ход игры:

Ведущие: Здравствуйте! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре по географии, посвященной Дню Земли. Представляем вам команды, которые сегодня будут соревноваться между собой. Представление команд, их участников. Каждая команда выбирает себе название.

Представление членов жюри

Ведущие: Первый конкурс представляет собой разминку. Ваш ответ должен начинаться со слов «самый», «самая» или «самое». Вопросов будет 20. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Вопросы командам:

- Амазонка - …, - Сахара - …, - Нил - …, Гренландия - …, Аравийский - …, Южная Америка - …, - Австралия - …, Каспийское - …, Байкал - …, Мертвое море - …- Красное море - …, - Анхель - …, Народная - …, - Марианский желоб - …, Ватикан - …, Россия - …,- Аляска - …,- Веллингтон , -Рейкьявик - …, - Васюганье.

Ведущие: Второй конкурс называется «Удивительные природные явления». Каждая команда получает карточки с названием различных природных явлений. После описания ведущими природного явления, каждая команда поднимает карточку с правильным ответом. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

  1. Это природное явление имеет 3 основных характеристики: силу, направление и скорость. Оно бывает и незаметным и таким сильным, что из-за него сносит крыши с домов, вагоны сходят с рельс и т.д.

  2. Это состояние атмосферы, характеризующееся отсутствием облаков, осадков. Когда оно господствует то на душе становится радостно, особенно ранней весной, когда мы все ждем с нетерпением наступления тепла.

  3. Это природное бедствие всегда внушала ужас в сердца жителей Японии. Зарождается она маленькой и безобидной, но постепенно растет, развивает скорость и становится беспощадной.

  4. Это «шутка» природы, которая сбивает с толку многих. Это явление, когда у горизонта появляются ложные изображения участков неба, воды, леса.

  5. Из-за этого опаснейшего природного явления ежегодно в Замбии погибает до 300 человек. Она в считанные секунды пролетает несколько километров.

  6. Об этом природном явлении поется в песнях, ее рисуют дети, ее можно наблюдать после дождя.

Ведущие: следующий Третий конкурс «Анаграммы».. каждой команде дается лист со словами, буквы в которых надо поменять местами. В итоге, получится слово, имеющее прямое отношение к географии./ Пример слов: стыняпу, допадво, лебож, кинлед и т.п./

Ведущие: Четвертый наш конкур посвящен исследователям. Каждая команда правильно давшая ответ, получает по 1 баллу.

  1. Он был родом из Твери. Его всегда привлекала и интересовала Индия. О своем путешествии в эту страну он написал очерки в простой тетради. Сейчас эти рассказы носят название «Хождение за три моря».

  2. Этот шотландский врач-миссионер был одержим идеей открытия истока Нила. Он оставил свою семью в полной нищете, продав весь домашний скарб. Истоки Нила он так и не нашел, но открыл один из самых красивых водопадов мира – Виктория.

  3. Этот венецианец совершил самое длительное путешествие в истории географии – 24 года. Дольше всего он прожил в Китае, где помогал местному хану Хубилаю.

  4. У этого путешественника была, пожалуй, самая трагическая судьба. Он до конца жизни так и не узнал, что является первооткрывателем новой части света, названная к сожалению не его именем.

  5. Будучи юношей, он ходил под парусами в кругосветные плавания в качестве юнги. Он открыл много земель, он присвоил Австралию Англии, он открыл вулканические острова – Гавайи, на которых и был убит местными племенами.

  6. Если бы его сородичи знали, то, изгнав этого викинга из Исландии, он станет первооткрывателем самого большого острова в мире – Гренландии.

Ведущие: последний Пятый конкурс « Гонка за лидером». Каждой команде будут заданы вопросы. Команда, давшая большее количество правильных ответов получает 5 баллов.


Вопросы первой команде:

- самое глубокое озеро в мире;

- воздушная оболочка Земли;

- потомки от браков негров и европейцев;

- материк, омываемый всеми океанами;

- что такое гевея;

- вили-вили – это;

- государственные языки Канады;

- где находится Долина смерти;

- материк – родина кофе;

- на какой реке расположен водопад Виктория;

- нелетающая птица Антарктиды;

- цветные моря в России;

- какому государству принадлежит остров Гренландия;

- в каком государстве находится Тадж-Махал

- что такое Куросио.


Вопросы второй команде:

- самое большое озеро в мире;

- водная оболочка Земли;

- потомки от браков негров и индейцев;

- самое соленое море в мире;

- что такое кебрачо;

- крики, вади – это;

- государственный язык Бразилии;

- где находится гора Косцюшко;

- материк – родина какао;

- на притоке какой известной реки расположен водопад Анхель;

- нелетающая птица Южной Америки, Австралии;

- «Желтая река» в Китае;

- что такое Гольфстрим;

- в каком государстве находится Пизанская башня;

- какому государству принадлежит остров Сикоку.


Жюри подводит итоги. Слова благодарности участникам команд и их болельщикам. Награждение победителей.










































2.7 Внеклассное мероприятие по географии


9 класс


«Чернобыль­ский колокол»



Разработала:

учитель географии

первой квалификационной категории

Бойко Н.А.






С. Елизаветино

2013 г


26 апреля 2013 года исполнилось 27лет со дня самой страшной и самой разрушительной по своим последствиям для человека техногенной катастрофы – аварии на Чернобыльской атомной станции.

Трагические события в Украине в середине 1986 года потрясли весь мир. После Хиросимы и Нагасаки в истории цивилизованного мира не было более страшного, более разрушительного для судеб человечества события, чем рукотворная катастрофа в Украине.

Пресс-конференция посвящена 27- годовщине Чернобыльской трагедии

Цели:

1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприяти­ям в целях ослабления последствий тех­ногенных катастроф.

2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности ра­ционального природопользования для сохранения здоровья людей.

Оборудование: выставка книг, журна­лов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», презентация, стихи российских поэтов, цветы, свеча.

Минута памяти. Дети стоят у компо­зиции, где помещены портреты черно­быльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом — цветы. Ведущий объявляет тему пресс- конференции и минуту молчания.

Литературная композиция

Первый ученик. Человечество отме­чает печальное двадцатисемилетие техно­генной катастрофы 1986 г. в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому «творенья рук человеческих».

Жизнь — беззащитна

И любовь — нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому Познанью.

М.Дудин.

Надпись на ядерном реакторе, 1985 г.



Второй ученик. На земном шаре бо­лее трехсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции

Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактив­ное топливо попадает в окружающую сре­ду, вызывая смертельно опасную для че­ловека лучевую болезнь и заражая мест­ность на 300 лет. Эти места обносят ко­лючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. Такая страшная тра­гедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной стан­ции произошел взрыв. Ударил чернобыль­ский колокол. Его услышали жители Ук­раины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьет колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвертый ученик. Первый, самый страшный удар приняли на себя пожар­ные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиа­ции — над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не ста­ло — они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 27 лет чер­нобыльская трагедия унесла жизни более 28 тыс. человек!

Пятый ученик. В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие вре­мена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Черно­быль — «Черная полынь». Страшное пред­речение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры...

Тихо перекликаются села

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плесе пустом...

Зараженные радиацией местности, сох­нет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. Жертв чернобыль­ской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Моск­ве заинтересовалось последствиями стро­ительства АЭС. Но Москва — далеко, а эко­логическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружен под землей (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчеты, вызванные инженерными ошиб­ками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет боль­шие масштабы, чем предполагалось ранее. Ряд срочных мер (переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. Жертв чернобыль­ской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но прав­ду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эваку­ировать людей стали намного позже. Пу­стыми оставались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обвет­шалыми калитками. Радиацию ветром раз­несло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след чернобыльской аварии коснулся Брян­ской и Ростовской областей.

Восьмой ученик.

Четвертый реактор —

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья...

Кто в пекло шагнул, —

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты черным платком свою голову

горько покрыла,

Но ты устояла в чудовищном этом бою.

Я кровный твой брат, обопрись на меня,

Украина,

Я все, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это все наяву, а не сон!

Четвертый реактор —

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим —

поклон!

Пресс-конференция

Учащиеся, участники пресс-конферен­ции, сидят за столами с табличками: со­трудник МАГАТЭ, министр атомной энер­гетики России, врач-радиолог, специалист из центра ядерных исследований г. Дубны Московской области. Вопросы им задают другие ученики — «корреспонденты» рос­сийских и зарубежных СМИ.

  1. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий- 137. Однако у людей и животных он при­сутствует. Почему?

(В организмах людей и животных це­зий-1317 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, на­капливается, так как является биохи­мическим аналогам калия.)

2. Каким фактором вызывается поража­ющее воздействие радиоактивных ве­ществ на живые организмы?

(Этот фактор — радиоактивность, т. е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее боль­шую энергию. Проникая в ткани, излу­чение нарушает их физико-химические свойства.)

3.Летом 1986 г. в районе ЧАЭС предпри­нимались меры по предупреждению осад­ков: из самолетов рассыпались специаль­ные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверх­ности почвы радиоактивные вещества, в еще не обнесенные валами водоемы.)

4. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьезными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды — продукты деле­ния ядерного топлива — попали в ок­ружающею среду и на многие годы за­грязнили ее.)

5.Почему к критическим видам загряз­нения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные виды?

(Хищные виды рыб являются заключи­тельным звеном в пищевой цепи: «вод­ные растениятравоядные рыбыхищные рыбы».)

6.Какие группы населения, проживаю­щие в зоне аварии, относятся к критичес­ким?

(Сельскохозяйственные рабочие, полу­чающие дополнительную дозу облуче­ния, т. к. вдыхают больше пыли, содер­жащей радионукпиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста дышащие приземным слоем воздуха.)

7.Почему загрязнение молока — важ­ный показатель радиоэкологического со­стояния местности?

(Больше всего радионуклидов скаплива­ется на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в еще большей степени — их молоко.)

8.Что такое острый период облучения?

(Это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полу­распада 10 дней, среди них -йод-131, йод-132, барий-140. Благодаря их рас­паду интенсивность облучения через два месяца снижается.)

9.После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йо­дом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения.)

10. Как животные и растения реагиру­ют на незначительное повышение радиа­ционного фона?

(Растения ускоряют рост, увеличива­ется вегетативная масса, плоды выра­стают неестественно крупными. Жи­вотные реагируют отрицательно)

11. Какие продукты особенно полезны для жителей зараженных территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свекла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чер­нослив, соки, молоко, мармелад, зефир.)

12. Основная масса радионуклидов, выпавших после ядерных испытаний и катастрофы в Чернобыле, с талыми, дождевыми, грунтовыми водами, в конечном счете, реками Дунай, Днестр, Южный Буг и Дон перенеслась в большом количестве в Черное море. Почему Чернобыльская атомная станция была построена недалеко от рек?

(Все АЭС требуют значительных объемов воды для охлаждения реакторов и поэтому расположены в непосредственной близости от крупных рек. Аварии на АЭС с выбросами в воду и атмосферу наносят значительный вред гидро- и биосфере.)




















  1. Заключение

Катастрофа – это неожиданно возникающее, мощное и неуправляемое явление, природного или антропогенного характера, влекущее за собой людские жертвы, экономический, экологический и социальный ущерб.

С античных времен по современность человечество сталкивается с катастрофами и пытается противодействовать им и контролировать их. С развитием науки и техники удалось значительно усовершенствовать методы по прогнозированию бедствий и ликвидации последствий катастроф, но в то же время появились и такие проблемы, как глобальное потепление, экологические катастрофы, мутированные формы жизни.

К катастрофам относят не только стихийные бедствия (ураганы, цунами, землетрясения), но и "рукотворные" или антропогенные катастрофы (аварии на производствах, войны, террористические акты), которые также наносят существенный экологический вред.

Правительства и общественные организации объединяют усилия для выработки международной стратегии по уменьшению влияния последствий катастроф. Это тяжелая задача, требующая решительных экономических и политических действий.

Предмет природных и антропогенных катастроф очень обширен, и мир становится все более и более заинтересованным анализом, обзором и поиском новых решений. Изучение катастроф чрезвычайно важно для безопасности и процветания человечества.



  1. Список литературы
  1. ХХ век. Хроника необъяснимого: От катастрофы к катастрофе. – М.: АСТ Олимп, 1998.

  2. Акимова Т.А., Кузьмин A.П., Хаскин В.В. Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

2. Алымов В.Т. и др. Анализ техногенного риска: Учеб. пособие. – М.: Круглый год, 2000.

3. Арманд А.Д., Рукотворные катастрофы - М.,1993г.

4. Байда С.Е. Природные, техногенные и биолого-социальные катастрофы: закономерности возникновения, мониторинг и прогнозирование; МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 194 с.

5. Безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Механизмы регулирования и технические средства: Каталог–справочник / Институт риска и безопасности. – М., 1997.

6. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

  1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / Главный редактор А.П. Горкин. - М .: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

  2. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций: Междунар. конф., 22-23 апр. 1998 г. – М.: УРСС, 1998.

  3. Пушкарь В.С., Черепанова М.В. ЭКОЛОГИЯ: ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ И ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / Отв. ред. И.С. Майоров Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 84с.

  4. Castleden, R. (2007). Natural disasters that changed the world. New Jersey: Chartwell Books.

  5. McDonald, R. (2003). Introduction to natural and man-made disasters and their effects on buildings. Oxford, UK: Architectural Press.

  6. McGuire, B., Mason, I. and Kilburn, C. (2002). Natural hazards and environmental change. London: Arnold.

  7. Menshikov, V., Perminov, A. and Urlichich, I. (2012). Global aerospace monitoring and disaster management. Vienna: SpringerWienNew York.

  8. Sano, Y., Kusakabe, M., Hirabayashi, J., Nojiri, Y., Shinohara, H., Njine, T. and Tanyileke, G. (1990). Helium and carbon fluxes in Lake Nyos, Cameroon: constraint on next gas burst. Earth and Planetary Science Letters, 99(4), pp.303-314.



  1. Приложения


  1. Презентация «Катастрофы»

  2. Презентация «Нововоронежская АЭС»

  3. Презентация «Природные катастрофы» 1

  4. Презентация «Природные катастрофы» 2

  5. Презентация «Чернобыль. Это не должно повториться»

  6. Экологические проблемы. Практикум



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!