СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая аттестационная работа по теме «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая аттестационная работа по теме «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении на уроках русского языка"»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»)   Факультет образовательных технологий и непрерывного образования Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования Итоговая аттестационная работа по теме «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении на уроках русского языка Работу выполнила: Бондарева Татьяна Николаевна, слушатель курсов группы Фил-3 учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №23 г. Димитровграда   Ульяновск, 2020 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ульяновский государственный

педагогический университет имени И.Н. Ульянова

(ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»)

Факультет образовательных технологий

и непрерывного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Итоговая аттестационная работа по теме «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении на уроках русского языка

Работу выполнила:

Бондарева Татьяна Николаевна,

слушатель курсов группы Фил-3

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №23 г. Димитровграда

Ульяновск,

2020 г.

Вступление Актуальность исследования . Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающегося обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить мотивацию обучения, создать условия для активизации познавательной сферы учащихся. Использование ЦОР на уроках русского языка помогает повысить качество учебного процесса, осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, создавать положительный эмоциональный фон в классе, осуществлять контроль с обратной связью.

Вступление

Актуальность исследования . Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающегося обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить мотивацию обучения, создать условия для активизации познавательной сферы учащихся. Использование ЦОР на уроках русского языка помогает повысить качество учебного процесса, осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, создавать положительный эмоциональный фон в классе, осуществлять контроль с обратной связью.

Цель проекта:  показать преимущество использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка. Объект исследования : цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка. Предмет исследования : процесс обучения русскому языку в 5 классе с применением цифровых образовательных ресурсов.

Цель проекта:  показать преимущество использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка.

Объект исследования : цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка.

Предмет исследования : процесс обучения русскому языку в 5 классе с применением цифровых образовательных ресурсов.

Задачи : Рассмотреть психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по исследуемой проблеме; Дать классификацию цифровых образовательных ресурсов; Проанализировать готовые цифровые образовательные ресурсы в обучении школьников русскому языку; Провести анкетирование среди учащихся 5 классов; Разработать и апробировать уроки в 5 классах с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Задачи :

  • Рассмотреть психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
  • Дать классификацию цифровых образовательных ресурсов;
  • Проанализировать готовые цифровые образовательные ресурсы в обучении школьников русскому языку;
  • Провести анкетирование среди учащихся 5 классов;
  • Разработать и апробировать уроки в 5 классах с использованием цифровых образовательных ресурсов.
 Методы исследования: Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования. Из числа эмпирических методов использовались: беседа, педагогическое наблюдение; метод педагогического эксперимента; математико-статистический анализ и обработка экспериментальных данных. Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Димитровграда «Средняя школа № 23».

Методы исследования:

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования.

Из числа эмпирических методов использовались: беседа, педагогическое наблюдение; метод педагогического эксперимента; математико-статистический анализ и обработка экспериментальных данных.

Эмпирическая база исследования:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Димитровграда «Средняя школа № 23».

ГЛАВА 1 Понятие цифровых образовательных ресурсов и их классификация

ГЛАВА 1 Понятие цифровых образовательных ресурсов и их классификация

1.​  ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации

1.​ 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.

ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации

 Можно выделить простые и сложные цифровые образовательные ресурсы.  Примеры «простых» ЦОР : Статья в формате MS Word. HTML с иллюстрациями. PDF и др. Иллюстрация в формате JPEG. Иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML. Книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF с оглавлением в формате HTML. Книга в формате HTML (набор файлов HTML и связанных с ними картинок). Аудиозапись  mp3. Видеозапись  DivX. Презентация  в формате  MS Power Point.

Можно выделить простые и сложные цифровые образовательные ресурсы.

Примеры «простых» ЦОР :

  • Статья в формате MS Word. HTML с иллюстрациями. PDF и др.
  • Иллюстрация в формате JPEG.
  • Иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML.
  • Книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF с оглавлением в формате HTML.
  • Книга в формате HTML (набор файлов HTML и связанных с ними картинок).
  • Аудиозапись mp3.
  • Видеозапись DivX.
  • Презентация в формате
  • MS Power Point.
ЦОР сложной структуры интерактивные таблицы с разными уровнями сложности; интерактивные определения, правила в виде гипертекста; В образовательном процессе различают следующие виды ЦОР : Электронная библиотека Библиотека электронных наглядных пособий Электронная энциклопедия

ЦОР сложной структуры

  • интерактивные таблицы с разными уровнями сложности;
  • интерактивные определения, правила в виде гипертекста;

В образовательном процессе различают следующие виды ЦОР :

  • Электронная библиотека
  • Библиотека электронных наглядных пособий
  • Электронная энциклопедия
Классификация ЦОР

Классификация ЦОР

По типу информации выделяют следующую классификацию ЦОР ЦОР с текстовой информацией ЦОР с визуальной информацией ЦОР с комбинированной информацией ЦОР с аудио информацией ЦОР с аудио и видео информацией ЦОР со сложной структурой

По типу информации выделяют следующую классификацию ЦОР

  • ЦОР с текстовой информацией
  • ЦОР с визуальной информацией
  • ЦОР с комбинированной информацией
  • ЦОР с аудио информацией
  • ЦОР с аудио и видео информацией
  • ЦОР со сложной структурой

По форме изложения материала цифровые образовательные ресурсы могут быть разделены на: Конвекционные ЦОР Программированные ЦОР Проблемные ЦОР  Комбинированные (универсальные) ЦОР

По форме изложения материала цифровые образовательные ресурсы могут быть разделены на:

  • Конвекционные ЦОР
  • Программированные ЦОР
  • Проблемные ЦОР
  • Комбинированные (универсальные) ЦОР

Различают детерминированные и недетерминированные ЦОР Детерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержания и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменены пользователями Недетерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются педагогами, администрацией, обучаемыми или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п.

Различают детерминированные и недетерминированные ЦОР

Детерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержания и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменены пользователями

Недетерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются педагогами, администрацией, обучаемыми или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п.

1.2. Применение цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

1.2. Применение цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

ЦОР могут использоваться на разных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала при закреплении; при повторении; при контроле знаний, умений и навыков.

ЦОР могут использоваться на разных этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала
  • при закреплении;
  • при повторении;
  • при контроле знаний, умений и навыков.

ЦОР на различных этапах урока:  этап актуализации знаний — электронные тесты, электронные конструкторы; этап объяснения нового материала — электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы; этап закрепления и совершенствования ЗУН — электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации; этап контроля и оценки ЗУН  — электронные тесты, кроссворды

ЦОР на различных этапах урока:

  • этап актуализации знаний — электронные тесты, электронные конструкторы;
  • этап объяснения нового материала — электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
  • этап закрепления и совершенствования ЗУН — электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
  • этап контроля и оценки ЗУН — электронные тесты, кроссворды

Текстовые материалы в цифровом формате: Аудиотексты

Текстовые материалы в цифровом формате:

Аудиотексты

Иллюстрации и видеофильмы

Иллюстрации и видеофильмы

Электронные задания

Электронные задания

1.3. Электронные цифровые пособия по русскому языку

1.3. Электронные цифровые пособия по русскому языку

Самым распространенным цифровым образовательным ресурсом является презентация.

Самым распространенным цифровым образовательным ресурсом является презентация.

Таблицы и схемы

Таблицы и схемы

На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные тесты.

На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные тесты.

Электронные учебные пособия: Коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В. В. Бабайценой

Электронные учебные пособия:

  • Коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В. В. Бабайценой
2. Программа «Электронный тренажер по русскому языку»

2. Программа «Электронный тренажер по русскому языку»

 3.Морфология и орфография в таблицах.

3.Морфология и орфография в таблицах.

 3.«Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»

3.«Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»

 4. Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»

4. Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»

  5. Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

5. Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  6. Инновационный учебник «Русский язык, 5-7 класс» (авторы - О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, Л.А. Дунаева, КМ. Герасимова)

6. Инновационный учебник «Русский язык, 5-7 класс» (авторы - О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, Л.А. Дунаева, КМ. Герасимова)

7.«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

7.«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

8.«Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер».

8.«Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер».

Глава 2. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка   2.1 Рекомендации но созданию цифровых образовательных ресурсов для 5 классов

Глава 2. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка

 

2.1 Рекомендации но созданию цифровых образовательных ресурсов для 5 классов

Глава 2 Создание цифровых образовательных ресурсов для уроков русского языка 2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента

Глава 2 Создание цифровых образовательных ресурсов для уроков русского языка

2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента

2.2  Формирующий этап педагогического эксперимента Разработанные уроки с применением цифровых образовательных ресурсов были апробированы в 5 «Б» классе «Средняя школа № 23» г. Димитровграда, Ульяновской области. В данной работе представлена часть уроков с применением ЦОРов. (См. Приложение 4).

2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента

Разработанные уроки с применением цифровых образовательных ресурсов были апробированы в 5 «Б» классе «Средняя школа № 23» г. Димитровграда, Ульяновской области.

В данной работе представлена часть уроков с применением ЦОРов. (См. Приложение 4).

В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими учителю использовать современные методы обучения.

В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими учителю использовать современные методы обучения.

Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Применение ИКТ на уроках является эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов.

Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.

Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Применение ИКТ на уроках является эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов.

 В помощь учителю  русского языка и литературы   1.«Прошколу» - сайт учителей. Множество разработок по всем предметам, классное руководство и другое.  http://www.proshkolu.ru/  2.Сайт разработок по всем предметам.  http://www.rusedu.ru/subcat_27.html   3.«Учительский портал» - сайт для учителей всех предметов. Разработки уроков и мероприятий, методическая помощь.  http://www.uchportal.ru/load  4.«Продленка» - сайт для учителей всех предметов. Конспекты уроков, мероприятия, конкурсы.  http://www.prodlenka.org/  5.«Педсовет.орг.». Учительский сайт.  http://pedsovet.org/  6.Профессиональный сайт учителей «Методисты».  http://metodisty.ru/

В помощь учителю русского языка и литературы 1.«Прошколу» - сайт учителей. Множество разработок по всем предметам, классное руководство и другое. http://www.proshkolu.ru/ 2.Сайт разработок по всем предметам. http://www.rusedu.ru/subcat_27.html

  3.«Учительский портал» - сайт для учителей всех предметов. Разработки уроков и мероприятий, методическая помощь. http://www.uchportal.ru/load 4.«Продленка» - сайт для учителей всех предметов. Конспекты уроков, мероприятия, конкурсы. http://www.prodlenka.org/ 5.«Педсовет.орг.». Учительский сайт. http://pedsovet.org/ 6.Профессиональный сайт учителей «Методисты». http://metodisty.ru/

7.«Открытый класс». Сайт учителей разных предметов.  http://www.openclass.ru/   8.«Уроки.Нет».  http://www.uroki.net/index.htm   9. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»  http://rus.1september.ru  10. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»  http://www.gramota.ru  11. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала  http://language.edu.ru  12. Культура письменной речи  http://www.gramma.ru

7.«Открытый класс». Сайт учителей разных предметов. http://www.openclass.ru/

  8.«Уроки.Нет». http://www.uroki.net/index.htm

  9. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru 10. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 11. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 12. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Литература  Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Учебный портал по использованию ЦОР в образовательном пространстве.  Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщенная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя. Публикации в журнале “Цифровое образование”.  http://www.ed.gov.ru/news/konkurs  http://files.school-collection.edu.ru/  http://www.openclass.ru/  http://www.openclass.ru/

Литература

  • Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах.
  • Учебный портал по использованию ЦОР в образовательном пространстве.
  • Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщенная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя.
  • Публикации в журнале “Цифровое образование”.
  • http://www.ed.gov.ru/news/konkurs
  • http://files.school-collection.edu.ru/
  • http://www.openclass.ru/
  • http://www.openclass.ru/
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!