Спецификация итоговой аттестационной работы
для учащихся 3 классов
Цель и содержание.
Итоговая аттестационная работа по окружающему миру проводится с целью оценить уровень достижения учащимися, планируемых результатов по предмету. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школe направлено на расширение и систематизацию знаний учащихся о природных и социальных объектах, овладение начальными элементами исследовательских умений, развитие интереса к изучению природы и общества, а также интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения понижательных задач, освоение элементарных норм природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Итоговая работа направлена на оценку овладения учащимися первоначальными знаниями о природе и обществе и их способности использовать полученные знания при выполнении разнообразных учебно-практических задач.
2. Время проведения работы: 45 минут.
3.Учебно–методический комплект:
программа для общеобразовательных учреждений по окружающему миру к УМК «Школа России» 3 класс. М.Просвещение 2017 г.
Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник 2017 г. для образовательных учреждений. В двух частях.
«Окружающий мир» Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для уч-ся.
«Окружающий мир» Тесты 3 класс А.А. Плешаков, Гара Н.Н.,З.Д. Назарова .
А.А.Плешаков «От земли до неба» Атлас-определитель.
А.А.Плешаков «Зеленые страницы»
Содержание итоговой работы определяется требованиями к уровню подготовки учащихся федерального компонента государственного стандарта основного общего образования окружающему миру для 3 класса (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10 2009 г.№373). Итоговая контрольная работа по окружающему миру для 3 класса направлена на оценку овладения учащимися первоначальными знаниями о природе и обществе и их способности использовать полученные знания при выполнении разнообразных учебно-практических задач.
4. Универсальные учебные действия
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения
5. Структура работы и характеристика заданий
Текст заданий выдается каждому ученику в отпечатанном виде.
Учитель зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (оформление работы, расположение материала ответов, форма записи и пр.). Работа содержит задания базового уровня, проверяющие освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Учащимся предлагаются стандартные задания, аналогичные тем, с которыми они встречались на уроках.
Работа включает 16 заданий с выбором ответа, к каждому из которых приводится несколько вариантов ответов, из которых верный 1, а в заданиях 17, 18, 19, 20, 37 ,38, 39, 40 заданиях несколько верных ответов.
Перечень проверяемых знаний характеризующих достижение планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» за 3 класс
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Россия на карте, государственная граница России.
Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Задание считается выполненным, если выбранный или записанный ответ совпадает с верным ответом. За 1 -16 задания ставится 1 балл за каждое задание. За 17,37 задания – 2 балла. За 18, 19, 20, 38, 39, 40 задания по 3 балла. Максимальный балл за выполнение всей работы - 54 балла.
При получении 54 - 44 баллов ученик 3 класса демонстрирует освоение предметных знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями. При получении 31-20 баллов ученик демонстрирует усвоение им основных содержательных элементов курса окружающего мира.
Если ученик получает менее 19 баллов, то он имеет недостаточную предметную подготовку для продолжения изучения предмета «окружающий мир» в следующих классах.
Критерии оценок знаний:
«5»-получают уч-ся, справившиеся с работой в объеме 80-100%;
«4»-получают уч-ся, справившиеся с работой в объеме 60-80%;
«3»-получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 40-50 %;.
«2»-получают уч-ся, справившиеся с работой в объеме менее 40 %.
Критерии выставления отметок
54 - 44 балла - 5
43 – 32 баллов – 4
31 – 20 балла - 3
19 и меньше - 2
7. Ключи к итоговым тестам для 3 класса
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17(2) | 18 (3) | 19 (3) | 20 (3) |
В | В | А | Б | Б | Б | Б | Б | А | Б | А | В | Б | В | В | А | АВ | АГД | АБГ | АБВ |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 (2) | 38 (3) | 39 (3) | 40 (3) |
В | Б | В | Б | Б | В | В | В | Г | В | В | В | Г | Б | Г | Б | БГ | АВГ | АБГ | АВД |
Итоговая аттестационная работа
по окружающему миру для учащихся 3 класса.
Ф.И.__________________________
1. Всё живое учёные делят на большие группы:
А государства Б королевства В царства
2.Где «живёт» разум человека?
А в сердце Б в лёгких В в головном мозге
3. Особо охраняемые природные территории, куда доступ туристов запрещён или ограничен.
А заповедники, Б скверы, В парки, Г национальные парки
4. Отметь вещество.
А чашка Б сахар В блюдце Г сахарница
5. При дыхании живые существа поглощают из воздуха:
А азот Б кислород В углекислый газ
6. Расстояние между частицами воздуха при его нагревании:
А уменьшается Б увеличивается В остаётся без изменений
7. При питании растения кислород:
А поглощается Б выделяется
8. Что служит органом обоняния?
А язык Б нос В глаза Г кожа
9. При пожаре нужно звонить по телефону:
А 01(101) Б 02(102) В 03(103) Г 04(104)
10. Предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:
А покупки Б товары В услуги
11. Какие электростанции работают за счёт сжигания топлива?
А ТЭС Б АЭС В ГЭС
12. Какая промышленность производит компьютеры?
А легкая Б химическая В электронная Г добывающая
13. Доход предпринимателя:
А гонорар Б прибыль В процент Г стипендия
14. Какая отрасль экономики может вызывать загрязнение почвы ядохимикатами?
А торговля Б транспорт В сельское хозяйство Г строительство
15. Какой город НЕ входит в Золотое кольцо России?
А Ярославль Б Суздаль В Санкт-Петербург Г Владимир
16. Как называется столица Бельгии?
А Брюссель Б Амстердам В Люксембург Г Стокгольм
17. Какие животные составляют окружающую среду ели?
А белка Б щука В клёст Г страус
18. К пищеварительной системе относятся:
А пищевод Б лёгкие В сердце Г желудок Д кишечник
19. Чего нельзя делать на балконе?
А свешиваться через перила Б сидеть на перилах В читать книгу Г играть в мяч
20. По берегам Балтийского моря расположены:
А Эстония Б Латвия В Литва Г Казахстан Д Франция
21.Бактерии — это:
А растения Б грибы В крошечные организмы Г животные
22. Что называют «кладовой информации»?
А восприятие Б память В мышление, Г воображение
23. Особо охраняемые природные территории, куда доступ туристов открыт.
А заповедники Б бульвары В национальные парки Г скверы
24. Отметь вещество.
А стакан Б крахмал В арбуз Г тарелка
25. Какое свойство воды названо неверно?
А вода прозрачна Б вода имеет белый цвет В вода не имеет запаха
26. Расстояние между частицами воды при её нагревании:
А остаётся без изменений Б уменьшается В увеличивается
27. Что солнечный свет несёт растениям?
А воду Б воздух В энергию
28. Кожа является органом:
А обоняния Б вкуса В осязания Г слуха
29. Мастера из газовой службы вызывают по телефону:
А 01(101) Б 02(102) В 03(103) Г 04(104)
30. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворять потребности других людей, называется:
А потребность Б товар В услуга
31. Какие электростанции строят на реках?
А ТЭС Б АЭС В ГЭС
32 .Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства
А сбережения Б накопления В налоги
33. Сумма денег, которую банк выплачивает за хранение сбережений:
А пенсия Б пособие В гонорар Г процент
34. Продукция, какой промышленности особенно сильно загрязняет окружающую среду?
А лёгкой Б химической В пищевой
35. Какой город НЕ входит в Золотое кольцо России?
А Сергиев Посад Б Ростов В Кострома Г Хабаровск
36. Какой город является столицей Германии?
А Кёльн Б Берлин В Бремен Г Вена Д Берн
37. Какие вещества растворяются в воде?
А мел Б поваренная соль В подсолнечное масло Г сахар
38.К дыхательной системе относятся:
А трахея Б мышцы В бронхи Г лёгкие Д сердце
39. Чего нельзя делать на подоконнике при открытом окне?
А вставать на подоконник Б сидеть на подоконнике В поливать цветы
Г высовываться из окна
40. Какие из этих стран составляют Бенилюкc?
А Люксембург Б Италия В Нидерланды Г Франция Д Бельгия
Бланк ответов итоговой аттестационной работы
по окружающему миру
учащегося 3 класса
____________________________________________
№ задания | Вариант ответа | Кол-во баллов |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
13 | | |
14 | | |
15 | | |
16 | | |
17 | | |
18 | | |
19 | | |
20 | | |
21 | | |
22 | | |
23 | | |
24 | | |
25 | | |
26 | | |
27 | | |
28 | | |
29 | | |
30 | | |
31 | | |
32 | | |
33 | | |
34 | | |
35 | | |
36 | | |
37 | | |
38 | | |
39 | | |
40 | | |
итог | | |
Ф.И.О. учителя провела независимую оценку знаний. Оценка __________________
____________________
__________/ Ф.И.О. учителя /