СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги реформ петра

Нажмите, чтобы узнать подробности

итоги реформ петра пре

Просмотр содержимого документа
«Итоги реформ петра»

§7. «Новая Россия». Итоги реформ.

§7. «Новая Россия». Итоги реформ.

План урока.   Личность царя-реформатора.  Светский облик культуры.  Изменения в быте.  Петровский «парадиз».  Преображенная Россия.

План урока.

  • Личность царя-реформатора.
  • Светский облик культуры.
  • Изменения в быте.
  • Петровский «парадиз».
  • Преображенная Россия.
1. Личность царя-реформатора Сломал привычные представления о монархе (внешность, скромность в быте и одежде). «За мое отечество и люди живота своего не жалели и я не жалею». Жесток и деспотичен, безжалостное уничтожение прошлого, «Осатанелый зверь», - Л.Н. Толстой. Буйные застолья «Всешутейшего и всепьянейшего собора». Официально причиной смерти стала пневмония. В октябре 1724 года в Финском заливе случилось наводнение, и царь Петр сильно простудился, спасая тонувших солдат. Современные специалисты считают, что причиной смерти в неполные 53 года было воспаление язвы в мочеиспускательном канале. 

1. Личность царя-реформатора

Сломал привычные представления о монархе (внешность, скромность в быте и одежде).

«За мое отечество и люди живота своего не жалели и я не жалею».

Жесток и деспотичен, безжалостное уничтожение прошлого, «Осатанелый зверь», - Л.Н. Толстой.

Буйные застолья «Всешутейшего и всепьянейшего собора».

Официально причиной смерти стала пневмония. В октябре 1724 года в Финском заливе случилось наводнение, и царь Петр сильно простудился, спасая тонувших солдат.

Современные специалисты считают, что причиной смерти в неполные 53 года было воспаление язвы в мочеиспускательном канале. 

1. Император носил обувь 38 размера.  2. Рост Петра Великого – 2 м 4 см. 3. Император носил одежду 48 размера.  4. Мог узлом завязать кочергу, в трубку сворачивал серебряные тарелки.  5. Одевался часто в старую одежду. 6. Неприхотлив в дороге и еде, просыпался к 5 часам. 7. Владел 14 ремеслами, мог своими руками с начала и до конца построить корабль или яхту.

1. Император носил обувь 38 размера. 2. Рост Петра Великого – 2 м 4 см.

3. Император носил одежду 48 размера. 4. Мог узлом завязать кочергу, в трубку сворачивал серебряные тарелки. 

5. Одевался часто в старую одежду.

6. Неприхотлив в дороге и еде, просыпался к 5 часам.

7. Владел 14 ремеслами, мог своими руками с начала и до конца построить корабль или яхту.

2. Светский облик культуры. Смена модели культурного развития: религиозное мировоззрение уступило место светскому (рационализм и практицизм). Появление государственной светской школы: начальные цифирные школы, училища, Навигацкая школа. 3. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого – 17 в. 4. 1710 г. - реформа алфавита, гражданский шрифт. 5. 1703 г. – первая российская печатная газета «Ведомости». 6. 1714 г. – первый музей в России – Кунсткамера. 7. 1724 г. – указ о создании Академии наук. 8. Изобразительное искусство: портреты и батальная живопись И.Н. Никитина. 9. Архитектура.

2. Светский облик культуры.

  • Смена модели культурного развития: религиозное мировоззрение уступило место светскому (рационализм и практицизм).
  • Появление государственной светской школы: начальные цифирные школы, училища, Навигацкая школа.

3. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого – 17 в.

4. 1710 г. - реформа алфавита, гражданский шрифт.

5. 1703 г. – первая российская печатная газета «Ведомости».

6. 1714 г. – первый музей в России – Кунсткамера.

7. 1724 г. – указ о создании Академии наук.

8. Изобразительное искусство: портреты и батальная живопись И.Н. Никитина.

9. Архитектура.

3. Изменения в быте. Регламентация частной жизни высшего сословия: Праздники с иллюминацией, карнавалы, фейерверки. Ассамблеи с женщинами и «неблагородными».  Культурный раскол: социальное размежевание дополнилось культурно-бытовым. Сохранение традиционной культуры и быта в низших сословиях. Культурный раскол

3. Изменения в быте.

Регламентация частной жизни высшего сословия:

Праздники с иллюминацией, карнавалы, фейерверки.

Ассамблеи с женщинами и «неблагородными».

Культурный раскол: социальное размежевание дополнилось культурно-бытовым.

Сохранение традиционной культуры и быта в низших сословиях.

Культурный раскол

4. Петровский «парадиз». Петербург должен был заменить Москву. Обязательство строить дома из камня и кирпича. Каждой въезжающая в город повозка должна была привезти 3 камня, судно – до 30 больших камней. Строительство по плану Ж.-Б. Леблона. Д. Трезини разработал проекты типовых домов для: «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Идея нового Амстердама. Обязал после победы под Полтавой строить придворным в Петербурге для себя дворцы и переезжать из Москвы. С 1712 г. стал именоваться «царствующим градом».

4. Петровский «парадиз».

Петербург должен был заменить Москву.

Обязательство строить дома из камня и кирпича.

Каждой въезжающая в город повозка должна была привезти 3 камня, судно – до 30 больших камней.

Строительство по плану Ж.-Б. Леблона. Д. Трезини разработал проекты типовых домов для: «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей.

Идея нового Амстердама.

Обязал после победы под Полтавой строить придворным в Петербурге для себя дворцы и переезжать из Москвы.

С 1712 г. стал именоваться «царствующим градом».

Ограниченность петровских реформ: 1. Сохранение крепостничества и укрепление самодержавия. 2. Общество было лишено гражданских прав, достоинство человека определялось его сословным происхождением и чином. 3. Общественное благо – исключительно благо государства.

Ограниченность петровских реформ:

1. Сохранение крепостничества и укрепление самодержавия.

2. Общество было лишено гражданских прав, достоинство человека определялось его сословным происхождением и чином.

3. Общественное благо – исключительно благо государства.

§8. Россия после Петра I.

§8. Россия после Петра I.

План урока.   «Эпоха дворцовых переворотов».  Борьба за власть.  Екатерина I и «верховники».  Молодой император Петр II.

План урока.

  • «Эпоха дворцовых переворотов».
  • Борьба за власть.
  • Екатерина I и «верховники».
  • Молодой император Петр II.
1. «Эпоха дворцовых переворотов» 1725-1762. Послепетровское время: поиск компромисса. Это период как «отторжения» чуждого социально-экономическому и культурному развитию, так и приспособление заимствований к российским условиям (крепостная мануфактура). Развитие промышленности и торговли (пр-во чугуна, экспорт хлеба); Время Ломоносова и военных побед.

1. «Эпоха дворцовых переворотов» 1725-1762.

Послепетровское время: поиск компромисса.

Это период как «отторжения» чуждого социально-экономическому и культурному развитию, так и приспособление заимствований к российским условиям (крепостная мануфактура).

  • Развитие промышленности и торговли (пр-во чугуна, экспорт хлеба);
  • Время Ломоносова и военных побед.
2. Борьба за власть. За 37 лет на российском престоле сменилось 7 правителей (подросток и младенец также вошли в их число). «Люди случая».

2. Борьба за власть.

За 37 лет на российском престоле сменилось 7 правителей (подросток и младенец также вошли в их число). «Люди случая».

Пошатнул восприятие царской власти, как власти от Бога. Стал причиной дворцовых переворотов. Во всех переворотах главной силой была гвардия. Обладатель неограниченной власти мог быть низвержен заговорщиками.

Пошатнул восприятие царской власти, как власти от Бога.

Стал причиной дворцовых переворотов. Во всех переворотах главной силой была гвардия. Обладатель неограниченной власти мог быть низвержен заговорщиками.

2. «Эпоха дворцовых переворотов» 1725-1762. Рецепт сохранения власти: угроза репрессий и тайный сыск недовольных + особое внимание к требованиям «первенствующего сословия» - дворянства (льготы и привилегии). Это приводило к ужесточению крепостнического режима и превращению дворян в бездельников. Вторая половина XVIII в. – «золотой век» русского дворянства.

2. «Эпоха дворцовых переворотов» 1725-1762.

Рецепт сохранения власти:

угроза репрессий и тайный сыск недовольных + особое внимание к требованиям «первенствующего сословия» - дворянства (льготы и привилегии).

Это приводило к ужесточению крепостнического режима и превращению дворян в бездельников.

Вторая половина XVIII в. – «золотой век» русского дворянства.

3. Екатерина I и «верховники» 1725-1727. По старому порядку трон должен был перейти наследнику Петра I по мужской линии - внуку Петру Алексеевичу (Петру II). Но он мог покарать виновных в смерти своего отца – царевича Алексея.

3. Екатерина I и «верховники» 1725-1727.

По старому порядку трон должен был перейти наследнику Петра I по мужской линии - внуку Петру Алексеевичу (Петру II). Но он мог покарать виновных в смерти своего отца – царевича Алексея.

3. Екатерина I и «верховники». У Екатерины не было необходимых качеств и знаний для управления государством. Петр I сам венчал ее в 1724 г. императорской короной. Ее кандидатуру выдвигали А.Д. Меншиков и П.А. Толстой, заручившись поддержкой гвардии.

3. Екатерина I и «верховники».

У Екатерины не было необходимых качеств и знаний для управления государством.

Петр I сам венчал ее в 1724 г. императорской короной.

Ее кандидатуру выдвигали А.Д. Меншиков и П.А. Толстой, заручившись поддержкой гвардии.

3. Екатерина I и «верховники». Фельдмаршал князь Николай Репнин: «Кто осмелился привести их сюда без моего ведома?!». Генерал-аншеф И.И. Батурлин: «Я велел прийти им сюда по воле императрицы, которой всякий поданный должен повиноваться, не исключая и тебя!»

3. Екатерина I и «верховники».

Фельдмаршал князь Николай Репнин: «Кто осмелился привести их сюда без моего ведома?!».

Генерал-аншеф И.И. Батурлин: «Я велел прийти им сюда по воле императрицы, которой всякий поданный должен повиноваться, не исключая и тебя!»

3. Екатерина I и «верховники». 1726 г. – создание Верховного тайного совета – высшего правительственного учреждения: А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман, Д.М. Голицын, Г.И. Головкин – «верховники». Председатель – императрица. Вся система государственного управления оказалась в руках Совета: сенатские указы не имели силы, если их не одобрял Совет. «Верховники» стали контролировать деятельность коллегий.

3. Екатерина I и «верховники».

1726 г. – создание Верховного тайного совета – высшего правительственного учреждения:

А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман, Д.М. Голицын, Г.И. Головкин – «верховники».

Председатель – императрица.

Вся система государственного управления оказалась в руках Совета: сенатские указы не имели силы, если их не одобрял Совет. «Верховники» стали контролировать деятельность коллегий.

3. Екатерина I и «верховники». Меншиков отправил П.А. Толстого в Соловецкий монастырь и стал фактически правителем страны – «полудержавный властелин». Добился согласия Екатерины I на брак его дочери Марии с Петром Алексеевичем.

3. Екатерина I и «верховники».

Меншиков отправил П.А. Толстого в Соловецкий монастырь и стал фактически правителем страны – «полудержавный властелин».

Добился согласия Екатерины I на брак его дочери Марии с Петром Алексеевичем.

3. Екатерина I и «верховники». Старшая дочь Петра Анна и ее муж Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский - племянник Карла XII , имел права на шведсткий престол, что было выгодно для России. 

3. Екатерина I и «верховники».

Старшая дочь Петра Анна и ее муж Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский - племянник Карла XII , имел права на шведсткий престол, что было выгодно для России. 

4. Молодой император Петр II 1727-1730. Петру II было 11 лет. Был перевезен в дом Меншикова для обучения и воспитания. Меншиков получил чин генералиссимуса.

4. Молодой император Петр II 1727-1730.

Петру II было 11 лет. Был перевезен в дом Меншикова для обучения и воспитания. Меншиков получил чин генералиссимуса.

4. Молодой император Петр II 1727-1730. Во время болезни поручил князьям Долгоруким присмотреть за Петром II. 19-летний Иван Долгорукий, привязал к себе царевича. Долгорукие поссорили царевича с Меншиковым. Царский указ о его ссылке в Березов Тобольской губернии.

4. Молодой император Петр II 1727-1730.

Во время болезни поручил князьям Долгоруким присмотреть за Петром II. 19-летний Иван Долгорукий, привязал к себе царевича. Долгорукие поссорили царевича с Меншиковым. Царский указ о его ссылке в Березов Тобольской губернии.

4. Молодой император Петр II 1727-1730. Все имение и владения князя (90 тыс. крепостных) были конфискованы. Умен через 1,5 года в Березове.

4. Молодой император Петр II 1727-1730.

Все имение и владения князя (90 тыс. крепостных) были конфискованы. Умен через 1,5 года в Березове.

4. Молодой император Петр II 1727-1730. Двое Долгоруких вошли в состав Верховного тайного совета и хотели выдать замуж за Петра II княжну Екатерину Долгорукую. В 1729 г. их обручили. В январе 1730 г. Петр заболел оспой и умер.

4. Молодой император Петр II 1727-1730.

Двое Долгоруких вошли в состав Верховного тайного совета и хотели выдать замуж за Петра II княжну Екатерину Долгорукую. В 1729 г. их обручили. В январе 1730 г. Петр заболел оспой и умер.

http:// oldstory.info/index.php?showtopic=17435&k=880ea6a14ea49e853634fbdc5015a024&settingNewSkin=3 Прочитать статью, ответить на вопросы:  http:// www.nsk.aif.ru/society/sibirskaya_ssylka_menshikova Прочитать статью, ответить на вопросы:

http:// oldstory.info/index.php?showtopic=17435&k=880ea6a14ea49e853634fbdc5015a024&settingNewSkin=3

Прочитать статью, ответить на вопросы:

http:// www.nsk.aif.ru/society/sibirskaya_ssylka_menshikova

Прочитать статью, ответить на вопросы:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!