СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый проект Тема: «Роль притч в духовно-нравственном воспитании школьника на уроках ОРКСЭ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока по ОРКСЭ по притче Владимира Шебзухова "Притча о двух волках"

Просмотр содержимого документа
«Итоговый проект Тема: «Роль притч в духовно-нравственном воспитании школьника на уроках ОРКСЭ».»

Муниципальное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Воскресенский научно-методический центр»

(МУ ДПО «ВНМЦ»)









Итоговый проект


Тема: «Роль притч в духовно-нравственном воспитании школьника

на уроках ОРКСЭ».



«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

и младших школьников в современном мире».


Вариативный модуль

72 часа





Выполнил:

Голубева Галина Николаевна,

учитель начальных классов



Проверил: Гаркушина

Зинаида Сергеевна











г. Воскресенск 2015 го


Оглавление


Введение (актуальность темы) с.3-4

Нормативные документы с.4

1.Раздел 1. Роль притч в духовно-нравственном воспитании

младших школьников . с.5-10

2.Раздел 2. Сценарный план урока по ОРКСЭ по притче

Владимира Шебзухова «Притча о двух волках» . с.11-18

3.Заключение. с.19

4.Используемая литература. с.20
































Введение:

Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.


Целью духовно-нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Цель методической разработки – раскрытие духовно-нравственных качеств личности младших школьников; на примере урока орксэ по притче Владимира Шебзухова «Притча о двух волках» показать важность формирование духовно-нравственного воспитания детей.

Прогноз: Через систему духовно – нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности  и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины; определить своё место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

Нормативные документы

При написании проекта изучила и использовала следующие нормативные документы:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Конституция Российской Федерации

Закон об образовании

Устав школы





Раздел 1. Роль притч в духовно-нравственном

развитии младших школьников



В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества,  как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках ОРКСЭ.

Практически всегда  на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.
Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть пoлoвина веры, а может быть и вся» (азербайджанская).
Формирование позитивных качеств личности одна из веду-щих тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхаская).
Интересными для учащихся являются поговорки и пословицы, например, мусульманских народов Северного Кавказа (кабардинцев, абхазов), посвященные теме этно-конфессиональной толерантности. У них эта тема представлена, прежде всего, в категориях терпимости, сдержанности, в умении прощать, противостоять раздражающим и оскорбительным действиям, не теряя самообладания и самоконтроля. Например: «Терпеливый достигнет мечты, а нетерпе-ливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна помощь».

Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у мусульман,  у иудеев,  у буддистов. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская).

Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы православия» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи. 

 Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, ведь первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Конечно, такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи, а это никто и не запрещает.

За небольшой период преподавания «Основы православия» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.

Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы православия» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 

 Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию. 

 Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из ма-териала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.

 И каждая тема решает определённые воспитательные задачи: 
 укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину; 
 формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; 
 развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 
 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.  Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.

Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.















Раздел 2. Сценарный план урока ОРКСЭ

по притче Владимира Шебзухова «Притча о двух волках».


Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.

Определим функции притч (по А.Н. Иоффе):

1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.)

2. Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.)

3. Функция опосредования. (Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.)

4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.) [1]

Практическое применение притч.

 Тема урока«Нравственные уроки притчи».

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления


Сценарный план урока:

Идея урока: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

 Цель урока: 

обучающая:

-закрепить в сознании ученика определенные духовные ценности, нравственные качества человека

развивающая:

-осознание поступков литературных героев, их взаимоотношений, размышлений о себе, выявление нравственных уроков притч

воспитательная:

-готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;

Задачи урока:

  1. Знакомство с  понятием  притчи.

  2. Узнать об особенностях притчи

  3.  Познакомиться с текстом притчи

  4. Учиться понимать смысл притчи

  5. Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

  6. Расширить знания о нравственных  понятиях добра и зла;

  7. Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.

Оснащение, оборудование:

компьютер, словари Ожегова, карточки-задания,учебник.

Ход урока:

1. Введение

    Притчи –  это не просто тексты, не просто рассказы. 

Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок,  маленький или большой закон Мира, в котором мы живем. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику  путешествовать по Миру осознанно и радостно.

2. Определение притчи

ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

 ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. 

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.

ПРИТЧА    –   «поучение в примере» (В.И. Даль).

Притча      -    небольшой _______(1),   содержащий     ___________  (2)   в

 ___________________  (3)  форме.

1 -  рассказ

2 – поучения

3 – иносказательной

3. Особенности притчи

                                          Особенности притчи:

  1. в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны;

  2. время, часто и место действия неконкретны;

  3. притча не изображает, а сообщает;

  4. в притчах нет прямого поучения ;

  5. свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни;

  6. ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам;

  7. в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель;

  8. нет показа событий в развитии;

4. Чтение «Притча о двух волках»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...


Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

5. Обсуждение

Что олицетворяли в притче белый  и черный волк?

6. Словарная работа

У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

Работают  со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.

  • Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

  • С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

  • 7.Мозговой штурм «В чём смысл притчи»

Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?(Обсуждение ,высказывание своего мнения, рассуждение)

8.Расширение знания о нравственных  понятиях добра и зла

Какие из следующих поступков являются добрыми делами,  а какие – злыми?   Объясните ваше мнение.

  1. Играть в футбол на газонах;

2.  Рисовать на стенах в школе;

3. Посадить растения возле школы;

4. Метко плюнуть жвачкой в товарища;

5. Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

     6. Отобрать у друзей  мяч;

     7. Помочь пожилому человеку перейти улицу;

     8. Уступить место в автобусе.

9.Игра «Топаем,хлопаем» Игра  «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый  на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

10. Основная мысль

  1. Присутствие зла и добра в человеке зависит  от его поступков.

  2. Всё зависит от __________________ .

-Каким он ______________ стать, таким и станет.

     -Будет делать зло – станет _________.

     -Будет нести добро – станет ________ .

     -Человека

                     захочет

                                        злым

                                                     добрым

11.Закрепление. Упражнение.

Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок  на примере притчи о двух волках. 

Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.

Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

Добру     

                       злу      

  добра  

                                           добрыми

 

12. Рефлексия

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет.

13.Домашнее задание

Задание на дом:

Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок  содержит притча.

14. ВСЕМ СПАСИБО!!!













































Заключение

«Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»

Народная мудрость.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Перед дошкольными организациями и общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Формирование нравственности происходит в школе на всех занятиях, во всех режимных моментах, в игровой и трудовой деятельности. На этих занятиях идет возрождение духовности человека, акцентирование на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения на ту или иную проблему.

Закрепить в сознании ученика определенные духовные ценности, нравственные качества человека ,осознание поступков литературных героев, их взаимоотношений, размышлений о себе. Небольшие рассказы, сказки, притчи, стихотворения, представленные в данной рубрике – это своеобразное отношение персонажей к изображаемым событиям с проекцией на жизненный опыт ребёнка.

Одним из таких приёмов является чтение притч, в которых заложена определенная нравственная истина, какой-то определенный урок,  маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.



Используемая литература

Основная

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Конституция Российской Федерации

Закон об образовании

Устав школы

Дополнительная

1. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М., 2008.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. М., 2003.
4. Лавров В. М. История религий как часть истории России // Русская история. 2009, №2.
5. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспи-тание  детей и молодёжи  России: комплексное решение проблемы. М., 1998.
6. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. М., 2002.
7. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004.
8. Метлик И. Н. Мировоззренческие основания духовной куль-туры и воспитание школьников //Педагогика. 2009, №3.
9. Тюляева Т. И. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования – основа духовно-нравственного воспитания школьников. / Методист.2009, №6.





























15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!