Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Былины «Вольга и Мукула Селянинович», «Садко»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»
М.Ю.Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Ангел»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Бирюк» , «Два богача»
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
Л.Н.Толстой «Детство»
А.П.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Спать хочется», «Злой мальчик», «Размазня»
И.А.Бунин «Цифры»
М.Горький «Детство», «Данко»
Л.Н.Андреев «Кусака»
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
А.П.Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»
А.Т.Твардовский «Июль-макушка лета»
Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»
Е.И.Носов «Кукла»
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Д.С.Лихачёв «Земля родная»
М.М.Зощенко «Беда»
1 вариант
Часть 1
Укажите название произведения и автора приведённых ниже строк.
1. «Он сосредоточился, забыл своё горе слепца, и кроткая радость осветила измождённое лицо этого человека, для которого ощущение машины стало блаженством».
2. «Князь тихо на череп коня наступил / И молвил : «Спи, друг одинокой!»
3. «Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе».
4. «Кто этот баловник-невежа /И этот призрак и двойник? /Да это наш жилец приезжий, /Наш летний дачник, отпускник».
5. «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».
6. «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок.На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину».
7. «Погоди!/послушай,златолобо,/чем так,/без дела заходить,/ко мне /на чай зашло бы!»
8. «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья настойчиво требовали у отца раздела имущества».
9. «Вернейший способ узнать человека -его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами».
10. «И когда это подобие валяется растерзанное у дороги- не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо- каждый по своим делам,-и ничего…Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой её продолговатые контуры».
Часть 2
1.С именем какого писателя связано имение Ясная Поляна?
2.Кто из русских писателей XIXв. был знаком с А.С.Пушкиным и благодарен ему за темы некоторых своих произведений?
3.Этот писатель , один из самых известных драматургов мира, врач по профессии, имел несколько десятков псевдонимов. Назовите, какой(-ие) вам известны.
4.Какой писатель стал первым отечественным лауреатом Нобелевской премии по литературе?
5.Какие произведения русских писателей призывали к состраданию и бережному отношению к братьям нашим меньшим?
Часть 3
Укажите, героями каких произведений являются следующие персонажи:
1.Самсон Вырин, Дуня, ротмистр Минский
2.Очумелов,Хрюкин
3.Карл Иванович, Наталья Савишна
4.Рыжуха, Карько
5.Акимыч
Часть 4
Какие виды тропов используются в примерах:
1. «Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли».
2. «Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого».
3. «Июль с грозой, июльский воздух/ снял комнаты у нас внаём».
4. «…и хлынула ручьём молодая кровь, подобно дорогому вину…»
5. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Часть 5
Какое из произведений, прочитанных в 7 классе, вам больше всего понравилось и почему?
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Былины «Вольга и Мукула Селянинович», «Садко»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»
М.Ю.Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Ангел»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Бирюк» , «Два богача»
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
Л.Н.Толстой «Детство»
А.П.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Спать хочется», «Злой мальчик», «Размазня»
И.А.Бунин «Цифры»
М.Горький «Детство», «Данко»
Л.Н.Андреев «Кусака»
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
А.П.Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»
А.Т.Твардовский «Июль-макушка лета»
Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»
Е.И.Носов «Кукла»
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Д.С.Лихачёв «Земля родная»
М.М.Зощенко «Беда»
2 вариант
Часть 1
Укажите название произведения и автора приведённых ниже строк.
1. «Грамота давалась мне легко, дедушка смотрел на меня всё внимательнее и всё реже сёк, хотя, по моим соображениям, сечь меня следовало чаще прежнего: становясь взрослее и бойчей, я гораздо чаще стал нарушать дедовы правила и наказы, а он только ругался да замахивался на меня».
2. «Он подошёл к колодцу, загремел цепью и, вытащив тяжёлую бадью с водой, жадно приник к ней. Пить ему не хотелось, но он считал, что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз, проходя мимо колодца, пил её с огромным наслаждением».
3. «Как из рук его я рванулася/ И домой стремглав бежать бросилась,/ И остались в руках у разбойника/ Мой узорный платок, твой подарочек,/ И фата моя бухарская».
4. «Да, весной/ В Нерчинск придёте, если вас / Дорога не убьёт./Навряд версты четыре в час/Закованный идёт;/Посередине дня- привал,/С закатом дня -ночлег,/А ураган в степи застал-/Закапывайся в снег!»
5. «Он перво триста девиц пропустил,/И друго триста девиц пропустил,/И третье триста девиц пропустил;/Позади шла девица- красавица,/Красавица девица чернавушка,/Брал тую Чернаву за себя замуж».
6. «Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всём видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась этому противодействовать».
7. «Она догадывалась, что сурьма и белила были похищены из её комода, и багровый румянец досады пробивался сквозь искусственную белизну её лица. Она бросала пламенные взгляды на молодую проказницу, которая, отлагая до другого времени всякие объяснения, притворялась, будто их не замечает».
8. «- А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал- туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем,- прибавила она,-делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте.
И вышла из детской».
9. « Он душу младую в объятиях нёс/Для мира печали и слёз;/И звук его песни в душе молодой/ Остался- без слов, но живой».
10. «Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. …и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
Часть 2
1.Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?
2.Кто является автором неологизмов «златолобо», «луч-шаги», «трезвонится»?
3.Определите жанр: торжественное стихотворение, посвящённое историческому событию или герою. Этот жанр избирали поэты для восхваления монархов. В нём присутствуют ораторские приёмы речи (обращения, риторические вопросы, высокая церковно-славянская лексика).
4. Какую роль в духовном развитии поэта сыграла няня Арина Родионовна?
5.Назовите поэтов, жизнь которых трагически оборвалась на дуэли.
Часть 3
Укажите, героями каких произведений являются следующие персонажи:
1.Кирибеевич, Алёна Дмитриевна
2.Константин, Мальцев
3.Хорошее Дело, Цыганок, Акулина Ивановна
4.Голокопытенко, Шило, Степан Гуска, Бовдюг
5.Володя, Яшка
Часть 4
Какие виды тропов используются в примерах:
1.«Откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
2. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?»
3. «Андрий стоял ни жив ни мёртв».
4. «…пыльца,/…Как тень, коснётся лица».
5. «Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо качает головой».
Часть 5
Какое из произведений, прочитанных в 7 классе, вам больше всего понравилось и почему?