Спецификация промежуточной аттестации по русскому языку за курс 8 класса
Цели: Проверить уровень усвоения предметного материала за курс 8 класса.
Структура работы: Контрольная работа состоит из 2-х частей. 1 часть – диктант, где проверяются основные орфограммы и пунктограммы, изученные в 8 классе. 2 часть – грамматические задания, проверяющие умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу 8 класса.
Проверяемые орфограммы:
1. Правописание н-нн в суффиксах разных частей речи | 6 |
2. Правописание наречий | 4 |
3. Правописание не с разными частями речи | 4 |
4. Правописание безударных гласных в корне | 10 |
5. Правописание чередующихся гласных в корне | 6 |
6. Правописание -ться и -тся в глаголах | 4 |
7. Правописание имен собственных | 7 |
8. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне | 10 |
9.Правописание удвоенных согласных | 4 |
10. Правописание личных окончаний глагола | 8 |
| |
Критерии оценивания диктанта:
Проверяемые пунктограммы:
1. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах | 4 |
2. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях | 4 |
3. Тире между подлежащим и сказуемым | 2 |
4. Обособленные приложения | 3 |
5. Знаки препинания в сложном предложении | 7 |
6. Знаки препинания при однородных членах | 4 |
Грамматическое задание проверяет умения и навыки по темам и разделам, изученным в 8 классе.
1.Определение вида связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) | 3 |
2. Умение находить и определять вид сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) | 3 |
3. Умение находить и определять вид односоставных предложений | 5 |
4. Умение находить и различать вводные слова и вставные конструкции | 4 |
5.Умение производить синтаксический разбор простого осложненного предложения | 2 |
6. Умение производить морфемный и словообразовательный анализ слова | 3 |
7. Определение типа речи данного текста и аргументация своего ответа | 2 |
8. Определение стиля речи данного текста и аргументация своего ответа | 2 |
9. Умение озаглавливать текст | 1 |
10. Умение находить обособленные члены и сложные предложения, составлять схемы предложений | 2 |
Текст диктанта.
В феврале 2002 года у берегов штата Северная Каролина была сделана находка, заставшая ученых врасплох. В Восточной Атлантике объявилась рыба-крылатка. Прежде её ареал, насколько было известно, ограничивался тропическими областями Тихого и Индийского океанов. Почему эта рыба вдруг покинула родину?
Крылатка красная – эффектное подводное существо длиной до тридцати восьми сантиметров. Её большие грудные плавники действительно напоминают крылья. Своим вторым названием – «рыба-зебра» - она обязана многочисленным полоскам, украшающим тело.
Колючки спинного плавника этой рыбы ядовиты, их уколы болезненны даже для человека, а в некоторых случаях приводили к смерти. Крылатка – хищница. Она очень подвижна, на коротких дистанциях способна развивать приличную скорость. Выросты на голове рыбы напоминают водоросли, что делает её почти незаметной. Пользуясь этим, крылатка таится в коралловых рифах и огромным ртом заглатывает рыбок, проплывающих мимо. Не брезгует она также креветками и крабами.
В азиатских странах крылатку употребляют в пищу, однако главная ценность этой рыбы вовсе не в этом. Благодаря экзотической наружности крылатка стала популярной обитательницей аквариумов во всём мире (не домашних, конечно, - рыба всё-таки не маленькая). Предполагают, что из какого-то океанариума крылатка попала в Атлантический океан в 1922 году, когда над Майами пронесся ураган Эндрю.
Есть и другая версия: крылатка переправилась в Атлантику на корабле. Для повышения устойчивости судов перед рейсом в специальные резервуары на борту закачивают воду, которую потом сливают в море. Возможно, крылатки оказались в водном балласте одного из кораблей.
Грамматические задания:
1. Озаглавьте текст. 1 балл
2. Определите тип речи (ответ аргументируйте) – 2 балла (1б.- тип, 2 балл – аргументы)
3. Определите стиль текста (ответ аргументируйте) – 2 балла(1б.- тип, 2 балл – аргументы)
4. Выполните синтаксический разбор предложения по вариантам.
1 вариант – В феврале 2002 года у берегов штата Северная Каролина была сделана находка, заставшая ученых врасплох. – 2 балла
2 вариант - Пользуясь этим, крылатка таится в коралловых рифах и огромным ртом заглатывает рыбок, проплывающих мимо. – 2 балла
5. Найдите в тексте предложения и графически объясните знаки препинания (5б.)
1 вариант - с обособленными определениями и обстоятельствами –3б.
2 вариант – сложноподчиненные предложения – 3б. (2б.) – за объяснение.
6. Выпишите по 1 словосочетанию со способом связи : согласование, управление, примыкание.
1вариант – из 1 абзаца (3б.)
2 вариант – из 2 абзаца (3б.)
7. Выпишите по 1 примеру на каждый вид сказуемого, определите части речи ( 3б.+3б.) -6б.
8. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов.
1 вариант: заставшая, ограничивался, ценностей (3б.+3б.)
2 вариант: украшающим, заглатывает, устойчивости (3б.+3б.)
9. Приведите примеры односоставных предложений, определите их вид ( по 1б за пример и 1б. за вид) – 10б.
10. Найдите вводные слова и вставные конструкции.(5б.)
Всего за грамматическое задание баллов: 40 баллов.
Критерии оценивания:
«5» - 35-40б.
«4» - 28-34б.
«3» - 20 -27б.
«2» - 0-19 б.