СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко - бытовой танец

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Историко - бытовой танец»

Историко-бытовые танцы

Историко-бытовые танцы

 ...Танцы стали играть беспрецедентно важную роль на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Они лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения.  Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно — хорошего происхождения. На балах той эпохи стремились прежде всего блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями.

...Танцы стали играть беспрецедентно важную роль на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Они лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения.

Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно — хорошего происхождения. На балах той эпохи стремились прежде всего блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями.

Аллеманда (от французского allemande – немецкий) – один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко.  В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке. Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление изменения фигур. Задача дамы легко реагировать на изменения направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки. Абсолютно исключаются резкость и движений. Аллеманда состояла из салюта кавалера и реверанса дамы, затем самого танца – спокойных шагов, различных положений рук.

Аллеманда (от французского allemande – немецкий) – один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко.

В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке. Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление изменения фигур. Задача дамы легко реагировать на изменения направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки. Абсолютно исключаются резкость и движений. Аллеманда состояла из салюта кавалера и реверанса дамы, затем самого танца – спокойных шагов, различных положений рук.

Аллеманда открывала придворные празднества при дворах владетельных сеньоров. За этим спокойным танцем обычно следовала оживленная куранта.

Аллеманда открывала придворные празднества при дворах владетельных сеньоров. За этим спокойным танцем обычно следовала оживленная куранта.

Первым общим танцем стала куранта (courant), в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV.  Танцевали ее вдвоем, с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, однако требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными движениями ног, а не заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении «ходить» (древние греки говорили: «шествовать») заключался секрет куранты, она стала родоначальницей многих других танцев. .

Первым общим танцем стала куранта (courant), в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV.

Танцевали ее вдвоем, с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, однако требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными движениями ног, а не заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении «ходить» (древние греки говорили: «шествовать») заключался секрет куранты, она стала родоначальницей многих других танцев.

.

Куранта танец торжественный, плавный и равномерный, его называли «танцем манеры», горделивым шествием. Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы - её можно назвать грамматической основой танцевального искусства Как бытовой танец исчезает к концу XVII века в связи с появлением менее торжественных и более подвижных танцев.

Куранта

танец торжественный, плавный и равномерный, его называли «танцем манеры», горделивым шествием.

Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы - её можно назвать грамматической основой танцевального искусства

Как бытовой танец исчезает к концу XVII века в связи с появлением менее торжественных и более подвижных танцев.

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец XVII — XVIII веков. В XVIII веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев.  Танцу свойственна подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения – легкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой и т. д. Сопровождался игрой на скрипке, пением танцующих, часто исполнители отбивали такт деревянными башмаками.  Как придворный танец приобрел известность с конца XVII века, став более размеренным и торжественным.

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец XVII — XVIII веков.

В XVIII веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев.

Танцу свойственна подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения – легкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой и т. д. Сопровождался игрой на скрипке, пением танцующих, часто исполнители отбивали такт деревянными башмаками.

Как придворный танец приобрел известность с конца XVII века, став более размеренным и торжественным.

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.  В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Менуэт всё больше и больше обретал черты танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно - - почтительный характер и выражали преклонение перед дамой.  При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем, его называли «королем танцев и танцем королей».  В России появился во времена царствования Петра Великого.

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.

В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Менуэт всё больше и больше обретал черты танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно - - почтительный характер и выражали преклонение перед дамой.

При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем, его называли «королем танцев и танцем королей».

В России появился во времена царствования Петра Великого.

Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг (очень трудно давалась манера исполнения). Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Её следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке, а затем непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта.

Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг (очень трудно давалась манера исполнения). Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Её следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке, а затем непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта.

Гавот (фр. gavotte, от прованс. gavoto, букв.- танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец.  Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце из круга выходила пара, которая продолжала танец.

Гавот (фр. gavotte, от прованс. gavoto, букв.- танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец.

Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце из круга выходила пара, которая продолжала танец.

Став придворным танцем, гавот приобрёл грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Лантре, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.  Это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Лёгкие скользящие движения, сочетающиеся с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движениями рук, отличались большой танцевальностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей.

Став придворным танцем, гавот приобрёл грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Лантре, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.

Это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Лёгкие скользящие движения, сочетающиеся с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движениями рук, отличались большой танцевальностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей.

Контрданс (франц. contredanse, от англ. country dance- деревенский, сельский танец) - старинный народный танец английского происхождения. Контрданс появился в конце XVI века на основе шествий в честь праздника весны. Будучи хороводным танцем, имел веселый и жизнерадостный характер. Однако проникнув в салоны и бальные залы, приобрел некоторую чинность и сдержанность. Широкое распространение и огромную популярность в Европе танец получил в XVIII-начале XIX веков, вытесняя при этом из быта многие танцы. Популярность контрданса объясняется, тем, что в танце могли участвовать все желающие, без ограничения количества пар.

Контрданс (франц. contredanse, от англ. country dance- деревенский, сельский танец) - старинный народный танец английского происхождения.

Контрданс появился в конце XVI века на основе шествий в честь праздника весны. Будучи хороводным танцем, имел веселый и жизнерадостный характер. Однако проникнув в салоны и бальные залы, приобрел некоторую чинность и сдержанность.

Широкое распространение и огромную популярность в Европе танец получил в XVIII-начале XIX веков, вытесняя при этом из быта многие танцы.

Популярность контрданса объясняется, тем, что в танце могли участвовать все желающие, без ограничения количества пар.

 Кроме того, контрдансы по своему темпу были энергичнее и живее, чем торжественные другие церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков исполнялись на балах всех стран Европы.  Этот период требует дорогих костюмов и изучения множества специальных движений, из которых составлялись танцы. Танец был тогда не только способом эмоционального выражения, но и подиумом для показа придворных мод, а также методом поиска придворных дам и кавалеров – на этом мотиве строятся многие контрдансы.

Кроме того, контрдансы по своему темпу были энергичнее и живее, чем торжественные другие церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков исполнялись на балах всех стран Европы.

Этот период требует дорогих костюмов и изучения множества специальных движений, из которых составлялись танцы. Танец был тогда не только способом эмоционального выражения, но и подиумом для показа придворных мод, а также методом поиска придворных дам и кавалеров – на этом мотиве строятся многие контрдансы.

Полоне́з  (польск. polonez, фр. polonaise, польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Полонезом открывался бал.  Старинный церемониальный польский танец — полонез, берет свое начало из далекого XV века. Изначально он назывался

Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Полонезом открывался бал.

Старинный церемониальный польский танец — полонез, берет свое начало из далекого XV века. Изначально он назывался "ходзон", или "ходзонский", его исполняли в Польше на свадебных торжествах, народных гуляниях, сельских праздниках. Танец был четырех дольный, и в разных областях Польши имел свои отличительные особенности: его могли танцевать с хмелем, с подушкой, с кружкой пива или со свечой. Ходзон сопровождался народным пением, кому удавалось лучше всех спеть куплет, давалось право вести танец. Часто танец не только открывал торжество, но и заканчивал народные гуляния.

Со временем, уже в XVII веке, полонез перекочевывает в дворянские поместья, утрачивая народные обычаи, и становится более торжественным, грациозным, неспешным шествием, которое исполняется под фанфарную музыку. Меняется и его ритмический рисунок. Теперь танцующие пары должны танцевать по строго установленным правилам, любые импровизации запрещены. На многочисленных балах, пользующихся в те времена бешеной популярностью, с танцем знакомятся прибывшие гости из других стран, благодаря чему полонез получает свое распространение по всей Европе. Тогда же, танец и приобретает свое нынешнее название — полонез.

Со временем, уже в XVII веке, полонез перекочевывает в дворянские поместья, утрачивая народные обычаи, и становится более торжественным, грациозным, неспешным шествием, которое исполняется под фанфарную музыку. Меняется и его ритмический рисунок.

Теперь танцующие пары должны танцевать по строго установленным правилам, любые импровизации запрещены. На многочисленных балах, пользующихся в те времена бешеной популярностью, с танцем знакомятся прибывшие гости из других стран, благодаря чему полонез получает свое распространение по всей Европе. Тогда же, танец и приобретает свое нынешнее название — полонез.

Бал непременно открывался полонезом. И мужчина, и женщина, независимо от возраста, наслаждались своим дефиле. Предназначение танца было в представлении друг другу, создании особой атмосферы вечера, подготовке к другим, более быстрым танцам.  Полонез всегда требовал от участников сдержанности, строгой осанки, собранности, особого внимания кавалера к даме.  Это один из немногих танцев, который благополучно «прошествовал» из одного столетия в другое, не потеряв в пути своего достоинства и великолепия.

Бал непременно открывался полонезом. И мужчина, и женщина, независимо от возраста, наслаждались своим дефиле. Предназначение танца было в представлении друг другу, создании особой атмосферы вечера, подготовке к другим, более быстрым танцам.

Полонез всегда требовал от участников сдержанности, строгой осанки, собранности, особого внимания кавалера к даме.

Это один из немногих танцев, который благополучно «прошествовал» из одного столетия в другое, не потеряв в пути своего достоинства и великолепия.

Кадриль  (от исп. cuadrilla буквально группа из 4-х человек) бальный танец XVIII - XIX веков, происходящий от контрданса.  Кадриль - танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие

Кадриль (от исп. cuadrilla буквально группа из 4-х человек) бальный танец XVIII - XIX веков, происходящий от контрданса.

Кадриль - танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие "четырехугольники", из двух пар каждый (каре). Родина танца - Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона.

Исполнение кадрили было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей: она состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника была доведена до совершенства,  движения идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Исполнение кадрили было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей: она состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника была доведена до совершенства,

движения идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Мазу́рка  — польский народный танец.  Название произошло от жителей Мазовии - мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.

Мазу́рка — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии - мазуров, у которых впервые появился этот танец.

В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.

Благодаря плавным и сдержанным движениям, грациозным и аристократическим позировкам мазурка завоевала особую популярность на балах польской знати. Этот танец мог быть импровизационным - исполнители мазурки варьировали движения по собственному желанию при этом, не меняя фигуры.  В мазурке ведущая роль принадлежала кавалеру. Именно он должен менять темп, выбирать фигуры и движения.

Благодаря плавным и сдержанным движениям, грациозным и аристократическим позировкам мазурка завоевала особую популярность на балах польской знати. Этот танец мог быть импровизационным - исполнители мазурки варьировали движения по собственному желанию при этом, не меняя фигуры.

В мазурке ведущая роль принадлежала кавалеру. Именно он должен менять темп, выбирать фигуры и движения.

 Дама же должна была грациозно лететь по залу, быстро схватывать движения и переходы, которые ей предлагает кавалер. Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордился этим, позволяя своим соперникам любоваться завоеванием. В эти моменты движения кавалера становились более решительными, будто они бросают вызов залу.  Уже в XIX веке мазурка выходит далеко за пределы своей родины и становится одним из самых популярных бальных танцев многих стран. Но так как танец требовал специального обучения и больших тренировок, он мало был доступен широкому кругу любителей балов.  В Польше хорошим исполнителем мазурки считался лишь тот, кто не повторялся в фигурах.

Дама же должна была грациозно лететь по залу, быстро схватывать движения и переходы, которые ей предлагает кавалер. Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордился этим, позволяя своим соперникам любоваться завоеванием. В эти моменты движения кавалера становились более решительными, будто они бросают вызов залу.

Уже в XIX веке мазурка выходит далеко за пределы своей родины и становится одним из самых популярных бальных танцев многих стран. Но так как танец требовал специального обучения и больших тренировок, он мало был доступен широкому кругу любителей балов.

В Польше хорошим исполнителем мазурки считался лишь тот, кто не повторялся в фигурах.

Во второй четверти XIX столетия в Европе утвердился новый танец - полька .   Она родилась в Богемии («pulka» по-чешски - «половина», в данном случае имеется в виду полшага в качестве основного па). Вена полюбила новый танец в 1839 году, а в 1840 году знакомятся с полькой и парижские салоны.   Танец в быстром темпе, для его ритма особенно характерна отрывистость. В 1845 году в Париже пользовалось известностью изречение: «Скажи мне, как ты полькируешь (т.е. танцуешь польку), и я скажу, как ты умеешь любить!».

Во второй четверти XIX столетия в Европе утвердился новый танец - полька . Она родилась в Богемии («pulka» по-чешски - «половина», в данном случае имеется в виду полшага в качестве основного па). Вена полюбила новый танец в 1839 году, а в 1840 году знакомятся с полькой и парижские салоны.

Танец в быстром темпе, для его ритма особенно характерна отрывистость. В 1845 году в Париже пользовалось известностью изречение: «Скажи мне, как ты полькируешь (т.е. танцуешь польку), и я скажу, как ты умеешь любить!».

Вальс (французское valse, немецкое Walzer, от walzen - кружиться в танце), 3-дольный парный бальный танец.  Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы – лендлеры.  Сначала этот танец вызвал сильное сопротивление как блюстителей нравственности, так и танцмейстеров из-за слишком близкого контакта партнёров. Но вскоре обрел независимость в свете, и вышел на первое место среди бальных танцев, популярных в Европе.

Вальс (французское valse, немецкое Walzer, от walzen - кружиться в танце), 3-дольный парный бальный танец. Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы – лендлеры.

Сначала этот танец вызвал сильное сопротивление как блюстителей нравственности, так и танцмейстеров из-за слишком близкого контакта партнёров. Но вскоре обрел независимость в свете, и вышел на первое место среди бальных танцев, популярных в Европе.

Сегодня мы узнали о совсем незначительном количестве танцев. Так как, чтобы рассказать обо всех видах танцев нам не хватило бы времени. Количество их огромно - это и старинные танцы - шествия XV - XVI веков, это и бальные танцы XVII - XIX веков… В своём рассказе я постаралась охватить танцы, которые исполнялись, начиная с XVI и заканчивая началом XIX века. Если сказать, что эти танцы не исполняются сейчас, то это будет ошибкой. Все знают и любят вальсы, польки, кадрили. Не знаю, как обстоят дела с мазурками, полонезами, гавотами, - но то, что они сохранились не только в хореографических кругах, но и в инструментальной музыке - это, несомненно.

Сегодня мы узнали о совсем незначительном количестве танцев. Так как, чтобы рассказать обо всех видах танцев нам не хватило бы времени. Количество их огромно - это и старинные танцы - шествия XV - XVI веков, это и бальные танцы XVII - XIX веков…

В своём рассказе я постаралась охватить танцы, которые исполнялись, начиная с XVI и заканчивая началом XIX века.

Если сказать, что эти танцы не исполняются сейчас, то это будет ошибкой. Все знают и любят вальсы, польки, кадрили. Не знаю, как обстоят дела с мазурками, полонезами, гавотами, - но то, что они сохранились не только в хореографических кругах, но и в инструментальной музыке - это, несомненно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!