СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История возникновения славянской письменности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учеников с историей славянской письменности; формировать интерес к родной истории и культуре.

Просмотр содержимого документа
««История возникновения славянской письменности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

городского округа Тольятти
"Школа  с углубленным изучением отдельных предметов №31"

Самарская область

Игнатьева Светлана Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы





«История возникновения славянской письменности»

6 класс

Цель: ознакомить учеников с историей славянской письменности; формировать интерес к родной истории и культуре.

Задачи: актуализировать знания о возникновении славянского алфавита. Способствовать формированию у учеников патриотических чувств и уважительного отношения к родному языку.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

найти материалы о зарождении славянской письменности, ответы на вопросы «Чем отличается алфавит от азбуки?», «Как произошло изобретение букв?»

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация, видеоролик, плакаты: Глаголица, Кириллица, Кирилл и Мефодий, книги с славянскими буквами, рисунки детей, музыкальная подборка (звон колоколов).

Урок об истории русского языка и азбуки. Беседа усилит практическую направленность обучения, поможет развивать критичность, активность и широту мышления. Для урока подготовлен наглядный материал и презентация по истории славянской письменности.

Ожидаемые результаты:

– развитие речевой деятельности;

– рост мотивации учеников в изучении родного языка, православной культуры и традиций страны и народа.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

План урока.

Часть 1. Как зарождалась письменность. 10 мин.

Часть 2. Кто, как и зачем придумал славянскую азбуку. 20 мин.

Часть 3. Как менялся алфавит и развивался русский язык. 15 мин.

Ход урока.

Часть 1. Как зарождалась письменность

Примерное время: 15 мин

Выступление ведущих сопровождает презентация.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители! Возьмите, ребята, друг друга за руки, подарите соседу улыбку.

Тема нашего урока «История возникновения славянской письменности». Как вы думаете, можно ли представить себе жизнь без телевизора? (Нет).

Учитель: А без электричества? (Нет).

Учитель: А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Ответы детей.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить об азбуке, о зарождении славянской письменности. Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно? Ответы детей. Мини-ответы родителей.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в старину и расскажем о русской письменности, о великих просветителях славянских Кирилле и Мефодии. С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности – особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры.

Далее выступление ведущих.

Ведущий 1: Дорога к письменности была долгой и трудной.

Ведущий 2: Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какие-то изображения. Так началась дорога к письменности.

Ведущий 1: Представляете, как изменилась жизнь людей с изобретением письменности?

Ведущий 2: Люди научились изображать свою речь знаками, которые можно было хранить и передавать от человека к человеку.

Ведущий 1: Все, хранившееся раньше лишь в головах немногих, стало доступным любому, овладевшему грамотой.

Ведущий 2: Самое первое письмо было «рисунчатым», именно рисунками – изображениями птиц, зверей, деревьев, человеческих фигурок, лодок, рыб – древние люди рассказывали о своих занятиях, о радостных, печальных или загадочных событиях в своей жизни.

Ведущий 1: Теперь понятно, что наскальные рисунки – это не только древнейшая живопись, но и первая письменность.

Ведущий 2: Постепенно рисунки упрощались и превращались в символы, знаки, которые обозначали какие-то общие понятия. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из 2–3 линий. Каждый такой значок обозначал какое-то одно слово, и все их нужно было запомнить. Например, волнистая линия обозначала «вода», а квадратик – «камень».

Ведущий 1: Но как символами можно нарисовать такие понятия, как «хорошо» или «плохо»? А как обозначить имя человека?

Ведущий 2: В какой-то момент люди стали знаками изображать не только предметы или события, но и отдельные звуки. Пользуясь несколькими знаками, можно было составлять новое слово.

Ведущий 1: Так начало складываться «иероглифическое» письмо». Пользоваться иероглифами было нелегко. И письменность была доступна не всем.

Ведущий 2: Шло время, жизнь развивалась. Все больше становилось людей, которым необходимо было читать и писать – купцам, воинам, ремесленникам. И постепенно письменность стала все больше упрощаться. Люди придумали одним значком обозначать 1 звук, так появились буквы. Буквы – письменные значки, которые обозначают только один звук. А все буквы вместе составляют алфавит.


Часть 2. Кто, как и зачем придумал славянскую азбуку

Примерное время: 20 мин.

Учитель: Чем отличается азбука от алфавита? (Ответы учеников и родителей).

Ведущий 1: Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма. Но у финикийцев не было гласных букв, читать такие слова очень сложно. Греки значительно усовершенствовали письмо, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу и латинской азбуки, и славянской.

Ведущий 2: Эти слова обозначают одно и то же: совокупность букв, принятых в данной письменности, расположенных в установленном порядке. А вот происхождение этих слов разное. Слово «азбука» – славянское, произошло от названий двух первых букв славянской азбуки «азъ» и «буки». А слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: («альфа») и («вита»): алфавит: альфа + вита.

Ведущий 1: Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Да, наших букв, к которым мы так привыкли, которые называются кириллицей – их не было. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Ведущий 2: Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? (Видеоролик 1).

Ведущий 1: В 9 веке в Византии, в городе Солунь, жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. Были ли братья славянами или греками – неизвестно. Только славянский язык они знали хорошо. Отец братьев – Лев был военным, и старший сын Мефодий пошел по его стопам. Но вскоре оставил службу и стал монахом в маленьком монастыре у горы Олимп. Долгие 14 лет братья не виделись. У младшего брата Константина были большие способности. Он сам научился читать по латыни. Одаренного мальчика отправили учиться в столицу. Учился он хорошо, выучил 6 иностранных языков. Ученые люди очень высоко ценились, Константин мог занять какой-нибудь видный пост при дворце, но он очень любил науку. И никуда его так не тянуло, как в библиотеку. Константин стал священником и получил службу библиотекаря у патриарха в храме Святой Софии. И за то, что он был такой умный, его прозвали Константин-философ. Это прозвище оставалось у него до самой смерти. Константин рано стал священником и получил другое имя Кирилл. Поэтому мы лучше знаем братьев под именами Кирилл и Мефодий. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. А просил князь Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их. И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Ведущий 2: Как же они создали азбуку? Главная заслуга в создании славянской азбуки принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка: греческую букву («альфа») – для нашего звука [а], греческую букву («вита») – для нашего звука [в] и так далее. Так что наша азбука – «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. Сравните сами некоторые греческие и славянские буквы.

Ведущий 1: Сходство греческого алфавита и славянской азбуки можно заметить в написании многих привычных нам слов, например: грамматика ГРАММАTIKA), практика (ПPAKTIKA), диалог.

Ведущий 2: Но не так уж просто было приспособить греческий алфавит для славянского языка, ведь у нас есть такие звуки, которых в греческом языке нет. Например, у греков нет звука [б]. Пришлось для него придумывать новую букву. Так появилась всем нам с детства знакомая буква Б. Точно так же придуманы были и буквы Ш, Ж, Ч, Щ, Ь, Ъ, Ы. Составив азбуку, братья Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и другие книги. А произошло это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. С тех пор появились на Руси книги на родном языке. (Видеоролик 2).


Часть 3. Как менялся алфавит и развивался русский язык

Примерное время: 15 мин

Ведущие рассказывают о реформе алфавита, учитель подводит итоги классного часа.

Ведущий 1: Древнерусские буквы были непохожи на современные. И их было больше. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму, и именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав – это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, старательно, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами. С середины 14-го столетия получил распространение полуустав, он позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, текст уже делился на слова.

Ведущий 2: Буквы имели не только звуковое, но и цифровое значение: «А» – «1», «Б» – «2», «Р» – «100». Только в 18 веке арабские цифры в России вытеснили буквенные.

Ведущий 1: Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и стал называться – «гражданский».

Ведущий 2: В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: (ять), (и), (ижицу) и (фиту). А мы, в результате этого, несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием – просветителями славян. Но постепенно буквы становились проще, более похожими на те, которыми мы пользуемся сейчас. Такова история букв и русского языка.

Ведущий 1: Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, коричневые столбы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он, прежде всего, старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание.

Учитель: Подведем итоги, ребята Попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности.

Вопросы викторины. Ребята делятся на 2 команды.

Как в древности люди изображали свою речь? (Самое первое письмо было «рисунчатым», именно рисунками изображали птиц, зверей, деревья, человеческие фигурки, лодки, рыбы. Древние люди рассказывали о своих занятиях, о разных событиях в своей жизни).

Почему азбука называется азбука? (Азбука – славянское слово, произошло от названий первых букв славянской азбуки: «азъ» и «буки»).

Почему алфавит называется «алфавит»? (Алфавит происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «вита»).

Сколько букв было в русском алфавите? (48).

Что слово алфавит обозначает сейчас? (Не просто совокупность букв, но и их определенный порядок, чередование.)

Назовите первую букву русского алфавита, что она обозначает? (А - греческую букву «вита»).

Кто изобрел славянскую письменность? (братья Кирилл и Мефодий).

Сравните количество букв в кириллице и современном алфавите. Что произошло? (Количество букв уменьшилось.)

Были ли буквы, которые добавились в алфавит? (Нет).

Расшифруйте запись, в которой скрыта русская пословица. Шифр – пронумерованные буквы русского алфавита.

Шифровка

1 9 2 21 12 1 – 12

14 21 5 18 16 19 2 20 10

19 20 21 17 6 15 28 12 1

Ответ: Азбука – к мудрости ступенька.


Ученик читает наизусть стихотворение

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой. (А.Я. Яшин).


Рефлексия.

Ребята, выскажитесь по классному часу, выбрав для себя начало фразы.

На доске:

сегодня я узнал…

  я понял, что…

  классный час дал мне для жизни…

 мне захотелось…

Учитель. Благодарю наших гостей. Спасибо, ребята, за урок. Вы были активными, а ваши ответы - интересными. На этом наш урок закончен.



Литература.

1. Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий. – М.,1984.

2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – Л., 1968.

3. Кондратов В.А. Книга о букве. – М., 1875.

4. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. – М.,1994.

5. Успенский Л.В. По закону буквы. – М.,1979.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!