История развития детского самоуправления
Начало самоуправления
VI-IV вв. до н.э. – появление агелы в древней Спарте
Исторические истоки
Валентин Тротцендорф (Фридланд) , первый педагог, использовавший в целях гражданского воспитания специально организованное школьное самоуправление (1531—1556 гг., латинская школа в г. Гольдберге (Силезия).
Ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который возглавлялся самим Тротцендорфом.
Сенат рассматривал и разрешал возникавшие в школе конфликты.
Цель – подготовка юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".
1592-1670
Детское самоуправление – это сообщество, которое обсуждает совместные дела.
Принцип – игра.
Форма – моделирование
государственной деятельности.
Школа или класс –
это государство
Сенат
Претор
(Суд)
Консул
Исторические истоки
Элементы самоорганизации детей были заложены М. В. Ломоносовым в "Регламенте московских гимназий" (1758 г.), согласно которому порядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами:
"Первая школьная экзерциция (правила) есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник этого же классу и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам свидетельствовать может".
Россия:
выборы в волостные
самоуправления
1918 год
февраль
Первое применение реального
самоуправления в практике
общественных отношений
Первый этап:
Август 1918 г. Москва.
Первый Всероссийский съезд
по просвещению
"Основные принципы единой трудовой школы"
" Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы".
Школьный совет
Все работники школы
Представители от учащихся старших возрастных группы: с 12 лет
(¼ от школьных работников)
Один представитель от отдела народного образования
Представители трудового населения данного школьного района
(¼ от школьных работников)
Опыт школьного самоуправления
"Школа социально-индивидуально-го воспитания
им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуе-мых"
Московская опытно-показательная школа имени
П. Н. Лепешинского
М.М. Пистрак
А.С. Макаренко
В.Н. Сорока-Росинский
Коммуна
"Красные зори"
И.В. Ионин
В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления.
Все ее элементы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы.
Но наибольшее развитие самоуправления получили в школах коммунального типа , где через самоуправление в полной мере соединились принципы единой и трудовой школы.
Почему именно в школах–коммунах?
1. Необходимо было добиться в короткие сроки реальных результатов (борьба с беспризорностью)
2. К работе в школах-колониях привлекались наиболее талантливые педагоги.
3. Школы-колонии были "закрытыми" сообществами, в которых можно было идти на эксперимент и влиять на изменение педагогической ситуации.
" Разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Чтобы научиться жить, надо в этом упражняться и не откладывать это дело в дальний ящик…"
С. Т. Шацкий
"Годы исканий", 1924 г.
Второй этап:
40-50-е годы XX века
Федор Федорович Брюховецкий
(1915-1994) г. Краснодар, Школа № 58
День знаний 1 сентября,
Праздник прощания с букварем,
Фестиваль “За честь школы”,
Церемония Последнего звонка
Второй этап:
40-50-е годы XX века
Эдуард Георгиевич Костяшкин
(1922-1981)
Специальная школа для трудных детей
Первая в стране школа полного дня.
Второй этап:
40-50-е годы XX века
Игорь Петрович Иванов
(1923-1992)
Коммуна им. Макаренко – общественно-педагогическое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков при ЛГПИ им. Герцена (1963 г.)
Коммунарское движение;
Идея коллективных творческих дел.
Третий этап:
70-80-е годы XX века
Ученическое самоуправление представлено
деятельностью детских общественных
организаций (пионерия и комсомол)
Четвертый этап:
90-е годы XX века
Бочкарев Вениамин Иванович
Самоуправление образовательного учреждения
в виде Школьных советов.
Создание Международной Ассоциации
содействия школьным советам.
Российское образование на современном этапе
Какова роль детского и ученического самоуправления, в частности,
в развитии образования
в новом XXI веке?
Ответ на этот вопрос во многом сегодня зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги !