История в произведениях живописи
Автор презентации:
Пудовкина Виолета Ивановна, учитель истории и обществознания
МКОУ «ООШ № 8 г. Миасса»
История в произведениях живописи
Интерес к историческому жанру в живописи не угас и в ХХ веке. Время войн, социальных потрясений, революций нашло отражение в живописи многих художников прошлого и современности. Огромную роль историческая живопись играла в России- стране трех революций. В наше время история по-прежнему волнует живописцев. К ее темам обращаются современные художники.
История в произведениях живописи
Тема урока :
История в произведениях живописи
Цель урока :
Познакомиться с понятием исторического жанра в изобразительном искусстве, проследить основные этапы развития данного жанра в мировой живописи, показать значимость исторической живописи.
История в произведениях живописи
Историческая живопись - это изображение художником важных событий в развитии общества как в прошлом, так и в современной действительности.
Произведения этого жанра показывают зрителю, как крупные исторические события, так и более мелкие; частные эпизоды, деяния исторических личностей, а также нравы, обычаи и быт людей, живших в далеком прошлом
История в произведениях живописи
Развитие исторического жанра
Исторический жанр существовал в искусстве с незапамятных времен. В древности легенды и мифы воспринимались человеком как что-то реальное, происходившее на земле. В период античности художники начали отделять подлинно исторические элементы от мифологических. В период средневековья место исторического жанра в искусстве занял религиозно- мифологический.
История в произведениях живописи
Развитие исторического жанра
В эпоху Возрождения исторический жанр вновь занял свое место в искусстве. Худож- ники не стремились передать подлинность исторического события, их целью было прославление героев и их подвигов. В Х VI- Х VII веках исторический жанр стал преобладать над другими. Мастера Х VIII века стремились возвеличить конкретную личность. В первой половине Х I Х века художники начали изображать моменты современной жизни.
История в произведениях живописи
Гениальным художником 2-ой половины Х I Х века, совершившим подлинный переворот в исторической живописи стал В. И. Суриков.
Основным героем его исторических полотен стал сам народ. В.И. Суриков написал такие исторические полотна как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и другие.
История в произведениях живописи В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»
История в произведениях живописи
Исторические полотна художников трудно понять без знания конкретных событий русской истории, изображенных на них. «Утро стрелецкой казни» повествует о расправе со стрельцами после неудачного бунта 1698 года. В марте 1698 года сестра Петра I , царевна Софья, заточенная в Новодевичьем монастыре, во время двухгодичного отъезда брата в Европу заявила, что ее Петра подменили.
История в картинах художников В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»
Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. Мятежники были схвачены. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Десятки были повешены, сотни сосланы. Всего было казнено около 2000 стрельцов.
История в произведениях живописи
Художник изобразил в картине момент перед казнью. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившего Красную площадь. Народная толпа шумит, громко выражая свое глубокое горе. Стрельцы погружены в себя. В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый , черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. Суриков изображает Петра не только грозным, но и уверенным в своей правоте. Художник намеренно сгустил мглу, чтобы на этом фоне ярче загорелись огоньки свечей в руках осужденных. Их мерцание в холодном сумраке наступающего утра подчеркивает страшный смысл всего происходящего здесь в этот необычный час
В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
История в произведениях живописи В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
Главная героиня картины «Боярыня Морозова» - историческое лицо. Феодосия Прокопьевна Морозова была представительницей знатного и богатого боярского рода, приближенного к царю Алексею Михайловичу. Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев.
История в произведениях живописи В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. После нескольких лет ссылок, в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675.
История в произведениях живописи
В картине художник изобразил провоз боярыни Морозовой по улице города. Толпа запрудила улицу. Народ глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. В центре композиции сама боярыня Морозова, сидящая в санях. Ее черный силуэт отчетливо рисуется на фоне снега, саней , пестрых одежд. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня призыв постоять за старую веру. Ее поднятая рука с двумя перстами-высоко парит над головами людей. Народ прощается с ней, поклоняясь ее подвигу. Картина похожа на пестрый, многоцветный ковер. И в эту радужную игру красок врывается черный цвет в одежде боярыни, подчеркивая трагичное звучание в образе Морозовой.
История в произведениях живописи
Спасибо за внимание!