Просмотр содержимого документа
«История учительства»
ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ "ПЕДАГОГ"
Первые учителя были известны еще в Древней Греции.
"Педагогом" назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье.
Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в гимнасий — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в гимнасий и учебный класс и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НА РУСИ
Первые школы на Руси возникли в конце X века, когда христианство стало государственной религией. В них обучали грамоте, церковному пению и греческому языку. На протяжении Средних веков главными центрами книжности были церкви и монастыри. Существовали и частные преподаватели — так называемые «мастера грамоты». Плату с родителей учеников они брали не только деньгами, но и продуктами, одеждой, другими необходимыми вещами.
Церковный Стоглавый собор 1551 года постановил открыть школы на дому у священнослужителей и чиновников.
В Москве первое высшее учебное заведение - открылось лишь спустя столетие.
ШКОЛЫ В XIX ВЕКЕ
При Петре I появились государственные цифирные школы, где упор делался на арифметику и геометрию, а также профессиональные школы, которые выпускали металлургов, аптекарей, переводчиков, моряков. Для преподавания новых специальностей приглашали немцев, голландцев, французов. Вскоре стало модно нанимать иностранцев в качестве домашних учителей.
В царствование Екатерины II в уездных городах появились малые народные училища, в них давали начальное образование. Кое-где открылись главные народные училища: их программа была рассчитана на пять лет, а выпускники могли преподавать в начальной школе. В 1779 году первая учительская семинария открылась при Московском университете, а спустя четыре года — при Главном народном училище в Петербурге.
В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Во многих городах появились гимназии. В них давали всестороннее образование и готовили к поступлению в университет. Выпускник гимназии мог сразу пойти на государственную службу или сам стать преподавателем.
В 1804 году в Петербурге открылся учительский институт.
В годы царствования Николая II правительство стало лучше финансировать начальные школы.
Советская власть продолжила борьбу за всеобщую грамотность. Из-за нехватки кадров открывались краткосрочные учительские курсы и курсы повышения квалификации.
Особенно остро нехватка учителей ощущалась в деревнях. Выпускников отправляли туда по распределению. Работа и условия были трудными: учителю нередко приходилось жить прямо в школе, у него не было своего огорода и скотины, а маленькое жалованье часто выплачивали с задержкой. Учителей из больших городов принудительно направляли в сельскую «командировку» на два-три года.
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Ежегодно 5 октября свыше ста государств отмечают Всемирный день учителей. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования.
Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей».
Россия с 1994 года отмечает День учителя по всемирному календарю — 5 октября. Ранее этот профессиональный праздник отмечался в первое воскресенье октября.