СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания хохломской росписи

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания хохломской росписи

Просмотр содержимого документа
«История создания хохломской росписи»

Хохлома Волкова Т.Г. Учитель МБОУ “СОШ № 112” г. Новосибирска 2021 Все что вам надо знать.

Хохлома

Волкова Т.Г.

Учитель МБОУ “СОШ № 112” г. Новосибирска 2021

Все что вам надо знать.

Что это такое «хохлома»? Хохломская роспись возникла в глухих лесах Заволжья три с половиной сотни лет назад, и за это время успела стать символом России, по популярности и узнаваемости уступающим разве что матрёшке. Разбираемся, где придумали делать «золочёную» посуду, как развивался промысел, и что с ним происходит сейчас.

Что это такое «хохлома»?

  • Хохломская роспись возникла в глухих лесах Заволжья три с половиной сотни лет назад, и за это время успела стать символом России, по популярности и узнаваемости уступающим разве что матрёшке. Разбираемся, где придумали делать «золочёную» посуду, как развивался промысел, и что с ним происходит сейчас.
Правда ли, что хохлому придумали старообрядцы Представление, что имитировать позолоту на деревянных вещах ремесленников лесного Заволжья научили бежавшие туда от гонений раскольники, популярно, но, судя по всему, не совсем верно. Сохранившиеся документы показывают, что подобная техника была известна новгородцам как минимум за десятилетие до церковной реформы. Сам колорит хохломы — сочетание чёрного (сажа), красного (киноварь) и золотого цветов — хоть и утратил в промысле своё значение, был характерен для церковной утвари и глубоко символичен. Тем не менее, старообрядцы повлияли на развитие промысла: они привезли с собой богато орнаментированные рукописи, ювелирные украшения и ткани с золотым шитьём; в скитах трудились художники и ремесленники. Жители близлежащих деревень постепенно перенимали у них навыки живописного мастерства. Кроме того, богатые скиты не только сами делали золочёную утварь, но и могли заказывать и покупать её.

Правда ли, что хохлому придумали старообрядцы

  • Представление, что имитировать позолоту на деревянных вещах ремесленников лесного Заволжья научили бежавшие туда от гонений раскольники, популярно, но, судя по всему, не совсем верно. Сохранившиеся документы показывают, что подобная техника была известна новгородцам как минимум за десятилетие до церковной реформы.
  • Сам колорит хохломы — сочетание чёрного (сажа), красного (киноварь) и золотого цветов — хоть и утратил в промысле своё значение, был характерен для церковной утвари и глубоко символичен.
  • Тем не менее, старообрядцы повлияли на развитие промысла: они привезли с собой богато орнаментированные рукописи, ювелирные украшения и ткани с золотым шитьём; в скитах трудились художники и ремесленники. Жители близлежащих деревень постепенно перенимали у них навыки живописного мастерства. Кроме того, богатые скиты не только сами делали золочёную утварь, но и могли заказывать и покупать её.
Технология хохломы Как же создают хохлому? Для начала рубят липу, осину или берёзу, оставляют её сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, за светлый цвет называемые «бельё». Их обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. «Глиняная» посуда превращается в «серебряную». Только после этого вещь оказывается готова к росписи, а после — к финальному покрытию олифой и отправке в печь, где покрытие пожелтеет, и возникнет то самое хохломское «золото». За века технология изменилась мало, разве что сейчас вместо оловянного порошка используют алюминиевый, а вместо олифы — жёлтый лак. На «бельё» идёт, в основном, мягкая и лёгкая липа, так что хохлома — золото буквально липовое.

Технология хохломы

  • Как же создают хохлому? Для начала рубят липу, осину или берёзу, оставляют её сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, за светлый цвет называемые «бельё». Их обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. «Глиняная» посуда превращается в «серебряную». Только после этого вещь оказывается готова к росписи, а после — к финальному покрытию олифой и отправке в печь, где покрытие пожелтеет, и возникнет то самое хохломское «золото». За века технология изменилась мало, разве что сейчас вместо оловянного порошка используют алюминиевый, а вместо олифы — жёлтый лак. На «бельё» идёт, в основном, мягкая и лёгкая липа, так что хохлома — золото буквально липовое.
Своё имя промысел получил не по месту, где точили или расписывали посуду, а по названию торгового села Хохлома, куда свозили и «бельё», и «позолоченные» чашки, братины и туески, и откуда они расходились по другим ярмаркам. Чтобы не запутаться в многообразии хохломских узоров, достаточно научиться различать две основные техники их создания: верховое и фоновое письмо. Верховое письмо — ранний способ росписи, сложившийся в первой половине XIX века, когда хохломскую посуду стали золотить не фрагментами, а полностью. Узор здесь наносят цветными красками по золотому фону. Самый известный вид — «травка», очень фольклорная по своему духу роспись тонкими мазками-травинками.
  • Своё имя промысел получил не по месту, где точили или расписывали посуду, а по названию торгового села Хохлома, куда свозили и «бельё», и «позолоченные» чашки, братины и туески, и откуда они расходились по другим ярмаркам.
  • Чтобы не запутаться в многообразии хохломских узоров, достаточно научиться различать две основные техники их создания: верховое и фоновое письмо. Верховое письмо — ранний способ росписи, сложившийся в первой половине XIX века, когда хохломскую посуду стали золотить не фрагментами, а полностью. Узор здесь наносят цветными красками по золотому фону. Самый известный вид — «травка», очень фольклорная по своему духу роспись тонкими мазками-травинками.
Фоновое письмо — более поздний вид, сложившийся под влиянием городецкой росписи и домовой резьбы. Здесь фон закрывают краской так, чтобы на нём остались сиять золотые узоры. Популярный подвид — «кудринка», роспись плотно лежащими причудливыми завитками.
  • Фоновое письмо — более поздний вид, сложившийся под влиянием городецкой росписи и домовой резьбы. Здесь фон закрывают краской так, чтобы на нём остались сиять золотые узоры. Популярный подвид — «кудринка», роспись плотно лежащими причудливыми завитками.
Хохлома сегодня Хохлома превращается в популярный сувенир и официальный символ России: расписные предметы дарят делегациям и главам иностранных государств. Сегодня официально хохлому делают только на её родине, в Семёнове, на предприятии «Хохломская роспись». Впрочем, и в народе промысел не думает умирать: мастера-надомники продолжают расписывать миски и ложки, высокому качеству сертифицированной «официальной» продукции противопоставляя низкие цены.

Хохлома сегодня

  • Хохлома превращается в популярный сувенир и официальный символ России: расписные предметы дарят делегациям и главам иностранных государств.
  • Сегодня официально хохлому делают только на её родине, в Семёнове, на предприятии «Хохломская роспись». Впрочем, и в народе промысел не думает умирать: мастера-надомники продолжают расписывать миски и ложки, высокому качеству сертифицированной «официальной» продукции противопоставляя низкие цены.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!