Есть в Саратовской губернии,
Где кипит крестьянский труд,
Распрекрасная деревня
Апалихою зовут.
(из песни про Апалиху)
Есть в России милый и родной нам уголок – небольшое село Апалиха, расположенное в Хвалынском районе. Оно овеяно множеством легенд и преданий, в которых воспета неповторимая красота её природы, богатая событиями история.
Вид на село с Арменских гор
Согласно истории села Апалихи, находящейся в краеведческом музее школы, основано оно было во второй половине XVII века беглыми старообрядцами вскоре после церковного раскола. Существуют 3 версии о происхождении названия села.
Первая: когда-то село писалось с буквы О «Опалиха», что примерно означает «около пала» (пал – опалённое, расчищенное под пашню место).
Вторая: название села произошло от слова «опала» - немилость, в которую попали старообрядцы после церковного раскола и преследуемые царскими властями. Они бежали на окраины России, выбирая местом своего жительства леса, болота, долины рек. Именно эта версия наиболее популярна и точна.
И есть ещё одно предположение: слово « Апалиха» могли привезти с собой стрельцы из самой Москвы. Оказывается, есть в столице нашей Родины около станции метро «Новослободская» улица Апалиха.
Село расположилось в живописной местности вдоль Арменских гор по течению реки Терса в том месте, где в неё впадают ручьи Жилой, Гремячий и Белый.
Арменские горы
Позже население села пополнилось сосланными сюда стрельцами после целого ряда стрелецких бунтов в конце XVII-началеXVIII века. Таким образом в селе оказались жители двух вероисповеданий христианской религии – старообрядцы и православные.
Старообрядческая деревянная церковь была построена в 1780 году в центре села на берегу реки Терса.
Старообрядческая церковь
Новая православная кирпичная церковь с колокольней была построена в Апалихе тщанием прихожан в 1880 году. Престолов было два: главный – во имя иконы Казанской Божьей Матери(холодный) и придел во имя святого Митрополита Алексия Московского(отапливаемый). Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Попечительство при церкви начало работу в 1887 году.
Большая старообрядческая семья, начало ХХ века.
Население села быстро увеличивалось. При Петре I поселенцы нашей местности были переведены на положение государственных крестьян. Все крестьяне жили общиной. Земля делилась на мужские души. Управление села находилось в руках трёх лиц – старосты, священника и урядника. По данным переписи 1910 года в селе насчитывалось 1689 беглопоповцев, 79 беспоповцев и 76 староверов австрийского толка. Всего на тот момент в Апалихе проживали 5648 местных и 23 посторонних человека, насчитывалось 861 домохозяйство. В составе Хвалынского уезда Саратовской губернии село было центром Апалихинской волости. В селе имелись две церкви, 3 школы, больница-стационар на 12 коек, базарная площадь, 11 мельниц, несколько маслобоен, пожарная часть. Базары организовывались еженедельно по субботам, ярмарки проводились 2 раза в год – на Троицу и 8 сентября, обе двухдневные. Школ было три: первая церковно-приходская мужская школа была открыта в селе в 1869 году, она была двухклассной, а с 1884 года – четырехклассной; женская церковно-приходская школа была открыта в 1900 году; земская начальная четырехклассная школа была открыта в 1910 году в специально отстроенном деревянном помещении.
Ах какие здесь домишки,
Им бы жить – не увядать.
Заберёшься на Три Шишки –
Пол – России там видать.
Село Апалиха спряталось за горой Ташихой.
Гора Ташиха
В народной этимологии это название произошло от слова тащиться: «на гору эту еле втащишься». Но скорее всего слово Ташиха произошло от татарского « таш», что означает «камень». Рядом с Ташихой подпирает небо гора, прозванная в народе Троицкой. В старые времена на этой горе на Троицу устраивали ярмарку. Из уст в уста на селе передаются сказание: якобы там, на горе, во время Троицы земля проваливалась ямой, и оттуда слышался колокольный звон. Мальчишки до сих пор бегают на гору проверить молву, но гора пока молчит.
Гора Три Шишки за триста лет поселения людей у своего подножия тоже насмотрелась всякого.
Гора «Три Шишки»
Одна гора Трех Шишек из чистейшего речного песка. Как в дремучем лесу оказалось столько песка? Легенда рассказывает о том, что по горам этим проходил атаман волжской вольницы Степан Разин, который спрятал здесь свой бесценный клад и приказал воинам натаскать шапками песок с Волги. Поэтому третья «шишка» стоит немного отдельно от других. Само название «Три Шишки" говорит о форме гор.
Люди хранят память о том, что когда-то по этим дремучим лесам проходили разбойники, называвшие себя армами. Для жилья они выбирали горы, чтобы их никто не застал врасплох. В гражданскую войну XX века здесь были жуткие бои красноармейцев с белогвардейским отрядом атамана Попова со стороны Сызрани. И мало понятное название Арменские горы сменилось на Армейские.
Существуют на селе и около села много красивых мест с интересными названиями. Старожилы по-своему объясняют происхождение этих названий. Привожу конкретные примеры.
Обрось-пчельник - опушка леса, где когда-то была пасека. Затем пасеки стали передвижными, а место так и стали называть обрось-пчельник (от слова «брошенное»). Но есть ещё одна версия происхождения этого наименования: Обросим -так звали пчеловода, хозяина пасеки.
Обрось-пчельник
Дурной дол - овраг, про который говорят, что если среди ночи человек проезжает мимо, на него нападает жуткий страх, а лошадь покрывается пеной. Название это оправдывает себя: овраг хоть и небольшой, но очень крутой.
Барский - место , которое принадлежало когда-то барину, усадьба которого была за речкой. Другое объяснение происхождения этого названия связывают с тем, что здесь были поля с плодородной землёй, которая давала богатый урожай.
Нажим - заболоченное место, расположенное на склоне: «Нажмёшь на землю- оттуда живительная влага жимлется».
Пудовкино поле – место, где хлеб родился пудами.
Висла – место на реке с крутым берегом. ( « берег нависает»).
Моряка – место на реке, названное в честь Маруси Родионовой, по прозвищу Моряка. Там был её огород и мостки, где купаются до сих пор.
Старые названия улиц по – прежнему на слуху хотя существуют уже давно новые. Суховка, Ежовка, Заречная, Наяновка, Церковная- эти наименования роднее народу, чем официальные, потому что за каждым из них своя история.
Старые названия улиц по – прежнему на слуху, хотя существуют уже давно новые (Комсомольская, Советская, 60 лет Октября, Интернациональная, Дружбы). Суховка, Ежовка, Заречная, Наяновка, Церковная- эти наименования роднее народу, чем официальные, потому что за каждым из них своя история. Интересно ещё то, что жители села слово «улица» не упоминают в речи или упоминают очень редко. Говорят так: пойду в Заречный, поселились в Церковном, строятся в Гремячем.
Суховка - улица, расположенная на сухом пригорке, весной раньше всех высыхала, ныне не существует.
Ежовка- улица на окраине села, названная в честь Ежова, первопоселенца этой улицы.
Церковная - улица, на которой находилась церковь( к сожалению, церковь в 1931 году была разрушена, а название улицы осталось в памяти местных жителей). По преданию, именно эта улица появилась самой первой в селе. Именно на ней появились первые землянки и глинянки в конце 17 века, построенные первыми старообрядцами.
Улица Церковная (ныне Комсомольская)
Заречная - улица за рекой Терса, на левом её берегу.
Наяновка - по преданию старожилов, новая, недавно заселённая. Но в словаре Даля мы нашли слово « наян», что означает « навязчивый, нахальный». Правда, как это слово связано с названием улицы неизвестно. Однако именно эта улица позже стала центральной, каковой является и поныне. В начале ХХ века именно на этой улице была базарная площадь, стояли торговые ряды. А на ярмарку, по рассказам старожилов, приезжали даже на верблюдах из Средней Азии.
Улица Наяновка (ныне ул.60 лет Октября)
Улица Гремячая- улица, вдоль которой протекает ручей, берущий начало из родника, который весной «гремит». Улица заканчивалась у самых Арменских гор, около горы Ташиха. Дома располагаются в один порядок, только «на светлую сторону», т.е. смотрят окнами только на юг.
Улица Гремячая (ныне Интернациональная)
Новосельцы- вероятно, улица появилась намного позже в селе, на которой селились новые жильцы – новосёлы. Улица быстро росла, тянулась вдоль реки на юг, и заканчивалась около переезда через реку на расстоянии 3 км от центра села.
Лягушовка – улица вдоль ручья Чёрненький, берущего начало из одноименного родника. Вероятно, в этом ручье много было лягушек и они квакали на всю округу. Отсюда и название улицы – Лягушовка (ныне не существует).
Горелый – своё название получил из-за того, что в истории села неоднократно выгорал почти полностью. Деревянные домишки, крытые соломой, теснились друг к другу очень близко. Любой пожар, начавшийся в одном доме, быстро охватывал всю улицу и приводил к страшным последствиям. Однако улица вновь отстраивалась. Была одной из самых длинных, тянувшейся от центра на север вдоль реки Терса. К сожалению, в настоящее время от этой улицы остался лишь один дом, в котором живёт фермер Якупов.
Цуцыновка – совсем небольшая улица, насчитывавшая 10-12 домов, по-видимому произошла от слова «цуцык» - маленький, невеликий.
В 1914 году началась 1-ая мировая война. Она коснулась и села Апалихи.
Многие мужчины были призваны в армию и отправлены на фронт.
Эхо революции 1917 года и гражданской войны докатилось и до нашего села. В
начале 1918 года в селе был сформирован ревком, председателем которого
стал наш односельчанин АНДРЕЕВ Виктор Андреевич.
Членами ревкома были:
1. Кочнев Николай
2. Поликарпов Семён
Глухов Андрей
4. Гусев Григорий (учитель)
5. Губецков Павел
6. Крайнов Григорий.
Летом 1918 года ушли защищать советскую власть наши односельчане:
Карпов Пантелей Дмитриевич
Губецков Павел Иванович
Фёдоров Ксенофонт Сергеевич
Губецков Игнатий Иванович
Андреев Лаврентий
6 . Губецков Артемий и многие другие.
В августе 1918 года, когда в селе находился красноармейский отряд,
неожиданно ворвались белогвардейцы со стороны г.Сызрани. В селе
разгорелся бой, красные из села были выбиты, а 33 человека, взятые в плен, 21
августа были расстреляны на прицерковной площади. Позже их тела были
захоронены в братской могиле. В 1956 году на ней нашим односельчанином
ТУПИЦЫНЫМ Семёном Анисимовичем был воздвигнут памятник.
Памятник павшим красноармейцам Автор памятника – Тупицын Семён
Анисимович
Население в 1919 году составляло:
- в селе Апалиха – 5100 человек,
- в селе Дёмкино – 3444 человека, из них 2412 человек – мордва.
Состав сельского исполкома в 1919 году:
1. Меркулов Платон Васильевич – председатель,
2. Марков Иван Кириллович – секретарь,
3. Крайнов Григорий Никифор. – член исполкома.
В 1928 году, накануне коллективизации, в селе насчитывалось 866
хозяйств. Первые коллективные хозяйства – ТОЗы появились в 1928 году. В
1929 году они объединились в единую сельскохозяйственную артель, в
которую вошли три населенных пункта: Апалиха, Дёмкино и Золотой
Посёлок. Артель получила название «Коммунар». Первым председателем с/х
артели был избран УМНИКОВ Афанасий Иванович.
В 1931 году населенные пункты Дёмкино и Золотой Посёлок выделились
в самостоятельные с/х артели.
Жители села на демонстрации в честь Х1Х годовщины Октябрьской революции, 1936 год
В 1932 году в селе Апалиха с/х артель разделили на 2 колхоза – «Коммунар» и имени Молотова. В колхозе «Коммунар» первым председателем был ЕЖОВ Яков Степанович, а в колхозе имени Молотова – ЗЕМЛЯННИКОВ Иван Андреевич. В 1953 году оба колхоза объединились в один – имени Молотова. Председателем колхоза был избран ЗАКУТНОВ Иван Никитич. В 1956 году колхоз был переименован в колхоз имени ХХ партсъезда. А в 1957 году к нему присоединился населенный пункт Дёмкино. Председателем колхоза стал ЕЩЕНКО Андрей Иванович.
В 1919 году в селе была открыта изба-читальня (библиотека). В 1929 году появилось почтовое отделение. В 1931 году в селе была открыта семилетняя школа, а с 1941 года – средняя.
20 августа 1931 года по решению хвалынских районных организаций (райкома, райисполкома, районо) школа крестьянской молодёжи (сокращённо ШКМ) из села Алексеевка была переведена в Апалиху. Вся ШКМ была расположена в 13 зданиях, в том числе в земской школе, столовой, продуктовом складе, мастерской, домах раскулаченных крестьян.
Задача ШКМ состояла в том, чтобы дать учащимся такие знания и практические умения, которые необходимы для улучшения сельского хозяйства. В процессе учёбной и практической деятельности она должна была активно воздействовать на местные крестьянские хозяйства, доказывать преимущество коллективных, колхозных форм ведения хозяйства перед единоличными.
Для решения поставленных задач из Алексеевки в Апалиху было переведено и привезено: лошади, коровы, свиньи, куры сельскохозяйственные машины, столярный и слесарный инструмент, оборудование для кабинетов, музыкальные инструменты.
Со школой в Апалиху переехали учителя и обслуживающий персонал, всего 12 человек.
Апалихинский колхоз выделил школе земельный участок размером 52 гектара, на котором сеяли зерновые, бахчевые и огородные культуры, однолетние кормовые травы. Выделено четыре сада. При школе имелось парниковое хозяйство. В парниках выращивалось до 30 000 штук рассады. Значительная часть этой рассады отдавалась в колхоз и населению села.
Всю работу по хозяйству выполняли учащиеся под руководством учителей, главным образом Шагина П.И. Каждый ученик старших классов был прикреплён к определённому виду хозяйства. Из учащихся были свои трактористы, жнецы, доярки, птичницы и т.д. С работой по хозяйству ученики справлялись хорошо. Выполнение контролировалось дежурными учениками и учителями. Все продукты от полеводства, животноводства и садоводства шли на питание учащимся, а излишки продавались. На вырученные деньги приобретали учебные пособия и мягкий инвентарь для интерната. Труд в школе являлся общественно-полезной работой. Она была показательным примером для населения.
Шагин П.И.-учитель биологии Агитбригада в поле, их с нетерпением ждали…
Школа за свою образцовую работу с учащимися в 1934-1935 учебном году была отмечена Широко-Буеракским районо переходящим Красным Знаменем, которое школа держала несколько лет.
Учащиеся школы на фоне переходящего Красного Знамени, врученного за образцовую
учёбу и труд, 1935 год.
Школьники, кроме работы на выделенной им земле, много помогали колхозу: брали шефство над колхозным молодняком (телятами, ягнятами, поросятами), помогали колхозу в полевых работах (пололи, мотыжили, вели борьбу с вредителем полей –жуком-черепашкой).
Особенно много своим трудом школьники помогли колхозу в годы Великой Отечественной войны. Во время сева или уборки урожая ученики старших классов выходили на поля после уроков и работали по 8-9 часов. Девочки вязали носки, варежки, шарфы и посылками отправляли на фронт. За выполнение и перевыполнение трудовых норм применялись поощрения отличившихся учеников. В коридоре школы на Доске Почёта вывешивали фотографии отличников труда.
Хозяйство в школе было ликвидировано в 1938-1939 учебном году по указу Министерства просвещения. Сельскохозяйственные машины и скот были переданы в колхоз. ШКМ была преобразована в Апалихинскую среднюю школу, в которой продолжили работу многие педагоги, поэтому лучшие традиции ШКМ сохранялись.
Здание земской школы (деревянная часть) постройки 1910 г. с пристройкой 1957 года
Электричество в село было проведено в 1957 году.
В годы Великой Отечественной войны несколько сотен мужчин нашего села были мобилизованы в армию и отправлены на фронт, 268 из них не вернулись обратно (погибли, пропали без вести, умерли от ран). Память о них увековечена памятником в центре села.
Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
За 70-е – 80-е годы в селе было много построено административных, культурных и производственных зданий: правление колхоза (1970 г.), Дом досуга (1971 г.), новая средняя школа (1980 г.), мастерские, машинный двор, целые улицы новых жилых домов. В 1980-1986 гг. село было заасфальтировано, и дороги с асфальтовым покрытием были проложены к городам Хвалынску и Балаково.
Здание правления колхоза(ныне здание Администрации села)
Здание средней школы открыто осенью 1980 года
В 1995 году в село «пришло» долгожданное голубое топливо – газ. Газификация села продолжается. Продолжается и жизнь нашего села.
Неумолимо быстро течёт время, однако ему неподвластно стереть с памяти людской всё самое ценное, любимое, дорогое, что есть у каждого человека - это его родина, родная сторонка, родная улица, родное село!
Ах, какие здесь рассветы,
Как в раю ты здесь живёшь.
Обойди ты хоть пол-света,
Лучше края не найдёшь.
Апалиха-Апалиха,
В ковылях трава шелковая,
Апалиха-Апалиха,
Вода родниковая!
Евсеев Анатолий Иванович,
учитель истории, село Апалиха