СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История школьного образования в селе Карпенково

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Широкая просветительская деятельность, начатая реформами Петра I, меньше всего коснулась русского крестьянства. «Русские школы» Петровской эпохи были специфическими, отвечали потребностям того времени, но они заложили прочную основу дальнейшего развития отечественного образования.

Первое дошедшее до нас упоминание о школе, на территории Воронежского края, относится к XVII веку. Но это не значит, что их не было раньше. Тогда говорили: «Школ на Руси столько, сколько церквей и монастырей». Монастыри и церкви служили центром христианского просвещения.

Предметом моей работы было развитие школьного образования в селе Карпенково. Хронологические рамки: с 1861г. по 2011г.

Просмотр содержимого документа
«История школьного образования в селе Карпенково»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Карпенковская средняя общеобразовательная школа

Каменского муниципального района Воронежской области











История школьного образования в селе Карпенково



( реферат )









Выполнила:

ученица 7 класса

Мацкова Юля


Научный руководитель:

учитель истории,

Мацкова Нина Николаевна













с.Карпенково 2011





План

Введение.

  1. Как все начиналось…

  2. Чему и как учили.

  1. Школьное образование в 20-30-е годы XX века в Карпенковской волости.

  2. Учебно-воспитательная работа в 40-50-е годы в Карпенковской школе.

  3. Развитие школьного образования с 60-х и до наших дней.

  1. Школьный «дом» в разные годы

Заключение.

Литература и источники.

Приложение.
















Введение


Широкая просветительская деятельность, начатая реформами Петра I, меньше всего коснулась русского крестьянства. «Русские школы» Петровской эпохи были специфическими, отвечали потребностям того времени, но они заложили прочную основу дальнейшего развития отечественного образования.

Первое дошедшее до нас упоминание о школе, на территории Воронежского края, относится к XVII веку. Но это не значит, что их не было раньше. Тогда говорили: «Школ на Руси столько, сколько церквей и монастырей». Монастыри и церкви служили центром христианского просвещения.

Предметом моей работы было развитие школьного образования в селе Карпенково. Хронологические рамки: с 1861г. по 2011г.

Цель работы: изучить, как зарождалось, развивалось и совершенствовалось школьное образование в этот отрезок времени в нашей стране и в нашем селе в частности.

Мною предпринята попытка решить задачу: состояние школьного образования до начала XXI века в селе Карпенково. В ходе работы изучены музейные материалы и экспонаты МОУ Карпенковская СОШ, Острогожского краеведческого музея, проведены встречи и беседы с ветеранами педагогического труда, учителями, работающими в школе.

Свой вклад в развитие школьного образования внесли и жители нашего села. Карпенково, как и вся наша местность, имеет давнюю интересную историю. Одной из страниц этой истории является развитие образования. Знакомство с историей вызывает у нас патриотическое чувство гордости за свой родной край, уважение к его славному прошлому и любовь к настоящему.



  1. Как все начиналось…


История образования в селе Карпенково начинается с 1861 года, в этом году Острогожский уезд обогатился сразу 24 школами. Карпенковское сельское училище содержалось сначала за счет мирских средств и пособий от земства (с 1867 по 1874гг.), после чего было закрыто «за недоставление отопления», как сказано об этом в протоколе Острогожского училищного Совета, а также «плохое содержание училищного дома и малое относительно поселения число учащихся» (на тот момент в Карпенкове проживало 2166 жителей, а в 1873г. в училище было 76 учащихся).

В период, когда школа не работала, обучением детей занималась одна черничка (монашка), домашняя школа которой ограничивалась двумя-тремя учащимися. На начало XX века в Карпенковской земской школе при населении 2697 человек обучалось 24 мальчика и 13 девочек. Через пять лет училище вновь открылось, и здесь обучалось уже 95 учащихся. В 1887г. размещается в собственном здании, приобретенном обществом в 1887г. (2)

Таким образом, Карпенковское земское училище, действующее с 1879 г. работало стабильно и обучало сравнительно большое количество учащихся обоего пола, но ещё много детей оставалось вне школы.

В инспекторском отчёте, относящемся к концу XIX века, по Карпенковскому училищу приводятся следующие цифры: число учащихся обоего пола - 132 , было отказано в приёме в школу 8 мальчикам и 4 девочкам по причине тесноты помещения. Учебный год начинался 1 сентября, заканчивался 3 апреля. 50 учеников прекращали занятия до экзаменов (39,9% ). Число вёрст от школы до концов селения - 1 в одну сторону и 1 в другую сторону. Число учителей - 1. (3)

В 1885 году из 2218 человек населения грамотных было всего 240 человек, или 10, 5 %. Всего в селе Карпенково в то время жило 809 человек мужского пола и 860 человек женского пола в возрасте от 7 лет и старше. Следовательно, общий процент грамотности среди мужского населения составлял 25, 34 %, среди женского – 4 %. К этому можно добавить, что Острогожский уезд занимал в Воронежской губернии первое место по грамотности населения. В других уездах дело обстояло ещё хуже. К сожалению, в статистических сведениях нет данных о грамотности населения по возрастам. (4)

Лазарева Л.В. пишет: «В архивных документах находим следующее: в 1897 г. в сл. Карпенково продолжала существовать земская школа, но 32 ребёнка находилось вне школы (27 мальчиков и 5 девочек), поэтому планировалось открыть ещё школу 2-го разряда на 32 учащихся с одним учителем. (3)

В 1897-1900 годах учителями в Карпенковской земской начальной школе работали Михаил Александрович Майборода, окончивший курс в Волчанской учительской семинарии, Вдовенко Анастасия Романовна, Шабашева Ольга Яковлевна (была коренной жительницей Карпенково), Крылова Зинаида Владимировна. (Приложение № 1). Все эти люди, работавшие здесь в конце прошлого века, были молодыми учителями. Майборода стал работать в нашем селе, когда ему было 20 лет, Шабашева приступила к работе в 19 лет, Крылова – 18 лет.

В школе в то время, по словам Майбороды, обучалось ежегодно около ста детей. Но обучались далеко не все дети школьного возраста. Да и срок обучения был в 1 – 2 года. Как только ребёнок овладевал первоначальными навыками по чтению, письму и арифметике, обучение прекращалось. Но нередко ребёнок не получал и таких знаний, так как родители забирали его из школы для работы в домашнем хозяйстве. В школе был большой отсев, особенно после второго года обучения и притом особенно среди девочек. Их-то родители забирали для работы по дому.

В школе широко применялись железные наказания. Главным предметом в школе был «Закон божий», который преподавал местный поп. Преподавались в школе чтение, письмо, четыре арифметических действия и, по возможности, пение. Так как учреждённой правительством программы для начальных классов не было, передовые учителя в порядке объяснительного чтения давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Культура на селе была низкой. Хотя в селе Карпенково был медпункт, многие жители обращались за помощью к знахарям и гадалкам, были распространены всевозможные суеверия.

М.А. Майборода привёл такой факт: он впервые за всю историю нашего села устроил в школе для детей ёлку. Посмотреть на это «чудо» прищли не только дети, но и взрослые. Ребята пели и танцевали вокруг ёлки, читали стихи. Поскольку помещение было маленьким, многие люди не могли в него войти и заглядывали в окна школы с улицы. Среди них был человек, которого местные жители называли «святым Ильёй». Обращаясь к собравшимся крестьянам, он стал укорять их за то, что они пустили своих детей в школу, где учитель прививает им «новую веру». (3)

В 1915 - 1916 учебном году Карпенковское земское училище представляло собой следующее: в училище обучалось 307 учащихся (185 мальчиков и 122 девочки). Второгодников было 57 (42 мальчика и 15 девочек), окончили курс 27 учащихся (17 мальчиков и 10 девочек), занятия проводились 162 дня в году, книг в библиотеке насчитывалось 194 экземпляра.












  1. Чему и как учили.


Карпенковская единая трудовая школа 1 ступени в 1920г. имела 5 комплектов. Причина непосещаемости учащихся - отсутствие обуви у учащихся. Отношение населения к школе - безразличное. Помещение - казённое.

Только что закончились военные действия на фронтах гражданской войны. Разруха, голод, нищета, эпидемия тифа, не хватает педагогических кадров, но постепенно налаживается мирная жизнь, начинают функционировать школы.

31 мая 1924 г. школьный инструктор (инспектор) Карпенковской волости Л. Г. Васильченко в своём докладе в Острогожский уездный отдел народного образования о положении дел в Карпенковской волости по поводу Карпенковской школы пишет, что она относится к наиболее разрушенным (обвалены углы, взломаны двери, разбиты окна), сильного ремонта требует и школьный инвентарь. В слободе Карпенково, как в ряде других населённых пунктов волости, были небольшие недоразумения между школьными работниками и местным населением по поводу отмены преподавания закона Божия. Л. Васильченко вскоре был мобилизован в Красную Армию. На должность школьного инструктора был предложен Смирницкий Пётр Николаевич, до этого работавший внешкольным инструктором, учитель по профессии.

В школе преподавались следующие предметы: 1 группа - родной язык и математика; 2,3,4 гр. - обществоведение, родной язык, арифметика, природоведение и география. Причины, мешающие выполнять учебный план: отсутствие учебников, топлива, плохая посещаемость учащихся. Формы учёта работы школы: месячные отчёты, дневник. (3)

В школах были созданы школьные Советы, велась культурная работа: чтение газет, лекций. Школьные работники являлись членами кооперации, членами Культпросвета, велась внешкольная работа. (4)

В архивных документах значится, что школы приступили к занятиям с 1 ноября 1923 г. Причины: дети находились на полевых работах, пасли скот. Нагрузка на школьного работника в это время более 40 учеников. Школы наделены земельными участками, учителя читают лекции населению, с которыми были в удовлетворительных отношениях. Учебников и учебных принадлежностей мало. Перерывов в учебных занятиях не было.

В 1925 - 1926 учебном году в Карпенковской школе было 4 комплекта, работало 3 учителя и 1 техслужащий. Вопросы образования обсуждались на съездах Советов рабочих и крестьянских депутатов. (Приложение № 2). (4)

Ставился вопрос в те годы о всеобщем начальном обучении, обращались в Окроно и Окрисполком, но не получили там должной поддержки, обязательного постановления на этот счёт не было издано.

В 1929 г. остро ставился вопрос об антирелигиозном воспитании среди детей и взрослых; о планировании педагогической работы и её учёта; о работе кружков по повышению квалификации учителей; о более тесной связи школ и сельсоветов, о контроле органов Советской власти за деятельностью школ; о правильном использовании пришкольных участков, о создании школьных мастерских, о регламентации учебного года, о политическом воспитании учащихся. Вопрос создания детских дошкольных учреждений связывался с раскрепощением женщин в деревне. Говорилось и о расширении сети культпросветучреждений. Всё это увязывалось с осуществлением культурной революции на селе. (1)

С 1930 г. начинается упорная борьба за осуществление всеобщего начального образования. В «Плане развёртывания всеобщего начального обязательного обучения на 1930-1931 учебном году» в Карпенковском сельском совете насчитывалось 3 школы: Карпенковская 1, Карпенковская 2, Шумейковская.

С 1931- 1932 учебного года в нашем районе вводится всеобщее 7-летнее обучение. В связи с этим вводится должность преподавателя обществоведения в 5-х группах 7-летних школ; в Карпенковскую школу преподавателем обществоведения был утверждён на бюро райкома партии 21 сентября 1931 г. Суховерхов. Занятия проходили в помещении, принадлежащем училищу, училище открылось в 1879 г. (3)

В 30-50 гг. XX века вышел ряд очень важных документов по народному образованию, которые стали основными ориентирами для педагогов в практическом решении задач народного образования и воспитания подрастающего поколения. (Приложение № 3). С 1935 года школа стала называться ШКМ (школа крестьянской молодёжи), она стала семиклассной до 1943 года. С 1943 года – средняя школа.

После ухода немцев из села, в феврале 1943 года, стали обучаться дети. Учебников было очень мало, поэтому писали конспекты, учителей с высшим образованием почти не было. Дети были плохо обуты и одеты, не была большая тяга к знаниям. Были по два и по три параллельных класса. Но многие ходили до снега и бросали. Оканчивали школу немногие. (4) Об этом времени ветеран педагогического труда Шершенко А.Н. (ныне покойная) вспоминает: «В 1946г. по приказу РОНО была переведена в Карпенковскую среднюю школу учителем начальных классов, где и работала до ухода на заслуженный отдых. Много лет прошло, а воспоминания остались и по сей день хорошие. Коллектив был трудолюбивый, талантливый. Занятия в школе проводили в три смены в трех зданиях. Представляете, какая нагрузка, третья смена – это рабочая молодежь. При керосиновых лампах. Электричество появилось где-то в 60-х годах. У меня был второй класс в порядке 20 учащихся. Учила парней (допризывников), им надо было идти на службу, а свидетельства за 4 класса нет. И такое было. Условия работы после оккупации ужасные. В школе холодно, вместо парт столы сделаны из досок, да скамейки, за которыми сидело по 4 человека. Учебников мало, тетрадей нет. Писали на клочках бумаги, газетах. Дети были плохо одеты. Питались плохо. Иногда пропускали занятия, но по уважительной причине, уход из уроков – исключено. Классные руководители и учителя начальных классов раз в четверть посещали учащихся на дому, даже ходили пешком в Шумейки, у некоторых учащихся бывали чаще. Особое внимание приходилось уделять мальчикам, у которых папы не вернулись с войны. Родители в школе были частые гости. У детей и родителей было желание учиться. Ребята тех лет старались получить глубокие, прочные знания. Начиная с 4-го класса, учащиеся сдавали экзамены. В 4 классе было 6 экзаменов: русский язык (письменно и устно), математика (письменно и устно), история и география (устно). В 10 классах сдавали экзамены по одиннадцати предметам.

Свободное время уходило на работу в кружках со школьниками. Первое время освобожденной пионервожатой не было. Вот каждый классный руководитель и учитель начальных классов вел эту работу. Коллектив учителей в то время насчитывался тридцать с минимум человек. В душе каждый хотел сделать лучше. Дерзали, творили, как умели.

Учителя старших классов для меня были примером, особенно молодые, которые приезжали прямо из институтов. Их очень любили учащиеся, и они этого заслуживали. Как не вспомнить самодеятельный коллектив учащихся, а учителей. На всех самодеятельных смотрах занимали первые места. Особенно мне запомнился вечер, посвященный 50-летию Октября. Написал сценарий А.А.Нестеров учитель истории. Это был умница, талант, добрый, всеми любимый. К нему за помощью можно было обратиться по любому вопросу. Получали полный ответ. С этим сценарием коллектив объехал близлежащие села. Хором руководила Бублиева М.В., одаренная и талантливая, была влюблена в песни». (8)

Из воспоминаний ветерана педагогического труда Белоусовой Е.М. (Приложение № 4): «В первый послевоенный год детей в классах было не много, параллелей не было. До войны школа была семилетней, во время оккупации не работала, а начала работать после отступления немцев. Это были первые старшие классы в школе. Первые учащиеся средней школы сдавали выпускные экзамены в Каменке, т.к. в это время только Нестеров Александр Александрович (историк) и Харинская Зинаида Павловна (русский язык и литература) были с высшим образованием. А вот когда приехала Зизевских Анна Васильевна (математик) с высшим образованием, стали принимать государственные выпускные экзамены уже у нас. Все эти первые учителя уже ушли из жизни. В 1946-1947гг. был большой набор в 8-е классы, их было, кажется, 4 параллели. Люди начали понемногу отходить от войны, привыкать к мирной жизни. У детей тех лет была большая тяга к знаниям.

После меня в школу приехали бывшие фронтовики-учителя: Остроушко Екатерина Никитична, Остроушко Павел Пантелеевич, Харин Петр Антонович и другие мои коллеги до ухода на пенсию. (Приложение № 5).

За годы моей работы сменилось много директоров: Щедрин, Дмитриев, Кузев, Боярищев, Нечаев, Панков, Патрашков. (Приложение № 6). Учительский коллектив был более стабильный, приехавшие после войны учителя до меня Харинская З.П., Нестеров А.А. и после меня Зизевских А.В., Харин П.А., Остроушко Е.Н., Остроушко П.П., Шершенко А.Н. Прядкина Л.Н., Шереметова И.Е., Шереметова З.М., Панков И.А., Панкова А.Т. проработали в Карпенковской школе всю свою жизнь, многие из них и похоронены в Карпенковской земле. (Приложение № 1). В трудовой книжке у многих было 2 записи: принята и уволена в связи с уходом на пенсию. Карпенковская средняя школа, была первой сельской школой в районе. Среднее образование тут получали ребята из Татарино, Ольхов Лога, Коденцево, Перевального, Дегтярного, Хвощеватого, Гойколово, Свистовки, Стояново, Пушкино, Тхоревки, х. Шумейки, х. Атамановки, Трехстанки, Терновое, Ореховка, х. Вишневое, х. Панково. Все были обеспечены интернатом, до 150 человек проживали в интернате». (6)

С 1946 по 1951 год выпусков не было. Учащиеся учились до 9 или 10 классов. Продолжать учёбу можно было в Каменской средней школе, но не каждый ученик имел такую возможность. С 1952 года выпуски были ежегодно до настоящего времени. В начальной школе на территории колхоза « Осо» работали учителя: Пищулина Дарья Ивановна, Болдарев Тимофей Иванович, Попова Александра Иосифовна.

В 1948 г. в Карпенковской средней школе был проведён большой капитальный ремонт. Колхоз им. Осоавиахима оказал значительную помощь в ремонте школы. Главный недостаток в учебно-воспитательной работе за 1948-1949 учебный год – неудовлетворительно выполнялся закон о всеобуче в ряде школ района, в том числе, в Карпенковской средней школе, не хватало учебников. (3)

В 1953 г. остро ставился вопрос о работе на школьных учебно-опытных участках. В области внешкольной и внеклассной работы ставилась задача активного участия школьников в Сталинском плане преобразования природы, а также задача – вести борьбу за выполнение спортивного мастерства учащихся; чаще практиковать внутришкольные и районные спортивные соревнования школьников.

Выполняя решение 20-го съезда КПСС, школы района в 1955-1956 учебном году добились некоторого улучшения в обучении и воспитании молодёжи. Повысилось качество преподавания, политехнического обучения, политико-воспитательной внеклассной и внешкольной работы, выросли и окрепли комсомольские и пионерские организации, уменьшилось количество второгодников, знания учащихся стали более прочными, чему способствовало введение политехнического обучения, началось укрепление материально-учебной базы школ, приобщение учащихся к труду на предприятиях, колхозах и совхозах. В названный период повсеместно ширилось движение общественности в помощь школе с целью ликвидировать в 1965 г. двухсменные занятия в школах района. (1)

В 60-е годы все учителя работали над главной задачей в работе школы – преодоление второгодничества на основе повышения качества знаний учащихся. 21-22 ноября 1967 г. в Воронеже состоялся 3-й областной слёт учителей. Среди его делегатов был директор Карпенковской средней школы Патрашков Я. И. (Приложение № 7). Входил в делегацию Подгоренского района. Главными задачами, которые выдвинуты были Постановлением ЦК КПСС и Советам Министров СССР в 70-е годы о развитии сельской школы являлись:

- дальнейшее развитие школьного образования на селе;

- укрепление учебно-материальной базы школ;

- обеспечение высоко квалифицированными кадрами;

- повышение уровня обучения и воспитания в сельской школе.

Для выполнения поставленных задач в 70-е годы оборудовали кабинеты в школе, умело применяли технические средства обучения, повышали уровень научной организации педагогического труд, шли в обучении последовательно. (3)

В Карпенковской средней школе (директор Патрашков Я. И.) учащиеся, проживающиеся за 3 и более километров от школы, интернатом были обеспечены все. Среди школ, в которых хорошо сохранялся контингент учащихся из года в год, называлась и Карпенковская школа. В это время работали по кабинетной системе только 2 школы в районе – Карпенковская средняя школа и Тимирязевская 8-летняя школа. С научных позиций была организована работа ученических бригад в Карпенковской и Марковской средних школах.

Среди лучших руководителей школ на сессии назывался директор Карпенковской средней школы. Патрашков Я. И. Среди лучших педагогов школ района была – Зизевских Анна Васильевна из Карпенковской средней школы.

В ряде школ прилагались значительные усилия по созданию уюта, домашней обстановке в интернатах. Среди таких был интернат нашей школы.

Колхоз «Карпенковский» для ученической производственной бригады купил и передал тяжёлый и колёсный трактор и инвентарь к ним. В Карпенковской средней школе имелся земельный участок, необходимый сельхозинвентарь и техника для проведения опытов по выращиванию сельхозкультур. (3)

Из воспоминаний ветерана педагогического труда Мацковой А.А. (приложение № 8): «В Карпенковской средней школе я работала учителем химии с октября 1973 года по 2003 года до ухода на пенсию, с 1992г. директором школы. За годы моей работы в школе изменялись идеология, моральные и материальные ценности в нашей жизни и в нашей школе. Если в 70-е годы основными направлениями учебно-воспитательного процесса было коммунистическое, атеистическое, профориентационное воспитание подрастающего поколения, то в конце XX века всего этого не стало. Хорошо это или плохо покажет время, хотя уже сейчас упавший престиж рабочих и сельскохозяйственных профессий привел к недостатку квалифицированных работников во всех отраслях хозяйственной деятельности в стране.

В 70-е и в начале 80-х годов при обязательном среднем образовании ставилась задача переориентации сознания учащихся и родителей на получение рабочих профессий. В школе многие годы до моего приезда работала производственная бригада. Был выделен земельный участок площадью 56 га, имелась техника, сельскохозяйственное оборудование, выделенные колхозом «Карпенковский». Вместе с аттестатом зрелости мальчики получали вначале «Удостоверение сельского механизатора», а позже «Права механизатора 3-го класса». Теоретическую подготовку ребята получали на уроках, где изучали трактора, с/х машины, основы агротехники, растениеводство. Учителями в те годы были Пухов И.Г., а после его смерти Белоусов В.П.

Практическими навыками по вождению в разные годы их обучали инструктора: Чубенко В.И., Глуховской А.Ф., Глуховской В.И., Путенко Н.В., Мацков В.П., Мацков С.В. (Приложение № 9). В летнее время будущие механизаторы работали в производственной бригаде на вспашке, бороновании, севе, уборке, а некоторые из них помощниками комбайнера и прицепщиками в колхозе «Карпенковский».

Надо отметить, что в те годы проводились районные и областные соревнования пахарей, в которых наши учащиеся показывали хорошие результаты и занимали призовые места.

Обязательными и частыми были встречи с передовиками сельского хозяйства колхоза «Карпенковский», экскурсии на поля, фермы, мастерские, тракторные отряды. Первый выезд в поле комбайнеров на уборку был праздником с обязательной концертной программой школьников. Но не только в этот день, а в течение всего учебного года школьная агитбригада была частым гостем на всех производственных участках хозяйства вместе с пионервожатыми Белоусовой С.А., Соколовой Н.П., Глуховской Н.В. и др.

Девочки в те годы обучались профессии мастер машинного доения (учителя Орехов А.И., Пухов И.Г.). Практические занятия проводились на фермах. Многие девочки подменяли доярок в каникулярное время. В обучении будущих животноводов принимали участие зоотехники хозяйства. Один раз в неделю по графику классы после уроков работали на ферме по уходу за животными.

Производственная бригада нашей школы была одной из лучших в районе. Работа велась с соблюдением севооборота и агротехники возделывания полевых культур. Члены бригады не один раз были участниками областных слетов.

Результатом этой работы явилось то, что многие выпускники тех лет оставались работать в сельском хозяйстве. Школа давала им путевку в жизнь, вручая профессиональный документ – права тракториста». (7)

С 1985-1986 учебного года Карпенковская средняя школа планировала перейти на обучение детей с 6-летнего возраста. (3)

Образование в 90-е годы связано с принятием в России нового закона «Об образовании». Произошла настоящая компьютерная революция, которая позволила использовать компьютерную технику в обучении практически по всем предметам во всех учебных заведениях. Укрепление учебно-материальной базы школ позволили расширить доступ молодежи к полноценному образованию. (1)

Историю школы начала XXI века продолжаем мы, ее настоящие ученики и учителя, стараясь пополнять ее интересными и значимыми событиями. В последние годы, несмотря на то, что численность учащихся в нашей школе ежегодно уменьшается (Приложение № 10), наши учащиеся показывают достойные результаты на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах, в спортивных достижениях. Не только школьные медалисты (Приложение № 11), но и многие наши выпускники заканчивают ВУЗы с красным дипломом, являясь яркими личностями нашей школы (Приложение № 12). Этих результатов помогают нам добиваться наши учителя. Благодаря учителю физкультуры Землянскому В.Г. мы имеем ежегодные спортивные достижения, занимая призовые места на районных и областных соревнованиях. Учителя нашей школы: Шереметова О.В., Землянская Т.А., Землянская Л.И., Остроушко Ю.А. и другие являются победителями различных педагогических конкурсов.



























  1. Школьный «дом» в разные годы.

В 1879 году учились в частных домах: число классных комнат – 3, площадь классов в аршинах – 126,2 , площадь в аршинах на 1-го ученика – 0,9; кубическая вместимость в аршинах – 441,7, на 1-го ученика – 3,3 куб. арш. Норма на 1-го ученика – 1,5 кв. арш. и 6 куб. арш. (3)

В 1896 г. Карпенковское училище представляло собой деревянное одноэтажное здание, построенное в 1877 г., крытое соломой; фундамент каменный, пол деревянный. Пристроек – 1 , фасад – на юг. Здание находилось на возвышенности в ряду других построек, размер здания 25x24 аршин, общее число помещений – 4. До 1901 года школа была церковно – приходская, трёхклассная. О том, что представляла собой наша школа в конце XІX века, мы можем судить по воспоминаниям учителя Михаила Александровича Майбороды. В одном из своих писем он привёл приблизительный план школы. (Приложение № 13). Школьное здание было деревянным, маленьким. На рисунке видно, что в нём было две классные комнаты, ещё одно помещение под класс арендовалось в крестьянской избе. В маленьком дворике, примыкавшем к школе, складывались дрова. Там не было ни деревца, ни кустарника.

В 1900 году в с. Карпенково началось строительство нового здания школы. (Приложение № 14). Работы по его постройке были закончены в 1904 году. Школа была земской четырёхклассной. Это было типовое кирпичное здание с просторными светлыми классами. Отопление было печное. Воду подвозили на лошади в бочке из колодца. Актового и спортивного зала не было, но между двумя классными комнатами была стена из филёнчатых дверей, которые складывались и получался просторный зал. К стене сдвигали столы, за которыми сидели дети, и получалась сцена. Вот в этом зале проводились собрания, вечера и праздники.(4)

Во время коллективизации сельского хозяйства кулаки были раскулачены, большая часть их имущества передавалась создаваемым колхозам. Дом кулака Пичугина (Бокаря), где он держал кабак, был передан школе. На территории первого участка была построена маленькая начальная школа, в которой учились дети с 1 по 4 класс, в две смены. Была ещё начальная школа, колхоза им. Ворошилова, называемая Ворошиловской. Одно время, заведующим этой начальной школы, был Харин Пётр Антонович, затем эта начальная школа стала частью средней школы, т. е. вошла в состав средней школы.

В «Плане развёртывания всеобщего начального обязательного обучения на 1930-1931 учебном году» в Карпенковском с/с насчитывалось 3 школы: Карпенковская 1 , Карпенковская 2 , Шумейковская . (3)

В 1942 году наш район захватили немцы, а оккупационный режим на его территории осуществляла союзница Германии – фашистская Венгрия. Были в районе и немцы. В нашем селе немцы появились 5 июля 1942 года. Уже к концу первой недели оккупации были выселены жители из центра села и юго- западной окраины. А через 2-3 дня появились мадьяры. Они не вмешивались во внутренние дела колхоза, но за полгода «сожрали» весь колхозный скот. Были разобраны все колхозные строения и начальная школа.

В Бокарёвской школе поселился генерал с охраной и обслугой. Красную школу превратили в госпиталь (Приложение № 14), школу колхоза имени Ворошилова заняли под штабное заведение. Всё школьное имущество было уничтожено. Устраивались мадьяры прочено и надолго, но 18 января 1943 года наше село было освобождено от немецко-фашистских захватчиков благодаря операции, которая получила название Острогожско – Россошанская. (5)

Белоусова Е.М. вспоминает: « В то время было 3 здания школы: 1. «Ворошиловская» - располагалась на территории колхоза имени Ворошилова (ниже теперешнего общежития Карпенковской участковой больницы. В этой школе учились начальные классы (учителя – Харин П.А. и Остроушко Е.Н.). 2. «Бокаревская» - бывший дом кулака Пичугина (Бокаря), где он держал кабак. В этой школе мне приходилось работать, преподавать математику в средних классах. 3. Основным зданием была «красная» школа (сосновая, обложена красным кирпичом) располагалась на месте теперешнего хозяйственного магазина». (Приложение № 14). (6)

С 1959 года было построено щитовое здание школы (Приложение № 15), а в 1967 году кирпичное двухэтажное здание. (Приложение № 16). (4)

























Заключение

2011 год юбилейный в истории развития образования в нашем селе. Прошло 150 лет с тех пор, когда у нас началось обучение грамоте простого люда. Мне захотелось подробнее узнать, как все начиналось.

В школьном музее имеются экспонаты и материалы, касающиеся этой стороны жизни моих земляков: фотографии, альбомы, стенды, история села, написанная Нестеровым А.А., выписки из архивных документов, сделанные Лазаревой Л.В., воспоминания учителей.

В ходе работы над рефератом я использовала музейный материал, сведения, предоставленные директором школы Панковой Е.В. и учителем истории Землянской Т.А. из архивных документов школы. Большую помощь мне оказали учителя-пенсионеры: Белоусов В.П., Белоусова Е.М., Мацкова А.А. Все увиденное, услышанное и прочитанное мною кратко отражено в моей работе. Выражаю искреннюю благодарность всем, кто помогал мне. Пусть история образования в селе Карпенково, несмотря на негативные прогнозы, продолжается вечно.

И снова в школе тишина,

И старый глобус у окна,

В журнале суффикс и падеж,

И столько судеб и надежд…

В твоих руках судьба страны, судьба земли,

Твоих учеников исполнятся мечты.

Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,

Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…

И снова в школе тишина,

И старый глобус у окна,

В журнале суффикс и падеж,

И столько судеб и надежд…

Литература и источники:





  1. Люби и знай родной край: учебное пособие по истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б.Я.Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – 384с.

  2. Воробьев Ф.А. «Школам 150 лет», газета «Светлый путь» № 11, 13, 2011г.

  3. Материалы Острогожского краеведческого музея. Автор рукописи Л.Лазарева, краевед. 2000 г.

  4. Материалы музея МОУ Карпенковская СОШ. Раздел «История Карпенковской средней школы».

  5. Воспоминания бывшего учителя физики Белоусова В.П.

  6. Воспоминания бывшей учительницы математики Белоусовой Е.М.

  7. Воспоминания бывшего директора Карпенковской школы Мацковой А.А.

  8. Воспоминания бывшей учительницы начальных классов Шершенко А.Н.





















Приложение № 1

Первые учителя, положившие начало школьному образованию

в селе Карпенково:

1896-1897г.г.:

Вдовенкова Анастасия Ивановна окончила Острогожскую женскую гимназию, начала работать с 1 сентября 1876 г.,

Шабашева Ольга Яковлевна окончила Воронежское епархиальное училище, начала работать с 1 октября 1895 г., в Карпенковском училище с 18 ноября 1895 г.;

Крылова Зинаида Владимировна обучалась в Острогожской женской гимназии.

1913год:

Шванская Зинаида Павловна, окончившая гимназию, в данном училище с 1907 г.

Светозарова Надежда Петровна, окончившая епархиальное училище, работала с 1907 г.;

Горячева А.С.

Мухортова П.Г.

Лихницкая А.С.

Ракитина Лидия Ивановна (дочь местного священника)

Коновицина Елизавета Ивановна

Ракитин Иван Васильевич (священник)





Перед 1917 годом :

Литвина Павла Герасимовна, окончившая гимназию, работала в Карпенково с 1911 г.;

Митрофанова Анна Фёдоровна, окончившая гимназию, работала в Карпенково с 1916 г.;

Сафонова Анна Георгиевна, окончившая гимназию, работала в Карпенково с 1915 г.

После 1917 года:

Светозарова Надежда Петровна – Воронежское епархиальное училище, педстаж с января 1902 г. церковная школа сл. Шапошниковка, в Карпенково – с 1907 г.;

Сладкова Клавдия Васильевна – 8 кл. Острогожской гимназии, педстаж с сентября 1917 г. Рибенсдорф, в Карпенково – с октября 1917г.;

Стародубцева Татьяна Сергеевна – 7 кл. Острогожской гимназии, педстаж с сентября 1912 г. х. Кириченково, с сентября 1915 г. – сл. Дегтярная, с 1917 г. – в Карпенково.

Панкова Анна Васильевна – 7 кл. Острогожской гимназии, педстаж с сентября 1917 г. , в Карпенково – с сентября 1919 г.;

Васильченко Леонтий Григорьевич– Павловское реальное училище, имел Свидетельство на звание народного учителя, педстаж с октября 1918 г. в Карпенково.

В 1925 – 1926 уч. г. в Карпенковской школе работали:

Панина Екатерина Михайловна, была зав. школы, имела 12 разряд и получала 15 руб.

Спесарев Павел Сергеевич, был рядовым школьным работником, имел 11 разряд и получал 13 р. 80 к.

Высшим квалификационным разрядом в это время был 12 , низшим для школьных работников – 10 . По 10-му разряду зарплата была 12 р. 60 к. (обл. архив, ф. № 751 , ок. №1 , д. № 741) .

Приложение № 2

Из материалов 2-го районного съезда Советов рабочих крестьянских и крестьянских депутатов Каменского района Острогожского округа ЦЮ от 11- 13 марта 1929 г.

В постановлении по отчёту райисполкома отмечалось: п. 9. В области народного образования отмечается позднее развёртывание сети народного образования и позднее начало учебного года и слабое содействие со стороны сельсоветов в этом деле.

П. 10. Недостаточное обеспечение учащихся письменными принадлежностями и топливом.

П. 11 . Недостаточный отпуск средств на помощь одеждой и обувью детям бедноты и на организацию горячих завтраков, а также организацию производственных мастерских.

П. 12 . Не своевременное и недостаточно хозяйственное проведение ремонта школьных зданий.

п. 13 . Наделение школ не по нормам земельными участками, на далёком расстоянии и плохого качества.

П. 14 . Недостаточное руководство работой и хозяйственной деятельностью школ со стороны селокресткомов.

Съезд разработал мероприятия, которые должен был осуществить новый состав райисполкома в области народного образования: «В части органа защитно-хозяйственного: а) съезд считает необходимым, чтобы новый состав райисполкома обеспечил нормальное начало учебного года через своевременный ремонт всех существующих зданий школ (Коденцево , Д. Стояново , В. Марки, Ольхов – Лог, Голопузовка ), а также поставить вопрос перед Окрисполкомом о постройке новых школьных зданий (коллективы , Карпенково , Марки ) .

б) Вовремя и полностью снабдить школы и политкраеветучреждения отоплением, исходя из учёта не только существующих печей, но и кубатуры зданий.

В) Своевременно использовать средства на приобретение школьного инвентаря и оборудования.

Г) Заострить вопрос перед населением и общественными организациями, а также ходатайствовать перед Окрисполкомом об ассигновании на оборудование при школе рабочих мастерских в количестве не менее 5-ти по району.

Д) Отдалённые пришкольные участки приблизить к школе, заменить негодные более доброкачественными, а также наделить те школы землёй, которые до сих пор не имеют земельных участков.

Е) Ходатайствовать об открытии не менее 5-ти новых школ (Марки, В. Марки, Карпенково , Коденцево, колхозы и 5-ти новых коллективов ).

Ж) Во время укомплектование сети работниками , иметь запасного учителя .

з) Ходатайствовать перед Окрисполкомом об открытии в районе школы крестьянской молодёжи.

И) В летний период развернуть сеть детских яслей в количестве не менее 6-ти (Каменка, Марки, В. Марки, Карпенково, Коденцево, Костомарово).

К) Добиться также с будущего бюджетного года средств на открытие детского сада, постоянно действующего».













Приложение № 3

Перечень документов по народному образованию в 30-50 гг. XX века.

  1. Декрет ЦИК и СНК от 14 августа 1930 г.

  2. Постановление ЦК РКП(б) от 5 сентября 1931 г. о начальной и средней школе .

  3. Решение 3-го пленума Облисполкома ЦЮ от 6 октября 1931 г. о введении в области всеобщего 7-летнего образования.

  4. Постановление ЦК ВКП(б) 5 сентября 1931 г. 25 августа 1932г. (они способствовали ликвидации легкомысленного методического прожектёрства и восстановили в правах давно испытанную классно-урочную систему занятий) .

  5. Постановление ЦК ВКП(б) от 4июля 1936 г. «Об идеологических извращениях в системе наркомпросов». Этим постановлением ЦК ВКП(б) , разоблачив педагогию как лженауку , вскрыл её реакционно-буржуазную сущность и способствовал дальнейшему развитию советской педагогики .

  6. 18 съезд ВКП(б) обязывал школы и всех работников (1939 г.) народного образования решительно улучшить коммунистическое воспитание учащихся и обеспечить такую общеобразовательную подготовку , которая отвечала бы возросшим требованиям советской страны . Школьное обучение стало тесно связываться с практикой социалистического строительства .

Осуществление всеобщего 7-летнего обучения было огромным достижением в деле подъёма культуры и просвещения народных масс .

  1. Постановление правительства от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Было введено «Положение об экзаменах на аттестат зрелости», пятибалльная система оценок успеваемости и поведения учащихся.

  2. Постановление СНК от 8-го сентября 1943 г. С 1944-1945 гг. Стали принимать в школу с 7-летнего возраста.

  3. В 1944-1945 гг., выполняя решения 12 пленума ЦК ВЛКСМ, значительно улучшили свою деятельность комсомольские организации.

10. Директивы по пятому 5-летнему плану (19 съезд КПСС).

- завершить к концу 5-летки переход от 7-летнего образования к всеобщему среднему образованию (10-летка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах . Подготовить условия для полного осуществления в следующей 5-летке среднего образования (10-летки ) в остальных городах и сельской местности .






















Приложение № 4

2011г. Белоусова Е.М.(1925 г.р), ветеран педагогического труда, бывший учитель математики.




















Приложение № 5

Учителя участники Великой Отечественной войны



Остроушко Павел Пантелеевич. В 1939г. поступил в Высшее морское училище, которое закончил в 1941г. Служил на тихоокеанском флоте. Осенью 1941г. отправился на фронт. Первое боевое крещение получил в битве под Москвой, где был командиром взвода 28 бригады морской пехоты. В первом бою за г. Клин был ранен. Затем воевал на Балтийском флоте. Имеет многие правительственные награды.

Остроушко Екатерина Никитична. 2 марта 1942г. была призвана в ряды РККА на защиту г. Воронежа. В июле часть отправили на оборону Сталинграда. 17 августа 1945г. была мобилизована. Имеет награды: медаль «За Победу над Германией», юбилейные.

Копышко Дмитрий Иванович. Родился в 1903г. в г.Витебске. В 1930г. окончил педагогический факультет ВГУ. С 1 сентября 1940г. до 18 июня 1942г. работал научным сотрудником в специальной химической лаборатории (изготавливал самодельные запасы для ручных гранат). Демобилизовался в конце 1945г. Награжден орденом Отечественной войны.

Шереметов Иван Ефимович. В феврале 1943г. был призван в ряды Красной Армии. Боевое крещение получил в июне на Белгородчине, был разведчиком. Имел на своем личном счету 11 языков. Участвовал в битве на Курской дуге, воевал на Украине, за форсирование Днепра, получил медаль «За Отвагу». Закончил боевой путь в Берлине. Награды «Медаль Варшавы», за «Взятие Берлина», памятные и юбилейные награды.

Запасова Анна Иосифовна. С 5 апреля 1942г. до 11 марта 1945г. служила в рядах Советской Армии в должности наблюдателя-телефонистки войск в НОС. Имеет награды: медаль «За Победу над Германией», медаль «Двадцать лет Победы», медаль «50 лет Вооруженных сил СССР», знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне» и другие.

Харин Петр Антонович. 17 октября 1941г. был мобилизован в ряды Красной Армии. Боевое крещение получил 2 марта 1943г. за город Юхнов Смоленской области, Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия, Померания. Во время Великой Отечественной войны был награжден медалью «За Отвагу», «Орденом Красной Звезды», медалью «За взятие Кенингсберга» и за «Участие в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Служил в составе стрелкового батальона, был командиром взвода ПТР, танкистом. Демобилизовался в начале 1946г.

Бордюгов Иван Акимович. 1 января 1943г. был призван а армию. Начинал воевать в пулеметном полку, потом минометчиком. После окончания курсов попал в третью Воздушно-десантную дивизию. Много раз пришлось спускаться на парашюте в тыл врага. Освобождал Польшу, Румынию, Австрию, Чехословакию. Войну закончил в Берлине. Награжден памятными и юбилейными медалями.









Приложение № 6

Директора Карпенковской школы:

1.Панкова Екатерина Михайловна

2. Щедрин Василий Григорьевич

3. Дмитриев

4. Червяков

5. Кузев Иван Афанасьевич

6. Боярищев Иван Похомович

7. Нечаев Фёдор Тимофеевич

8. Панков Иван Алексеевич

9. Патрашков Яков Иванович

10. Первов Олег Николаевич

11. Панкова Людмила Ивановна

12. Грудинин Иван Васильевич

13. Рубцов Виктор Евдокимович

14. Пухова Мария Васильевна (1989-1992гг)

15. Мацкова Анна Алексеевна (1992-2003гг)

16. Панкова Елена Васильевна , с 2003года









Приложение № 7



Директор школы Патрашков Яков Иванович, построивший современное здание школы.















Приложение № 8




Мацкова А.А., учитель химии с 1973г. по 2003 г.,

директор школы с 1992г. по 2003г.











Приложение № 9


Инструктора по вождению (слева направо): Путенко Н.В., Глуховской В.И., Мацков В.П., Чубенко В.И.


























Приложение № 10

Количество учащихся в МОУ Карпенковская СОШ с 2000 по 2011гг.


Учебный год

Кол-во уч-ся

2000-2001

140

2001-2002

129

2002-2003

121

2003-2004

121

2004-2005

112

2005-2006

117

2006-2007

112

2007-2008

108

2008-2009

96

2009-2010

77

2010-2011

68
















Приложение № 11

Медалисты

1.Землянская Марина Александровна – серебряная медаль (15.06.2001г.)

2. Мошурова Наталья Александровна - серебряная медаль (15.06.2001г.)

3. Орехова Ольга Анатольевна - серебряная медаль (15.06.2001г.)

4. Панкова Ирина Алексеевна - серебряная медаль (15.06.2001г.)

5. Голубова Мария Сергеевна - серебряная медаль (15.06.2002г.)

6. Битюкова Анастасия Николаевна - серебряная медаль (23.06.2008г.)

7. Землянская Виктория Васильевна - серебряная медаль (23.06.2008г.)

8. Морозов Евгений Васильевич - серебряная медаль (23.06.2008г.)

9. Иванченко Ольга Валерьевна - серебряная медаль (27.06.2009г.)

10. Кулакова Наталья Викторовна - серебряная медаль (27.06.2009г.)

11. Часовской Алексей Алексеевич - серебряная медаль (27.06.2009г.)

12. Панкова Екатерина Михайловна – золотая медаль (25.06.2010г.)

















Приложение № 12

Выдающиеся люди нашей страны – выпускники Карпенковской школы.

Из воспоминаний ветерана педагогического труда Белоусова В.П., который интересуется и собрал много материала по истории нашего села:

  1. Из выпускников 1945г. Землянский Митрофан Федорович окончил Ростовский институт железнодорожного транспорта и был заместителем начальника Северной железной дороги (Москва-Вологда-Архангельск, Котлас-Воркута).

  2. Выпускник 1910г. 4-го класса земской школы Панков Филип Яковлевич 1901г.р. был помощником писаря волостной управы. В октябре 1917г. возглавил революционный переворот в Карпенковской волости (ныне это район), разоружил стражника, урядника, изгнал старосту (теперь глава администрации района) и создал Военный Революционный Комитет (ВРК). Сначала был его председателем, затем до 1923г. председателем Карпенковского волисполкома. Прошел всю Гражданскую войну, ВОВ, служил в армии офицером.

  3. Выпускник 1880г. Веревкин Яков Гаврилович был вертуозным скрипачем. Убит немецким снайпером 18 января 1943г.

  4. Выпускник 1886г. Мищенко Антон Петрович (1886-1972) был легендарным кузнецом, не имевшего ни одного равного ему мастера на всю округу.

  5. Безвестный выпускник школы житель слободы Карпенково на фронтах Первой Мировой войны, заслужил 4 Георгиевских креста. Награды были в школьном музее, потом были похищены.

  6. Тащеев Александр Петрович выпускник 1900г., в 1908г. закончил Тифлисское(Тбилисское) фельдшерское училище, был очень авторитетным медиком, проработал в больнице больше 60 лет.

  7. Савченко Василий Егорович (1926-2006гг) выпускник 1940г. Жил на Урале, летописец времен оккупации села (1942-1943гг). Серия статей «Как это было…» в газете «Светлый путь» январь 1991г.

  8. Учитель Нестеров Александр Александрович (1925-1977гг.) – энтузиаст, историк, поэт, художник, краевед. Он создал школьный музей, где были: бивень мамонта, остатки доисторического человека, топорик каменного века (около 30 тыс. лет), 4 «георгия», коллекция из 400 монет разных эпох и народов, каталог монет, сотни марок в филателических альбомах, старинные награды и др. Им написано много стихов, в том числе роман в стихах Валерий Карелин, все разграблено после смерти создателя, кроме романа и истории села.

  9. Панков Петр Алексеевич (1936-2003гг) выпускник 7-го класса 1953г., самобытный художник, певец родной природы и малой Родины. Создал много женских образов, писал философские статьи, стихи и поэмы. В последние годы жизни десятки картин уничтожил сам.

  10. Коденцев Александр Иосифович (1936-1994гг) выпускник 1954г. блестяще окончил нашу школу и мехфак СХИ в г.Воронеже, после ВУЗа работал в сверхсекретном конструкторском бюро Химической автоматики (КБХА) у генерального конструктора Семена Ариевича Козберга. Все ракетные двигатели для космоса, реактивной авиации и обороны создавались в этом КБХА. Полет Ю.А.Гагарина был осуществлен и благодаря двигателю третьей ступени КБХА.

  11. Деркачев Борис Павлович (1946-2005гг. ?) , Коденцев Владимир Митрофанович 1953г.р., Шафоростов Артем Николаевич 1987г.р. окончили авиастроительный факультет Воронежского политехнического института. Двое последних и сейчас работают конструкторами на Воронежском авиазаводе. Деркачев работал в 60-70-х гг. XXвека на том же заводе.

  12. Деркачев Борис Павлович (1946-2005гг. ?) окончил школу в 1963г. с серебряной медалью, закончили авиастроительный факультет Воронежского политехнического институт с отличием, автор многих изобретений и рациональных предложений. Инженер-изобретатель с мировым именем. На рубеже XX-XXIвв. на Всемирном экономическом форуме по инновациям в Брюсселе дважды занимал первые места и золотые медали за изобретение комплекса по добыче драгоценных металлов из отработанных отвалов горных пород. Работал во многих регионах СССР, в ЮАР и др. Автор сотен, около 400 стихов и поэм, исчез бесследно летом 2005г., вероятно похищен, судьба неизвестна.

  13. Савченко Николай Григорьевич (1942-2001гг.) выпускник 7-го класса 1956г., механизатор, кавалер ордена Ленина (высшая правительственная награда в СССР).

  14. Панков Яков Владимирович 1943г.р. выпускник 1960г., окончил факультет лесного хозяйства Воронежского ЛТИ. В настоящее время доктор сельхоз. Наук, профессор, заведующий кафедрой лесного хоз-ва, мелиорацией и ландшафтного садоводства ВГЛТА.

  15. Мищенко Петр Васильевич 1941г.р. выпускник 1958г., окончил агрофак в СХИ. В течение 10 лет председатель колхоза, затем предрик Подгоренского района Воронежской области на протяжении 11 лет.

  16. Бичев Алексей Никифорович 1950г.р. выпускник 1967г., пограничник, работал в Дели (Индия), Вашингтоне (США), начальником погранотряда в Выборгском районе Ленинградской области, ныне пенсионер.

  17. Панков Валерий Иванович 1951г.р. выпускник 1968г., крупный предприниматель, владелец хлебокомбинатов и ликеро-водочных заводов в г.Харькове, Донецке и Ялте(Украина).

  18. Пухов Виктор Иванович 1964г.р. выпускник 1981г., полковник ФСБ, работает на Лубянке в Москве.

  19. Белоусов Михаил Николаевич 1956г.р. выпускник 1973г., полковник РА, бывший заместитель военного Комиссара Воронежской области по призыву.

  20. Мошуров Иван Петрович 1966г.р. выпускник 1984г., кандидат медицинских наук, доцент, хирург, бывший заместитель отделения гнойной хирургии областной клинической больницы № 1 г.Воронежа. В настоящее время зам. глав. врача ОКБ № 1 г.Воронежа по хирургии, депутат областной думы, председатель Комитета Думы по здравоохранению.

  21. Рогозин Владимир Степанович 1953г.р., Жуйко Анатолий Пантелеевич 1953г.р., Мищенко Григорий Иванович 1954г.р., Пегусов Василий Максимович 1955г.р. В 1970 и в1971гг. дважды подряд становились победителями областной с/х олимпиады среди школьников старших классов под руководством и подготовке учителя Белоусова В.П.

  22. Щербаков Александр Николаевич 1988г.р. выпускник 2005г., окончил технологический факультет Воронежского Государственного Агроуниверситета. Будучи учеником 11 класса занял 2-е место на Всероссийской с/х олимпиаде в г.Ставрополе.

  23. Морозова Лилия Васильевна 1988г.р. выпускница 2006г., студентка экономического факультета Воронежского Агроуниверситета, заняла 1 место среди студентов г.Воронежа по правоведению, блестяще учится только на отличные оценки.

  24. Каменева Инна Ивановна 1985г.р. выпускница 2003г., одаренная певица , студентка 2-ух театральных ВУЗов г.Москвы. Неоднократная победительница зональных конкурсов по вокальному искусству.

  25. Воины-интернационалисты, погибшие на войне в Афганистане: Шафоростов Дмитрий Васильевич (1966-1986гг), Изюмцев Владимир (1968-1987гг). (5)





Приложение № 13

Схема школы в конце XIX века по воспоминаниям М.А.Майбороды.










Приложение № 14


Карпенковская земская общеобразовательная школа, 4-х летка, 1904г. постройки на месте хозмага.

Коллаж Пегусова А.Я. 1936 г.р., жителя Харькова (школа на месте хозмага)






















Приложение № 15

Щитовое здание школы с 1959г. по 1988г., начальные классы. (в интернате проживало 279 человек).

















Приложение № 16

Строительство новой школы, 1966г. С носилками Евсеев М.В. и Бичев А.Н.


Современное здание школы, построенное в 1967 году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!