СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История школьной формы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа обучающейся 3 класса "Об истории школьной формы в России".

   Основные задачи, которые решает форма – развитие чувства коллективизма, гордости за свое учебное заведение, дисциплинированность, равноправие, когда на первое место выходят знания, а не доход родителей.

    В нашей школе вопрос введения школьной формы решен положительно. Выбором одежды для учащихся занимаются в основном родители, которые 100% поддерживают определенные ограничения и требования к той одежде, в которой ребенок ходит в школу. Это: строгий, деловой стиль одежды, в котором выдерживается классическое сочетание цветов: "светлый верх, темный низ". В учебное заведение не разрешается ходить на уроки в спортивной одежде, запрещены джинсы.

Просмотр содержимого документа
«История школьной формы»

История школьной формы

  Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала - для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Спустя несколько десятилетий, форму ввели и для девочек.  

  До революции 1917 г. девочки носили обычные коричневые платьица с фартучками. Одежда для гимназисток была выполнена из ткани высокого качества и выглядела изящно. Изначально школьная форма была предметом гордости. Ее носили на улице, дома, во время торжеств и праздников. Девочкам тогда полагалось иметь темные строгие платья с плиссированными юбками до колен и передниками.

Школьная форма СССР в ходе десятилетий не единожды подвергалась изменениям.  В 1918-м  было решено отменить ее вовсе, поскольку до революции наличие школьной формы было признаком принадлежности гражданина высшему сословию (как известно,  учиться в гимназии крестьянину или рабочему было и некогда, и не под силу). Да и у государства, разоренного и обнищавшего, не было возможности обеспечить такую массу людей школьного возраста униформой. Бесформенный этап продолжался до 1949-го года. В 1949 г. было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках

(по праздникам - белых). Школьная форма в СССР менялась несколько раз, но главным образом эти перемены касались костюмов для мальчиков. Форма для девочек сталинских времен мало чем отличалась от униформы, введенной в царской России, разве что длина платьев стала немного ниже колен.

В СССР  школьная форма стала обязательной только по окончанию Второй мировой войны.  Коричневое платьице из шерсти, поверх – белый-парадный или черный-повседневный фартук, который либо  завязывался сзади на бант, либо  застегивался сбоку на пуговицу. Чтобы  наряд не казался слишком серым, на низ рукава и горловину было принято нашивать белые манжеты и воротник, которые менялись по мере загрязнения.

Самодеятельность и эксперименты со школьной формой не позволялись и строго наказывались. В 1980 г. введена форма старшеклассников. Тогда платья стали немного короче.

Обязательную школьную форму официально отменили в 1992 году.


Отмена школьной формы

 

  В 1992 году традиционная одинаковая форма в российских школах была официально отменена государственными органами управления, в знак того, что в стране полностью победила демократия. Коричневые платья были "разжалованы" как пережиток социализма, а дети получили возможность наряжаться в школу в соответствии со своими вкусами.

Официальное объяснение - приведение закона в соответствии с конвенцией о правах ребёнка, в ней сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения и поэтому была отменена.

Запрет был снят, и в школу ученики начали ходить в чем угодно. Но, наряжаясь в школу, школьники далеко не всегда руководствовались чувством меры, порой появляясь даже на экзаменах в спортивных костюмах.

"Закон об образовании" никак не регламентирует этот вопрос, а потому и решение вводить или не вводить школьную форму целиком зависит от школьной администрации. Единой формы для всех вводить не стали, предоставив всем ученикам относительную свободу выбора.

Однако дискуссии о необходимости возрождения школьной формы в массовом порядке или ее введения в отдельно взятом учебном заведении не утихают. Основные споры ведутся вокруг того, что даст введение обязательной школьной формы в современных школах: повысит дисциплину и успеваемость или, наоборот, лишит индивидуальности, превратив класс в серую безликую массу.

  В форме для учеников есть как плюсы, так и минусы. Так многие педагоги и родители уверены, что введение школьной формы придаёт ученикам "божеский вид", и не дает выставлять на показ различия в социальном положении родителей.

Социальное расслоение больно ударило по самим школьникам. Те, кто одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одежды старших братьев и сестер. “Бесформенная свобода”, по утверждению психологов, отрицательно сказалась и на психике ребят. Школьная униформа, со временем обязательная для всех учеников, возможно, замаскирует социальное неравенство в детской среде.

  По мнению учителей со стажем, в погоне за модной одеждой дети забывают, что в школе нужно учиться, а не отвлекаться на разглядывание, кто во что одет. Строгие костюмы напоминают как юношам, так и девушкам, что школа - это их работа, и они чувствуют себя старше, солиднее. Ведь далеко не каждый подросток способен оценивать себя и своих приятелей по уму, а не по одежке, - считают школьные психологи. Школа должна не только учить, но и воспитывать, прививать детям чувство стиля и меры.

Плюсы и минусы школьной формы

Примерно 20 лет назад дети носили строго школьную форму, но с 1990 г. школьную форму отменили. Дети сами выбирали, в чем пойти в школу.
Во всяком случае, в наши дни многие школы снова принимают школьную форму. Хорошо ли это или плохо? Этот вопрос имеет как плюсы, так и минусы.

Положительные стороны:
1. Один из главных аргументов - социальное уравнивание. Конечно, не полное, так как остаются ещё портфели, принадлежности, телефоны, да и сама форма редко является строго определённой, значит, и менять её могут чаще те, кто имеет такую возможность. Однако когда все одеты в строгом стиле, разнообразия меньше и меньше поводов для хвастовства обеспеченностью или чувства неполноценности от худшего материального положения в семье.
2. Немаловажный фактор - влияние более строгого стиля одежды на дисциплинированность детей, а более одинакового внешнего вида на их сплочённость. Одежда вообще часто влияет на поведение человека - в официальном костюме сама собой как-то облагораживается походка и осанка. Меньшая пестрота вокруг, кроме того, создаёт благоприятные условия для сосредоточенной работы и способствует концентрации внимания.
3. Требование носить в учебном заведении одежду строгого стиля, прививает детям привычку и по жизни в официальные заведения одеваться соответствующе.
4. Наконец, важнейший плюс школьной формы состоит в том, что она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.

5.Единая форма снимает вопрос: в чем пойти сегодня утром?
Отрицательные стороны:

1. Внешнее единообразие убивает в детях творческое начало и мешает развитию индивидуализма, к тому же мешает развивать вкус в одежде, так как возможность экспериментов ограничена.

2. Дополнительные траты на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы, являются безболезненными далеко не для всех семей.

3. Строгий «офисный» стиль, который чаще всего сейчас требуется школами, может быть неудобен и неуместен для совсем маленьких детишек, да к тому же кому-то из выросших детей возможно придётся подобным образом одеваться большую часть жизни.

4. Если ученик куда-либо собирается прямо после школы, он либо вынужден идти туда в школьной форме, что может быть не всегда удобным, либо ему придётся носить сменный комплект одежды и где-то переодеваться.

5. Единый фасон школьной формы. Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка и, особенно для подростка носить одежду, которая ему не нравится – это очень серьезный стресс.




Нужна ли школьная форма: мнения родителей



Взгляды «отцов и детей» на школьную форму разнятся. Кому из ребят хочется ходить в одинаковых нарядах?

Нина Федоровна, бабушка первоклассника: «Мой внук Никита ходит в школу в костюме серого цвета. У других ребят тоже костюмы, но все они разных цветов и оттенков. А у девочек разнообразные рюши на блузках. Конечно, это нарядно, ребятки все достойно выглядят - родители стараются. Но нужна единая форма, как было в СССР: сразу понятно, что это школьники! Так что я за школьную форму двумя руками!»

Ирина Анатольевна, мама 5-классника: «Форма - некий символ единства школьного братства. Она объединяет. Как мама, я - за введение единой формы, ведь у родителей убавится проблем - форму можно будет заказать прямо на фабрике, да и в магазинах, я думаю, она появится. Закончатся эти блуждания по рынку каждый август».

Елена Георгиевна, мама прервоклассницы:

"Я считаю, что школьная форма не обязательно должна быть единой. Меня устраивают требования к форме в нашей школе, блузки-рубашки можно менять на свое усмотрение".

Галина Александровна, мама 2-классника:

"Я за форму, у меня у сына школьная форма есть и мне она нравится. В форме дети всегда аккуратно выглядят".
Виктория Николаевна, мама 3 детей:

" Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго".

Ольга Валентиновна, мама 11-классника:

"Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует. Единая школьная форма позволяет избежать "соревновательности" между детьми в одежде".

Вера Викторовна, мама 2 детей:

"Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная форма экономит деньги родителей".

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов тоже приводит свои аргументы: форма научит школьников рационально одеваться, снимет конфессиональные различия между детьми. Оказывается, 77% россиян считают, что стоит вновь ввести обязательную школьную форму, ведь ровное психологические состояние ребенка гораздо важнее яркой одежды.



МАОУ "Белоярская СОШ №1"




























































2014г.


Нужна ли школьная форма: мнения детей


Ангелина, 9 лет: «Школьная форма - это правильно, но не удобно лично для меня. Ведь после школы я бегу в музыкальную школу, не успеваю... А нужно еще забежать домой и переодеться».

Данил, 10 лет: «Нам не разрешают ходить в школу в синих джинсах, можно носить только черные. Или же черные брюки. Я думаю, что это правильно, потому что у моего отца есть строгий костюм, в котором он ходит на работу. И в нашей школе такая форма - в ней я хожу в школу. Белая рубашка, черные брюки и жилет. Я чувствую себя серьезнее в такой одежде!»

Юля, 14 лет: "Надев форму, мы идем не отдыхать, а учиться. Таким образом, единая школьная одежда создает психологический настрой на учёбу".

Вадим, 15 лет:

" Школьная форма объединяет всех учащихся школы в одну команду. Каждый ученик чувствует себя более ответственным, более серьёзным по отношению к учебной деятельности".

Кристина, 16 лет:

" Для нас, детей, учеба в школе – это наша работа. Строгие костюмы напоминают нам об этом. И от этого мы чувствуем себя старше и взрослее. В школе нужно учиться, а не отвлекаться на разглядывание того, кто в чём пришел. Школьная форма усиливает нашу безопасность, улучшает дисциплину в классе, повышает успеваемость, сплачивает учеников в коллективе, формирует командный дух".


Вывод.

Основные задачи, которые решает форма – развитие чувства коллективизма, гордости за свое учебное заведение, дисциплинированность, равноправие, когда на первое место выходят знания, а не доход родителей.

В нашей школе вопрос введения школьной формы решен положительно. Выбором одежды для учащихся занимаются в основном родители, которые 100% поддерживают определенные ограничения и требования к той одежде, в которой ребенок ходит в школу. Это:строгий, деловой стиль одежды, в котором выдерживается классическое сочетание цветов: "светлый верх, темный низ". В учебное заведение не разрешается ходить на уроки в спортивной одежде, запрещены джинсы.

Каждый родитель по-своему представляет, какой должна быть школьная форма его ребенка. Кому-то важно, чтобы она была модной, кто-то особое внимание обращает на цену или качество материала и т. д. Все зависит от субъективного мнения человека.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!