СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития ЛФК и массажа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развития ЛФК и массажа

Просмотр содержимого документа
«История развития ЛФК и массажа»

История развития ЛФК и массажа.

История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это историяцивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина — народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.


Средства, формы и методики лфк

  • Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

  • Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

  • Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

  • Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

  • Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

  • Формы ЛФК

  • Утренняя гимнастика

  • Лечебная гимнастика

  • Дозированная ходьба

  • Производственная гимнастика

  • Лечебное плавание.

  • Гидрокинезотерапия.

  • Механотерапия.

  • Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе.

  • Игры, спортивные игры.

  • Туризм.

  • Терренкур.

  • Средства ЛФК

  • Физические упражнения.

  • Физические упражнения в воде.

  • Ходьба.

  • Восхождения

  • Занятия на тренажерах.

  • Плавание

  • Методики ЛФК

  • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК прикоксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе,сколиозе…);

  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

  • при заболеваниях дыхательной системы;

  • при заболеваниях пищеварительной системы;

  • при нарушении осанки;

  • при травмах;

  • при операциях на грудной клетке;

  • при беременности;

  • обучение ходьбе с опорой на трость…

  • Способ проведения занятий ЛФК

  • Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3 человека] и групповые [8-12чел])

  • Самостоятельные занятия — физические тренировки


Классификация гимнастических упражнений.

Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на гимнастические, идеомоторные, спортивно-прикладные, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и игры (см. схему внизу страницы).

Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений. Избирательно воздействуя с помощью гимнастических упражнений на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений, ловкость и гибкость.

В последнее время в лечебной физической культуре для восстановления функций опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы применяются ритмопластические (танцевальные) движения в музыкальном сопровождении, которое соответствует состоянию высшей нервной деятельности.

Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким признакам.

По анатомическому признаку — упражнения для мышц головы, шеи, туловища, пояса верхних конечностей, мышц верхних и нижних конечностей, мышц брюшного пресса и тазового дна.

По признаку активности — активные (выполняемые самим занимающимся); пассивные (выполняемые методистом лечебной физической культуры с волевым усилием больного); активно-пассивные (выполняемые занимающимся с помощью методиста ЛФК).

По признаку использования гимнастических предметов и снарядов — упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (с гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом,  булавами, гантелями, эспандером, скакалкой и др.);
упражнения на снарядах (на гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механотерапевтической аппаратуре, брусьях, бревне, перекладине и т. п.).

По видовому признаку и характеру выполнения — порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений, дыхательные, в сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения.

Порядковые и строевые упражнения (построения, повороты, ходьба и др.) организуют и дисциплинируют занимающихся, вырабатывая необходимые двигательные навыки. Применяются они на послебольничном этапе реабилитации, а также в группах здоровья.

Подготовительные (вводные) упражнения подготавливают организм к предстоящей физической нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного.

Корригирующие упражнения предупреждают и уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации. Они нередко сочетаются с пассивной коррекцией: вытяжением на наклонной плоскости, ношением ортопедического корсета, специальной укладкой с использованием валиков, массажем. Корригирующие упражнения оказывают сочетанное воздействие на различные мышечные группы — одновременно укрепляют одни и расслабляют другие. Например, при выраженном грудном кифозе (сутулости) корригирующее влияние оказывают гимнастические упражнения, направленные на укрепление ослабленных и растянутых мышц спины и растягивание и расслабление больших грудных мышц, находящихся в состоянии повышенного тонуса; при плоскостопии — специальные упражнения на укрепление мышц голени и стопы в сочетании с упражнениями на формирование правильной осанки.

Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях, для лиц пожилого и старшего возраста, занимающихся в группах здоровья. Выполняются они в различных исходных положениях (стоя на узкой площади опоры, на одной ноге, на носках), с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них, на гимнастической скамейке, гимнастическом бревне. К упражнениям на координацию движений относят также упражнения, направленные на формирование бытовых навыков, утраченных в результате того или иного заболевания (застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др.). Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т. п.

Дыхательные упражнения (статические, динамические, дренажные) являются ведущими в проведении любой формы лечебной физической культуры. Они благотворно влияют на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулируют обмен веществ, деятельность системы пищеварения. Их успокаивающее действие используют при нарушении нервной регуляции различных функций организма, для более быстрого восстановления при утомлении и т. д. Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях в состоянии покоя, т. е. без движений ног, рук, туловища, динамические —в сочетании с движениями конечностей, туловища. К дренажным упражнениям относят дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата из плевральной полости и удаление мокроты (при экссудативном плеврите, бронхоэктатической болезни, хроническом бронхите и других заболеваниях органов дыхания). Следует различать дренажные дыхательные упражнения и позиционный дренаж (специально заданные исходные положения для оттока экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба» — рис. 2).


Рис. 2. Дренажные положения, улучшающие отток мокроты при бронхоэктазе


Различают брюшное (диафрагмальное), грудное и смешанное дыхание. Приступая к выполнению дыхательных упражнений, нужно научить больного правильно дышать через нос — глубоко, ритмично, равномерно. При условии правильного дыхания вырабатывается ритмичность дыхательных движений (вдох-выдох), уменьшается их частота, удлиняется и усиливается выдох.

Висы, упоры, подскоки, прыжки как разновидность гимнастических упражнений включаются в методику лечебной физической культуры в период выздоровления. Они выполняются со строгой дозировкой по показаниям под наблюдением специалиста по лечебной физической культуре.

Ритмопластические упражнения используются на послебольничном этапе реабилитации для окончательного восстановления функций опорно-двигательного аппарата (при заболеваниях суставов, после перенесенных травм), а также в неврологической практике (при неврозах, переутомлении). Такие упражнения выполняются в музыкальном сопровождении с заданным ритмом и тональностью, в зависимости от функционального состояния больного, типа высшей нервной деятельности.

В лечебной физической культуре кроме гимнастических широко используются идеомоторные упражнения (особенно на больничном этапе реабилитации). Выполняемые мысленно, они не только вызывают слабое сокращение мышц, но и улучшают их функциональное состояние, что приводит организм к состоянию функциональной готовности. Эти упражнения применяют при параличах и парезах, при длительной иммобилизации конечностей или туловища, т. е. когда больной не может активно выполнять упражнения. В спортивной практике идеомоторные упражнения применяются в период временного непосещения тренировок по болезни с целью сохранить спортивную форму и уровень технического мастерства.

Упражнения в посылке импульсов заключаются в том, что больному предлагают расслаблять или сокращать мышцы иммобилизованного сустава при мысленном представлении совершаемого движения. Применяются эти упражнения при разных видах иммобилизации конечностей для предупреждения атрофии мышечных групп, улучшения в них кровообращения и обмена веществ (например, при наложении гипсовой повязки на бедро и коленный сустав больной активно сокращает четырехглавую мышцу бедра, напрягая коленную чашечку под гипсом).

Из спортивно-прикладных упражнений в лечебной физической культуре наиболее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанья, упражнения в равновесии, поднимании и переноске тяжестей, дозированные греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езду на велосипеде. Спортивно-прикладные упражнения способствуют окончательному восстановлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывают у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

В лечебно-оздоровительной физической культуре спортивно-прикладные упражнения используются для предупреждения заболеваний, воспитания физических качеств, подготовки к труду и обороне Родины.

Ходьба укрепляет мышцы не только нижних конечностей, но и всего организма за счет ритмичного чередования напряжения и расслабления мышц, что улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ и оказывает общеукрепляющее действие.

Дозированный бег равномерно развивает мускулатуру всего тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ, формирует глубокое и ритмичное дыхание. В лечебной физической культуре бег назначается тренированным больным с индивидуальной дозировкой при тщательном врачебно-педагогическом контроле. Бег является не только средством лечебно-оздоровительной физической культуры, но и средством поддерживающей и профилактической терапии.

Прыжки относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой (при обязательном контроле ЧСС).

Упражнения в метании помогают восстанавливать координацию движений, улучшают подвижность в суставах, увеличивают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигательной реакции. В занятиях используются набивные мячи, диски, копье, мячи с петлей, гранаты.

Лазанье по гимнастической стенке и канату способствует увеличению подвижности в суставах, развитию силы мышц туловища и конечностей, координации движений. Лазанье имеет большое прикладное значение в быту, военном деле.

Упражнения в равновесии применяются при поражении вестибулярного аппарата, при гипертонической болезни, после ампутации нижних конечностей, при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.

Упражнения в поднимании и переноске тяжестей требуют строгого врачебно-педагогического контроля. Они используются в лечебно-оздоровительной физической культуре для тренировки в период окончательного восстановления функций. Эти упражнения противопоказаны при нарушении осанки, сколиозах, плоскостопии, заболеваниях позвоночника, желудка, суставов, при гипертонической болезни и др.

Дозированная гребля используется для выработки ритмичности движений, способствующих глубокому дыханию, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и увеличению подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на процесс пищеварения и тканевый обмен. Гребля в условиях чистого, свежего, ионизированного, насыщенного водяными парами воздуха (лучше морского) оказывает оздоровительное влияние на весь организм. Дозированная гребля назначается при заболеваниях суставов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и проводится с определенными кратковременными паузами для отдыха под врачебно-педагогическим контролем.

Дозированные лыжные прогулки укрепляют все мышечные группы, повышают обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы, оказывают закаливающее влияние.

Катание на коньках улучшает обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, функцию вестибулярного аппарата, развивает координацию движений. Назначается в период выздоровления и для профилактики заболеваний под врачебно-педагогическим наблюдением хорошо тренированным лицам, умеющим кататься на коньках.

Дозированное лечебное плавание повышает теплоотдачу, улучшает обмен веществ, активизирует функцию органов пищеварения и дыхания, укрепляет мышцы всего тела, нервную систему, оказывает закаливающее воздействие. Применяется при заболеваниях позвоночника для расслабления мышц и освобождения его от осевой нагрузки, при нарушениях осанки, заболеваниях дыхательной системы, а также с целью снять утомление в режиме рабочей недели или спортивной тренировки.

Езда на велосипеде применяется с общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и увеличения подвижности в суставах нижних конечностей. С этой же целью применяются упражнения на велоэргометре при травмах опорно-двигательного аппарата, парезе нижних конечностей, нарушениях обмена веществ и для тренировки сердечно-сосудистой системы.

Наряду с перечисленными упражнениями в лечебной физической культуре используются игры. Все разновидности игр (игры на месте, малоподвижные, подвижные, спортивные) способствуют улучшению работы всех органов и систем организма. Их проводят в период выздоровления при врачебно-педагогическом наблюдении в заключительной части занятия лечебной гимнастикой.

Лечебная гимнастика.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – это комплекс дозированных физических упражнений на фоне правильного поставленного дыхания, направленных на лечение, восстановление и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), нервной системы и внутренних органов. Врач назначает необходимый комплекс физических упражнений в соответствии с заболеванием пациента и его функциональными возможностями. Выполняются упражнения строго под присмотром врача или инструктора  ЛФК в учреждениях здравоохранения (при необходимости - дома).

Формы лечебной физкультуры: - Утренняя гигиеническая гимнастика – проводится по утрам сразу после сна в медицинских учреждениях и самостоятельно в домашних условиях. Утренняя гимнастика способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, улучшению обмена веществ, оказывает общетонизирующее действие на весь организм. Длительность проведения занятий зависит от состояния пациента и условий проведения (в палате, на свежем воздухе) и составляет около 10-20 минут. - Лечебная гимнастика – оказывает общеукрепляющее действие на организм, а также решает поставленные задачи в соответствии с заболеванием и его стадией. Групповые занятия проводятся с пациентами, объединенными в одну группу по характеру заболевания и его стадии протекания. Групповые занятия предпочтительны, т.к. проходят обычно в игровой форме, поэтому нравятся пациентам. Могут применяться спортивные снаряды и приспособления для получения более выраженного результата.   Методы проведения лечебной гимнастики: индивидуальные занятия

– применяются в раннем послеоперационном периоде с больными, у которых ограничена двигательная способность; групповые занятия – в группу набирают пациентов с определенным заболеванием; консультативные или самостоятельные – пациента перед выпиской из больницы обучают специальному комплексу физических упражнений, которые он самостоятельно будет выполнять дома для закрепления достигнутого результата.   Лечебная гимнастика проводится в медицинских учреждениях: в стационарах и в санаториях – ежедневно, в поликлиниках – через день. Длительность индивидуальных занятий при заболеваниях ОДА составляет 10-15 минут, а групповых – 30-45 минут.   Занятия лечебной гимнастикой подразделяются на три части: Вводная часть

– составляет 10-20% времени от всего занятия. Упражнения вводной части подготавливают организм к дальнейшей нагрузке и оказывают тонизирующее воздействие на организм. Во время этой части занятия выполняются элементарные упражнения для туловища,  рук, ног, малоподвижные игры, ходьба, дыхательная гимнастика. Основная часть – составляет 60-80% всего времени занятия и направлена на восстановление функций организма, улучшение трофики (питания мышц и структур позвоночника) и формирование компенсаций. В этой части занятия выполняются специальные упражнения, рекомендуемые пациентам с определенным заболеванием. Могут быть использованы элементы игры, спортивные снаряды и прикладные упражнения. Заключительная часть – составляет 10-20% от всего времени и основными задачами этой части является снижение нагрузки, восстановление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Выполняются дыхательные упражнения, легкая ходьба, упражнения на внимание и расслабление.  

Самостоятельные занятия – это специальный комплекс физических упражнений, предварительно разработанный и выполненный вместе с инструктором или врачом. Эти упражнения необходимо повторять 3-5 раз в течение, дня для повышения эффективности лечебной физкультуры, в домашних условиях или в стационаре. Самостоятельные занятия имеют большое значение при лечении заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата.   - Лечебная ходьба – проводится в виде прогулок или дозированной ходьбы.

Прогулки способствуют улучшению дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, а так же повышают общий тонус организма. При лечебной ходьбе или прогулке можно точно дозировать нагрузку по числу остановок и их длительности, по скорости движения и по пройденному расстоянию.   - Дозированное восхождение (терренкур) – это одна из разновидностей лечебной ходьбы. Маршруты терренкура проходят в условиях санаторно-курортной зоны по пересеченной или горной местности. Величина физической нагрузки при восхождении зависит от рельефа местности, темпа подъема, количества остановок, их длительности, а также от длины разработанного маршрута. - Спортивные упражнения и спортивные игры – получили широкое применение в центрах реабилитации и санаториях. Занятия проводятся в присутствии инструктора лечебной физкультуры, который обучает технике игры и следит за дозированием нагрузок.   Спортивные игры (теннис, бейсбол, бадминтон, крокет, кегельбан) и упражнения (гребля, ходьба на лыжах) восстанавливают двигательные возможности пациента, повышают его работоспособность, улучшают общее состояние и укрепляют организм в целом.   Виды упражнений: активные – пациент самостоятельно выполняет упражнения; пассивные – упражнения пациент выполняет при помощи специальных тренажеров или инструктора по лечебной физкультуре.   Каждое упражнение необходимо повторять 5-12 раз. В составленном врачом или инструктором комплексе количество упражнений составляет от 5 до 12.   В различные периоды заболевания дозировки нагрузок разделяют на лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие: лечебные дозировки – применяют для оказания терапевтического воздействия на пораженный орган или систему, чтобы предупредить возможные осложнения и сформировать компенсацию; тонизирующие дозировки – назначают физические упражнения умеренной или большой интенсивности для закрепления,  достигнутого при лечении результата и стимулирования функции основных систем. Тонизирующие нагрузки применяют после проведенного восстановительного лечения тяжелых хронических заболеваний или длительной иммобилизации (обездвиженности); тренирующие дозировки – применяют для восстановления всех функций организма и повышения работоспособности в период восстановительного лечения или выздоровления.      

К формам применения лечебной физкультуры относят: лечебную гимнастику, гигиеническую гимнастику, индивидуальные задания больным для самостоятельных занятий, прогулки с лечебной целью, массовые формы физкультуры.
Лечебная гимнастика является основной формой применения лечебной физкультуры; она предусматривает специальное применение физических упражнений с лечебной целью. Наряду с применением других методов лечения в лечебно-профилактических учреждениях организуют занятия лечебной гимнастикой. Это название носит несколько условный характер. Оно не совсем точно, так как собственно лечебной гимнастикой можно называть только специально подобранные гимнастические упражнения, а в занятия, помимо гимнастических упражнений, очень часто включают игры и всякого рода элементы спортивного характера.
Все физические упражнения подбирают в соответствии с задачами лечения, состоянием больных, особенностями болезненного процесса. Каждое занятие должно быть тщательно продумано, методически обосновано и исходить из принятых частных методик лечебной физкультуры. В зависимости от типа лечебных учреждений (больница, поликлиника, санаторий и т. д.), характера больных, их возраста, занятия можно строить с преимущественным использованием того или иного метода применения физических упражнений (гимнастического игрового, спортивного).
Занятия лечебной гимнастикой могут быть индивидуальные, малогрупповые и групповые.
Индивидуальные занятия проводит инструктор-методист лечебной физкультуры индивидуально с каждым больным.
Малогрупповые занятия предусматривают объединение больных в небольшие группы (3—5 человек) по принципу единого характера или стадии заболевания (терапевтические больные), локализации повреждений (хирургические больные) и т. д. Обычно индивидуальные и малогрупповые занятия проводят непосредственно в палатах при условии хорошего предварительного их проветривания. При наличии возможностей такие занятия, особенно малогрупповые, целесообразно проводить в специально оборудованном кабинете лечебной физкультуры.
Групповые занятия с численностью до 10 больных и больше следует проводить в специальных помещениях, а летом—на открытом воздухе (площадке) или верандах.
Каждое занятие лечебной гимнастикой строят по определенному плану, который включает 3 раздела: вводный, основной и заключительный.
Вводный раздел (характера разминки) состоит в том, чтобы постепенно втянуть занимающихся в занятия, подготовить их 'к выполнению последующих специальных упражнений.
Основной раздел состоит из занятий физическими упражнениями специального характера, при помощи которых достигают лечебного успеха. Упражнения этого раздела отражают особенности частной методики лечебной физкультуры при определенном заболевании. Упражнения специального характера обычно чередуют с упражнениями общеукрепляющими. Во время занятий необходимо следить, чтобы нагрузка соответствовала физиологическим возможностям больного; важно использовать методический принцип рассеивания нагрузки, под которым понимают последовательное вовлечение в работу различных групп мышц.
В основном разделе физиологическая нагрузка достигает своего максимума.
Заключительный раздел ставит своей задачей постепенное снижение общей нагрузки и восстановление исходного состояния организма.
Нагрузку во время всего занятия следует строго регулировать. Наибольшее увеличение нагрузки более целесообразно производить в середине занятия с постепенным ее дальнейшим снижением. Регулирование нагрузки обычно проводят при помощи так называемой физиологической кривой, которая представляет графическое изображение изменения частоты пульса, под влиянием физических упражнений. Регулирование нагрузки во время занятий обеспечивают путем умелого использования разнообразных упражнений и распределения нагрузки по разным мышечным группам. Особое значение имеют дыхательные упражнения, включение которых в комплекс всякий раз ведет к снижению физиологической кривой и тем самым к правильному регулированию всей нагрузки. В начале курса лечения физиологическая кривая должна быть более отлогой; во вторую половину курса лечения, когда достигнут определенный уровень тренированности организма, нагрузку обычно увеличивают, что находит отражение и в характере физиологической кривой.
Продолжительность одного занятия может быть разной и зависит от поставленных задач и состояния больного. В начале курса лечения занятие обычно продолжается 10— 15 минут, в основной части — в среднем 25—30 минут, а для достижения поставленных задач иногда продолжительность его может быть доведена до 45 минут и даже до часа при многократном повторении в течение дня (в хирургической, ортопедической, неврологической и другой практике).
Весь курс применения лечебной физкультуры обычно делят на 3 периода (вводный, основной, заключительный).
Вводный период преследует постепенное втягивание больного в занятия физическими упражнениями; он носит характер «разведки», при которой выявляют характер и степень реакции больного на физические упражнения. Продолжительность его обычно несколько дней.
Основной период самый продолжительный, когда достигают основных целей лечебной физкультуры.
Общую тренировку организма сочетают с применением специальных упражнений. Следует иметь в виду, что только достаточно длительное и систематическое применение лечебной физкультуры дает лечебный эффект.
Заключительный период имеет своей задачей закрепить достигнутые результаты лечения и обеспечить подготовку больного для самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашней обстановке. Для этого с больным разучивают рекомендуемые упражнения,проводят подробный инструктаж, и больной овладевает необходимыми навыками для самостоятельных занятий гимнастикой. Одновременно больного обучают простейшим приемам самоконтроля. Обычно для этого периода бывает достаточно 7—10 дней.
Подбор упражнений проводят с учетом индивидуальных особенностей больных, состояния каждого из них к моменту проведения занятий, в связи с чем применение всякого рода стандартных комплексов упражнений следует считать недопустимым.
Иногда у части врачей и методистов можно наблюдать стремление получить готовые рецепты упражнений для применения их при определенных заболеваниях, что вполне понятно, но в то же время неправильно. Шаблон — это самый большой враг всякого лечения; он недопустим и в лечебной физкультуре. Занятия физическими упражнениями— творческий процесс. Их проведение требует хорошего знания больных и педагогического мастерства. Владея част-v ной методикой лечебной физической культуры, зная методику общих и специальных упражнений, врач, инструктор (методист) или медицинская сестра, приступая к занятиям, должны учитывать происшедшие изменения в состоянии больного, его настроение и т. д. Очень часто объем занятий и примененные упражнения уже не годятся на следующий день, и занятия должны быть проведены в другом варианте и в другой дозировке. Поэтому, определяя особенности лечебной физкультуры притом или ином заболевании, обычно дают только принципиальную схему построения занятий и примерные комплексы физических упражнений.
В лечебной физкультуре очень важно умение правильно дозировать физические упражнения, что осуществляют путем:
а) установления их необходимой продолжительности;
б) выбора правильных исходных положений;

в) установления количества повторений отдельных упражнений и их темпа;
г) выбора амплитуды и ритма движений;
д) правильного чередования периодов работы и отдыха;
е) регулирования эмоционального фактора;
ж) правильного врачебно-педагогического подхода и учета индивидуальных особенностей больного.
Гигиеническая гимнастика является весьма распространенной формой лечебной физкультуры; она не преследует специальных лечебных целей. Ее задача состоит в том, чтобы, используя широкий выбор общеукрепляющих упражнений, повысить общий тонус больных.
Таким образом, гигиеническую гимнастику применяют с общеоздоровительной (гигиенической) целью. Ее можно применять в разное время, но чаще всего ее проводят утром — сразу после сна, и она составляет важную часть режима дня лечебно-профилактических учреждений. Утренняя гигиеническая гимнастика, помимо оздоровительного значения, играет большую роль как организующий фактор. С проведения гигиенической гимнастики у больных организованно начинается день. Гигиеническое значение утренней гимнастики заключается в том, что она выводит организм человека после ночного сна из заторможенного состояния, повышает возбудимость коры головного мозга, устраняет застойные явления, улучшает общее состояние, кровообращение, в частности кровоснабжение мозга. Человек, занимающийся утром гигиенической гимнастикой, чувствует как бы прилив бодрости, жизнерадостности, которыми он «заряжается» на весь день. Гигиеническая гимнастика весьма целесообразна для многих больных, находящихся на длительном постельном режиме, также в течение дня, особенно после дневного сна.
Многое из ранее изложенного о занятиях лечебной гимнастикой имеет отношение и к гигиенической гимнастике. К этому следует добавить, что для гигиенической гимнастики необходимо подбирать несложные и легко усвояемые упражнения. Обычно в комплексы включают 7—10 упражнений, каждое из которых повторяют 3— 7 раз. В работу должны быть вовлечены все мышцы и суставы. Повреждёнными и больными конечностями движений не производят. Каждые 7 дней следует менять комплекс упражнений. Гигиеническую гимнастику производят в хорошо проветренном помещении. В летнее время в учреждениях санаторного типа и в других лечебных учреждениях, где для этого имеются условия, гигиеническую гимнастику проводят на открытом воздухе. Общая продолжительность гимнастики не должна превышать 10—15 минут.
Индивидуальные задания для самостоятельных занятий — одна из форм лечебной физкультуры. Сущность ее заключается в том, что для больного подбирают несколько специальных упражнений, которые он разучивает под руководством специалистов по лечебной физкультуре и после этого самостоятельно выполняет их заданное число раз. Такого рода самостоятельные занятия значительно дополняют занятия лечебной гимнастикой и повышают их эффективность. Особенно бывают важны такие самостоятельные занятия в хирургической и неврологической практике как необходимые мероприятия для полного восстановления функции поврежденной конечности или другого отдела опорно-двигательного аппарата. Упражнения на протяжении дня проделывают 10—20 раз, и контроль за выполнением их возлагают на медицинских сестер.
Прогулки с лечебной целью — пешеходные прогулки, выполняемые в порядке врачебных назначений. Они имеют строго дозированный характер. Такого рода прогулки можно назначать при многих заболеваниях. Особенно полезны дозированные восхождения (терренкур), имеющие широкое применение при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. В Кисловодске, Сочи и на других курортах, где лечат больных с такими заболеваниями, терренкур применяют наряду с другими методами лечения. Для прогулок с лечебной целью обычно разрабатывают особые маршруты различной продолжительности как по ровной местности, так и с восхождением в гору с постепенным увеличением степени крутизны и темпа ходьбы; этим достигают постепенной тренировки системы кровообращения и всего организма.
К массовым формам лечебной физкультуры относят подвижные и спортивные игры, разного рода спортивные упражнения (плавание, гребля, элементы легкой атлетики, ходьба на лыжах, катание на коньках и т. д.), экскурсии, ближний туризм, организацию физкультурных праздников и другие подобного рода мероприятия, которые можно осуществить в некоторых лечебно-профилактических учреждениях, особенно в курортно-санаторных условиях. Массовые формы физкультуры применяют в основном в целях развлечения, для заполнения досуга больных; все их следует соответствующим образом дозировать и применять в плане назначенного лечебного режима.
Как было указано выше, основным средством лечебной физкультуры являются всякого рода физические упражнения, которые по методу применения делят на гимнастические, игровые и спортивные.
Гимнастический метод имеет наибольшее распространение в лечебной физкультуре, составляя основную сущность так называемой лечебной гимнастики — одной из разновидностей общей гимнастики. Гимнастический метод характеризуется большим выбором физических упражнений, при помощи которых можно добиться разностороннего воздействия на организм, совершенствовать двигательную координацию, воспитывать важные психофизические и морально-волевые качества. Особенностью гимнастического метода является возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, суставы и четкого дозирования общей и местной нагрузки.
Игровой метод широко используют в лечебной физкультуре и при проведении физических упражнений с детьми он является основным. Игра активизирует детей, повышает интерес к двигательному режиму. Игры по своему характеру делят на подвижные, малоподвижные, игры на месте и спортивные. Существуют классификации игр по анатомо-физиологическому признаку, учитывающему преимущественное воздействие их на те или иные функции организма и отдельные мышечные группы. По сравнению с гимнастическими упражнениями, физические упражнения в играх труднее поддаются дозировке. Во время игр незаметно может наступить утомление, а потому на регулирование нагрузки следует обращать больше внимания.
Спортивный метод в лечебной физкультуре применяют с большими ограничениями. Основой спорта являются всякого рода соревнования, которые, как правило, связаны с большими, а нередко и предельными физиологическими нагрузками. Однако в лечебной физкультуре элементы спорта допускают; это в основном относится к курортно-санаторным учреждениям. Моменты соревнования в рамках разумной дозировки допустимы (простейшие эстафеты, спортивные игры и т. д.) только на определенных этапах выздоровления больного. В лечебно-профилактических учреждениях можно с успехом использовать некоторые спортивные игры: волейбол, городки, теннис, баскетбол (только отдельные элементы этой игры). Из различных видов спорта можно с определенным ограничением применять легкую атлетику, плавание, греблю, фехтование, лыжи, коньки и т.д.
Использование в лечебной физкультуре спортивного метода значительно повышает интерес к занятиям, насыщает их увлекательными спортивными эмоциями, помогает быстрее добиться определенного уровня тренированности организма. Понятно, такой сильнодействующий метод, как спорт, при использовании его с лечебной целью подлежит самой тщательной дозировке, регулированию и контролю.
Физические упражнения взаимосвязаны со всеми другими средствами лечебной физкультуры. Они насыщают своим, содержанием двигательный режим, тем самым значительно активизируя его. В свою очередь весь двигательный режим представляет собой важный фон для действия физических упражнений и других лечебных методов.
Значительно расширяет возможности лечебной физкультуры трудовая терапия. Как и физические упражнения, она имеет своей биологической основой мышечные движения и обычно ее применяют наряду с физическими упражнениями.
Естественные факторы природы (солнце, воздух и вода) как методы закаливания в лечебной физкультуре применяют в сочетании с физическими упражнениями, трудовой терапией, массажем. Доказано, что в процессе закаливания условнорефлекторные реакции вырабатываются на одновременном подкреплении и внешними и внутренними раздражителями, в том числе связанными с мышечной работой; физические упражнения влияют на ход одновременно проводимого закаливания.
Массаж сопровождает физические упражнения. Часто у тяжелобольных лечебную гимнастику начинают с применения общего и местного массажа, который является хорошей подготовкой для последующего действия физических упражнений. Правильный гигиенический режим — необходимое условие для благоприятного влияния всех других средств лечебной физкультуры.
Таким образом, лечебная физкультура взаимодействует всем комплексом средств, которым она располагает.

Разделы лечебной гтмнастики.Способы дозировани фу.

Стопа человека

Скелет человеческой стопы с пронумерованными пальцами

Стопа человека является самым нижним отделом нижней конечности[1]. Часть стопы, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью земли, называется ступнёй или подошвой[2], противоположную ей верхнюю сторону называют тыльной стороной стопы. Стопа в целом имеет сводчатую конструкцию, не неподвижную, а благодаря сочленениям, обладающую гибкостью и эластичностью. По костной структуре стопа делится на предплюснуплюсну и фаланги[3].

Внешняя морфология стопы человека

Внешняя морфология ступни отражает костную структуру и делится на передний, средний и задний отделы. В переднем различают пальцы и со стороны подошвы — подушечку стопы, к среднему отделу относят свод стопы, а задний со стороны подошвы образует пятку.

Свод — та часть стопы, которая со стороны подошвы в норме не касается земли, а с тыльной стороны образует подъём ступни. Выпуклую часть свода составляют пять плюсневых костей, находящиеся в теле стопы, внешние продолжения этих костей образуют пальцы и называются фалангами[4]. Подушечка стопы находится в самой нижней части свода перед пальцами и предохраняет суставы от ударов. Крайние пальцы ног человека, по аналогии с пальцами руки, называются большой палец (hallux) и мизинец, а остальные три называют номерами II , III, IV, начиная счёт с большого пальца. Обобщённый участок свода и пятки могут называть предплюсной, а пальцы с подушечкой носком или мыском.

Кожа подошвы толстая, грубая, лишена волос и богата потовыми железами. Кожа тыльной поверхности эластична, легко смещается, поэтому при любых воспалительных процессах отечность появляется на тыле стопы. Поверхность подошвы только отчасти воспроизводит и отражает находящуюся под ней костную структуру. Это происходит оттого что на поверхности стопы находится большое количество жировых подушек, а поверхность стопы покрыта толстой кожей. Овальной формы подушечки представляют собой подошвенные окончания пальцев. Их появление связано с присутствием на подошве жировых подушек, с которыми они находятся в контакте (когда пальцы не растянуты в стороны) через поперечный край ступни. Подушечка большого пальца более плоская, широкая и отделяется от ноги чётко прорезанной складкой. Большой палец отделён от прочих глубоким швом, он увенчан мощным ногтем, а ось пальца смещена немного вбок. Большой палец лежит ровно, остальные имеют сводчатое строение. Длина пальцев постепенно уменьшается от большого к мизинцу. Иногда самым длинным оказывается второй палец.

По длине пальцев у людей различают три типа стопы: «греческий тип» — большой и третий палец уступают по длине второму; «египетский тип», когда самый длинный большой палец; «римский тип» — все пальцы примерно одинаковой длины. Построение стопы «греческого типа» с длинным вторым пальцем всегда считалось законом для античных скульпторов. Во всех случаях край ступни имеет форму правильной дуги.

В задней части подошва имеет сглаженную форму в месте, прилегающем к пятке, в передней части, а также с боков и по мере приближения к пальцам. У края подошва имеет выпуклую форму и соединяется со средней поверхностью стопы.

В местах, служащих для опоры костей: на пятке, на головках плюсневых костей, на ногтевых фалангах между костями и внешними покровами залегает жировая ткань, защищающая кость от давления извне. На уровне головок плюсневых костей по поперечный край представляет собой жировую подушку, которую также называют подушечкой стопы. Глубокая складка прочерчивает его перед подошвенной поверхностью пальцев, прерываясь отдельными межпальцевыми пространствами. От этого пальцы кажутся более короткими со стороны подошвы по отношению к своим размерам с тыльной стороны. Задняя часть пальцев позволяет рассмотреть ширину фаланговых суставов, некоторое количество поперечных кожных складок и небольшие пластины ногтей. Передний и задний отделы стопы соединены в единую кинематическую цепь мощным эластичным сухожилием — подошвенным апоневрозом, который подобно пружине возвращает распластанный под нагрузкой свод стопы. Подошвенный апоневроз прикреплен с одной стороны к бугру пяточной кости, а с другой стороны — к дистальным отделам плюсневых костей.

Таким образом, скелет, мышцы и другие мягкие ткани создают форму стопы, которая в зависимости от индивидуальности, возраста и пола может иметь или ясно выраженный конструктивный тип (стопа взрослого худощавого мужчины), или тип, в котором конструкция сглажена (нога молодой женщины), или тип в котором конструкция выражена ещё меньше (нога ребёнка).

Функции стопы человека

Подошвенная сторона стоп человека (мужчины).

Основные функции стопы — удерживать массу тела и обеспечение движения тела в пространстве.

Человек является стопоходящим. Стопа человека имеет три точки костной опоры, две располагаются в переднем отделе стопы и одна в заднем: при ходьбе первой с поверхностью соприкасается пятка, затем боковой край стопы, подушечка подошвы и большой палец. Пальцы обычно служат опорой только во время движений и при наклоне вперёд. Стоящий человек свободно может приподнять пальцы обеих ног, не нарушив равновесия.

При ходьбе на пальцах степень устойчивости зависит от длины пальцев: при сравнительно одинаковой длине пальцев вся тяжесть тела распределяется на большую площадь опоры; если длина медиальной части продольного свода значительно больше длины латеральной части (большой палец стопы очень длинный), нагрузка приходится на ограниченную площадь опоры.

Передняя часть стопы, особенно в области пальцев подвижна и сжимаема. По положению переднего отдела относительно заднего, стопы могут быть разделены на прямые, приведенные и отведенные. Кроме того, стопа может скручиваться вдоль продольной оси, а её наружный и внутренний края приподниматься.

Суставы плюсны позволяют совершать:

  • Сгибание стопы назад. Участвуют передняя большеберцовая мышца, передняя малоберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинный мускул, разгибающий большой палец.

  • Сгибание подошвы. Участвуют: задняя большеберцовая мышца, длинный сгибатель пальцев, длинный мускул, сгибающий большой палец, длинная малоберцовая мышца, короткая малоберцовая мышца.

  • Вращение в средней плоскости, или приведение. Участвуют: передняя большеберцовая мышца, задняя большеберцовая мышца, длинный сгибатель пальцев, длинный мускул, сгибающий большой палец.

  • Боковое вращение или отведение. Участвуют: длинная малоберцовая мышца, короткая малоберцовая мышца, длинный разгибатель пальцев.

  • Сгибание. Участвуют: длинный сгибатель пальцев, длинный мускул, сгибающий большой палец, короткий сгибатель мизинца. Возможно при помощи суставов пальцев.

  • Разгибание. Участвуют: длинный разгибатель пальцев, длинный мускул, разгибающий большой палец, короткий разгибатель пальцев. Возможно при помощи суставов пальцев.

Следы и кожные узоры подошвы

Следы стоп человека изучаются в криминалистике. След босой ноги образуется подошвой ступни, особый интерес в котором представляет папиллярный узор. Для папиллярного узора подошвы стопы характерно наличие таких же деталей папиллярного узора, как и для поверхности ладоней и пальцев рук[5].

Папиллярные узоры подошв человека изучаются антропологами. См. Дерматоглифика.

Анатомия стопы человека

Кости стопы протягиваются от кончиков пальцев до пятки, объединяясь в теле стопы. Передний отдел стопы состоит из плюсны и пальцев, а задний — образован костями предплюсны. Пальцы ног включает фаланги скелета стопы. Плюсневые кости и фаланги похожи на пясти и фаланги руки, но менее развиты ввиду их меньшей подвижности.

Всего в теле человека насчитывается 208 костей, 52 кости находится в стопах, что составляет четвертую часть от всех костей тела.

Скелет стопы]

Стопа человека включает 26 костей и образуют три отдела:

  • Предплюсна (лат. tarsus) — 7 костей проксимального отдела стопы, соединяющихся с костями плюсны́.

    • Таранная (лат. talus);

    • Пяточная (лат. calcaneus);

    • Ладьевидная (лат. os naviculare);

    • Латеральная клиновидная (лат. os cuneiformis lateralis);

    • Промежуточная клиновидная (лат. os cuneiformis intermedium);

    • Медиальная клиновидная (лат. os cuneiformis medialis);

    • Кубовидная (лат. os cuboideum);

  • Плюсна́ (лат. metatarsum) — 5 коротких трубчатых костей стопы, расположенных между предплюсной и фалангами пальцев.

  • Фаланги (лат. phalanx) — 14 коротких трубчатых костей, составляющих сегменты пальцев стопы. Две фаланги образуют большой палец, остальные пальцы состоят из трёх фаланг.

Суставы стопы

Суставы стопы:

  • Таранно-пяточный (лат. articulatio talocalcanea);

  • Таранно-пяточно-ладьевидный (лат. articulatio talocalcaneonavicularis);

  • Пяточно-кубовидный (лат. articulatio calcaneocuboidea);

  • Поперечный сустав предплюсны (лат. articulatio tarsi transversa);

  • Плюсне-предплюсневые (лат. articulationes tarsometatarseae);

  • Плюснефаланговые (лат. articulationes metatarsophalangeae);

  • Межфаланговые (лат. articulationes interphalangeae).

Мышцы стопы

На стопе различают тыльные и подошвенные мышцы.

К мышцам тыла стопы относятся:

  • Короткий разгибатель пальцев (лат. extensor digitorum brevis) — разгибает плюснефаланговые суставы II—IV пальцев и отводит их кнаружи.

  • Короткий разгибатель большого пальца (лат. extensor hallucis brevis) — разгибает большой палец и тянет его кнаружи.

На подошвенной поверхности стопы, так же как и на ладонной поверхности кисти, расположены три группы мышц: медиальная, образующая возвышение большого пальца, латеральная, образующая возвышение мизинца, и средняя группа мышц, расположенная между ними. Возвышение большого пальца стопы образуется тремя короткими мышцами, производящими сгибание, отведение и приведение большого пальца стопы.

К мышцам подошвы стопы относятся:

  • Отводящая мизинец (лат. abductor digiti minimi) — отводит и сгибает мизинец.

  • Короткий сгибатель пальцев (лат. flexor digitorum brevis) — сгибает пальцы.

  • Отводящая большой палец (лат. abductor hallucis) — сгибает и отводит большой палец, укрепляет медиальную часть свода стопы.

  • Короткий сгибатель большого пальца (лат. flexor hallucis brevis) — сгибает большой палец.

  • Червеобразные (лат. lumbricales) — сгибают проксимальные фаланги пальцев и тянут их в сторону большого пальца.

  • Короткий сгибатель мизинца (лат. flexor digiti minimi brevis) — сгибает мизинец, отводит его в сторону и укрепляет продольный свод стопы.

Мышцы между плюсневыми костями:

  • Тыльные межкостные (лат. interossei dorsales) — сгибают проксимальные, незначительно разгибают средние и дистальные фаланги II—IV пальцев, отводят II палец в обе стороны, III и IV в сторону мизинца, укрепляют свод стопы.

Подошвенные мышцы человека в свою очередь делят на мышцы возвышения большого пальца, мышцы возвышения малого пальца (мизинца) и мышцы срединного возвышения[6].


Стопа выполняет три биомеханических функции: опорную, рессорную и балансировочную. Опорная функция проявляется в способности стопы удерживать и противостоять реакции опоры при вертикальной нагрузке от массы тела. Опорная функция в ходьбе — толчковая. Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции проявляется в появлении болей в стопах или вышележащих суставах при беге, прыжках. Рессорная функция- смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. При снижении сводов стопы толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям. Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию проприорецепторов в сумочносвязочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры и человек осязает площадь, по которой проходит. При изменении положения костей и суставов, связочный аппарат деформируется, в результате страдают координация движений и устойчивость. В процессе ходьбы последовательно реализуются все три функции стопы. При снижении высоты сводов, страдают все функции стопы. Даже нормальное строение стоп не исключает появление в будущем их заболеваний. Стопы тоже имеют предел прочности, превышение которого может привести к ослаблению амортизационных свойств и развитию плоскостопия. Очень часто незначительно выраженные изменения стоп, изменения на грани нормы и патологии под влиянием продолжающихся статико-динамических нагрузок трансформируются в определенные заболевания. Если во время оказать помощь таким людям, можно предотвратить развитие деформаций стоп. Процесс ходьбы Ходьба - процесс периодический. В начале ходьбы человек ставит ногу на пол, максимальная нагрузка приходится на наружно верхний отдел области пятки. Разгрузка стопы в этот момент (который носит в литературе название передний толчок) осуществляется за счет амортизации продольных сводов. Затем следует фаза переката по наружному отделу стопы, нагрузка распределяется на всю стопу, в работу дополнительно включается поперечный свод, амортизация происходит за счет всех сводов. В следующий момент максимальная нагрузка приходится на плюснефаланговые суставы, человек готовится к отрыву ноги от опоры (задний толчок), разгрузка стопы осуществляется за счет поперечного свода. Благодаря наличию поперечного свода на уровне плюсневых костей нагрузка распределяется на головки 5 плюсневых костей. В зависимости от неровностей почвы в работу будут включаться либо внутренние, либо внешние плюсневые кости. В акте ходьбы участвуют все своды стопы, работая как единое амортизирующее устройство, подстраховывая и дополняя друг друга. Противодействие смещающим силам при ходьбе оказывают значительно более плотная, чем в других местах кожа, подкожно-жировая клетчатка, соединительно-тканные перегородки подошвенного апоневроза. Значительно снижает амортизационные нагрузки во время ходьбы содружественная работа мышц голени, голеностопный и коленный суставы.

К основным формам статической деформации принято относить 

продольное плоскостопие и его разновидность – плоско-вальгусная стопа 
поперечное плоскостопие 
комбинированное плоскостопие (сочетание продольного и поперечного); 
вальгусное отклонение I пальца 
молоткообразные пальцы 
варусное отклонение V пальца 
костно-фиброзные разрастания головок I и V плюсневых костей. 

Продольное плоскостопие. Плоско-вальгусная стопа

Функциональная перегрузка и нарушение мышечного тонуса обеих большеберцовых мышц, длинной малоберцовой мышцы и длинного сгибателя пальцев приводят к неспособности этих мышечных структур поддерживать свод стопы. Повышенная нагрузка ложится на собственные мышцы стопы и подошвенный апоневроз, что вскоре приводит и к их дисфункции. Свод стопы уплощается. При этом мышечный дисбаланс между большеберцовыми мышцами и длинной малоберцовой склоняется к последней, что приводит к изменению положения стопы – стопа переходит в пронацию и отведение
Статическая деформация стопы не может протекать изолированно. Она почти всегда сочетается с нарушением осанки, с изменением переднезадней кривизны позвоночника и положением таза. На практике мы можем наблюдать два варианта развития событий:


Спортивный травматизм, его особенности, виды.

В спорте много проблем, и одна из них - это травматизм. Спорт как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья. Высоких спортивных результатов может достичь только здоровый спортсмен. Однако занятия спортом не вредят, а содействуют развитию здоровья только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке и т.п.

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.), полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

 

Виды травм.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.

Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте. Повреждение мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок – преимущество при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой и гимнастикой, спортивными играми и боксом. Переломы костей относительно часто возникают у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей. Сотрясение мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменом чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой чаще возникают повреждения верхней конечности (70% всех травм). Для большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей, например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения головы и лица характерны для боксеров (65%), пальцев кисти – для баскетболистов и волейболистов (80%), локтевого сустава для теннисистов (70%), коленного сустава – для футболистов (48%) и т.п. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм в средней тяжелой степени.

Травмы – это для ребенка тяжелое испытание и психологического, и физического плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых травм заканчиваются потерей общей и спортивной трудоспособности, т.е. приводят к инвалидности.

  Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются.

Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы.

Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.

В спортивной жизни встречаются различные травмы, повреждающие ткани конечностей или отдельных органов: это выводит человека из строя, мешает заниматься трудом и спортом.

Для предупреждения спортивного травматизма необходимо знать причины и механизм возникновения травм, а также действенные способы их предупреждения. Это сохранит полноценную профессиональную и спортивную работоспособность каждого спортсмена и того, кто любит спорт.

Можно выделить две основные группы причин спортивных травм: группа «внешних» и группа «внутренних» факторов.

К первой группе факторов относятся:
- недостатки технического состояния мест занятий и инвентаря;
- неправильная организация учебно-тренировочного процесса;
- неблагоприятные метеорологические условия;

- нарушение правил соревнований со стороны судейской коллегии;
- несоблюдение режима питания.

Ко второй группе факторов «внутренних причин», зависящих от самого спортсмена, относятся:

- недостаточная физическая и техническая подготовленность спортсмена;
- участие в соревнованиях и тренировках после длительного перерыва в учебно-тренировочных занятиях;
- участие в соревнованиях в состоянии переутомления и перетренированности при наличии заболеваний или недолеченной травмы;
- отсутствие разминки или неправильное ее проведение;
- недисциплинированное поведение занимающихся или соревнующихся (грубость, нарушение правил).

 

Причины спортивного травматизма

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

Причины методического характера.

  • неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

  • выполнение сложных, незнакомых упражнений;

  • занятие без разминки или недостаточной разминки;

  • отсутствие сосредоточенности и внимания занимающихся.

Причины организационного характера.

  • отсутствие должной квалификации учителя;

  • проведение занятия без преподавателя;

  • нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

  • неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;

  • нарушение правил врачебного контроля;

  • неблагоприятные метеорологические условия.

 

Особенности спортивного травматизма

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола.

Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику.

В начальной школе резко растет двигательная активность, и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

О некоторых закономерностях травматизма

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством - это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку - в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

Гипокинезия и травматизм

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм).

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более150 тысяч травм, полученных в школах на уроках физической культуры и при занятиях спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с девиантным поведением или форсированной спортивной специализацией.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

Для ликвидации последствий гипокинезии в уроки необходимо включать упражнения на растягивание.

Гиперкинезия и травматизм

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры школьный врач должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

Учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно - педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

 

Профилактика спортивного травматизма

В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой.

Никто не застрахован от получения спортивных травм. А между тем, правила профилактики спортивного травматизма очень просты.

Независимо от вида спорта, имеются правила профилактикиспортивноготравматизма – это общие инструкции, пренебрежение которыми может в значительной степени повысить риск получения травм. А между тем, правила очень просты и вполне логичны, остается один вопрос: почему ими постоянно пренебрегают?

«Человек, профессионально занимающийся спортом, выкладывается для достижения лучшего результата. Естественно, при максимальных физических нагрузках может возникнуть травмирующий фактор. Травма случается из-за того, что человек, совершает какую-то погрешность в движениях. У спортсменов травмируются мягкие ткани, кости, связки. У шахматистов, тоже могут возникать травмы, но уже психологические и даже психические, поскольку, что они испытывают огромное напряжение на центральную нервную систему», - говорит главный врач ХОВФД, специалист спортивной медицине и лечебной физкультуре и спортивной медицине Виктор Кириллов.

Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях.

Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.

Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.

Что же нужно учесть, чтобы избежать спортивных травм, и какие правила необходимо соблюдать?

Внимательность и собранность. Если вы пришли на тренировку, думайте только о ней и ни о чем другом. Сосредоточьте все свои мысли на действиях, правильной технике выполнений, не отвлекайтесь на посторонние мысли и разговоры.

Техника безопасности. Решив заняться тем или иным видом спорта, изучите технику безопасности. Не пренебрегайте простыми, на первый взгляд правилами. Например, если вы занимаетесь натренажере и поднимаете тяжелые веса, вам обязательно должен подстраховывать партнер, если вы находитесь в борцовском зале, не садитесь спиной к ковру и т.д.

Соответствующая форма и обувь. Спортивная форма должна быть удобной и комфортной, не сковывающей движения, она должны хорошо впитывать влагу, желательно быть облегающей. Длинные, не по размеру брюки могут зацепиться за тренажер. Неправильная или неудобная обувь может стать причиной травмы в голеностопном суставе /или колене.

Правильная разминка и разогрев мышц. Перед любой тренировкой очень важно размять и разогреть мышцы и связочный аппарат. Разогревая мышцы, обращайте особое внимание нате группы мышц, которые будут задействованы во время тренировки.

Правильная техника. Если вы работаете над новым упражнением, начинать следует с освоения правильной техники его выполнения. Ни в коем случае не спешите увеличивать скорость или амплитуду движений. Дайте своему организму возможность освоить новые движения и их биомеханику. Когда механизм мышечной координации хорошо сложен, вероятность получения травм (растяжений, ушибов, разрывов мышц, связок и сухожилий) сводится к незначительному проценту.

Адекватный расход энергии. Не переоценивайте свои возможности и не старайтесь посетить тренировку, во что бы то ни стало, даже если вам пришлось провести бессонную ночь или напряженно работать весь день. Чрезмерное упорство может привести к травмам.

Долечивайте старые травмы. Если вы получили небольшую травму и продолжаете заниматься, обязательно снизьте нагрузку, вплоть до полного излечения, иначе рискуете приобрести дополнительную травму.

Работайте с тренером. Желательно, чтобы во время тренировки рядом с вами находился тренер и контролировал сам процесс. Согласно статистическим данным вероятность получения травмы в отсутствие тренера увеличивается в 4 раза.

Несоблюдение методики тренировки. Если вы пренебрегаете принципом постепенности увеличения нагрузки последовательности, то неизбежно столкнетесь с травмами. При планировании тренировочного процесса нельзя бросаться из крайности в крайность. Все изменения программы должны быть логичными. А при планировании, нужно учесть множество факторов: особенности телосложения, возраст, общее состояние здоровья, возрастные физическую подготовленность.

Финальный этап тренировки. После активной спортивной деятельности нельзя сразу же переходить к состоянию покоя. Мышцы должны охлаждаться постепенно, это будет способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, которые следует выполнять во время заключительного этапа тренировки, предотвратят мышечную боль и уменьшат усталость, а кроме того будут способствовать развитию гибкости.

Врачебный контроль. Если ваше здоровье не идеальное, особенности нужно учесть при планировании тренировок и их интенсивности. Например, если вас время от времени беспокоят головные боли, повышенное внутричерепное давление и пр., вам нежелательно выполнять резкие наклоны головы, стойку на руках и/или акробатические упражнения, и, конечно же, стоит избегать спаррингов. Неправильный выбор упражнений без учета состояния вашего здоровья или преждевременный допуск к тренировкам после перенесенных болезней и травм – это верный путь к травме или рецидиву уже имеющейся травмы.

Баланс между силой и гибкостью. Регулярные тренировки позволяют уменьшить туго подвижность мышц и увеличить гибкость, улучшить координацию движений и амплитуду движения в суставах. Силовая тренировка может уменьшить риск получения небольших мышечных травм, по той причине, что более сильные мышцы будут противостоять нагрузкам лучше. Кроме укрепления мышц, сухожилий, связок, силовая тренировка повысит прочность костей и суставов, тем самым повышая общую сопротивляемость механическим повреждениям.

Травматизм все еще занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди школьников отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!