СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Православия на территории Оской епархии (1735 – 1960)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии вы узнаете о исторических событиях в Орской епархии.

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«История Православия на территории Оской епархии (1735 – 1960)»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 На этом занятии вы узнаете о исторических событиях в Орской епархии.

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


История Орской епархии

История Православия на территории Оской епархии

(1735 – 1960)


Первый период в истории Православия в г. Орске – самый значительный, по времени он охватывает немногим менее двух столетий. Начинается он со дня основания города в 1735 году и строительства здесь, на этом юго-восточном рубеже России, первого православного храма. Заканчивается первый период событиями 1917 года.

Православие Оренбуржья зародилось в Орске, и это событие имеет точную календарную дату – 15 августа 1735 года была заложена первая Оренбургская крепость. А 31 августа торжественно, с большим церемониалом, после службы Божией и проповеди священника, при выстреле из тридцати одной пушки «о девяти бастионах» у горы Преображенской, на левом берегу реки Яик был заложен камнем город Оренбург. Участок для крепости был выбран при устье реки – удобном месте для поселения, здесь пересекались торговые пути из России в Среднюю Азию. Кроме того, крепость имела защитную функцию, так как располагалась возле юго-восточной границы Российского государства.

Гора Преображенская, расположенная в центре Старого города Орска, является святым и знаменательным местом не только для орчан и жителей Оренбургской области, но и для всего края в целом, она является местом рождения двух городов, священным памятником первых шагов христианства в этом степном крае и символом его освоения русскими поселенцами. Своё название, по историческим источникам, гора получила «в честь праздника Преображения Господня, случившегося в день прибытия русских к устью реки Ори 6 августа (старый стиль) 1735 года». Уже в августе 1735 года у горы Преображенской (у местных народов она называлась Намазтау, то есть молитвенная гора) было начато строительство деревянной церкви во имя покровителя России святого апостола Андрея Первозванного. В ней был установлен походный иконостас, антиминс (походный престол, с греч. «вместопрестолие») и назначен священником Антип Мартимьянович Ляминов.



Общий вид города Орска, начало XX века. Слева виден Спасо-Преображенский собор


Об этом событии И.К. Кирилов так доносил Святейшему Синоду: «…в крепости деревянная церковь, в которой ныне поставлена полковая святого апостола Андрея Первозванного». В дни закладки города несколько человек, калмыков магометанской веры, приняли христианство.

Через несколько месяцев после закладки г. Оренбурга (Орска), в феврале 1736 года И.К. Кирилов подаёт прошение в Синод о разрешении строительства «во вновь основанном городе Благовещенского Собора».

Надо сказать, что все просьбы И.К. Кирилова, связанные с церковным благоустройством г. Оренбурга (Орска) и его заботами «о мирном завоевании инородцев путём христианского просвещения» принимались Синодом без каких-либо изменений, и на все эти благие дела были даны соответствующие разрешения.

Изображение первой деревянной церкви можно увидеть на гравюре англичанина Джона Касла, посетившего Оренбургскую (Орскую) крепость в 1736 году. Располагалась она в районе ул. Пионерской в Старом городе, на месте двора нынешнего Индустриального колледжа.

В 1743 году в результате затопления поймы Яика (Урала) церковь была перенесена на второе, более высокое, место. В сильное половодье весной 1749 года вновь «Орская крепость потоплена, что жители едва могли с нуждой убраться. Строения все повредились, а особенно в оной находящаяся церковь. По причине чего летом 1749 года все строения и церковь на нынешнее место поставлены присланными людьми из Оренбурга».

Этим новым местом была снятая вершина горы Преображенской. В 1751 году вновь выстроенная полукаменная церковь приняла первых прихожан. И называлась, по архивным сведениям, Преображения Господня.

20 августа 1739 года был издан указ о перенесении г. Оренбурга ниже по течению реки Яика (Урала), а прежний, в устье реки Ори, стали именовать Орской крепостью.

До 1746 года Орская крепость оставалась довольно крупным торговым центром на юго-востоке России. Правда, в дальнейшем, с развитием Оренбургского менового двора, торговля заметно снизилась. Но и при этом Орск как город, стоящий на торговых путях из России в Среднюю Азию и обратно, не потерял своего значения.

Укрепления Орской крепости поддерживались в образцовом состоянии вплоть до 30-х годов XIX века, как об этом пишет П. И. Рычков: «Она и поныне (1762 год) из всех новопостроенных крепостей, выключая нынешний Оренбург, лучше и регулярнее укреплена и оснащена достаточною артиллериею. Гарнизон её состоит из двух рот драгунских и половины пехотной, да из пятидесяти казахов, которые почти все иноверцы…».

В конце XVIII века Орская крепость была небольшим третьеразрядным укреплением. Она имела полукаменную церковь на горе, 47 домов, 3 солдатских казармы и 9 других строений. Всего жителей мужского пола в крепости – 129, как говорилось в служебных записках того времени.

В 1800 году при учреждении Оренбурго-Уфимской епархии в Орской крепости была только одна полукаменная Преображенская церковь, одноштатная, которая имела 48 приходских дворов и находилась в ведении Оренбургского духовного правления.

После строительства крепости в 1735 году более ста лет в Орске существовала только одна православная церковь. Это было обусловлено не каким-либо невниманием властей или обитателей крепости к Церкви, а тем, что в то время Орск был сугубо военным поселением и как город не развивался, а для потребностей небольшого крепостного гарнизона хватало и одной церкви.

В связи с переносом старой и строительством новой пограничной линии в казахской степи в 1835 году Орская крепость утрачивает своё значение как пограничный укреплённый пункт и постепенно обрастает слободками, заселёнными в основном отставными солдатами и казаками, занимавшимися торговлей и ремёслами. За счёт них Орская крепость медленно, но всё же начинает развиваться в сторону поселения городского типа. Растёт и численность населения крепости.

Ружное жалованье (двойное жалованье – натуральное и денежное) церковным служителям было положено ещё 16 февраля 1745 года губернатором края И.И. Неплюевым. В Орской крепости полковому священнику оно выдавалось от полка и додаточных от Оренбургской губернии 12 рублей и 9 четвертей муки. Двум церковникам – по 10 рублей и 5 четвертей муки, просвирне – 6 рублей и 3 четверти муки.



«Орская крепость, 1852 год». Рисунок Р. Поля


С 1841 года по новому положению священник Орской крепости получал 23 рубля 42 копейки (серебром) или 79 рублей 13 копеек ассигнациями. На украшение церкви выделялось по 4 рубля 8 копеек. Жалованье получали через благочинного во время двукратного в году его посещения для обозрения церквей.

К 1852 году (спустя сто лет после строительства полукаменной церкви на горе Преображенской) была построена вторая церковь Орска – Спасо-Преображенский собор. Он выходил на Купеческую – ныне Пионерскую улицу. В настоящее время на территории двора собора расположен Индустриальный колледж.

Здесь проводилась запись родившихся, браком сочетавшихся и умерших горожан, независимо от сословия: купцов, военных, мещан и крестьян, казаков, дворян, разночинцев. Метрическая книга выдавалась причту собора из Оренбургской духовной консистории. В конце каждого года составлялись итоговые ведомости, благодаря которым до современников дошли ценные сведения о населении нашего региона.

Во второй половине XIX века приход собора включал верующих людей города и ближайших посёлков: Кумакского, Хабарного, Банного, Тереклинского, Новоорского, Губерлинского и станицы Наследницкой.

В 1859 году к благочинию Орской крепости относились церкви Спасо-Преображенская в самой крепости, Предтеченская – крепости Губерлинской, Богородицкая – крепости Таналыцкой, Трёх Святителей – крепости Уртазымской, Александровская – укрепления Наследниково, Богородицкая – станицы Мариинской, церковь Богородицкая – станицы Кваркенской, а также 4 церкви в Оренбургской киргизской степи: в Тургае, Иргизе, Казалинске и форте Перовском.

5 июня 1861 года указом, объявленным по военному ведомству, Орская крепость упраздняется и переименовывается в Орскую станицу Оренбургского казачьего войска. «Здесь дозволяется иногородним лицам строить свои дома и разные заведения». В это время Орск насчитывал уже почти 3000 жителей. 31 мая 1865 года в связи с новым административным делением Орская станица была возведена в ранг города и назначена центром Орского уезда Оренбургской губернии. Орчанам разрешено срыть крепостные укрепления и на их месте строить дома. Орск перестал быть военным городом.

С 1 июля 1880 года в Орске начала действовать деревянная Михайло-Архангельская церковь (в Ташкентской слободе, ныне сад Малишевского), построенная на средства прихожан Ташкентской слободы, Старой и Новой слободки, Форштадта, Тургайской заводской конюшни. Здесь крестили, венчали и отпевали всё население города. Летом 1885 года церковь сгорела и была вновь отстроена через три года. Метрические книги этой церкви тоже сохранились.

Вторая каменная Михайло-Архангельская церковь на Михайло-Архангельской площади (ныне сад Малишевского) была построена в начале 1900-х годов. Колокол поднят в 1916 году. Старая же деревянная разобрана и продана в ноябре 1918 года.

Покровский женский монастырь, преобразованный из женской общины в 1898 году, представлял собой ряд помещений, построенных в разные годы. Здесь размещались Параскевинская деревянная церковь 1890 года постройки и каменная церковь (1901 – 1908), дом священника из дикого камня, дом диакона, каменный корпус, корпус для общежития, 2-этажный корпус – рукодельня, просфорная, трапезная с кухней, деревянный флигель, церковно-приходская монастырская школа с 1914 года и служебные постройки. По данным отчёта 1916 года, в монастыре проживали 33 монахини и 82 послушницы. В 1925 году монастырь был закрыт и с 1926 года использовался для размещения воинских частей.

По настоящее время сохранилось здание каменной церкви и дом священника. Старая деревянная церковь монастыря сгорела в 1916 году. Церковь Преображения Господня, построенная в Орске в 1751 году, в результате частых пожаров подвергалась разрушению, отстраивалась, и в 1873 году она уже именовалась Никольской, была приписана к Спасо-Преображенскому собору, находясь в ведении благочинного Градо-Орского 13 округа.

После сильного пожара 1888 года Никольскую церковь (народное название Нагорная) было решено отстроить всю из кирпича. Закладка совершена 9 мая 1894 года, о чём свидетельствует дата на сохранившейся колокольне.

Газета «Оренбургский листок» от 10 июля 1894 года сообщала: «Строительство быстро продвигается вперёд – оканчивают уже колонны для свода купола. Церковь, судя по выставленному плану, небольшая, но красивой

архитектуры и будет видима издалека. Таким образом, осуществляется давнишнее желание орчан возобновить памятник первых шагов христианства и русского господства в Средней Азии постройкой в Орске первой каменной церкви вместо сгоревшей деревянной.

Новый храм вместе с тем должен был служить памятником посещения Орска Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в честь имени которого храм посвящён святителю и чудотворцу Николаю. На постройку этой церкви отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский), у которого строители просили благословения, пожертвовал 200 рублей».

Строительство этой церкви продолжалось несколько лет, и по отчётам Оренбургской епархии она уже числилась в 1898 году. 20 июня 1903 года выстроенный храм был освящён.

Никольская церковь считалась как бы школьной – для учащихся женской гимназии, реального, Александровского, Орского высшего начального училищ.

Некоторые из дореволюционных церковных построек представляли высокий уровень зодческого мастерства. Примечательно, что в 1910 году Никольская церковь на горе Преображенской, Михайло-Архангельская, Спасо-Преображенская соборная церковь и церковно-приходская школа при ней были включены в перечень памятников культуры и архитектуры Оренбургской губернии XIX – начала ХХ века. При церквях с 1885 года в Оренбургской епархии стали создаваться церковно-приходские школы. В Орске большой популярностью пользовалась Михайло-Архангельская школа, известная в городе как «матушкина». Здание её сохранилось по ул. Декабристов, 25.

К концу XIX века в Орском уезде было 12 церковно-приходских школ и 34 школы грамоты. Для ближайшего наблюдения за ходом школьного дела в церковных школах и инспекторского надзора за преподаванием 28 мая 1888 года епархиальным училищным Советом было учреждено Орское отделение, а с 1896 года ещё и уездный наблюдатель. Долгие годы председателем Орского отделения епархиального училищного Совета был священник Спасо-Преображенского собора Пётр Иванович Страхов (1848–11.08.1921).

В 1900 году Спасо-Преображенский собор был двухштатным, в городе насчитывалось уже 4 церкви. В Орском уезде было 40 церквей, все одноштатные, из них только 7 каменных.

Для снабжения церквей свечами в Орске был склад, где продавались свечи, церковное вино и деревянные масла.

Город рос вокруг церквей, и к началу ХХ века населения насчитывалось свыше 14 тысяч человек, дворов – 897. Жилых каменных домов к тому времени отстроили 127, деревянных – 2087.

В 1905 году в Орске существовало отделение Михаило-Архангельского братства при архиерейской кафедре. Председателем был протоиерей Павел Дроздов.

Согласно статистическому обзору Оренбургской губернии за 1910 год, в Орске проживало 21 803 человека, из них 13 893 – православного вероисповедания, остальные – единоверцы, старообрядцы, католики, лютеране, меннониты и магометане. В Орском уезде проживало 272 094 человека, из них православного вероисповедания – 134 080, единоверцев – 2574, старообрядцев – 4037, магометанского вероисповедания – 121 363 человека.

В 1910–1915 годах в Орском уезде насчитывалось 90 церквей и молитвенных домов, из них 6 церквей – в Орске. В 1918 году в Орске вопросы

содержания церковных зданий рассматривались наряду с другими на заседаниях уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов. Так, в газете «Известия Орского Совета» от 30 августа 1918 года сообщалось о заседании исполкома, где рассматривалось ходатайство православных приходов г. Орска об освобождении их от квартирной платы за занимаемые ими помещения. Было принято постановление о том, чтобы «предложить городскому комиссариату временно приостановить взимание квартирной платы со священнослужителей за занимаемые ими церковные дома в г. Орске, впредь до выяснения материального положения священнослужителей».

В 1923 году было решено образовать Орское викариатство, и в январе в Оренбурге состоялось собрание духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского). На этом собрании абсолютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую кафедру избрать вдового протоиерея Иакова Маскаева и командировать его в Москву для рукоположения в сан епископа. Протоиерей Иаков был известен в Оренбургской епархии как достойный священнослужитель и миссионер. Рукоположение было совершено епископом на покое Антонином (Грановским) и архиепископом Владимиром (Соколовским-Автономовым). Поскольку епископ Антонин уже тогда был известен как один из руководителей обновленческого раскола, каноничность хиротонии епископа Иакова (Маскаева) вызвала сомнение у большей части духовенства Оренбургской епархии. После долгих переговоров с Патриархом Тихоном, которые многократно прерывались из-за многочисленных угроз ГПУ, а также после письменного обращения в обновленческий Синод с объявлением о разрыве общения с ним епископ Иаков был признан законным архиереем. Однако в 1924 году он был арестован и выслан за пределы Оренбургской области. С его арестом викариатство было упразднено.



Священник Пётр Иванович Страхов



Орск, вид с ул. Радищева, весна 1928 года


Со второй половины 1920-х годов в Орске начинается период гонений на Русскую Православную Церковь. Начинается процесс закрытия церквей, первой из которых в 1926 году вместе с Покровским женским монастырём была закрыта Покровская церковь. На территории монастыря разместился кавалерийский полк.

Вероятно, г. Орск миновала и так называемая «Живая Церковь», то есть процесс «обновленчества» Русской Православной Церкви, который с 1920-х годов поддерживался большевиками для её раскола и ослабления влияния.

В Орске «проблема» религии и Церкви в начале 1930-х годов (1931–1934 годы) была решена в корне и, как тогда казалось, навсегда, так как в это время просто были закрыты и разобраны все церкви города, а, следовательно, и «обновлять» было нечего (осталась только колокольня Никольской церкви на горе Преображенской и частично разрушенная и реконструированная под солдатский клуб Покровская церковь бывшего женского монастыря).

В 30-е годы в городе закрыли все храмы и разобрали почти все церковные сооружения. Был издан ряд постановлений Орского горсовета (от 17 января 1931 года, 9 февраля 1932 года) о закрытии и изъятии ценностей, иконостасов и имущества Нагорной, Михаило-Архангельской церквей, Спасо-Преображенского собора и передаче их по описям на хранение в финансовый отдел. Около полутора десятков лет в Орске не было ни одной действующей церкви.



Начало разрушения Никольского храма в 1934 году


Начались репрессии и в отношении священнослужителей. В январе 1932 года в списках лишённых избирательных прав по Орскому району числилось 8 священников и 2 диакона.

Период первого, после жестоких гонений, возрождения Русской Православной Церкви в городе Орске, как и в целом в СССР, начинается с конца 1943 года и охватывает отрезок времени до начала 1960-х годов. В это время государство начало сворачивать антирелигиозную борьбу. Православные приходы стали возобновлять свою деятельность, восстанавливать храмы, порушенные и уничтоженные в годы террора 1930-х годов.

В Орске первые молитвенные собрания были разрешены только в 1946 году. Тогда открылись два молитвенных дома: Никольский (в Старом городе, ул. Кирова, 18) и Покровский (в районе пл. Васнецова, на ул. Аккермановской).

В посёлке Октябрьском г. Орска, на Никельстрое, в 1946 году открылся Иоанно-Предтеченский молитвенный дом по улице Ленина, 4. Но просуществовал он всего 6 лет – в 1951 году самовольно построенный дом снесли.

В 1947 году продолжила работу приходская община храма святителя Николая Чудотворца в пос. Заречном г. Медногорска.

При лояльном отношении властей возрождались не только храмы, возрождалась духовная жизнь города, росло количество верующих, прекратились откровенные нападки на Церковь и ярая атеистическая пропаганда.

Однако, уже к концу 1950- х – началу 1960-х годов ситуация в религиозной сфере во многом походила на ситуацию 1930-х годов. После XXI съезда КПСС (25 января 1959 года) страна ускоренными темпами строила общество, где не было места религии. Вновь начались гонения на Церковь.

Антицерковная «хрущёвская» кампания 1958 – 1964 годов нанесла серьёзный удар по Православию. В то время было закрыто большинство сельских храмов под предлогом их ненужности. В Орске в 1961 году был ликвидирован Никольский молитвенный дом и действовал только Покровский молитвенный дом (сначала, до 1975 года в районе пл. Васнецова, затем его перенесли на ул. Кирова, 18).

В Кувандыке в июле 1961 года храм Покрова Пресвятой Богородицы по решению райсовета был варварски разрушен. Только несколько икон удалось спасти и передать в храм святителя Николая пос. Заречный г. Медногорска.

Следующий период (почти до конца 80-х годов) характерен тем, что давление государства на Церковь несколько ослабло. Но подъёма церковно-приходской жизни в стране не наблюдалось. Церковь находилась в вынужденной изоляции. Была запрещена миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность. Опасно было открыто исповедовать православную веру, так как это могло серьёзно отразиться на положении людей в обществе и продвижении по работе.


Священнослужители Никольского молитвенного дома, слева направо: о. Борис Сандар, о. Сергий Дмитриев, о. Димитрий Фурашов, дьякон о. Пётр Леденёв



Освящение Покровского молитвенного дома по ул. Кирова, 18

архиепископом Леонтием, фото 1975 года


16.2 Преосвященный Ириней (Тафуня), епископ Орский и Гайский (с 2015 г.)



Епископ Ириней (в миру Сергей Петрович Тафуня) родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского района Молдавской ССР. В 1986 г. окончил среднюю школу родного села, а в 1989 г. – ПТУ г. Бельцы. В 1989 – 1991 гг. служил в рядах Вооружённых сил СССР. В 1991 – 1992 гг. был послушником наиболее почитаемого в Молдавии Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря, в 6 км южнее г. Тирасполя, в Приднестровье. В 1992 – 1996 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании которой зачислен в Московскую духовную академию. 13 апреля 1995 г. пострижен в монашество с именем Ириней. 28 мая 1995 г. рукоположен во иеродиакона, а 10 сентября 1995 г. – во иеромонаха. В 1996 – 1998 гг. исполнял послушание помощника благочинного Московской духовной академии и семинарии. В 1998 г. направлен преподавателем в Кишинёвскую духовную семинарию, а в Московской духовной академии перешёл на экстернат. Окончил академию в 1999 г., а в 2002 г. защитил дипломную работу по кафедре истории Русской Православной Церкви на тему «История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря». В июне 2009 г. на той же кафедре защитил диссертацию на степень кандидата богословия по теме «Митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони) и основанная им Кишинёвско-Молдавская митрополия». В 1998–2001 гг. – преподаватель основного богословия, философии и литургики Кишинёвской духовной семинарии. В 1998 – 2004 гг. – миссионер Кишинёвской духовной семинарии и Ново-Нямецкого монастыря, настоятель Бендерского тюремного храма апостола Андрея Первозванного. 28 ноября 1998 г. награждён наперсным крестом и набедренником. В 2000 г. назначен на должность секретаря Молдавской митрополии. В 2001 – 2004 гг. – главный экскурсовод и руководитель воскресной школы Ново-Нямецкого монастыря. В 2001–2004 гг. преподавал основное и сравнительное богословие в Бендерском духовном училище, в 2002–2005 гг. – религиоведение в Тираспольском государственном университете, философию – в местной гимназии «Талант». 20 мая 2004 г. возведён в сан игумена. В декабре 2004 г. назначен Главным представителем Молдавской митрополии в РФ. Был приписан к Новоспасскому монастырю г. Москвы, где с 2009 г. был духовным руководителем православного театра «Живая вода», с 2010 г. – директором воскресной школы и духовным руководителем детского православного центра «Имена продакшн» на Таганке, а с 2011 г. – ответственным по делам молодёжи. В течение 7 лет духовно окормлял представителей молдавской и румынской диаспор в России, регулярно проводил в Новоспасском монастыре и ближайшем храме Сорока Севастийских мучеников богослужения на национальных языках, куда собиралось до 300 человек. Поскольку в Москве нет подворья Молдавской митрополии или Румынской Православной Церкви, игумен Ириней, по сути, превратил Новоспасский монастырь в духовный центр диаспоры. Раз в месяц он выступал на телеканале «Союз» с лекциями о православии в Молдавии и Румынии. С 2005 г. был советником посла Республики Молдова в РФ. 14 октября 2006 г. награждён палицей. В 2005–2009 гг. работал преподавателем патрологии в Духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре г. Москвы. С 2010 г. участвовал в работе комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. После учреждения Орской епархии решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. избран первым епископом Орским и Гайским. 27 октября 2011 г. возведён в сан архимандрита. 22 ноября 2011 г. рукоположен во епископа. Автор 4 книг по истории Православной церкви в Молдавии: «История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря (2002, 2004), «Жизнь, деятельность и исповедничество митрополита Арсения (Стадницкого), сына молдавского народа» (2003), «История Кишинёвской Духовной семинарии» (2008), «Митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони), основатель Кишинёвско-Хотинской епархии» (2009)1.

Правящий архиерей в 2016-2017г. вел преподавательскую деятельность на историко-филологическом факультете в Орском гуманитарно-технологическом институте. В течение только 2016 г. года правящий архиерей совершил более 200 поездок по епархии, почти каждая из которых сопровождалась встречами с представителями местной власти.


Первое богослужение епископа Иринея на Орской кафедре



Свято-Георгиевский кафедральный собор г. Орска


16.3 Образование и границы Орской епархии


Орская епархия образована решением Священного Синода от 5 – 6 октября 2011 года (Журнал № 103) путём выделения из состава Оренбургской

епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Орский и Гайский. Епископом Орским и Гайским избран игумен Ириней (Тафуня), клирик Кишинёвской епархии (Журнал № 113).

Также Синод постановил включить Орскую епархию в состав новообразованной Оренбургской митрополии.

28 октября 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского.

22 ноября 2011 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской, в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского. 4 декабря 2011 года Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, прибыл к месту своего служения. В храме Покрова Пресвятой Богородицы (бывшего Покровского монастыря) в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась Божественная литургия. Провёл её глава Оренбургской митрополии Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Саракташский, в сослужении с владыкой Иринеем и духовенством новой епархии.

Затем состоялся торжественный приём по случаю назначения архиерея на кафедру Орской епархии, образованной Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 2011 года в административных границах Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского и Ясненского районов, а также Новотроицкого и Орского муниципальных образований Оренбургской области.

В торжественном приёме приняли участие глава города Виктор Франц, депутат Госдумы РФ от Оренбургской области, председатель комитета по обороне Виктор Заварзин, митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, Председатель Конгресса Молдавских диаспор, член совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Александр Калинин, духовенство епархии, представители общественности.

Границы Орской епархии совпадают с административными границами Восточного Оренбуржья. Протяжённость с запада на восток составляет порядка 400 км. Территория расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, южной оконечности Уральских гор на Южном Урале, на стыке двух частей света – Европы и Азии. На западе граничит с Беляевским и Саракташским районами Оренбургской области, на востоке – с Актюбинской областью Республики Казахстан, на севере – с Челябинской областью, на юге – с Кустанайской областью Республики Казахстан.

Территория епархии включает в себя шесть городов, одно закрытое административно-территориальное образование и восемь муниципальных районов. Епархиальный центр – г. Орск. Наиболее крупные города – Орск, Новотроицк, Гай, Медногорск, Ясный, Кувандык.



Численность населения, проживающего на территории Восточного Оренбуржья (Орской епархии) на 1 января 2017 г. – 557 тысяч 278 человек.

В регионе проживают представители 126 национальностей и этнических групп. Большинство населения Восточного Оренбуржья составляют русские – 71,3 %, казахи – 5,9 %, башкиры – 5,7 %, татары – 5,1 %, украинцы – 4,5 %, немцы – 2,2 %. Менее чем по 1 % приходится на представителей других национальностей (мордва, армяне, азербайджанцы, белорусы, корейцы и др.).

В Орской епархии 6 городов, 4 поселка городского типа, 765 сельских населенных пунктов. Крупнейший город – Орск – насчитывает 230,4 тысяч жителей, Новотроицк (88,2 тысяч) и Гай (35,2 тысяч).

По состоянию на 2016 год Орская епархия разделена на 8 благочиний: Орское, Новотроицкое, Гайское, Адамовское, Кваркенское, Кувандыкское, Медногорское, Ясненское.



Количество приходов в епархии – 49. Количество храмов (приходских, приписных, монастырских, молитвенных домов, домовых храмов, часовен) – 53. По данным на январь 2014 года в Орской епархии на приходах совершают служение 52 клирика, из них 48 – в священническом сане и 4 – в диаконском. Монашествующих (рясофор и мантия) – 14, в том числе 5 священнослужителей (из них: игуменов – 1, иеромонахов – 4).

Членами Епархиального совета являются:

- протоиерей Сергий Баранов – настоятель кафедрального собора св. вмч. Победоносца Георгия г. Орска, секретарь епархии;

- протоиерей Симеон Антипов – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Кувандыка, духовник епархии, благочинный Кувандыкского округа;

- протоиерей Александр Куцов – настоятель храма Преображения Господня г. Орска, благочинный Орского округа;

- протоиерей Сергий Кваша – настоятель храма свв. апп. Петра и Павла г. Новотроицка, благочинный Новотроицкого округа;

- протоиерей Анатолий Сопига – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (бывший женский монастырь) г. Орска;

- протоиерей Георгий Кожеватов – клирик кафедрального собора св. вмч. Победоносца Георгия г. Орска;

- священник Вячеслав Кочкин – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы пос. Адамовка, благочинный Адамовского округа;

- священник Андрей Пелипенко – настоятель храма свт. Николая Чудотворца г. Медногорска (п. Заречный).


Координацию современной церковной жизни осуществляют на 2016 г. 10 епархиальных отделов:

• отдел религиозного образования и катехизации;

• отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами;

• отдел по взаимодействию с исправительными учреждениями;

• отдел по церковной благотворительности и социальному служению;

• отдел по церковной архитектуре и иконописи;

• отдел по военно-патриотическому воспитанию и спорту;

• отдел по делам православной молодёжи;

• отдел по взаимодействию с казачеством;

• миссионерский отдел;

• информационно-издательский отдел.


Контрольные вопросы:

1) В 1751 г. в Орске на горе Преображенской какая была построена церковь?

2) В каких годах существовало Орское викариатство?

3) Какие репрессии были против священников и как были разрушены храмы в Орске?

4) Охарактеризуйте богословские труды Иринея (Тафуня), его педагогические таланты?

5) Когда была основана Орская епархия?

6) Покажите на карте границы Орской епархии?

7) После просмотра фильма «Литургия» раскройте нравственные смыслы фильма.

8) В чем специфика деятельности православных гимназий?

9) Участвовали ли вы в крестных ходах в епархиях, какую они преследуют культурную цель?

10) Какие примеры социального милосердия вас вдохновляют?

11) Какие события из жизни Орской епархии вам запомнились более всего?

Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1



1 Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский (Тафуня Сергей Петрович) [Электронный ресурс]. URL: http://www.orskeparh.ru/?content=page&id=2 (дата обращения: 20.10.2014).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!