Просмотр содержимого документа
«"История орнамента на рушнике"»
Тыгдинская МСОШ
РОЛЬ ПОЛОТЕНЦА – РУШНИКА
В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
России ( казачества)
(тезисы исследовательской работы)
Работа ученицы 8 класса Русиной Алины
Руководитель:
Басня Ирина Александровна
учитель истории
Цели и задачи исследования
- Цель исследования – изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре России
- Задачи:
- 1. Рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре России;
- 2. Проанализировать орнаментальные мотивы вышивки;
- 3. Выявить особенности народной вышивки казачества.
Актуальность проблемы
- Важность и актуальность данного исследования заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов; оно является необходимым элементом крестьянского быта. Считаю данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.
Фото из этнографического уголка
М узея «Амурского казачества» в с. Черняево Магдагачинского района
Степень научной разработанности проблемы
- К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетической значимости обращались известные учёные:
Б.А.Рыбаков
В.В.Стасов
А.Н.Афанасьев
Г.С.Маслова и др.
Методы исследования
- Намеченная в работе проблематика потребовала особого внимания к методам исследования.
- Использовались следующие методы:
- - интеграционный;
- - исторический метод;
- - метод научной объективности;
- - метод личностного подхода;
- - логический метод
Что такое РУШНИК?
- В словаре М.Фасмера « РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ», значит, рушник – оторванный кусок ткани, отрез;
- Исследователь, академик Б.Рыбаков говорит, что «рушник – изделие глубоко символичное, многозначное.
- Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками»
Фото из этнографического уголка
М узея «Амурского казачества» в с. Черняево Магдагачинского района
Рушники для родильных и крестильных обрядов
- Такие рушники несли огромную смысловую нагрузку:
младенец появлялся на свет и его заворачивали в полотенце, которое служило символическим оберегом от трудностей жизни.
Рушник многоцелевого назначения
20-30 е г.г. XX -го века
СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ
Рушник привезён
Архангельской области
( начало XX -го века)
Рушник Вологодской области
(30-е годы XX -го о века)
Рушник для обрядов периода сбора урожая
- Как правило, такие рушники украшены традиционной вышивкой – КРАСНЫМ ПО БЕЛОМУ.
- Вышитые символы – РОМБЫ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СВАСТИКА, ФИГУРА БОГИНИ-БЕРЕГИНИ МАКОШЬ – говорят о том, что полотенце предназначалось для обрядов осеннего сбора урожая.
Фото из этнографического уголка
М узея «Амурского казачества» в с. Черняево Магдагачинского района
Обрядовая роль полотенца - рушника
- 1. РУШНИК – непременный атрибут всех народных праздников, обрядов;
- 2. РУШНИК - олицетворение человеческой жизни, символ судьбы, космического пространства;
- 3. РУШНИК – украшение северной избы, церкви, часовни;
- 4. РУШНИК – знаменитый символ русского гостеприимства
Орнаментальные мотивы вышивки
1. Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В.В.Стасов , отыскавший финские и иракские влияния в вышивке;
2. Ф.И.Буслаев усмотрел азиатское, позднеримское, византийское, германское влияния;
3. Исследователь В.А.Городцов увидел дако-сарматские элементы;
4. Этнограф Е.Н.Клетнёва возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока».
Мотивы вышивки
- Зооморфные мотивы
- Растительные мотивы
- Геометрические мотивы
- Культовые (встречаются редко)
- Бытовые (встречаются редко)
Растительный орнамент на рушнике
Экскурсия в музей
Путешествуя по музею
Заключение
- Рушник – единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы. До сих пор рушник используется при встрече дорогих гостей, в свадебных обрядах, на праздниках и похоронах.
Список литературы
- 1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое , 2002, Народное творчество, №7
- 2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., 1984
- 3. Горбунова Р.В. Русь – синеокая страна, 2007, №25
- 4. Голубкова О.В. Образ богини – Матери в традиционной культуре Русского Севера, Петрозаводск, 2003
- 5. Кожевникова Л. Ткачество Кокшеньги, Вологда, 1962
- 6. Маслова Г.С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке, Советская этнография, 1970, №6
- 7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981
- 8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996