СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности.

Просмотр содержимого документа
«История образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 » Исследовательский проект по истории «История образования» Автор: Демин Иван ученик 7б класса МАОУ «СОШ №10» Руководитель: Шайхутдинова Ольга Борисовна учитель истории МАОУ «СОШ №10» Миасский городской округ, 2018г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 »

Исследовательский проект по истории «История образования»

Автор: Демин Иван ученик 7б класса МАОУ «СОШ №10» Руководитель: Шайхутдинова Ольга Борисовна учитель истории МАОУ «СОШ №10»

Миасский городской округ, 2018г.

Цель:  Я выбрал эту тему, потому что хочу изучить этапы становления образования в России

Цель: Я выбрал эту тему, потому что хочу изучить этапы становления образования в России

Задачи:   1. Изучить как становилось образование  2. Рассмотреть как развивалось образование  3. Выявить какие особенности существуют в современном образовании России

Задачи:

1. Изучить как становилось образование 2. Рассмотреть как развивалось образование 3. Выявить какие особенности существуют в современном образовании России

Гипотеза: возможно образование за все свое время существования изменилось в лучшую сторону

Гипотеза: возможно образование за все свое время существования изменилось в лучшую сторону

Введение:  Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности.

Введение: Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности.

Образование в Киевской Руси XI в.   Образование на Руси зародилось в XI веке. Первые школы появились в Киеве при Ярославе Мудром. Постепенно появилась широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. «Дворцовая школа» при Софийском соборе. Работала, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также  было несколько женских школ. Высшая феодальная знать учила детей часто на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения.

Образование в Киевской Руси XI в.

Образование на Руси зародилось в XI веке. Первые школы появились в Киеве при Ярославе Мудром. Постепенно появилась широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. «Дворцовая школа» при Софийском соборе. Работала, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также  было несколько женских школ. Высшая феодальная знать учила детей часто на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения.

Первый русский букварь появился в 1574 году который напечатал Иван Федоров   В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в  привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Первый русский букварь появился в 1574 году который напечатал Иван Федоров

В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в  привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Образование в XVI-XVII в.в   Во время монголо-татарского нашествия так широко развивающееся массовое образование на Руси было приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Первый год учили алфавит, второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми. В конце XVI века появились первые печатные учебники Азбука и Грамматика.

Образование в XVI-XVII в.в

Во время монголо-татарского нашествия так широко развивающееся массовое образование на Руси было приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Первый год учили алфавит, второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми. В конце XVI века появились первые печатные учебники Азбука и Грамматика.

Образование в XVI-XVII веке    До нас  дошла чудом сохранившаяся ценнейшая  рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и  написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя.

Образование в XVI-XVII веке 

До нас  дошла чудом сохранившаяся ценнейшая  рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и  написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя.

Школьная реформа при Петре I (1682-1725) Наиболее важным компонентом внедренных реформ Петр I считал развитие светского, ориентированного на Европу образования. В этой связи было принято решение об открытии государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских и верхушки посада.   В России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Так, в 1701 году основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и другие школы, пребывавшие под опекой соответствующих государственных органов. Первая школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве 27 августа 1701 года. Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа. В этот период приоритетной государственной задачей считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности, религиозности. 

Школьная реформа при Петре I (1682-1725)

Наиболее важным компонентом внедренных реформ Петр I считал развитие светского, ориентированного на Европу образования. В этой связи было принято решение об открытии государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских и верхушки посада.  

В России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Так, в 1701 году основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и другие школы, пребывавшие под опекой соответствующих государственных органов. Первая школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве 27 августа 1701 года. Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа. В этот период приоритетной государственной задачей считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности, религиозности. 

Школьная реформа Екатерины II (1762-1796)   В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60—70 тыс. учеников. Была сложена новая формулировка школьных задач: воспитывать, а не только обучать. В основе всего был гуманитарный идеал, который зародился в период Возрождения. Он проповедовал «уважение к свободе и правам личности», а также исключал из педагогики всякое проявление принуждения и насилия.

Школьная реформа Екатерины II (1762-1796)

В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60—70 тыс. учеников. Была сложена новая формулировка школьных задач: воспитывать, а не только обучать. В основе всего был гуманитарный идеал, который зародился в период Возрождения. Он проповедовал «уважение к свободе и правам личности», а также исключал из педагогики всякое проявление принуждения и насилия.

Образование при Николае I (1825-1855) При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Развивается система высшего образования: в 1828 г. Технологический институт в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт.

Образование при Николае I (1825-1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Развивается система высшего образования: в 1828 г. Технологический институт в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт.

Образование при Александре II (1855-1881) Отмена крепостного права Александра II , успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения. В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение. В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Образование при Александре II (1855-1881)

Отмена крепостного права Александра II , успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Образование в СССР (1918-1940)

В октябре 1918 года введено положение, которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых, представленной «ликвидационными пунктами» и школами ликвидации неграмотности. К концу 30-х годов удалось достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4 %, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн неграмотных и около 40 млн малограмотных людей разных возрастов. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников, имеющих высшее и среднее образование, в 1939—1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.

Образование в СССР (1949-1991) В 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, так как в школы поступали дети рожденные в годы войны, когда рождаемость в условиях военного времени (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась. В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста. В средней общеобразовательной школе (9-10 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

Образование в СССР (1949-1991)

В 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, так как в школы поступали дети рожденные в годы войны, когда рождаемость в условиях военного времени (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась. В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста.

В средней общеобразовательной школе (9-10 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

Образование в Российской Федерации Схема системы образования в РФ выглядит так: Первое звено - дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии). Второе звено - общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование. Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи). Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии). Пятое звено - послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Образование в Российской Федерации

Схема системы образования в РФ выглядит так: Первое звено - дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).

Второе звено - общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.

Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).

Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии).

Пятое звено - послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Вывод: За все свое время существования система образования изменилась в лучшую сторону. Оно стало бесплатным, общедоступным, обязательным, позволило повысить уровень грамотности населения.

Вывод:

За все свое время существования система образования изменилась в лучшую сторону. Оно стало бесплатным, общедоступным, обязательным, позволило повысить уровень грамотности населения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!