СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История казачества в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История казачества в России»

Классный час « Что мы знаем о казаках?»

Класс: 5



Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:

1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .

3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.



Ход мероприятия



О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о них? Откуда они появились?



Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Народ этот в XIX-XX вв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой.



Есть и другие варианты в историях происхождения казаков. Суть этих вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы – разбойники, которые со временем обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутся охраной государственных рубежей.



Точное происхождение казаков неизвестно.



Определение казачества



Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.



Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.



Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.



В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.



Внешние общие характеристики казаков



Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.



Характер казаков



Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.



Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.





Происхождение казачества



Существует множество теорий возникновения казачества:



1. Восточная гипотеза.



По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.



Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.



Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.



О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»



Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.



После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.



В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.



Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.



2. Славянская гипотеза



По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.



По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Казаки в истории



В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

В московском государстве XVI и XVII веков казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных.



С XIX века до Октябрьской революции казаки в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.



В начале XX века в состав русской гвардии входили три казачьих полка. Во время гражданской войны большинство казаков выступили против советской власти. Казачьи области стали опорой Белого движения. Крупнейшими антибольшевистскими вооружёнными формированиями казаков были Донская армия на юге России, Оренбургская и Уральская армии – на востоке. В то же время часть казаков служила в Красной армии. После революции казачьи войска были расформированы.



В 1936 году были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:



«Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...»





С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко – кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев – родовой уральский казак-кряшен, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко – терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев – донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов – донской казак,

1. Казаки и родители.

Почитание родителей-

Всех правил изумительней авторитет отца и матери,

Самым главным казаки ставили.

Крестная мама дочку хозяйству обучала,

Пока родная - по дому хлопотала.

Ну а крестный отец

Сына военному искусству обучал,

Чтобы тот был храбрый боец,

И знал « по чем фунт лиха», наконец.

Величали мать и отца на «Вы».

Казачата,

будьте уважительны ко взрослым и вы!

2. Отношение к старшим.

Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.

Уважали и старшую сестрицу.

Она мать заменяла,

возилась с детьми,

была мастерицей.

Детям, тем, кто баловался и бил баклуши,

Мог и посторонний казак надрать уши.

3. Казаки и гости.

Гость считался божьим посланцем,

Никто его не мог тронуть и пальцем.

Гостя любили, уважали,

На лучшее место за столом сажали.

Казаки должны помогать друг другу:

Накормить, обогреть, напоить гостя,

Подтянуть коню подпругу.

При этом ценилась в казаках честность и сила духа. Учитель

Соблюдайте правила и обычаи казачества.

А еще силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем.

Сильнее этой дружбы на всем свете нет.



Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне.



О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:

Давайте их прочитаем

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Казак без коня, что солдат без ружья

Казак родился – Отчизне пригодился.

Казачье братство милее богатства.



Кроме пословиц и поговорок существуют казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.



Казачьи заповеди. (Каждую заповедь дети быстро по очереди произносят)

1.ЛЮБИ РОССИЮ, ИБО ОНА ТВОЯ МАТЬ, И НИЧТО В МИРЕ НЕ ЗАМЕНИТ ТЕБЕ ЕЕ.

2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ



3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"



4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ



6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ



9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА



10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ



Много загадок можно встретить изучая историю казачества. Давайте попробуем отгадать некоторые.



Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)



Летит птица крылата,

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет. (Стрела)



Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).



На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)



Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)



Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)



7.Погоны желтые, шашки острые, Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)



3. Казачество и молодежь

Когда в 2001 году в Рыльске атаманом Курской региональной общественной организации «Молодежное казачье движение» Святославом Ивановичем Ляховым был образован казачий кадетский корпус, в него буквально хлынул поток ребят.

Как сообщает администрация Курской области, желающих они изучать Закон Божий, историю Россию, российского казачества, спортивные и военные науки было много, но поскольку принимают туда только с 14 лет, в 2004 году решено было на базе корпуса создать для более юных отдельное подразделение – военно-спортивный клуб «Барс». Идея его создания принадлежит руководителю казачьего кадетского корпуса Валерию Бинюкову, который и возглавил клуб.

Что такое хорошая военная и спортивная подготовка, Валерий Анатольевич знает не понаслышке: в свое время прошел срочную службу в особом подразделении Таманской дивизии – мобильных силах мгновенного реагирования.

Воспитанники клуба изучают те же науки, что и кадеты. Занятия проходят ежедневно, кроме выходных, в спортивном зале агроколледжа, в котором Бинюков является руководителем физического воспитания.

Быть настоящим мужчиной, настоящим человеком - это основной девиз, жизненный принцип ребят. Общие начала объединяют воспитанников в одну большую семью, где все они братья и сестры. Этому учит и Закон Божий, постигать который ребятам помогают настоятель Покровского храма иерей Роман и священнослужитель Свято-Николаевского монастыря иеромонах Игнатий.

Воспитанники Валерия Бинюкова стабильно показывают высокие результаты на соревнованиях, как областных, так и межобластных, завоевывая призовые места. За год они принимают участие в соревнованиях по пяти – шести видам.

Выпускники кадетского корпуса служат в подразделениях специального назначения, многие учатся в высших военных и спортивных учебных заведениях страны.





Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!