СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История казачества Иркутской области

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История казачества Иркутской области»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа №21»

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей начальных классов

руководитель ШМО

________________________

Протокол №_____от

«____»___________2021 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «ООШ №21»

________________________

«____»___________2021 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ №21»

Абдулова И.П._____________

Приказ № _____

От «____»_____________2021г.










Программа учебного предмета

"История казачества Иркутской области"















Составила:

Якутина Надежда Станиславовна



Ангарск,

2021г.



Пояснительная записка

На современном этапе роль школы в формировании у ребенка ценностных ориентиров, приобщении его к культурным и социально-историческим традициям российского общества является неоспоримой. Эта задача не только диктуется государством, но и возлагается социальным заказом и ожиданиями родителей.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Так определены следующие направления воспитания подрастающего поколения:

– гражданское воспитание;

– патриотическое воспитание;

– духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традициях;

– приобщение детей к культурному наследию;

– популяризация научных знаний среди детей;

– физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

– трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

– экологическое воспитание.

Стратегия развития воспитания приоритетной задачей рассматривает «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». При этом важно опираться на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идёт сложный, противоречивый процесс возрождения казачества.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.



Актуальность программы позволит рассматривать развитие общего и дополнительного образования в школе на основе историко-культурных традиций казачества как одно из приоритетных направлений региональной образовательной политики и направлена на выполнение основных целей и задач, которые вытекают из: государственной политики Российской Федерации в сфере образования и поддержке российского казачества, Стратегии развития российского казачества до 2020 г., Федерального закона № 273 ФЗ «Об образовании в РФ» и реализуется школой в совместной деятельности с органами казачьего правления, родителями обучающихся, религиозными организациями, с центрами возрождения казачества, музеями истории казачества, воинскими формированиями, общественными организациями, предприятиями, всеми заинтересованными лицами.












Общая характеристика учебного курса

«История казачества Иркутской области»


Учебный курс «История казачества Иркутской области» казачества» использует воспитательные возможности содержания учебного предмета «История России», «История Иркутской области», «История казачества России» в рамках модулей «Курсы внеурочной деятельности», уроки истории, определяемого Программой воспитания.

Казаки... Одиннадцать казачьих войск... Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы. У каждого войска была своя история - у одних не менее древняя, чем само Российское государство, у других недолгая, но тоже славная. Каждое войско имело свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом. У каждого войска были свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России.

«Они изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкостью и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, - были единственной в мире, неподражаемой и несравненной конницей. Они были природными конниками.

Красота их мирного полкового быта, с из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», - так описывал казаков в начале XX в. один из последних донских атаманов. И объяснял: «Они сами стали такими. Их закалила в боях на границе история».

Казаки участвовали во всех войнах России. Когда армии шли вперед, они были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска отступали, казаки прикрывали их отход, раскинув непроницаемую завесу своей казачьей лавы. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их мелкие отряды растрепали, растащили, «разворовали» «великую армию» Наполеона, как только она вторглась в Россию. Вместе с А.В. Суворовым они с одними укороченными пиками взлетели на неприступные стены Измаила, вместе с ним перешли снежные Альпы, где грелись лишь дыханием поставленных в кружок лошадей. И в XX в., когда траншеи и колючая проволока опоясали линии фронта, они проявили себя наиболее стойкими, умелыми вои­нами. Их полки не знали дезертирства, не знали, что такое «попасть в плен». А когда казаки все-таки прорывались в тыл противника и там рейдами и налетами кромсали вражеские коммуникации, то сами пригоняли сотни пленных.

Меньше известна, как бы за кадром остается обыденная тяжелая пограничная служба, которую несли казаки.

Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины минуты казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. И казаки беззаветно любят свою Родину.

В единстве страны - залог процветания ее народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей. Формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества.

Формирование национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, может стать духовным стержнем возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Цель курса: развитие школьной системы казачьего образования, удовлетворение потребностей в качественном образовании, духовно-нравственном и гражданском становлении физически здоровой, образованной, свободной, гуманной, творческой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов, проявляющей национальную и религиозную терпимость, обладающей качествами гражданина и патриота.

Программа направлена на осознание школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи, личности будущего выпускника школы, его социальную и предпрофильную адаптацию.

Достижению этих целей должна быть подчинена вся образовательная система, весь уклад жизни образовательной организации, позволяющий решить задачи:

- углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

- развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности и восприятие казачества как части общей истории Российской государственности;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

- развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

- укрепление и сохранение культурно-исторических казачьих традиций в казачьей семье.

Программа состоит из разделов:

- «Происхождение казачества» 5 класс

- «Жизнь и быт казаков России» 6 класс

- «Организация жизни казака» 7 класс

- «Освоение казаками Сибири» и «Участие казаков в жизни Российского государства» 8 класс

- «Жизнь казаков в революционный и послереволюционный периоды», «Возрождение и жизнь казаков в современном мире» 9 класс


Место учебного курса

«История казачества Иркутской области» в учебном плане


Учебный курс направлен на формирование системы позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в части гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Рекомендуется для реализации на уроках и внеурочной деятельности в 5–9 классах. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий) – 1 час в неделю (36 ч. за год).






















Планируемые результаты

Освоение учебного курса «История казачества Иркутской области» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

Личностные результаты.

Гражданское воспитание: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в жизни семьи, образовательной организации.

Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности, проявление интереса к познанию истории, культуры, своего края; истории, культуры российского казачества; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, историческому наследию, памятникам и традициям казачества; к ценностным основам традиционной культуры, бытовых и духовных традиций, правил поведения казаков.

Духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях российского казачества; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков.

Эстетическое воспитание: осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли культурных традиций казачества как носителя фольклора и традиционной культуры.

Ценности научного познания: осмысление знаний о становлении российского казачества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории развития российского (иркутского казачества).

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения; представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека.

Трудовое воспитание: понимание значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека.

Экологическое воспитание: активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к меняющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение учащимися социального опыта, норм и правил общественного поведения;

- форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью; представления об изменениях природной и социальной среды;

- об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям;

- о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты изучения курса в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации (тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника.

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

самоорганизация: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы;

самоконтроль: владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;

эмоциональный интеллект: в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения;

принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; открытость себе и другим.

Предметные результаты.

– приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;

– определять место исторических событий во времени;

– использовать историческую карту как источник информации о расселении казачества; о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов;

– расширение представлений о разных эпохах истории развития российского (сибирского) казачества;

– давать оценку наиболее значительным событиям истории развития российского (сибирского) казачества;

– знать структуру и направление деятельности казачьего войска;

– систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по развитию казачества;

– описывать условия существования, основные занятия, уклад жизни традиционной казачьей семьи; традиции, особенности проведения обрядовых праздников казачества; основные ремесла, виды декоративно-прикладного искусства казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий, основные памятные сооружения, связанные с историей казачества;

– понимать основы духовной жизни казаков, 

– реконструировать основные праздничные обряды;

– выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

– выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам декоративно-прикладного искусства казачества;

– составлять описание положения и образа жизни казачьей семьи, памятников художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях казаков.








Содержание курса
5 класс (34 часа)

Тема 1. Введение (3 часа)
Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества. Исторические источники о предшественниках казаков. Казачество – особое служилое сословие. Влияние геогра-фического положения на образ жизни предшественников казачества. Территориальный ареал их расселения.
Тема 2. Теории происхождения казачества (древние века)(10 часов)
Скифия. Ка-Саки. Аланы и Сарматы. Царство Боспорское. Касаровцы. Дух Эллады. Морские походы. В горах Кавказа. Гунны и Хазары. Бортники.

Тема 3. Средние века (21 час)

Хазарский каганат. Население и власть Хазарии. Хазарская империя. От язычества к христианству. Узы и торки. Славяне и Русы. Падение Хазарии. Томаторкань. Приазовье и Дон. Юный князь Мстислав. Держава Мстислава Храброго. Томаторканское наследство. Черные Клобуки казачьей народности. Начало служилых казаков. Беспокойные соседи. На своих реках. Казачьи общины. Первые Монголы. Татары завоеватели. В царстве хана Бату.




6 класс (34 часа)

Тема 1. Средние века (13 часов)

Днепровско –бугский клин. Сарайская епархия. Русская дань. Ислам. Литва. Куликовская битва. Трагический перелом. Развал Золотой Орды. В Литве и за поросьем. Около Московии. В Черкесии. На диком поле и в ордах. Итоги средних веков.

Тема 2. Жизнь и быт первых казаков (9 часов)
Первые казачьи поселения и хозяйство.
 Основные занятия: охота и рыболовство. Кочевники-охотники и кочевники-скотоводы, их основные отличия. Полевые станы. Коллективизм. «Баранта» - особый род казачьих занятий. Огородничество.
Станичные ремесла: кожевенное дело, кузнечество, гончарство, виноделие и др.
Общественное устройство. Самоуправление. Территория, устройство и население казачьей станицы. Круг. Круги валовые, войсковые и полковые. Атаман и есаулы. «Подписные старики». Выборы Атамана. Приведение Атамана к присяге. Перевыборы Атамана. Преступления и наказания в казачьей общине. Казачье «войско».
Тема 3. Религиозные верования и культура казаков (12 часов)
Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников. Погребальный обряд. Покров. День матери-казачки. Традиция почитания шапки. Культ коня. Преемственность греческой, славянско-христианской, тенгрианской культур.
Христианство в степи. Казачьи храмы. «Дикое поле» - часть мировой и христианской цивилизации. Первые легенды о крещении казаков. Слияние тенгрианства и христианства. Две православные епархии – Подонская и Сарская. Как выглядели древние храмы казаков.
Церковные традиции. Мировоззрение.

Г.Сковорода. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой. Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины. Воинские братства казаков. Философия «смерти за други своя».











7 класс (34 часа)

Тема 1. Организация жизни и быта казаков XVI – XIX вв. (11 ч)
Курень. Происхождение названия «курень». Влияние речной культуры Нижнего Дона и Предкавказья на конструкцию куреня. Строение современного куреня.
Усадьба. Основные строения и наделы казачьей усадьбы. Стряпка. Особенности казачьей кухни.
Городок, станица, хутор. Боевые особенности казачьих поселений.
Основные занятия. Хозяйство и земледелие. Основные части земли станичного или хуторского юрта – паевые, войсковой запас, личные. Особенности рыболовства, багрение.
Животноводство и коневодство. Охота. Пастушество, отгонное скотоводство, коннозаводство и коневодческая работа.
Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение.
Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка». Преемственность традиций народов Великой степи, пережитки матриархата. Права и обязанности казачки.

Мужской костюм. Старинный костюм, скифское влияние на традиционную казачью одежду. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе.
Женский костюм. Отличия казачьего женского костюма от других женских костюмов России. Тюркская основа костюма. Значение кружев и вышивки в костюме. Старинный костюм; костюм петровского времени, костюм XIX века. Головные уборы. Символика украшений.
Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы – неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. «Исправность» в народной казачьей культуре.

Казачьи регалии и символы Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн. Судьба казачьих регалий

Тема 2. Развитие культуры и духовной жизни в XVI – начале XX в. (3 ч.)
Казачий фольклор и театр. Грамотность. Речевая культура. Сказки-диалоги, сказки -былички. Апокрифы – сказки на библейские сюжеты. Казачьи песни. Народная драма. Театральные пьесы («Ермак», «Степан Разин», «Александрово действо»).
Образование и просвещение. «Навычное» обучение. Выдающиеся деятели науки и культуры: Г.С. Сковорода, И.И. Железнов, Ф.Д.Крюков, И.К.Краснов и его потомки и др.
Народная медицина. Мануальная терапия: «вытаптывание». Врачевание и хирургические операции. «Травознаи». Знахарство.
Тема 3. Казаки на государственной службе (1 ч.)
Первые упоминания о вольных казаках на Дону. Начало войска Донского. Начало Оренбургского и Терского войск. Начало запорожского войска. Начало сибирского войска. Начало уральского войска. Запорожская Сечь, ее отношения с Польшей и Крымским ханством. Казаки расширяют державу. Служилое казачество в России. Городовые и полковые казаки. Распространение казаков на Каспий, Яик и Кавказ. Устройство Илецкой и новой линии. За веру и волю. Письмо турецкому султану. Казаки Симбирские, Закамские, Пензенские, Сызранские…Первые казаки на Кубани. Реформы в казачьих войсках. Народное образование в войсках. Основные центры казачьих сообществ.

Отношение московских царей к казакам. Вольные казаки на службе России в XVI в. Участие казаков при покорении казанского ханства.







8 класс (34 часа)

Тема 1. Присоединение Сибири (3часа)

Открытие и присоединение Сибири. «Отписки» и «сказки» землепроходцев. Освоение сибирских просторов.

Тема 2. Поход Ермака и покорение Сибирского ханства (6 часов) 

Исторические версии происхождения Ермака в различных источниках. На службе у Строгановых. На границе с сибирским ханством. Казачья дружина идет за Урал. Поход Ермака и покорение Западной Сибири. Смерть Ермака. Долгий путь к Байкалу. Победы и поражения. Из Забайкалья на Амур.

Тема 3. Забытые казачьи имена. (1 час)

Казаки-землепроходцы в Сибири в XVII в. Землепроходецы атаман Курбат Иванов, Яков Похабов, Мартын Васильев, Семен Скорожод.

Тема 4. Освоение казачеством Прибайкалья (1628-1686г.г.) (5 часов)

Первопроходцы. Осваивание новых земель. Образование первых поселков (острогов). Особенности быта и организации управления на Иркутской земле. Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного храма и священника. Православный календарь. Основные религиозные

праздники. Войсковые религиозные праздники. Участие казаков в боевых походах. Албазинская эпопея и Нерчинский договор, на страже Забайкальской границы после Кяхтинского договора.

Тема 5. Создание Забайкальского казачьего войска.

Генерал-губернатор Н.Н.Муровьев, в судьбе Забайкальского казачества. Из крестьян в казаки, Забайкальцы на Амуре в период Крымской войны; Айгунский трактат и дальнейшее переселение забайкальцев на Амур; военные реформы Милютина в казачьих войсках; организационная структура Забайкальского казачьего войска в 1878г.; первая мобилизация забайкальских казаков; состояние Забайкальского казачьего войска в конце XIX столетия.

Тема 6. Иркутские казаки на службе государю. (4 часа)

Охрана железнодорожных путей сообщения, участие в войне с Маньчжурией, старшинство

иркутского казачьего войска, казачьи восстания Прибайкалья (вторая половина 17- начало 18 века), социально-экономическое положение иркутского казачества, «полицейские служители».

Тема 7. Реформы казачьего населения восточной Сибири (1822-1871). (4часа)

Положение от 22 июня 1822г. О создании иркутского, енисейского и якутского городовых казачьих полков, положение от 4 января 1851г. О создании иркутского и енисейского конных казачьих полков, положение от 19 мая 1871г. Первое «расказачивание» и его последствия, создание иркутского и енисейского казачьих войск (1871), Военные походы сибирцев во 2-й половине XIX в

Тема 8. Попытка создания четвертого отдела сибирского казачьего войска (1899-1903) (2 часа)

Комиссия войского старшины Путинцева, Иркутские и Енисейские казачьи станицы, крах реформы, новые попытки реформирования восточносибирского казачьего населения.

Тема 9. Казачье население восточной Сибири: расселение численность и социальное устройство (1900-1916гг.)

Расселение, численность и национальный состав, образовательный уровень и нравственность казачества, общественное устройство казачества,

Тема 10. Землеустройство казачества Прибайкалья, Енисея и Якутии.

Земельная обеспеченность казачества к началу 20в., первое землеустройство иркутского казачества, второе землеустройство казачества.

Тема 11. Хозяйственная деятельность Иркутских казаков.

Земледелие, животноводство, экономика городового казачьего хозяйства, экономика станичного казачьего хозяйства,

Тема 12. Военная служба казачьего населения восточной Сибири (конец19-начало20в).

Воинская повинность Иркутских казаков, попытка создания инородческих казачьих полков (1898-1901г.), воинская повинность после реформы, воинская дисциплина в казачьих подразделениях, командный состав и боеготовность казачьих подразделений, «оказачивание» инородного населения.

Тема 13. Полицейская служба казачества Приангарья.

Полицейская служба Иркутских казаков, бунт иркутского казачьего дивизиона, полицейская служба в межреволюционные годы, казаки на службе горно-полицейской страже, «Забытый полк».

Тема 14.Казачество в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. (3 часа)

Основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Дальневосточ-ный конфликт. Начало войны, действия Забайкальской казачьей конной бригады, сражение на реке Ялу, казачьи части в военных действиях на суше, бои под Ляояном, Шахэйское сражение, набег на Инкоу, бои под Сандепу. Портсмутский мир. Награды казаков и казачьих частей за подвиги в основных сражениях войны.




9 класс (34 часа)

Тема 1. Революция 1905 – 1907 гг. и участие в ней казачьих частей. (2 часа)

«Кровавое воскресенье». Причины и начало революции. Противоречивое отношение к ней казачества. Казачьи части на службе царскому правительству. Антиправительственные выступления казаков.
Тема 2. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. (3 часа)

Начало войны, основные цели, противоречия и силы сторон. Мобилизация казачьих частей в кавалерийские войска России. Казаки в сражениях 1914, 1915, 1916 гг., забайкальцы на Кавказском фронте, действия забайкальцев в Турции и в Персии, казаки в период 1916г.,

Тема 3. Ликвидация забайкальского казачества и перспективы его возрождения.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г.. Объективные и субъективные причины революции. Борьба фронтовиков за сохранение казачества. Восстановление высших органов казачьего самоуправления. Политические кризисы власти. Корниловский мятеж. Октябрьский переворот в Петрограде. Начало противостояния.

Тема 4. Казачество в Гражданской войне. (4 часа.)
Казачество в конце 1917 – начале 1918 гг . Большевики и казачество. Октябрьский переворот и его последствия в судьбе казачества. Белые и красные казаки. Первые вспышки Гражданской войны. Антибольшевистское выступление атамана А.М.Каледина на Дону. Антисоветское движение оренбургских казаков на востоке страны под командованием атамана А.И. Дутова. Особенности позиции казачества в советизации территорий казачьих войск. Возрождение Забайкальского казачества проблемы и перспективы.

Тема 5. Расказачивание. (3 часа) 

Точки зрения идеологов «мировой революции» на казачество в будущей модели общества. Массовые выступления казаков против советской власти. Поход генерала П.Н.Краснова на Петроград. «Белые» казаки. Казаки в «мятеже» адмирала А.В. Колчака. А.И.Дутов – Верховный походный атаман всех казачьих войск. «Красные» казаки. «Расказачивание». «Красный террор» на казачьих территориях. Трагедия казачества.

Тема 6. Казачье население восточной Сибири: расселение численность и социальное устройство (1900-1916гг.)

Расселение, численность и национальный состав, образовательный уровень и нравственность казачества, общественное устройство казачества,

Тема 7. Землеустройство казачества Прибайкалья, Енисея и Якутии.

Земельная обеспеченность казачества к началу 20в., первое землеустройство иркутского казачества, второе землеустройство казачества.

Тема 8. Хозяйственная деятельность Иркутских казаков.

Земледелие, животноводство, экономика городового казачьего хозяйства, экономика станичного казачьего хозяйства,

Тема 9. Военная служба казачьего населения восточной Сибири (конец19-начало20в).

Воинская повинность Иркутских казаков, попытка создания инородческих казачьих полков (1898-1901г.), воинская повинность после реформы, воинская дисциплина в казачьих подразделениях, командный состав и боеготовность казачьих подразделений, «оказачивание» инородного населения.

Тема 10. Полицейская служба казачества Приангарья.

Полицейская служба Иркутских казаков, бунт иркутского казачьего дивизиона, полицейская служба в межреволюционные годы, казаки на службе горно-полицейской страже, «Забытый полк».

Тема 11. Казачество в XX в. (7 часов.)
Казаки в эмиграции. 

Принудительная мобилизация как одна из причин эмиграции забайкальских казаков в начале 20-х годов XX века Численность и география расселения казачьей эмиграции. Жизнь казаков за границей. Казачьи станицы в Харбине, Создание Восточного казачьего союза в Харбине , Посемейные списки казачьих станиц на Севере Китая, как источник по истории забайкальского казачества в эмиграции во второй половине 30-х годов XX века; Политические настроения и организации казаков-эмигрантов. Хозяйство и быт в эмиграции. Культура казачьего зарубежья.

Тема 12. Казачество в период существования «первой» Советской власти (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.)

казачество в период Гражданской войны в Сибири (1918–1920 гг.), Политическая деятельность казачества. Взаимоотношения с антибольшевистскими правительствами Сибири (1918–1920 гг.), Участие енисейских казаков в боевых действиях в годы Гражданской войны (1917–1920 гг.), казачество после завершения. Гражданской войны в Сибири (1920–1922 гг.)

Тема 13. Казаки в 20 – 30-е гг. XX в. 

Репрессии в отношении казачества со стороны советской власти. Реэмиграция. Ликвидация казчества как военного сословия и политической силы. Коллективизация в казачьих землях. Постановление ЦИК СССР 1936 г. об отмене ограничений в отношении службы казаков в РККА. Социально-эконо-мическое и политическое положение казаков на территории Енисейской губернии в 1920–1922 гг

Вторая мировая война. Германская политика в отношении белоэмигрантского казачества в Европе. Участие их в войне нацистской Германии против Советского Союза. Восстановление традиционного казачьего самоуправления на оккупированных территориях. Трагедия Лиенца.
Формирование новых казачьих частей в СССР. Казачье добровольческое движение в начале Великой Отечественной войны. Подвиги казаков на фронтах Великой Отечественной войны. Итоги войны и её последствия для казачества.
Возрождение казачества. Возрождение казачьего войска проблемы и перспективы, Казаки в 50 – 80-гг. XX в. Казачье движение 90-х гг. Первый Большой казачий круг 1990 г. Совет атаманов Союза казаков 1990 г. Принятие «Декларации казачества России». Новые отношения казачества и власти.
Деятельность современного казачества. Преемственность традиций, обычаев и военного искусства казаков казачьими кадетскими корпусами России. Роль и место возрождающегося казачества






























Календарно-тематическое планирование

5 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов


Введение (3 ч.)


1

Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества.

1

2

Исторические источники о предшественниках казаков. Казачество – особое служилое сословие.

1

3

Влияние географического положения на образ жизни предшественников казачества. Территориальный ареал их расселения.

1

Теории происхождения казачества (древние века) (10 ч.)

4

Скифия.

1

5

Ка-Саки

1

6

Аланы и Сарматы

1

7

Царство Боспорское

1

8

Касаровцы

1

9

Дух Эллады.

1

10

Морские походы

1

11

В горах Кавказа

1

12

Гунны и Хазары

1

13

Бортники

1

Средние века (21 час)

14

Хазарский каганат.

1

15

Население и власть Хазарии.

1

16

Хазарская империя

1

17

От язычества к христианству.

1

18

Узы и торки.

1

19

Славяне и Русы

1

20

Падение Хазарии

1

21

Томаторкань.

1

22

Приазовье и Дон.

1

23

Юный князь Мстислав.

1

24

Держава Мстислава Храброго

1

25

Томаторканское наследство

1

26

Черные Клобуки казачьей народности.

1

27

Начало служилых казаков.

1

28

Беспокойные соседи

1

29

На своих реках

1

30

Казачьи общины.

1

31

Первые Монголы.

1

32

Татары завоеватели.

1

33

В царстве хана Бату.

1

34

Днепровско –бугский клин.

1


Итого

34










6 класс (34 часа)


Тема занятия

Кол-во часов

Средние века (13 ч.)

1

Днепровско –бугский клин.

1

2

Сарайская епархия

1

3

Русская дань.

1

4

Ислам

1

5

Литва.

1

6

Куликовская битва.

1

7

Трагический перелом.

1

8

Развал Золотой Орды.

1

9

В Литве и за поросьем

1

10

Около Московии

1

11

В Черкесии.

1

12

На диком поле и в ордах.

1

13

Итоги средних веков


Жизнь и быт первых казаков (9 ч.)

Первые казачьи поселения и хозяйство. 

14

Основные занятия: охота и рыболовство. Кочевники-охотники и кочевники-скотоводы, их основные отличия.

1

15

Полевые станы. Коллективизм.

1

16

«Баранта» - особый род казачьих занятий. Огородничество.

1

17

Станичные ремесла: кожевенное дело, кузнечество, гончарство, виноделие и др.

1

18

Общественное устройство. Самоуправление. Территория, устройство и население казачьей станицы.

1

19

Круг. Круги валовые, войсковые и полковые

1

20

Атаман и есаулы. «Подписные старики».

1

21

Выборы Атамана. Приведение Атамана к присяге. Перевыборы Атамана.

1

22

Преступления и наказания в казачьей общине. Казачье «войско».

1

Религиозные верования и культура казаков (12 ч.)

23

Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников.

1

24

Погребальный обряд. Покров. День матери-казачки.

1

25

Традиция почитания шапки. Культ коня.

1

26

Преемственность греческой, славянско - христианской, тенгрианской культур.

1

27

Христианство в степи. Казачьи храмы. «Дикое поле» - часть мировой и христианской цивилизации.

1

28

Первые легенды о крещении казаков. Слияние тенгрианства и христианства.

1

29

Две православные епархии – Подонская и Сарская. Как выглядели древние храмы казаков.

1

30

Церковные традиции. Мировоззрение. Г.Сковорода.

1

31

Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля.

1

32

Казак – защитник Веры Христовой. Традиции поведения казаков в церкви.

1

33

Понятие Родины. Воинские братства казаков.

1

34

Философия «смерти за други своя».

1


Итого

34






7 класс (34 часа)


Тема занятия

Кол-во часов

Организация жизни и быта казаков XVI – XIX вв. (11 ч)

1

Курень. Происхождение названия «курень». Влияние речной культуры Нижнего Дона и Предкавказья на конструкцию куреня. Строение современного куреня.

1

2

Усадьба. Основные строения и наделы казачьей усадьбы. Стряпка. Особенности казачьей кухни.

1

3

Городок, станица, хутор. Боевые особенности казачьих поселений.

1

4

Основные занятия. Хозяйство и земледелие. Основные части земли станичного или хуторского юрта – паевые, войсковой запас, личные. Особенности рыболовства, багрение.

1

5

Животноводство и коневодство. Охота. Пастушество, отгонное скотоводство, коннозаводство и коневодческая работа.

1

6

Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение.

1

7

Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка». Преемственность традиций народов Великой степи, пережитки матриархата. Права и обязанности казачки.

1

8

Мужской костюм. Старинный костюм, скифское влияние на традиционную казачью одежду. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе.

1

9

Женский костюм. Отличия казачьего женского костюма от других женских костюмов России. Тюркская основа костюма. Значение кружев и вышивки в костюме. Старинный костюм; костюм петровского времени, костюм XIX века. Головные уборы. Символика украшений.

1

10

Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы – неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. «Исправность» в народной казачьей культуре.

1

11

Казачьи регалии и символы Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн. Судьба казачьих регалий.

1

Развитие культуры и духовной жизни в XVI – начале XX в. (3 ч.)

12

Казачий фольклор и театр. Грамотность. Речевая культура. Сказки-диалоги, сказки -былички. Апокрифы – сказки на библейские сюжеты. Казачьи песни. Народная драма. Театральные пьесы («Ермак», «Степан Разин», «Александрово действо»).

1

13

Образование и просвещение. «Навычное» обучение. Выдающиеся деятели науки и культуры: Г.С. Сковорода, И.И. Железнов, Ф.Д.Крюков, И.К.Краснов и его потомки и др.

1

14

Народная медицина. Мануальная терапия: «вытаптывание». Врачевание и хирургические операции. «Травознаи». Знахарство.

1

Казаки на государственной службе (1 ч.)

15

Первые упоминания о вольных казаках на Дону

1

16

Начало войска Донского

1

17

Начало Оренбургского и Терского войск.

1

18

Начало запорожского войска.

1

19

Начало сибирского войска.

1

20

Начало уральского войска.

1

21

Запорожская Сечь, ее отношения с Польшей и Крымским ханством.

1

22

Казаки расширяют державу

1

23

Служилое казачество в России.

1

24

Городовые и полковые казаки.

1

25

Распространение казаков на Каспий, Яик и Кавказ.

1

26

Устройство Илецкой и новой линии

1

27

За веру и волю. Письмо турецкому султану.

1

28

Казаки Симбирские, Закамские, Пензенские, Сызранские

1

29

Первые казаки на Кубани.

1

30

Реформы в казачьих войсках.

1

31

Народное образование в войсках

1

32

Основные центры казачьих сообществ.

1

33

Отношение московских царей к казакам.

1

34

Вольные казаки на службе России в XVI в.

1


Итого

34







































8 класс (34 часа)


Тема занятия

Кол-во часов

Присоединение Сибири (3 часа)

1

Открытие и присоединение Сибири

1

2

«Отписки» и «сказки» землепроходцев.

1

3

Освоение сибирских просторов

1

Поход Ермака и покорение Сибирского ханства (6 часов)

4

Исторические версии происхождения Ермака в различных источниках. На службе у Строгановых

1

5

На границе с сибирским ханством. Казачья дружина идет за Урал.

1

6

Поход Ермака и покорение Западной Сибири. Смерть Ермака.

1

7

Долгий путь к Байкалу

1

8

Победы и поражения

1

9

Из Забайкалья на Амур.

1

Забытые казачьи имена. (1 час)

10

Казаки-землепроходцы в Сибири в XVII в. Землепроходецы атаман Курбат Иванов, Яков Похабов, Мартын Васильев, Семен Скорожод.

1

Освоение казачеством Прибайкалья (1628-1686г.г.) (3 часа)

11

Первопроходцы. Осваивание новых земель. Образование первых поселков (острогов). Особенности быта и организации управления на Иркутской земле.

1

12

Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного храма и священника. Православный календарь. Основные религиозные праздники. Войсковые религиозные праздники.

1

13

Участие казаков в боевых походах. Албазинская эпопея и Нерчинский договор, на страже Забайкальской границы после Кяхтинского договора.

1

Создание Забайкальского казачьего войска (4 часа)

14

Генерал-губернатор Н.Н.Муровьев, в судьбе Забайкальского казачества; из крестьян в казаки.

1

15

Забайкальцы на Амуре в период Крымской войны; Айгунский трактат и дальнейшее переселение забайкальцев на Амур;

1

16

Военные реформы Милютина в казачьих войсках; организационная структура Забайкальского казачьего войска в 1878г.

1

17

Первая мобилизация забайкальских казаков; состояние Забайкальского казачьего войска в конце XIX столетия.

1

Иркутские казаки на службе государю. (2 часа)

18

Охрана железнодорожных путей сообщения, участие в войне с Маньчжурией, старшинство иркутского казачьего войска,

1

19

Казачьи восстания Прибайкалья (вторая половина 17- начало 18 века), социально-экономическое положение иркутского казачества, «полицейские служители».

1

Реформы казачьего населения восточной Сибири (1822-1871). (2 часа)

20

Положение от 22 июня 1822г. О создании иркутского, енисейского и якутского городовых казачьих полков, положение от 4 января 1851г. О создании иркутского и енисейского конных казачьих полков, положение от 19 мая 1871г.

1

21

Первое «расказачивание» и его последствия, создание иркутского и енисейского казачьих войск (1871), Военные походы сибирцев во 2-й половине XIX в

1

Попытка создания четвертого отдела сибирского казачьего войска (1899-1903) (1 час)

22

Комиссия войского старшины Путинцева, Иркутские и Енисейские казачьи станицы, крах реформы, новые попытки реформирования восточносибирского казачьего населения.

1

Казачье население восточной Сибири: расселение численность и социальное устройство

(1900-1916гг.) (1 час)

23

Расселение, численность и национальный состав, образовательный уровень и нравственность казачества, общественное устройство казачества,

1

Землеустройство казачества Прибайкалья, Енисея и Якутии (1 час)

24

Земельная обеспеченность казачества к началу 20в., первое землеустройство иркутского казачества, второе землеустройство казачества.

1

Хозяйственная деятельность Иркутских казаков (1 час)

25

Земледелие, животноводство, экономика городового казачьего хозяйства, экономика станичного казачьего хозяйства,

1

Военная служба казачьего населения восточной Сибири (конец19-начало20в) (2 часа)

26

Воинская повинность Иркутских казаков, попытка создания инородческих казачьих полков (1898-1901г.), воинская повинность после реформы

1

27

воинская дисциплина в казачьих подразделениях, командный состав и боеготовность казачьих подразделений, «оказачивание» инородного населения.

1

Полицейская служба казачества Приангарья (2 часа)

28

Полицейская служба Иркутских казаков, бунт иркутского казачьего дивизиона

1

29

полицейская служба в межреволюционные годы, казаки на службе горно-полицейской страже, «Забытый полк».

1

Казачество в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. (5 часов)

30

Основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II.

1

31

Дальневосточный конфликт. Начало войны, действия Забайкальской казачьей конной бригады, сражение на реке Ялу

1

32

Казачьи части в военных действиях на суше, бои под Ляояном, Шахэйское сражение,

1

33

Набег на Инкоу, бои под Сандепу. Портсмутский мир.

1

34

Награды казаков и казачьих частей за подвиги в основных сражениях войны.

1


Итого

34




























9 класс (34 часа)


Тема занятия

Кол-во часов

Революция 1905 – 1907 гг. и участие в ней казачьих частей. (2 часа)

1

«Кровавое воскресенье». Причины и начало революции. Противоречивое отношение к ней казачества.

1

2

Казачьи части на службе царскому правительству. Антиправительственные выступления казаков.

1

Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. (3 часа)

3

Начало войны, основные цели, противоречия и силы сторон. Мобилизация казачьих частей в кавалерийские войска России.

1

4

Казаки в сражениях 1914, 1915, 1916 гг.

1

5

Забайкальцы на Кавказском фронте, действия забайкальцев в Турции и в Персии, казаки в период 1916г.,

1

Ликвидация забайкальского казачества и перспективы его возрождения (3 часа)

6

Февральская и Октябрьская революции 1917 г.. Объективные и субъективные причины революции.

1

7

Борьба фронтовиков за сохранение казачества. Восстановление высших органов казачьего самоуправления.

1

8

Политические кризисы власти. Корниловский мятеж. Октябрьский переворот в Петрограде. Начало противостояния.

1

Казачество в Гражданской войне. (3 часа.)

9

Казачество в конце 1917 – начале 1918 гг . Большевики и казачество. Октябрьский переворот и его последствия в судьбе казачества. Белые и красные казаки.

1

10

Первые вспышки Гражданской войны. Антибольшевистское выступление атамана А.М.Каледина на Дону. Антисоветское движение оренбургских казаков на востоке страны под командованием атамана А.И. Дутова.

1

11

Особенности позиции казачества в советизации территорий казачьих войск. Возрождение Забайкальского казачества проблемы и перспективы.

1

Расказачивание. (3 часа)

12

Массовые выступления казаков против советской власти. Поход генерала П.Н.Краснова на Петроград.

1

13

«Белые» казаки. Казаки в «мятеже» адмирала А.В. Колчака. А.И.Дутов – Верховный походный атаман всех казачьих войск.

1

14

. «Красные» казаки. «Расказачивание». «Красный террор» на казачьих территориях. Трагедия казачества.

1

Казачье население восточной Сибири: расселение численность и социальное устройство

(1900-1916гг.) (1 час)

15

Расселение, численность и национальный состав, образовательный уровень и нравственность казачества, общественное устройство казачества,

1

Землеустройство казачества Прибайкалья (1 час)

16

Земельная обеспеченность казачества к началу 20в., первое землеустройство иркутского казачества, второе землеустройство казачества.

1

Хозяйственная деятельность Иркутских казаков (1 час)

17

Земледелие, животноводство, экономика городового казачьего хозяйства, экономика станичного казачьего хозяйства,

1

Военная служба казачьего населения восточной Сибири (конец19-начало20в) (2 часа)

18

Воинская повинность Иркутских казаков, попытка создания инородческих казачьих полков (1898-1901г.),

1

19

воинская повинность после реформы, воинская дисциплина в казачьих подразделениях, командный состав и боеготовность казачьих подразделений, «оказачивание» инородного населения.

1

Полицейская служба казачества Приангарья (1 час)

20

Полицейская служба Иркутских казаков, бунт иркутского казачьего дивизиона, полицейская служба в межреволюционные годы, казаки на службе горно-полицейской страже, «Забытый полк».

1

Казачество в период существования «первой» Советской власти

(октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.) (2 часа)

21

казачество в период Гражданской войны в Сибири (1918–1920 гг.), Политическая деятельность казачества. Взаимоотношения с антибольшевистскими правительствами Сибири (1918–1920 гг.),

1

22

Участие енисейских казаков в боевых действиях в годы Гражданской войны (1917–1920 гг.), казачество после завершения. Гражданской войны в Сибири (1920–1922 гг.)

1

Казачество в XX в.

Казаки в эмиграции (1 час)

23

Принудительная мобилизация как одна из причин эмиграции забайкальских казаков в начале 20-х годов XX века Численность и география расселения казачьей эмиграции. Жизнь казаков за границей.

1

Казаки в 20 – 30-е гг. XX в. (3 часа)

24

Репрессии в отношении казачества со стороны советской власти. Реэмиграция

1

25

Ликвидация казачества как военного сословия и политической силы. Коллективизация в казачьих землях.

1

26

Постановление ЦИК СССР 1936 г. об отмене ограничений в отношении службы казаков в РККА. Социально-экономическое и политическое положение казаков в 1920–1922 гг

1

Вторая мировая война (4 часа)

27

Германская политика в отношении белоэмигрантского казачества в Европе. Участие их в войне нацистской Германии против Советского Союза.

1

28

Восстановление традиционного казачьего самоуправления на оккупированных территориях. Трагедия Лиенца.

1

29

Формирование новых казачьих частей в СССР. Казачье добровольческое движение в начале Великой Отечественной войны.

1

30

Подвиги казаков на фронтах Великой Отечественной войны. Итоги войны и её последствия для казачества.

1

Возрождение казачества (4 часа)

31

Возрождение казачьего войска проблемы и перспективы, Казаки в 50 – 80-гг. XX в.

1

32

Казачье движение 90-х гг. Первый Большой казачий круг 1990 г. Совет атаманов Союза казаков 1990 г.. Принятие «Декларации казачества России». Новые отношения казачества и власти.

1

33

Деятельность современного казачества. Преемственность традиций, обычаев и военного искусства казаков казачьими кадетскими корпусами России

1

34

Роль и место возрождающегося казачества

1


Итого

34

















Используемая литература:


  1. Г.В. Губарев «Книга о казаках», издательство газеты «Казак» в Париже, 1957г.

  2. Енисейское казачество в годы революции и Гражданской войны. 1917–1922 : монография / М. Г. Тарасов. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. – 176 с.

  3. А. Мовчан «Казаки», Ростов-на-Дону, «Гефест» 2012

  4. А.А.Гордеев/ История казачества - М.: Вече.2006

  5. В.Е. Шамборов Казачество. История вольной Руси, 2010

  6. Ф.М. Стариков «Откуда взялись казаки, 1884

  7. В.Г. Мирзоев «Присоединение и освоение Сибири», 1960

  8. Н.И. Никитин «Сибирская Эпопея XVII века», 1987

  9. Д.Н. Никитин, Н.И. Никитин «Покорение Сибири», 2016

  10. А.П. Васильев «Забайкальские казаки», 1916

  11. Н. Смирнов «Забайкальское казачество» 2008

  12. Н.Г. Путинцев «Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска», 1891

  13. Н.М. Меринов «Иркутское казачье войско», в 2-х томах

  14. Г.Ф. Миллер «История Сибири», 1999, в 2-х томах

  15. Алмазов «История казачества»

  16. «Забайкальское казачество: история и современность», материал конференции, Чита, 2018

  17. Петр Буцинский «Заселение Сибири», 2012

  18. Происхождение казачества на южном рубеже Руси; появление Ермака и завоевание им царства Сибирского, 1842

  19. Сулимирский Тадеуш «Сарматы»,2008

  20. Малюк Диссертация «Енисейское и Иркутское казачество»


Информационные ресурсы:

  1. фильм о Платове https://ok.ru/video/911795163487

Клип https://vk.com/video291563385_456239172 , https://ok.ru/video/1026463896007 ,

  1. История войскового гимна Кубанского казачьего войска. — Мюнхен : Общеказачья станица лагеря Шляйсхайм, 1948 (vtoraya-literatura.com) Кубанского казачьего войска. — Мюнхен : Общеказачья станица лагеря Шляйсхайм, 1948 (vtoraya-literatura.com)

Геноцид казаков, ролик https://ok.ru/video/958681256424

  1. «Занести на чёрную доску…» (документы о репрессиях в кубанских станицах в 1932 – 1933 гг.) (livejournal.com)

  2. Ролик https://www.youtube.com/watch?v=T_fWockD_Js , пластуны https://www.youtube.com/watch?v=-f0kWwaC6Yg , https://www.youtube.com/watch?v=M-Z6WRwHgxY

  3. Казачество на исходе веков. Фильм https://ok.ru/video/1904375435719

  4. Книги по истории казачества https://vk.com/wall-56611080_107844

  5. Мультимедийный музей истории казачества https://www.youtube.com/channel/UCti6T5vCiWPm5Vv3FknRU_g?app=desktop

  6. Виртуальный музей казачества http://museum.vyazma.info




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!