СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История и перспективы тибетской медицины и фармации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю исследовательскую работу студентки медицинского колледжа на тему: "История и перспективы тибетской медицины и фармации".

 

Просмотр содержимого документа
«"История и перспективы тибетской медицины и фармации".»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»











Исследовательская работа на тему:

«История и перспективы применения

тибетской медицины и фармации».





Автор: студентка группы 2 «Ф»

Гайдемская Виолетта



Научный руководитель:

Наташенков Н.А.











Вязьма 2018г





План.



  1. Вступление.

  2. Возникновение, сущность и теоретические основы тибетской медицины.

  3. Методика лечения болезней.

  4. Применение тибетской медицины и фармации в наше время.

  5. Заключение.

  6. Используемая литература.















1. Обращаясь к данной теме реферата, я исходила из того, что современное человечество столкнулось с множеством медицинских проблем на рубеже XX и XXI веков. Этот «переходной период» заметно актуализировал изучение народной медицины (этномеди- цины) всех народов мира. Особенно обращают на себя внимание древние методы лечения Востока. Среди этих систем лечения выделяется медицина Тибета, которая выступает не только как врачебная практика, но и как философское учение, религиозное мировоззрение, как часть духовной культуры одного из древней- ших народов мира. Современная профессиональная медицина, у истоков которой стояли Гиппократ, Авиценна, Гален и др., также базировалась на тысячелетнем опыте народной медицины. Тибетская медицина – это древняя система естественной медицины. Она до сих пор активно применяется на территории Тибета, всего Гималайского региона, Индии, Монголии, Сибири, а также в Западном мире. Тибетская медицинская система развивалась на протяжении тысячелетий. В настоящее время она представляет собой сложную систему знаний, включающую не только физичес- кие, но и духовные, и психоэмоциональные аспекты для целей диагностики и лечения заболевании, а также для создания пред- посылок благополучной, здоровой и сбалансированной жизни.

Цель моей исследовательской работы:

1. Исследовать историю возникновения и сущность тибетской медицины.

2. Провести анализ источников, практических достижений и методов лечения.

3. Проследить роль тибетской лечебной методологии в деятельности современной медицины и фармакологии.





2. История тибетской медицины складывается как накопление и осмысление медицинских знаний, реализованных и описанных в различных трактатах. Можно указать две ветви истории медицины: научную, которая прослежи- вается по медицинским источникам различных времен и народов, и легендар- ную, описанную в «Чжуд-ши» и других трактатах. Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически было принято, что мыслитель излагал знание не от своего имени, а как откровение или свое понимание древних источников. И структура медицинского знания в Аюрве- де и тибетских источниках, как видно из первой главы Тантры Основ, припи- сывается божественному происхождению. В аюрведических сочинениях сообщается, что творцом медицины является Брахма, который передал секре- ты врачевания богу Праджапати, затем поочередно, Ашвинам, Индре, и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже, который, в свою очередь, распространил знание среди индийских мудрецов. В древнем тексте «Махавагга» (II-IV в. до н.э.) излагается учение о трех началах человеческого тела – «пневма», «желчь» и «флегма». Это учение легло в основу индийской и тибетской медицины. Тибетским медицинским каноном является трактат «Чжуд-Ши», или «Четверокнижье». Полное название трактата в переводе с тибетского означа- ет «Эзотерический трактат сокровенных наставлений по восьми разделам, составляющим сущность эликсира бессмертия». Выражение «сущность эликсира бессмертия» означает науку врачевания. Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что прак- тически исключает понятие основного действующего вещества. Считается, что действует весь комплекс, и отсутствие одного из компонентов снижает целительную эффективность лекарства. Сложным является и сам ритуал приготовления лекарства, поэтому их невозможно изготовить в домашних условиях. В тибетских сочинениях, с целью передать приоритет буддизму, источник знания описан в виде медицинской ипостаси будды Шакьямуни – Бхайшаджья-гуру или другими буддами. Например, в трактате «Вайдурья-онбо» приводится миф, что раньше люди питались не материаль- ной пищей самадхи. Но один человек съел выступившее из земли вещество похожее на мед, и у него случилось несварение. Брахма, услышав его стена- ния, посоветовал выпить кипяченой воды. Поэтому первой болезнью счита- ется несварение, первым лекарем – Брахма, а первым лекарством – кипяченая вода.



Но по мнению буддистов, Брахма не сам придумал, а вспомнил текст, изложенный ему буддой Шакья Тхубчен. Конкретные методы лечения описанные в «Чжуд-ши», согласно тексту трактата в основном были изложены соответственно: в Индии – лекарственные составы, в Китае – прижигание и лекарственные составы, в стране Дол – кровопускание, в Тибете – исследование пульса и мочи. Есть также версия, что «Чжуд-ши» был написан на санскрите врачом Дживака Кумара, современником будды Шакьямуни, и затем переведен на тибетский язык. Однако, кроме этих двух основных источников в тексте «Чжуд-ши» обнаруживаются вставки и параллели из других медицин. В первую очередь это образ жизни и питания из народной тибетской медицины формализованной в структуру знаний «Чжуд-ши». Очевидно, что образ жизни и питания ориентированный на жаркий и влажный климат Индии и Китая не соответствует образу жизни и питания для сухого и холодного климата высокогорья Тибета и Гималаев. Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат «Чарака-самхита» (IX-X в. до н.э.). Этот трактат содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в «Чжуд-ши»:

Лечение ран. 2. Лечение болезней головы. 3. Лечение болезней всего организма. 4. Лечение психических заболеваний. 5. Лечение детских болезней. 6. Противоядия. 7. Эликсиры против старческого одряхления. 8. Средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как допол- нение к четвертой из Вед (Знания) – Атхарваведе. Затем два индийских ученых Нагарджуна (I – II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату «Чарака-самхита». Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: «Йога-шатака», «Дживасутра» и «Ава-бхешачжа-кальпа». Этапы становления и формирование основных медицинских школ Тибета: Начальный этап формирования медицинских школ Тибета приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат «Чжуд-ши». Второй этап начинается после жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.). В Тибете существовало две медицинские школы – Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат «Чжуд-ши». За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель.

Он создал обширный комментарий на «Чжуд-ши», где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется «Вайдурья-онбо». После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, «Вайдурья-онбо» представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме «Вайдурья-онбо» был создан трактат для практических врачей «Лхантаб» содержащий вопросы общей и частной патологии. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать «Вайдурья-онбо». Таким образом, появился «Атлас тибетской медицины» содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков.

Есть в трактате ”Чжуд-Ши” глава о врачах и их обязанностях по отношению к пациентам. Она состоит из шести частей: 1) врачебные традиции; 2) врачебное достоинство; 3) заслуги врачей; 4) знания; 5) обязанности врачей; 6) плоды врачебной деятельности.

По традициям врачебного сословия, врач должен обладать следующими качествами: способность к врачебной деятельности; гуманность; понимание своих обязанностей; доброжелательное отношение к больным; старательность и осведомленность в других науках.

«В стародавние времена пустое пространство было насыщено потенцией проявления элементов… Поначалу актуализировались пять светов, затем пять элементов. Подобную потенцию называют энергией или силой…» Это строки из древнего тибетского трактата, объясняющего сотворение Вселенной чело- века. В основе всей тибетской медицины лежит теория пяти махабхут. Пять махабхут – это земля, вода, огонь, ветер, пространство. В буквальном перево- де на русский язык пять махабхут-это «пять великих проявлений». Великий тибетский йогин Нацог Рандол пишет: «Реальность махабхут заключается в том, что беспрерывно появляется динамика существования Сансары (мира феноменов) и Нирваны (мира безусловной реальности) от основы существо- вания», которая сама начала не имеет: «Во времена давно прошедшие объект- ность своим содержанием была абсолютно очищена пустотностью в прост- ранстве непроявленной актуальности и имела потенцию проявления элемен- тов». Эта потенция затем актуализировалась как пять светов, «из потенциальности пяти светов проявляются пять махабхут в виде интенсификации (или динамики их существования).

Подобную возможность проявления называют энергией или силой. То, что таким образом проявляется, суть махабхуты». Они являются основой всех других форм и потому названы «великими». «Земля» –это энергия, придающая твердость способность противостоять внешним воздействиям. «Вода» – энер- гия связуемости, сочетающая различные элементы в одно целое. «Огонь» – теплота, энергия доведения до созревания чего-либо однажды возникшего. «Ветер» – это подвижность, основа всякого движения. «Пространство» – характеризуется как «отсутствие преграды»; в частности, именно пространст- венная энергия формирует полости, сосуды в человеческом теле. Энергия пяти махабхут формирует тело человека.

«Земля» ответственна за формирование мышечной ткани, костей и чувства обоняния. «Вода» ответственна за образование крови, жидкостей тела и чувство вкуса. «Огонь» ответственен за температуру тела, его внешний вид и чувство зрения, «Ветер» ответственен за дыхание и чувство осязания. «Пространство», как уже упоминалось, формирует полости в человеческом теле.

Характеристика лекарственных средств применяемых в тибетской медицине: Лекарственные вещества в тибетской медицине делятся на восемь родов:

1)металлы (золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть и др.); 2) минералы (малахит, жемчуг, жемчужная раковина, коралл, ляпис-лазурь, различного рода камни и др.); 3) землистые вещества (глина различных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и др.); 4) деревья и кустарники (камфарное и лимонное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускусное дерево, гранат, барбарис, акация, самбук, виноград, яблоня, перец различных видов, груша, вишня и др.); 5) травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и др.); 6) соки, добываемые из трав, деревьев и от животных; 7) отвары, полученные из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, цветов, из ягод и плодов; 8) вещества, добываемые из животных (мясо, кровь, жир, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус и др.).

Лекарства составляют из лекарственных веществ по вкусу и по их действию. Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что практически исключает понятие основного действующего вещества.



По мнению тибетских лекарей существует пять элементов – «дерево», «огонь», «земля», «ветер», «вода» – которые проявлены в теле человека согласно циклическому процессу роста или возбуждения («мать – сын») и контролирующему циклу зависимости («друг – враг»).

Каждый элемент связан с 5 плотными и 6 полыми органами человека. «Земля» – селезёнка, желудок; «вода» –почки, мочевой пузырь, семенники, матка; «ветер» – легкие, «огонь» – сердце, тонкий кишечник; «дерево» –печень, желчный пузырь.

Существует семь составляющих структур человеческого организма:

1) питательный сок; 2) кровь; 3) мышечная ткань; 4) жир; 5) кости;

6) костный мозг; 7) семя.

Энергетические центры человека (чакры):

Концепция, согласно которой человек — это только его тело, а душа— абстрактная фикция, сейчас уже не признается даже материалистами. Многочисленные факты проявления сверхнормальных психических сил, специальные наблюдения и исследования показывают наличие вполне реальной духовной субстанции, и сейчас получили «гражданство» термины, которые раньше были в ходу только у оккультистов: плотная материя (грубая материя, или тело) и тонкая материя (тонкое тело). Поэтому следует заново обратиться к древним восточным и оккультным представлениям о строении человека и свойствах отдельных структур.

Древние знания йоги и оккультизма подразумевали существование в человеке семи «тел»: физического (грубое тело), астрального (мир чувств, эмоций и желаний), эфирного (флюиды астрального тела), ментального (мир мыслей), каузального (причинное поле, или кармическое тело), буддхического (высший духовный разум) и атмического (наше истинное «Я», духовная субстанция — часть Абсолюта),

После смерти тонкое тело покидает физическое тело, и на 40-й день высшая природа человека — каузальное, буддхическое и атмическое тело— отделяется от ментального и астрального тел (момент «второй смерти»). Две последние оболочки некоторое время еще остаются в околоземном пространстве, а затем также распадаются, причем их элементы идут на построение других душ людей.

В теории восточных религиозно-философских систем, хотя и учитываются все аспекты строения тонкого и грубого тела, основное внимание уделяется работе с астральным и ментальным телом. Наша же Карма — каузальное тело — непрерывно совершенствуется в добрых делах, на что, собственно, и направлена любая религиозная система, будь то христианство или буддизм.

ЧАКРЫ (энергетические центры) и НАДИ — органы астрального тела, представляющие собой сгущения внутренней энергии, которые могут ощущать не только йоги, но и многие экстрасенсы. Нади — энергетические каналы, по которым циркулирует астральная энергия (прановые токи), чакры — сгущения этой энергии, связанные в своей локализации с переплетением различных нади. Слово «чакра» в переводе с санскрита означает буквально «колесо, круг». Чакры и нади обладают многими свойствами, и наука сейчас только приступает к детальному их исследованию. Так или иначе, древнеиндийская традиция связывает функционирование чакр и нади во множестве разных планов, построенных в основном на принципе соответствия макро- и микрокосма. Здесь можно выделить три категории свойств. С чакрами связывают особые свойства человеческой личности и поведения, активизацию тех или иных органов чувств. Вторая категория соответствий не вполне еще адекватно оценивается по своим причинам: это, например, соответствие запахов, вкусовых ощущений активизации той или иной чакры. Кроме того, разные источники иногда по-разному описывают некоторые свойства, и это также создает определенные сложности для анализа особенностей функционирования астрального тела.

Основные чакры человека: 1. Муладхара – чакра;2. Свадхистхана-чакра;

3. Манипура-чакра; 4. Анахата-чакра; 5. Вишудха-чакра;

6. Аджна-чакра; 7. Сахасрара-чакра; 8. Чакра божественных пророков;

9. Вселенская чакра.

3. Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными фило- софским построениям врачевателей других государств древности. Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетель- ствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности.

Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени раз- вития, в зените расцвета находилась и медицина. К примеру, меди- цинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Вос- токе «Астрологическом календаре животных», имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов. Важнейшая из естест- венных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все вре- мена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древни- ми медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лече- нию подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства. Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека опре- деляет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в «узкий физиологизм», столь типичный для ряда лечеб- ных школ античной Эллады и возродившийся во многих поздней- ших формах западной медицинской науки Нового Времени. Врач в Индии и Тибете обязан был досконально знать психологию, бота- нику, биологию, фармакологию, химию и другие науки. Характер- но, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Ле- карь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций орга- низма, гарантирующее здоровье и активное долголетие. Основы древней традиционной индо-тибетской медицины передавались от учителя к ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим наз- ванием «Аюр-Веда», что в переводе с древнего индийского языка – санскрита – означает «Книга Жизни».

В «Аюр-Веде» описываются свойства более чем 1000 лекарствен- ных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения – от психотерапии до хирургического вмешательства, со- держится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицин- скую теорию. Древние медики Индии и Тибета полагали, что в основе человеческого организма лежат три главных Первоэлемента, которыми и определяются все функции организма: Ветер – Вата, Желчь – 11анн и Флегма – Капха. В Тибете и Индии эти Первоэле- менты отождествляли соответственно с принципами Движения, Огня и Размягчения. Хотя физиологические концепции Древней Индии и Средневекового Тибета находились под влиянием, каза- лось бы, наивных представлений, это не помешало врачам на их основе разработать и апробировать множество важных и удиви- тельно действенных диагностических и лечебных приемов. Заме- тим, что интерес к теориям и практике индо-тибетской медицины тем более естественен и обоснован потому, что, по утверждению видного специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюр-Веда и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями». «В стародавние времена пустое пространство было насыщено потенцией проявления элементов… Поначалу актуализировались пять светов, затем пять элементов. Подобную потенцию называют энергией или силой…».Это строки из древнего тибетского трактата, объясняющего сотворение Вселенной чело- века. Пять элементов составляют как материальный, видимый мир, так и субтильный, невидимый. Тибетская медицина, анатомия, патология, фармация и фармакопея основаны на этой традиции, которая отражает физическое, психическое, эмоциональное и духовное бытие человека в окружающем мире. Взаимосвязь и только взаимосвязь!

Когда человек заболевает, следует уяснить: болезнь и ее лечение имеют одну и ту же основу. Теория элементов и соответствий тре- бует от читателя определенного внимания и сосредоточенности. Пять элементов – «дерево», «огонь», «земля», «ветер», «вода» – проявлены в теле человека согласно циклическому процессу роста или возбуждения («мать – сын») и контролирующему циклу зави- симости («друг – враг»).

Каждый элемент связан с 5 плотными и 6 полыми органами чело- века. «Земля» – селезёнка, желудок; «вода» – почки, мочевой пузы- рь, семенники, матка; «ветер» – легкие, «огонь» – сердце, тонкий кишечник; «дерево» – печень, желчный пузырь. Перечислим к тому же семь составляющих структуры человеческого организма: пита- тельный сок, мышечная ткань, кровь, жир, кости, мозг. Питатель- ный сок (желудочный) в течение суток образует кровь, которая формирует мышечную ткань; жир вырабатывает маслянистые вещества; кости защищают и поддерживают органы чувств. От внутреннего баланса этих составляющих зависит здоровье чело- века. Когда они пребывают в гармонии со вселенскими элементами, человек не болеет и нормально себя чувствует во внешнем мире. Каждый из нас уже рождается с определённым преобладанием того или иного элемента – это несколько напоминает античную теорию морфологических темпераментов. Тибетская медицина различает несколько человеческих типов. Вот основные из них: Люди «ветра» субтильны, сутулы, сухощавы, бледны, из еды предпочитают сладкое, горькое, горячительное; многоречивы, радуются пению и смеху, спорам, любят стрельбу, физиогномически похожи на лисиц или птиц; в жизни достигают немногого, небогаты, живут недолго.

Люди «огня» (желчи) интенсивно потеют и пахнут, плохо переносят жажду и холод, любят сладкую, острую, терпкую пишу; ростом невысоки, волосы и кожа у них желтоватого оттенка; обладают умом острым и высокомерным, в жизни достигают средних успе- хов, физиономически напоминают тигра или обезьяну.

Люди «земли – воды» (слизи), напротив, сложены крепко, выносли- вы к переменам погоды, любят поесть вкусно и солидно, спят хоро- шо; нрав у них спокойный, веселый, к недостаткам других относят- ся снисходительно; физиономически напоминают льва или буйво- ла; честолюбивы и любят верховодить. Подобные особенности бывают ярко выражены, но если человек «сопротивляется» своему типу, ведет несоответствующий образ жизни, баланс элементов нарушается, начинаются недомогания и болезни. Тибетская меди- цина изучает как здоровое тело и его строение, так и причины воз- никновения болезни. Каждый внутренний орган в системах «ветра», «желчи», «слизи» связан с целым рядом других органов, тканей тела и органов чувств. Слушая пульс пациента, учитывая все эти поло- 13анны13 плюс сезонные изменения пульсации, врач ставит диагноз. Методы лечения и подбор лекарственных средств предписываются сугубо индивидуально. Обширный раздел тибетской фармакопии насчитывает великое множество прописей по составлению лекар- ств. В первую очередь, лекарственные средства составляются с учетом свойств растений – ведь композиция растений равным обра- зом зависит от распределения и сочетаний первичных элементов. Прямые соответствия «шести вкусов» таковы: сладкий (земля – вода), кислый (земля –огонь), солёный (вода – огонь), горький (вода – ветер), острый (огонь – ветер), вяжущий (земля – ветер). Далее: при определении состава многокомпонентных лекарств качества элементов играют решающую роль. Земля: тяжёлая, устойчивая, мягкая, жирная, сухая, твёрдая, связанная – успокаивает ветер. Во- да: растворяющая, охлаждающая, тяжёлая, упругая, увлажняющая, смягчающая, связующая – успокаивает желчь. Огонь: согревающий, обостряющий, сушащий, лёгкий, подвижный, доводящий до созревания, придающий блеск – успокаивает слизь. Ветер: лёгкий, подвижный, холодный, поглощающий тепло, проникающий, колеблющий – успокаивает слизь и желчь. Влияние первичных элементов проявляется по-разному в разных климатических условиях.

Ветреная и холодная местность способствует развитию болезней «ветра»; сухость, жара стимулируют болезни «желчи» (огня); влаж- ная, тучная почва помогает болезням «слизи» (земля – вода). Соот- ветственно при болезнях «ветра» хорошо жить в тёплых местах и помещениях, окрашенных в тёплые и мягкие тона, почаще посе- щать приятные компании, лечиться сладкими, кислыми и солёными снадобьями. При болезнях «огня» (желчи) лучше пребывать в прох- ладном месте, в покое, на морском побережье, при рассеянном освещении, стараться подавлять гнев и агрессивность. Лекарства при таких болезнях рекомендуются сладкие, горькие, вяжущие. При болезнях «земли – воды» (слизи) необходимо побольше дви- гаться, совершать прогулки по лесу, при выборе местожительства отдавать предпочтение теплым, но не сырым местам. Лекарства надлежит выбирать горячего и легкого свойства, острого и кислого привкуса. Рекомендации даются соответственным образом. Напри- мер, камфара так характеризуется в текстах: «Вкус – вяжущий, слег- 14а острый и горячий. Свойства – очень холодная. Сила – устраняет жар. Показания – применяется при всех категориях болезней жара. Например, при жаре лёгких, при хроническом жаре, при обширном жаре». Про мускатный орех пишут: «Обладает вкусом жгучим, при- родой – тёплой. Сила – подавляет «ветер», увеличивает тепло, устра- няет болезни сердца. Применение – при всех заболеваниях, причи- ненных «ветром», при «ветре» сердца, при болях в сердце. Помогает также усвоению пищи».При составлении многокомпонентного ле- карства учитываются все сочетания сущностных признаков каждо- го конкретного заболевания. В тибетской медицине в лекарствен- ные средства иной раз входит несколько десятков компонентов. Такие средства обладают большим энергетическим воздействием и силой излечения. Тибетская медицина хорошо справляется с болез- нями традиционными. Однако технократическая эпоха породила массу недугов, связанных с нарушением экологии, большим содер- жанием химических добавок в пище, нервными стрессами и т.д.

Но эти новые болезни так же точно возникают в результате дисбаланса первичных элементов. Степень тяжести болезни зависит от интенсивности и постоянства этого дисбаланса. Незначительные заболевания лечатся правиль- ным питанием и соответствующим образом жизни. При болезнях средней тяжести назначают лекарственные отвары и порошки. При тяжёлых болезнях используют не только лекарственные снадобья, но также специальные процедуры кровопускания и прижигания. Очень серьезную роль играют психотерапевтические методы и магические ритуалы. По теории тибетской медицины, все болезни проистекают от омрачения ума, неведения, страсти, гордости, гнева и зависти. Курение, алкоголь, недосыпание, недо- или переедание, чрезмерные физические нагрузки и тренировки, частота и неразбор- чивость половых связей также здоровью не способствуют. Для под- держания гомеостаза всех систем организма необходимо руковод- ствоваться правилами сезонного поведения, поскольку первичные элементы по-разному проявляются зимой и летом, на заре и закате. Болезни «ветра» любят лето, вечер или рассвет, болезни «огня» (желчи) начинаются осенью, в полдень и в полночь, болезни «земли – воды» (слизи) возникают весной, к ночи либо под утро. Следует зимой есть много, летом – мало, весной и осенью – умеренно. Летом хорошо заниматься любовью раз в две недели, осенью и весной – раз в неделю, а зимой можно предаваться этому занятию сколько угодно. Три «доши» – три составляющие здоровья. Согласно тибет- ской медицине, кондиции человеческого организма зависят от трех принципов, которые представляют на уровне земного бытия дина- мическое многообразие первичных элементов. Три «доши» поддер- живают «Древо Здорового Человека». Когда они функционируют гармонически, организм сам себя лечит и восстанавливает. Соот- ветственно, если баланс нарушен, болезни одолевают человека. В трактатах по медицине очень подробно описаны природа и призна- ки дисгармонии трёх «дош», поскольку это совершенно необходимо для диагностики и лечения.

Вот краткая характеристика основной ситуации. Пять функций «доши» Ветра можно истолковать пример- но так: Держатель жизни, Поднимающий вверх, Проникающий повсюду, Ровный огонь. Очищающий вниз. Эта «доша» локализуется в нижней части тела, опирается на крестец, поясницу, действует на органы чувств через головной мозг. Ветер вообще разрушитель гармонии и причина расстройств между всеми «Дошами». Он их рассеивает и ужесто- чает.По природе своей Ветер резок, легок, прохладен, подвижен, лишен жара. Он участвует в мыслительных, психоэмоциональных процессах, отвечает за движение суставов, мускулов и крови. Пора- 16анны16 «доши» Ветра сопровождается упадком жизненных сил, при- чиной тому: дурные привычки, плохое питание, хроническое пере- утомление и сексуальные излишества, чрезмерная умственная дея- тельность, голод, недосыпание, тяжёлая работа на голодный желу- док. Следует также упомянуть переохлаждение, потерю крови, плач, печаль, длительное употребление малокалорийной пищи, зат- руднения пищеварения. Неправильный образ жизни и плохое пита- ние раздражают Ветер, он начинает беспокоиться, в результате недуги грозят голове, сердцу, легким, печени, желудку, толстому и тонкому кишечнику, почкам, мочеполовой системе. Люди, в чьей конституции преобладает эта «доша», не могут спокойно реагиро- вать на сезонные раздражители: они теряют аппетит, страдают бессонницей, появляются сухая кожа, сухие волосы, потрескавшие- ся губы, запоры. Общие признаки проявления «болезней Ветра» таковы: язык сухой, красный, шершавый; дрожь во всём теле, слабость, перемежающиеся боли, судороги, ломота, гусиная кожа; могут возникнуть резкие болевые ощущения в крестце, бедрах и суставах. Это еще не всё. Днём беспокоит урчание в животе, вече- ром боль после еды. Стимулируют «болезни Ветра» голод, торопли- 16анн еда, питьё холодной воды натощак. При подобных симптомах надобно предпочесть пищу сладкую, кислую и жгучую.



Очень полезны густые супы из баранины, костный мозг, топлёное масло, парное молоко, патока, мёд, растительное масло, чеснок, лук, соль, специи без добавления уксуса, все маслянистое, тушеные овощи, каши из цельных круп (гречку только пережаренную с луком). Пить следует только теплые напитки и вина, не повредит разумная доза пшеничной водки. Сердечные болезни аналогичного происхождения требуют 17анн- катного ореха, красной соли, ферулы, головные – имбиря, морской соли, желудочные – имбиря, ферулы. При всех «болезнях Ветра» великолепен отвар из имбиря, тмина и мускатного ореха. Полезны горячие ванны с морской солью, массажи с маслом горячей приро- ды, медитация, цигун, йога. Лекарства при подобных болезнях предпочтительны жирные, маслянистые, мягкие, устойчивые; поле- зен массаж с лекарственными маслами. В серьёзных случаях де- лают прижигание по «точкам Ветра». Страдающим «болезнями Ветра» следует избегать шумных компаний, грубых слов. Пребы- вать в тепле, покое, спать вволю, почаще встречаться с друзьями. Из жизненных циклов периоду Ветра соответствует старость. «Болезни Ветра» активизируются в конце лета, вечером, на рассве- те. Поэтому следует жить в климате умеренном, мягком, с прият- ными пейзажами. Ее также называют просто Желчь: кровь и желчь – это жар и огонь. Пять функций Желчи: Переваривающая, Цвет изменяющая. Претворяющая, Дающая зрение, Ясный цвет локали- зуется в средней части тела, опирается на диафрагму Пребывает в области желудка, печени, желчного пузыря, связана с циркуляцией крови. По природе своей маслянистая, сальная, что выражается в лице и волосах. Желчь способствует пищеварению, сохраняет теп- лоту тела. Психически с функциями Желчи связаны бесстрашие, умение быстро соображать. Следует опасаться беспокойства Жел- чи. Нельзя питаться как попало, есть много солёного и кислого – это может привести к «болезням Желчи». Особенно надлежит избе- гать злобы, гнева, ненависти, ранений, увечий.



Эта «огненная доша» может вызывать болезни, связанные с избытком жара (лихорадоч- ные состояния, воспалительные процессы, инфекционные заболева- ния), а также травмы и ранения, кожные болезни, язвы, повышен- ную кислотность, артериальное давление. Внешние симптомы таковы: язык жёлтый и покрыт толстым налётом; желтеют белки глаз, лицо, моча, увеличивается живот; рвота, понос, зуд, горечь во рту, жар, бессонница, сильная жажда, болит голова, болит в облас- ти желчного пузыря.

Это общие признаки нарушения Желчи, но бывают и частные: когда Ветер, например, вытесняет Желчь, то урчит в животе от слабости огня желудка, сохнет кал, одолевает частая зевота. При попадании желчи в сердце желтеет язык, тянет к холодному. «Болезни Желчи» способны поразить любую часть тела. Здесь просто необходимы правильный образ жизни и диета. Рекоменду- ется холодная пища: свежее сладко-горькие овощи и фрукты, рас- тительные масла (оливковое, подсолнечное, кукурузное). Из мяса предпочтительней свежая говядина, дичь, индейка, курица, сливоч- ное масло, суп из одуванчиков, овощи, рис, ячмень. Хорошо пить охлаждённый кипяток, снеговую воду, кисломолочные продукты, чай, то есть все прохладное и легкое. Но не следует забывать, что «болезни Желчи» имеют разную патологию, следует обязательно проконсультироваться с врачом. Против «болезней Желчи» приме- няются отвары, горькие, сладкие и терпкие, и порошки. Нужно избегать острой, жареной, соленой пищи.

  1. Жить, не болея, в гармонии с окружающим миром энергичной, полной, счастливой жизнью – вот основная цель тибетской медици- ны. Реализовать ее помогают знания о питании и образе жизни, массаж, многочисленные методы поддержания здоровья (18анны1818с- сы, прогревания (мокса, хорме), рефлексотерапия, иглоукалывание, лечебные ванны), диагностика, тонкая анатомия (энергетика орга- низма), терапия звуком (лечебные мантры)… .



Тибетская медицина утверждает, что основа долголетия, крепкого здоровья и исцеления – это наука о питании и образе жизни, благодаря которым можно жить долго, не болея, а также излечивать многие заболевания. Традиционная тибетская медицина затрагивает не только человека, но также его поведение и окружение, экологию, среду обитания и способы взаимодействия с этой средой. Она предлагает здоровую жизнь в балансе с окружающим миром, а также интеллектуальное и духовное развитие. Тибетская медицина включает обширные поз- нания по диетологии, образу жизни и массажу. В ее арсенале: раз- личные системы диагностики, анатомия, физиология, эмбриология, тонкая анатомия (энергетика организма), терапия звуком (лечебные мантры), психиатрия и патология, многочисленные методы поддер- жания здоровья и лечения заболеваний, а также огромное количест- во высокоэффективных натуральных лекарств и процедур. Сущест- вуют тибетская рефлексотерапия, иглоукалывание, и даже бальне- отерапия. А искусство прижиганий (прогреваний) и кровопускания приносит огромную пользу пациентам. Тибетская медицина затра- гивает не только самого человека, но также его поведение и окру- 19анны19, экологию, среду обитания и способы взаимодействия с этой средой. Она предлагает здоровую гармоничную жизнь в балансе с окружающим миром, а также интеллектуальное и духовное разви- тие. Отметим, что в рамках тибетской медицины существуют уни- кальные методы, позволяющие врачу, который все свое время обычно посвящает лечению пациентов, достичь просветления. История тибетских лекарственных настоев насчитывает уже нес- колько тысяч лет, их эффективность проверена веками и поэтому ценна для применения и в наше время. До нас дошли древние ре- цепты этих уникальных снадобий, которые были составлены древ- некитайскими целителями еще во втором тысячелетии до нашей эры! Многие тиб ои до сих пор окружены легендами, многие из них считаются священными, а некоторые – до сих пор ценятся в Китае дороже нефрита и золота.

Такая богатая история и мировая слава тибетских настоев объясняются удивительной эффективностью этих целебных напитков. Тибетские настои помогают даже тогда, когда все другие средства, включая самые современные, оказы- ваются бессильными (что еще раз со всей очевидностью показала эпидемия атипичной пневмонии в Китае). Уникальные свойства тибетских настоев - это, прежде всего, ред- чайшие лекарственные растения и не менее уникальные техноло- гии, отработанные тысячелетиями. Уникальные растения Лекарст- венные растения для тибетских настоев "Даосан" собираются в труднодоступных предгорьях китайской провинции Ганьсу на высоте 1500-2000 метров. Для того чтобы выжить в этих суровых условиях эти растения накапливают в десятки раз больше биоло- гически активных веществ по сравнению с равнинными. Кроме того, почва этой горной провинции отличается уникально высоким содержанием таких необходимых человеку микроэлементов, как селен, йод, марганец, цинк, железо. Поэтому практически все ле- карственные растения, собираемые в этих местах, содержат эти и другие незаменимые микроэлементы в дозах, покрывающих суточ- ную потребность человека. К сожалению, суровые природные условия обуславливают целый ряд производственных ограничений. Главное из них связано с тем, что многие растения, используемые для приготовления традиционных тибетских настоев, растут очень медленно и приобретают свои целебные свойства лишь через 10-15 лет. Именно поэтому, у древнекитайских целителей не было другой возможности использовать эти редчайшие растения, кроме как овладеть технологиями, которые бы позволяли извлекать из них до 100% полезных веществ. Несмотря на внешнюю простоту, тради- ционные технологии изготовления тибетских настоев могут пора- зить своей продуманностью любого современного ученого. Не случайно, эти настои по своей эффективности и концентрации биологически активных компонентов растений превосходят самые современные растительные экстракты.

Процесс приготовления тибетских настоев начинается с того, что тщательно отобранное, отсортированное и измельченное лекарственное сырье в течение нескольких месяцев настаивается на горной воде в специальных сосудах из особой глины. Эта глина очень богата минеральными кислотами, которые постепенно выделяются в настой и растворяют плотные оболочки растений, что обеспечивает практически стопроцентную экстракцию водорастворимых биологически активных веществ растений. Вслед за этим в полученный настой добавляют натуральный мед, который через некоторое время начинает сбраживаться с образо- ванием спирта. В результате, в целебный настой начинают выде- ляться другие важные биологически активные вещества, которые не растворяются в воде. Кроме того, образующийся при этом при- родный спирт выполняет в готовом настое роль "переносчика" биологически активных компонентов, повышая скорость и эффек- тивность их усвоения в организме человека. После того, как в це- лебный настой перейдут практически все полезные вещества лекарственных растений, его фильтруют и помещают в специальные со- суды из гималайской сосны. Древесина этого дерева выполняет две важные функции: Во-первых, она является прекрасным природным сорбентом, который всасывает излишки влаги и другие неактивные компоненты раствора, в результате чего лечебная концентрация повышается в несколько раз! Во-вторых, из древесины сосны в настой переходят природные смолистые вещества, которые обладают антивирусным и антибактериальным действием и в течение нескольких (!) лет могут предохранять готовый целебный настой от порчи. Конечно, в наше время многие этапы этого сложного производственного процесса были усовершенствованы и автоматизированы. Однако, до сих пор остаются неизменными такие условия, как исключительно природное сырье, строгая последовательность и многоэтапность производства, а также все основные технологические моменты (которые были отработаны тысячелетиями), позволяющие сохранить в настоях практически все биологически актив- ные вещества редчайших растений Горного Тибета. Все это замет- но выделяет тибетские настои из всех существующих лечебно-профилактических средств в таких категориях как: эколо- гичность и экономичность продукта;1 мл тибетского настоя = 50-100 мл обычного водного или спиртового экстракта быстрота и эффектив- ность воздействия; естественность действия; продолжительность результата.





































Используемая литература:

1.Семеченко В.Ф. История фармации: Учебное пособие – М. ИКЦ «Март» Ростов на Дону. – 2003г.

2. Егоров В.А. Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара, 2002г.

3. Сорокина Т.С. История медицины. М. 1994г.

4. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. – М. 1994г.

5. Лисицын Ю.П. История медицины. М. 2004г.

6. Новиков В.Е. Никулина С.С. История фармации. – Смоленск, 2004г.

7. Асеева Т.А. и др. Лекарственные растения тибетской медицины. – Новосибирск. – 1985г.

8. Бадмаев П.А. Основы врачебной науки Тибета «Жуд Ши. – М. «Наука», - 1991г.

9. Базаров Э.Г., Асеева Т.А. «Вайдурья-сибо» - трактат индо-тибетской медицины. – Новосибирск.. «Наука». – 1984г.

10. Глазырина И.П. Эта разная медицина. – М., «Знание», 1992г.

11. Хунданов Л.Л. Раздумья врача. – М: Сов.Россия, 1983г.

12. Яковлев Г.Г. Из истории тибетской медицины // Вопросы биологии, медицины и фармацевтической химии. М. 2001г, - №4. – стр. 48-52.

13. Хунданов Л.Л. Тибетская медицина. М. «Прометей». – 1983г.

14. Пульсовая диагностика тибетской медицины. – Новосибирск, Наука. – 1988г.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!