СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны".

Просмотр содержимого документа
«История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны»

История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны


В 75 – й, юбилейный год, Великой Победы проблема объективности картины Великой Отечественной войны как никогда актуальна.

Попытки фальсификации роли нашей страны во Второй мировой войне были всегда, и начались они еще до того, как отгремели залпы советских орудий в Берлине.

Основной причиной фальсификаций является то, что большинство европейских стран либо были союзниками нацизма, либо не оказали фашистской агрессии достаточного сопротивления. А правящие круги всех без исключения европейских стран и США в разное время активно сотрудничали с нацистами. Подобная закулисная игра, с теми же участниками, происходила и в более ранние периоды истории XX века, накануне русско – японской и Первой мировой войн.

В 1944–1945 годах советскими войсками и их союзниками были полностью или частично освобождены 11 стран, ранее оккупированных нацистской Германией либо являвшихся её сателлитами. Приход Красной армии позволил простым европейцам возвратиться к мирной жизни. Около миллиона советских солдат и офицеров погибли за освобождение Европы. Сохранение исторической правды об этих событиях – это наш моральный долг. Попытки очернить подвиг советских воинов кощунственны по отношению к их памяти, к памяти тех, кто встречал их, как своих освободителей.

Эти намерения демонстрируются в странах Европы при сносе, осквернении памятников советским воинам.

24 июля 2020 года состоялся международный круглый стол, посвященный 75-летию освобождения стран Центральной и Восточной Европы от нацистской оккупации. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, открывая заседание, произнёс: «Стремление поставить Советский Союз на одну доску с гитлеровским режимом, как и целенаправленный снос памятников советским воинам, свидетельствуют об очень опасной тенденции».1

После Второй мировой войны в европейских странах было установлено около 4 тыс. памятников советским воинам-освободителям. Многие из них были демонтированы, разрушены или перенесены на окраины населенных пунктов, кладбища, а также в "музеи советской оккупации" или "аллеи тоталитаризма". Часть памятников была продана частным лицам и была вывезена в страны Западной Европы и США.2

Не является исключением и Венгрия, солдатам которой поставлен памятник в российском городе Суджа.3 Солдатам, которые воевали в этих местах на стороне гитлеровской Германии! Идею увековечить память бывших врагов поддержали и ветераны Великой Отечественной войны.

В ноябре 2018 г., подойдя к Свято – Троицкому храму, я увидела справа от ворот памятник "Венгерским воинам - жертвам Второй мировой войны". Меня заинтересовал сам факт его существования здесь, на многострадальной Курской земле. Через год я вновь посетила это место, уже изучив историю появления мемориала, поделившись ею со своими учениками.

В конце января 1943 года советские войска разгромили под Воронежем 2-ю венгерскую армию. Солдат и офицеров в этой 2-й армии было 205 тысяч. А спаслись из "котла", устроенного войсками Воронежского фронта, лишь 57 тысяч венгров. Остальные были убиты или сдались в плен. Эти спасшиеся больше не хотели воевать. На узловой станции в Судже немцы перехватили эшелон, в котором венгерские солдаты и офицеры ехали домой. Немцы выгнали их из вагонов и отконвоировали в Свято-Троицкий храм. На четвертый день немцы заперли двери храма и подожгли солому, на которой лежали раненые. От соломы загорелись дощатый пол и деревянные перекрытия. Выбраться из храма было невозможно: двери и решетки на окнах - железные. Это было 15 февраля 1943 года.

В 2007 г. под братскую могилу был выделен участок рядом с церковным двором. Венгерских солдат отпевали по православному чину. И с тех пор прихожане, молясь, поминают их как "жестоко убиенных во святом храме".

На братской могиле сожженных венгров установлен памятник из черного мрамора с двумя надписями. На одной его стороне - стандартный текст, которым венгры сопровождают все военные захоронения своих соотечественников в России. Звучит он так: "В память венгерских воинов, павших во время Второй мировой войны". А на другой стороне запечатлено отношение россиян к бывшим врагам: "Венгерским воинам - жертвам Второй мировой войны".4

Для нас все они - жертвы. Наверное, поэтому мы не воюем с чужими памятниками.

Нужно помнить, что освобождение стран Центральной и Восточной Европы Красной армией было осуществлено в рамках договоренностей глав стран антигитлеровской коалиции. Кроме того, нельзя забывать, что в освобождении от гитлеровских захватчиков активное участие принимали и сами жители стран нынешней Восточной Европы.

Почти не осталось участников войны, которые могли донести эту правду из первых уст до молодёжи. Поэтому сегодня важно передать память о героическом подвиге народа новому подрастающему поколению.

Педагогам необходимо говорить с учащимися о фальсификации истории, учить их отделять факты от мифов, домыслов, преднамеренного искажения. Всвязи с этим сегодня перед учителем истории стоит важная задача, решение которой состоит в преодолении ряда проблем. Одна из проблем – это содержание учебного материала. Основой работы в учебном процессе являются учебники. Но объем информации в них не позволяет представить развёрнутую картину событий прошлого. Необходимо логично и грамотно выстраивать содержательную линию урока, чтобы у учеников не оставалось сомнений и недопонимания. Учителю приходится обращаться к дополнительным материалам, рекомендовать учащимся дополнительные источники. Кроме того, необходимо учитывать, что поток исторической информации для подрастающего поколения не ограничивается содержанием школьных учебников, а дополняется из СМИ.

Тесно связана с содержательной частью вторая проблема – возраст учащихся.

С одной стороны, разговор о войне, а прежде всего о зверствах фашизма, героизме советских солдат, иногда перегруженных информацией о событиях, для учащихся десятого класса (с переходом на линейную систему) очень сложен. С другой стороны, у многих к этому возрасту сформировалась уже своя система ценностей или представлений о данных событиях, и иногда переубедить их бывает трудно. Здесь большое значение имеет то, что мировоззрение школьника в современном мире во многом формируется не учебниками и учителями, а социальными сетями и Интернетом в целом. Подростку проще и интереснее посмотреть фильм, чем прочитать учебник или документ.

В такой ситуации очень важно посещение музейных экскурсий не только для старшеклассников, изучающих историю 1941-1945 годов, но и для учащихся начальной школы, учеников средних классов.

Конечно, нет возможности провести всех учащихся по местам боёв Великой Отечественной войны, но в каждом районном городе, школе есть зал Боевой Славы, краеведческий музей с экспозициями о Великой Отечественной войне.5 Во многом на учителя истории ложится задача по сохранению исторической памяти, формированию исторического мировоззрения. Поэтому важен и личный пример педагога, неравнодушного к данной теме, судьбам соотечественников, земляков, родственников. Я, как краевед, генеалог, работаю с архивами, посещаю братские могилы, в которых захоронены мои родные. 6 И непременно делюсь находками с учениками.

Недостаточное количество учебного времени на освещение данной темы - ещё одна немаловажная проблема. На выручку приходят внеклассные мероприятия, поисковая и проектная деятельность. Но этого не достаточно, для формирования целостного представления школьников о Великой Отечественной войне, её надо изучать в рамках отдельного курса.






































П риложение







































1.Г.Суджа. 2019 г. Свято-Троицкий храм.

Памятник венгерским воинам.




2. Школьный музей Боевой Славы.




3. Мемориал с. Погожее Курской области. Братская могила. Место захоронения Засорина С.В.(муж сестры деда).

27.06.2020г.

















Горсть астраханской

земли с родины

Засорина С.В.











1 Не допустить искажения: сохранение памяти об освобождении стран Европы от нацизма. https://historyrussia.org/sobytiya/ne-dopustit-iskazheniya-sokhranenie-pamyati-ob-osvobozhdenii-stran-evropy-ot-natsizma.html. Дата обращения 27.07.2020. 2 Снос советских военных памятников за рубежом. Досье. https://tass.ru/info/1389665. Дата обращения 28.07.2020.

3 Приложение 1

4 Почему Россия не воюет с чужими памятниками? https://iz.ru/news/329746. Дата обращения 27.07.2020.

5 Приложение 2

6 Приложение 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!