СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСТОРИЯ 11 класс Тема. «Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСТОРИЯ      11    класс  Тема. «Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство»

Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ 11 класс Тема. «Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство»»

Дата. 21.11.19 Урок №33 ИСТОРИЯ 11 класс

Тема. «Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство»

Цель: Образовательная: ознакомить с новыми понятиями, историческими фактами, датами, хронологической последовательностью данной темы, опираясь на Историко-культурный стандарт, придерживаясь критериев Примерной рабочей программы по истории.

  • Развивающая: навыки анализа и заключения исторических выводов по данному материалу; развивать память, внимание, рассудительность, здравый смысл, серьёзность в изучении событий исторического прошлого; развивать знания по данной теме (провести исторический диктант, фронтальный опрос)

  • Воспитательная: интерес к знаниям, историческим фактам и уважение к событиям прошлого, воспитывать патриотические чувства, толерантное отношение; формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

  • Требования к знаниям, умениям и навыкам:

· Ученик должен знать: знать и понимать причины основных событий;  уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, действиям исторических деятелей.

· Ученик должен уметь: владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.               

Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал


Проблемный вопрос урока: « Что послужило юридическим основанием для распада СССР в 1991 году?»

Понятия: автономия, федерация, суверенитет, советизация, сепаратизм.

Оборудование урока: карта «Образование СССР 1922–1940», учебник, раздаточный материал (документы), презентация обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа по пройденному материалу. Повторение изученного.

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Распад СССР в 1991 году является одним из самых значительных и драматических событий мировой истории XX века. Тем более истории русского народа второй половины XX века, когда многие стали очевидцами распада СССР – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. История граждан СССР – это история людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.

Цель нашего занятия

Повторить пройденный материал по теме: «Образование СССР», рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

Географическое положение России заставляло ее, начиная с XV века, вести непрерывную колонизацию новых территорий и, в конечном итоге, обрекло на «имперскую судьбу». Геополитическое противостояние «стран моря» и «стран суши» продолжается до сих пор и скорее всего, будет продолжаться и впредь. И только сильные, национальные государства смогут противостоять вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня.

Музыкальная заставка «Широка страна моя родная…»

Вопрос: Почему я включила вам именно эту песню? (ответы обучающихся)

Поставить проблемный вопрос урока: обучающиеся предлагают свои варианты постановки вопроса.

Запись в тетради:

Проблемный вопрос: «Что послужило юридическим основанием для распада СССР в 1991 г.?»

Преподаватель: В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. (Ее расшифровка по Конституции РСФСР 1918г. - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Так же называется государство в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г. )Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг  Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В  Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии,  Прибалтики,  Закавказье,  Дальнего Востока, создавались советские правительства.

Уважаемые гости, ученики, сейчас мы послушаем сообщения наших студентов по темам :

1. Вячеслав Григорьев – общий обзор по теме «Образование СССР»

2. Андрей Рябошлык и Иван Хабаров подготовили тему: «Проекты объединения Советских республик».

В то время пока мы будем слушать сообщения два обучающихся

Гладун Максим и Жигунов Дмитрий с помощью интернета, своих записей в тетради и книги подготовят нам презентацию « Образование СССР».

ДОКЛАДЫ

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия,  Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. 

Запись в тетрадь: 

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.

Он возглавил подготовку к объединению республик.

3. Предпосылки образования СССР.

Каковы же предпосылки объединения республик?

Ответ на вопрос: беседа с группой и запись в тетрадь.

Предпосылки образования СССР:

  1. Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.

  2. Стремление к единой внешней безопасности республик.

  3. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

  4. Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.

5. Образование СССР.

Устное повторение:

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:

1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;   

1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

1940 г. Литва,  Латвия, Эстония, Молдавия.

6. Конституция СССР 1924 г.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР.

Союзный договор содержал ст. 22 о флаге и гербе СССР. Сообщение учащегося о государственной символике СССР.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Беседа с группой:

1.Мы достигли поставленной цели?

2.Что вы сегодня вынесите из этого урока?

Выводы записать в тетрадь:

Каково значение образования СССР?

  • в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;

  • образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;

  • усиление военной мощи страны;

  • позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;

  • сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.

Преподаватель: несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выхода из СССР, на практике эти нормы не были прописаны в Конституции СССР. И «Беловежский сговор», как теперь называют акт об аннулировании договора между республиками СССР, политологи и юристы не давал право Главам Украины, Белоруссии и России денонсировать договор о создании СССР 1922 г. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Но увы, мы СССР потеряли, как это не печально осознавать.

Благодарю гостей которые были на нашем открытом уроке и вас ребята за плодотворную работу. Все участники нашего общего урока получат отличные оценки. Тех кто не успел сказать свою мысль, но работал на уроке письменно мы тоже оценим.

Д/З. §18, учить теорию, даты. 1гр. отв. на вопр №1-3 устно; 2гр. составить 5-7 вопросов по теме урока по курсу ЕГЭ







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!