СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческое прошлое людей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению самостоятельной и домашней работы.

Просмотр содержимого документа
«Историческое прошлое людей»

Урок № 4

Тема: Историческое прошлое людей

Цель: познакомиться с представлениями об основных этапах эволюции человека; ролью социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека.

Содержание урока

1. Заполнение таблицы «Древнейшие, древние и современные люди»

Таблица «Древнейшие, древние и современные люди»

Группа

Возраст, где найдены ископаемые останки

Особенности строения черепа, объем мозга

Владение речью

Орудия труда, образ жизни

1.

Дриопитеки





2.

Рамапитеки





3.

Австралопитеки





4.

Человек умелый





5.

Человек прямоходящий (древнейшие люди – питекантроп, синантроп)






6.

Неандертальцы (древние люди)





7.

Кроманьонцы (первые современные люди)





Предшественники людей

Прародиной человека считается обширная территория, в которую входили Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия и Юго-Восточная Европа. Отсюда люди расселились по всей планете. Когда-то это пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно 3,5-5 миллионов лет назад климат стал суше, наступило похолодание. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травяная растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местности поверх высокой травы. В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функций ног и рук. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились и стали использоваться для употребления орудий.

О ходе эволюции человека говорят палеонтологические находки. В Южной и Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков, ходивших на двух ногах. Они жили группами. Самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Найденные фрагменты черепов позволили определить объем их мозга (500-600 см3). Это больше, чем у современных человекообразных обезьян. Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа говорило о том, что этот вид все же относился к обезьянам. Австралопитеки (рисунок 6 «Австралопитек» на странице 18 учебника) не владели речью.

Древнейшие люди

Предполагают, что первые древнейшие люди появились 1-1,5 миллиона лет назад. В настоящее время известно несколько их форм, которые объединяют под общим названием «человек прямоходящий». Первые останки древнейшего человека были обнаружены на острове Ява более 100 лет назад. Ему дали название питекантроп (рисунок 7 «Питекантроп» на странице 18 учебника) или обезьяночеловек.

Рост древнейших людей достигал 160 см, объем головного мозга – 1100 см3. Но у них сохранялись еще многие примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть, а подбородочный выступ, связанный с развитием речевых мышц, почти отсутствовал.

Останки близких по облику и уровню развития первобытных людей были найдены в Китае. Их назвали синантропами. Они жили около 400 тысяч лет назад.

Древнейшие люди вели активный образ жизни. Это были свирепые охотники. Они нападали на таких крупных животных, как буйволы, туры и даже слоны. Охота на крупных животных требовала совместных действий. Возможно, что первобытным коллективом был коллектив охотников.

Другой формой объединения людей была первобытная семья. Древнейшие люди могли изготавливать примитивные орудия, а находки, сделанные в Китае, говорят о том, что некоторые виды древнейших людей уже пользовались огнем.

Древние люди

В 1856 году в долине Неандерталь (Германия) были обнаружены останки человека, названного неандертальцем (рисунок 8 «Неандерталец» на странице 18 учебника). Дальнейшие раскопки показали, что неандертальцы обитали не только на территории Европы, но и в Африке, Азии.

Головной мозг неандертальцев по объему (до 1700 см3) приближался к мозгу современных людей. Наряду с этим в строении тела неандертальцев было довольно много примитивных черт, как у питекантропов. Однако левая часть мозга неандертальцев была уже несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга, свойственная современному человеку. Это говорит о том, что неандертальцы были праворукими. Некоторое развитие получает подбородочный выступ, что связано с речью.

Жили неандертальцы в суровых условиях ледникового периода. Холод вызвал необходимость пользоваться одеждой. Они изготовляли ее из звериных шкур. Неандертальцы были искусными каменотесами. Они изготовляли скребла для обработки шкур, наконечники для пик. Умело использовали огонь. Жили в пещерах, промышляли охотой и собирательством. Неандертальцы хоронили своих близких, украшали могилы. Во многих пещерах найдены черепа и длинные кости пещерного медведя. Предполагают, что они имели какое-то ритуальное значение.


2. Первые современные люди

В 1886 году во Франции, в местности Кро-Маньон, были найдены останки скелетов первых людей современного типа, которых назвали кроманьонцами (рисунок 9 «Кроманьонец» на странице 20 учебника). Они появились около 50-60 тысяч лет назад и несколько тысяч лет существовали одновременно с неандертальцами.

Кроманьонцы были рослыми людьми (до 180 см). От неандертальцев их отличали более высокий лоб, отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ, свидетельствовавший о развитии речи.

Объем (до 1800 см3) и масса мозга были примерно такими же, как и у ныне живущих людей, причем лобные и височные доли достигали своего окончательного развития. Не отличались кроманьонцы от современных людей и по строению тела. Кроманьонцы изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога. Они умели сверлить, шлифовать свои изделия. Рядом с останками кроманьонцев часто находили разнообразные произведения их искусства (живопись, скульптура).

Кроманьонцы были умелыми охотниками. Они владели различными способами охоты. Широко использовали копья, дротики, а затем и стрелы.

Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных.

Закрепление

Вопросы:

1. Перечислите характерные особенности древнейшего, древнего и современного человека.

2. Почему о степени развития речи можно судить по подбородочному выступу и степени выраженности лобных и височных долей мозга?

3. Какие черты неандертальцев свидетельствуют об их более высокой организации по сравнению с питекантропами?

4. Как совершенствовались изготовление и использование орудий на разных стадиях исторического развития человека?

5. Какое значение для общества имел переход от присваивающего хозяйства к производящему?

Обобщение

Сформулируйте вывод по уроку.

Домашнее задание

1. Параграф на страницах 18-21 учебника (страницы 12-17 учебника).

2. Вопросы 1-5 на странице 21 учебника (вопросы 1-9 на странице 17 учебника).

3. Словарь: австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!