Занятие на тему
«Введение в образовательную программу историческое краеведение»
г.Железногорск
Открытое занятие
Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Историческое краеведение»
Цель занятия: Развитие потребности личности школьников к познанию и творчеству средствами краеведческой и поисково-исследовательской деятельности
Задачи:
Обучающие:
сформировать у обучающихся общее представления о таком направлении, как историческое краеведение;
познакомить обучающихся с понятиями краеведение, туризм, археология, историческая реконструкция;
формировать профессиональную ориентацию обучающихся.
Развивающие:
активизировать познавательную и учебно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении истории родного края;
развитие коммуникативной культуры обучающихся, адаптации в коллективе и мотивации к потребностям познания мира.
Воспитательные:
воспитание у школьников гражданско-патриотических качеств личности, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
воспитание качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, увлеченности, познавательного интереса, активности, наблюдательности, сообразительности.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, фото и видео материалы, реконструкция комплекса доспехов и вооружения древнерусского война, карточки-задания.
Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Методы: проблемное обучение, проектно-конструкторские методы, игровые методы, практическая работа, наглядные и словесные методы.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход занятия.
1. Организационный этап
Педагог: Здравствуйте ребята, меня зовут Андрей Николаевич. А для того, чтобы я мог к вам обращаться на занятии, возьмите бейджи, которые лежат у вас на столе, напишите на них своё имя и прикрепите на одежду.
Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие - «По страницам «Живой истории». А путешествовать нужно с настроением. Какое у вас настроение? Сейчас узнаем. Возьмите из конверта на ваших столах вот такие смайлики и выберите тот, который отражает ваше настроение. Выбрали? Поднимите. Ура! У большинства хорошее настроение, а у кого не очень, давайте им и друг другу улыбнемся. Спасибо.
2. Мотивационный этап.
Педагог: Обратите внимание на предметы. Назовите их. Знаете ли вы их назначение?
Дети: щит, меч, топор, посуда, одежда…
Педагог: Вы видите предметы средневековья. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Дети: о доспехах, об истории..
Педагог: Мы будем говорить об истории! Но не просто истории, а истории родного края. Область знаний, с которой вы сегодня познакомитесь называется «Историческое краеведение».
3. Этап усвоения новых знаний
Педагог: В центре доски записано ключевое слово «Историческое краеведение». Назовите слова или словосочетания, которые на ваш взгляд, связаны с данной темой.
(По мере поступления идей педагог записывает их на доске и даёт определение)
Историческое краеведение— наука, изучающая прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона.
Историческое краеведение - форма деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). Краеведение охватывает несколько сфер знаний: историческое географическое и естественное.
Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков. В этом видится главный смысл слов А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: «в них обретает сердце пищу».
О пепелищах, кстати мы поговорим немного позже, нас они тоже интересуют.
Педагог: Как вы думаете, а что нужно, чтобы изучать свой родной край? Дети: читать книги, путешествовать, нужны знания…
Педагог: Как называют людей, которые отправляются в путешествия?
Дети: путешественники, туристы.
Педагог: Совершив увлекательное путешествие «По страницам «Живой истории» вы узнаете много нового и интересного. Итак, в путь!
1 слайд: «По страницам «Живой истории»
И первая страница нашего путешествия – «Туристский бивуак»
2 слайд: «Туристский бивуак»
Педагог: Итак, сейчас мы с вами станем туристами (дети надевают кепки).
Вы знаете, что такое туризм?
С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ в. и обозначат экскурсию или путешествие.
3 слайд: (Показ видеоролика о туризме.)
4 слайд: Практическое задание (работа с карточками)
Продолжаем наше путешествие. Переворачиваем страницу «Туристский бивуак» и оказываемся в «Исторической библиотеке»
5 слайд: «Исторической библиотеке»
Педагог: Конечная цель походов, путешествий, да и можно сказать экспедиций - это изучение истории в разных ее проявлениях. Изучая историческое краеведение можно узнать то, что не содержится в школьном курсе истории.
6 слайд: Полный титул Николая Второго.
Полный титул Николая Второго как императора с 1894 г. по 1917г.: «Божьей поспешествующей милостью, Мы, Николай II (церковно славянская форма в некоторых манифестах— Николай Вторый), Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».
Титул российских императоров формировался в течение нескольких столетий. Всего в титуле 53 царских звания. С присоединением новых областей и территорий добавлялись новые звания титула. Естественно, что в царский титул добавлялись те территории, которые имели государственность или хотя бы ее зачатки.
(вставить сюда рассказ о потомке Чингиза в Курске)
7 слайд: Практическая работа: (фронтальная)
На экране вы видите примеры реальных исторических фактов с придуманными. Необходимо догадаться, что есть правда, а что вымысел.
Наполеон — Гитлер
Наполеон родился в 1760 г.
Гитлер родился в 1889 г.
(разница 129 лет)
Наполеон пришел к власти в 1804 г.
Гитлер пришел к власти в 1933 г.
(разница 129 лет)
Наполеон вошел в Вену в 1812 г.
Гитлер вошел в Вену в 1941 г.
(разница 129 лет)
Наполеон проиграл войну в 1816 г.
Гитлер проиграл войну в 1945 г.
(разница 129 лет)
Оба пришли к власти, когда им было по 44 года.
Оба напали на Россию, когда им было по 52 года.
Оба проиграли войну, когда им было по 56 лет.
Линкольн — Кеннеди
Линкольн родился в 1818 г.
Кеннеди родился в 1918 г.
(разница 100 лет)
Линкольн стал президентом США в 1860 г.
Кеннеди стал президентом США в 1960 г.
(разница 100 лет)
Оба были убиты в пятницу. Оба в присутствии жен. Оба — выстрелом в голову.
Линкольн был убит в театре «Кеннеди». Кеннеди был убит в автомобиле «Линкольн»
Незадолго до смерти Линкольн побывал в городке Монро, что в Мэрилэнде; у Кеннеди незадолго до смерти был pоман с Мэрилин Монро.
Оба южане. Оба демократы.
До того, как стать президентами, оба были сенаторами США.
Джон Уилкис Бут, застреливший Линкольна, родился в 1839 году.
Ли Харви Освальд, застреливший Кеннеди, родился в 1939 году.
(разница 100 лет)
Оба имени в английском написании (John Wilkes Booth и Lee Harvey Oswald) состоят из 15 букв.
Бут сбежал из театра и был схвачен на чердаке. Освальд бежал с чердака, его арестовали в театре.
Приемник Линкольна после убийства — Джонсон.
Приемник Кеннеди после убийства — Джонсон.
Первый, Эндрю Джонсон родился в 1808 г.
Второй, Линдон Джонсон родился в 1908 г.
(разница 100 лет)
8 слайд: Музыкальная физминутка
Следующая страница нашего путешествия – «Лагерь археологов»
9 слайд: «Лагерь археологов»
Педагог: Я вам говорил, что мы вернемся к пепелищам.
Кому они могут быть интересны, кто те люди, для которых разбитая посуда приносит удачу? Кому интересны сломанные и даже на первый взгляд ненужные вещи? Кто копает очень много, но не картошку? Кого можно назвать детективом прошлого?
Дети: (дети отвечают)
Археология - это наука, которая занимается раскопками вещественных доказательств древнейшего прошлого. Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции.
10 слайд: (Фото об археологических раскопках)
Практическая работа: Сейчас вы будете в роли археологов и попробуете восстановить изображения предметов старины. Необходимо дорисовать изображения, которые вы видите на картинках (шлем, меч, топор, щит, платье, кольчуга)
11слайд: Карточки с заданиями. (Дорисовать шлем)
Переходим к последней страницы нашего путешествия. Мы оказались в «Клубе исторической реконструкции».
12 слайд: «Клуб исторической реконструкции».
Педагог: Всё что добыто археологами в ходе научных экспедиций подлежит восстановлению и реконструкции.
Что такое историческая реконструкция? Кто из попытается ответить?
13 слайд: (Видео о реконструкции)
Презентации комплекса вооружения и одежды воина.
(Во время презентации комплекса вооружения и одежды воина педагог дополняет показ текстом)
Движение исторической реконструкции сложилось в мире давно, примерно в 1960 годах. В Россию оно пришло в 1976 году, когда группа молодых людей во главе с Олегом Соколовым создало Ассоциацию Любителей Наполеоновской Эпохи. С 1989-1990 года реконструкция в России расширилась. Появились клубы военно-исторической реконструкции, занимающиеся Античностью, Средними веками, эпохой Петра I, Первой мировой и Гражданской войной, Второй мировой и даже Диким Западом и племенами индейцев.
К нашему времени – это настоящая субкультура, объединяющая десятки тысяч энтузиастов в странах СНГ. Многочисленные фестивали собирают от сотни до пяти тысяч участников и просто невероятное число зрителей.
Чем же заняты члены исторических клубов? Что такое историческая реконструкция?
Вполне очевидно, что это некое воссоздание. В данном случае, воссоздание объектов материальной культуры, быта и различных практик, а так же исторических событий минувших веков.
Историческая реконструкция одежды, например, подразумевает изучение источников и создание их современных копий и реплик в точном соответствии с полученной информацией. Если русский кафтан 10-го века шился вручную из шелка с льняной подкладкой и златотканым «разговорами», то реконструктор, занятый изучением этого периода, обязан изготовить его именно в таком виде, соблюдая полное совпадение технологии и материалов.
И так во всём: от воссоздания костюма и его трибутов, до реконструкции доспехов или военных мундиров и муляжей вооружения, до фехтования, танцев, конной выездки и так далее.
В самом деле, если ты носишь одежду 14-го века, было бы глупо не уметь пользоваться ею и сопутствующими бытовыми аксессуарами. Да и сама реконструкция накладывает отпечаток на манеру ношения. Невозможно ходить в мягких кожаных черевиках без каблука, как в современных кроссовках. Невозможно ездить в рыцарском седле, как в спортивном. А рыцарский меч куда как не похож на олимпийскую шпагу.
Метод исторической реконструкции – это тщательное изучение и сличение многих исторических источников: вещественных, изобразительных, письменных, с целью получения независимой, объективной информации о тех или иных предметах истории. После чего, подобранные предметы необходимо свести в единый, внутренне непротиворечивый материальный комплекс: рыцарский доспех, костюм дамы, мундир гренадера и так далее.
Если спросить опытного участника движения: так что же такое историческая реконструкция? Он обязательно ответит: это упорный труд, терпение и невероятное упрямство в борьбе с самим собой для достижения высших результатов.
Ведь реконструкция является и практической наукой, и спортом, и тематическим туризмом. Все это требует многого, но и дает взамен не меньше. Но будьте осторожны. Ведь военно-историческая реконструкция затягивает. Сперва это интерес, потом хобби, а через пару-тройку лет запросто может превратиться в стиль жизни.
4. Итоговый этап
Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вы узнали много нового и интересного.
1.Что такое историческое краеведение?
2.Зачем необходимо изучать историческое краеведение?
3.Где вам пригодятся эти знания?
5. Рефлексивный этап
Вы сегодня прикоснулись к историческому наследию нашей Родины. Получили новые знания, которые вам необходимы, чтобы стать ответственным гражданином. Мне очень важно узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии и я предлагаю вам обратить внимание на «Рефлексивный экран» и прошу вас по одному высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на
14 слайде:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
6. Информационный этап
В истории нашего края есть много вопросов, на которые до сих пор не найдены точные ответы. Занимаясь в объединении «Историческое краеведение» у вас появится возможность ходить в походы, экспедиции, ездить на экскурсии, работать с интересными документами, книгами, и возможно разгадать ещё одну неизвестную страницу исторического прошлого нашей страны.
Ребята, смотрите, как долог наш путь даже в рамках одного занятия. А вся программа “Историческое краеведение” рассчитана на 2 года. В течение этого периода вы приобретёте туристские навыки, историко-краеведческие знания и умения, вы будете участвовать в конференциях, конкурсах, соревнованиях. Каждый победитель получит заслуженную награду.
И вы сегодня за отличную работу на занятии получаете грамоты. Впишите в грамоты свою фамилию и имя. Сохраните его в своём Портфолио на память о нашей встрече.
Благодарю за работу и внимание!