СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Историческое и этнографическое краеведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Историческое и этнографическое краеведение"»

Историческое и

Этнографическое

краеведение



Учитель

начальных классов

МБОУ гимназии № 4

Алборова Н.А.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв


Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению школьников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об особенностях его современной жизни.

Краеведение – один из важных, полезнейших предметов, который должен занимать в школьном образовании далеко не последнее место. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. В последнее время краеведение в различных интерпретациях настойчиво внедряется в учебные планы многих школ. Во многих городах выходят методические рекомендации написанные специалистами – краеведами, работниками музеев, но в большинстве случаев основная работа по введению предмета в школьную практику ложится на плечи учителей. Это интересный, ответственный и нелёгкий труд, ибо учителю краеведения, помимо знаний истории своего края и желания передать их ученикам, приходиться быть и автором специфической программы и составителем пособия, изготовителем дидактического и наглядного материалов. Была совершенно очевидна необходимость создания курса краеведения и для начальной школы.

Знакомить учащихся начальных классов с историей республики я начала давно, с первых лет учительской деятельности. Сначала работа велась эпизодически, на классных часах, уроках трудового обучения, окружающего мира, чтения, когда местный материал удачно увязывался с темами программных курсов.

Выход полученные детьми знания находили на утренниках посвящённых Дню города. Дню республики, при подготовке устных журналов, выпуске стенгазет, проведении викторин. Эта работа поддерживалась экскурсиями по историческому центру города, уроками – экскурсиями в городские музеи и историческим памятникам республики.

Наше время во многом судьбоопределяющее. Какими будут наши ученики, а значит, и будущее нашей республики и всей России, зависит и от того, как мы, учителя, сумеем просветить их умы и души. Без «идей сверху» и догм, а на примерах, которым учит История. Очень важно, чтобы молодой человек умел понять прошлое и увидеть себя и свой народ на фоне настоящего. А для этого, в первую очередь, надо, чтобы он знал своё родословие и свой край, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает – от природы до малейшего творения рук человеческих, а ещё важнее, чтобы он любил бы всё это и хотел сберечь. Краеведение может способствовать этому в значительной степени и стать своего рода азбукой и энциклопедией малой родины, кладезем самых важных и полезных знаний по истории.

Курс краеведения в школе не должен превратиться в набор тематических лекций – это должен быть систематически организованный цикл знаний, преподнесённых по законам методики и в соответствии с принципами дидактики.

Курс краеведения рассчитан на учащихся начальных классов.

Непосредственная цель курса – сообщение ученикам начальных классов определённой суммы знаний по истории и культуре родного края, систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность самого ученика.

Перспективная цель – ранняя историческая пропедевтика и обучение азам исследовательской работы, воспитание особого гуманитарного способа мышления и осознания ценности личности на фоне исторического процесса.

Отличительная черта курса – развивающая направленность и коммуникативность.

Основные задачи курса – воспитание патриотизма, стимулирование наблюдательности и любознательности, активизация исследовательских навыков.

Курс рассчитан на один урок в неделю. Предусмотрено несколько экскурсий: по городу(ознакомление с достопримечательностями городского центра), по старым улицам, в городском краеведческом музее, наблюдения за особенностями местного ландшафта, посещение одного из предприятий города.

Планируется следующие формы проведения уроков: урок – игра, урок – викторина, урок встреча с гостем школы – старожилом города, сотрудником музея, ветераном войны и т.п. Желательно проведение устного журнала или утренника на одну из центральных краеведческих тем курса. Основной метод обучения – исследовательский.

Между темами есть мостики – переходы. Главный принцип курса – принцип личностного внедрения ученика в книгу, т.е. изучение родного края должно сочетаться с изучением семьи ученика, его родословной, современной жизни.

В центре курса краеведения должен быть ученик. Малая родина изучается в контексте интереса ученика к себе. С конкретного – семьи ученика, его родословия, работы родителей, школы, улицы и дома – и начинается изучение родного края.

Для активизации учебной деятельности младшего школьника можно ввести задания игрового характера: викторина «Где это улица, где этот дом?» (по фотографиям из старого альбома); работа со схемой центра города, на которую дети должны нанести условные обозначения архитектурных достопримечательностей, составление автобиографии, рассказ о своей семье, решение краеведческого кроссворда и т.д.













Примерное содержание курса «Историческое и этнографическое краеведение»


  1. «Мы – Аланы». Понятие о большой и малой родине. Предмет «Краеведение».

  2. «Где расположена РСО – Алания?» Знакомство с понятием республика, область, районы, районные центры. Работа с картой – схемой РСО – Алания.

  3. «Владикавказ – столица нашей республики». История основания города.

  4. Обратимся к древности. Понятие о первоначальном ландшафте и его постепенном изменении. Древнейшие населения Осетии.

  5. Происхождение и ранняя история иранских народов.

  6. «Нартский эпос». Что такое фольклор, летопись, эпос? Отрывок из «Нартского эпоса», повествующей о происхождении Нартов.

  7. День города.

  8. «Что объяснила топонимика?» Гипотезы происхождения местных географических названий.

  9. «Наука с лопатой в руках». Что такое археология? Раскопки на территории РСО – Алании.

  10. Археологи изучают наш край. Доклад археолога о раскопках в Кобанском ущелье (практическая работа с текстом).

  11. Урок в музее. Рассказ об основании музея. Зал древностей.

  12. Путешествие в историю города и края. Составление краткого хронографа. Рассказ о гербе города.

  13. Экскурсия по город. Основные достопримечательности центра (храмы, здания посада, гимназия). Что такое мемуары.

  14. «Прошлое - рядом». Гражданская архитектура XIX века.

  15. «Роща Хетага». Культовая архитектура. Храмы города.

  16. «Станицы старого альбома». Фотодокументы. Игра – викторина «Где это улица, где этот дом?»

  17. «Имена наших улиц», Принципы наименования улиц и причины их переименования. Работа с планом центральной части города.

  18. «Родительский дом». Рассказы учеников о своём доме (квартире). Работа над сочинением.

  19. «Родная школа». Рассказ об истории гимназии №4. Организация работы по вопросам, способствующим построению рассказа о любой школе города или республики.

  20. «Его именем названа улица». Рассказы о великих людях Осетии.

  21. «Я и моя семья». Понятие о родословном древе, предках, традициях семьи. Гипотезы о происхождении фамилий.

  22. Где работают наши родители?» Краткий обзор промышленных предприятий г. Владикавказа.

  23. Родная природа. Климатические особенности.

  24. Реки и озёра нашего края. Работа с контурной картой.

  25. Аграрно – промышленное специализация района. Основные направления сельского хозяйства.

  26. Военно – Грузинская дорога. История создания.

  27. «В годы войны». Рассказ о военных действиях на территории республики. Памятники и монументы, посвящённые событиям военной поры и его героям. Книга памяти (О погибших земляках).

  28. Братья Газдановы.

  29. День музеев. Дом – музей К.Л. Хетагурова.

  30. Кроссворд «Краевед», викторина «Десять литературных вопросов».


К концу учебного года ученики должны:

- иметь первоначальные понятия о стране, области, районе на уровне образных представлений и уметь ориентироваться на карте административного деления;

- уметь определять местонахождение своего населённого пункта на карте РСО – Алании;

- знать, что изучает предмет «Краеведение»;

- знать дату и историю основания города;

- знать дату именин города, основные даты истории города и республики;

- знать названия двух – трёх храмов республики и узнавать их на фотографиях и картинах, знать свой адрес и названия улиц своего города;

- уметь рассказать о своей семье, о себе;

- знать место работы своих родителей;

- знать названия двух – трёх заводов или фабрик района и ориентироваться в выпускаемой ими продукции;

- знать названия двух – пяти рек республики, уметь кратко характеризировать особенности природы, знать названия некоторых растений и животных;

- знать основные направления сельского хозяйства района;

- знать основные события военных лет, имена двух – трёх земляков – героев войны;

- уметь рассказать о великих людях Осетии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!