СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторический и познавательный досуг. Historical and educational leisure.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исторический и познавательный досуг. Historical and educational leisure.»

Исторический и познавательный досуг. Historical and educational leisure.

Нисютин Сергей Андреевич педагог-организатор, МБУ ДО «Дом детского творчества» МО «Мелекесский район» Ульяновской области

[email protected] 89022440499

Nisyutin, Sergei Andreevich organizer teacher,

MBU DO "House of children's creativity" MO "Melekessky district" Ulyanovsk region

Аннотация. Военные настольные игры - прекрасное досуговое занятие которое позволяет увеличивать знания и также развивает мышление ребёнка. О некоторых особенностях и доступности настольных военных игр будет рассказано в статье. Статья рассчитана на педагогов и вожатых которым небезынтересна история отечества и настольные игры.

Ключевые слова: Варгейм, военная игра, история, стратегия, тактика, знания.

Список литературы:

  1. Сунь-цзы Искусство войны. Основы китайской военной стратегии / Сунь-цзы. - М.: Диля, 2010. - 230 c.

  2. Интернет ресурс о настольных играх https://boardgamegeek.com/

  3. Группана сайте Вконтакте о настольных военных играх https://vk.com/sternwar

Организация познавательного досуга - вопрос достаточно интересный, на который можно найти множество разнообразных ответов. Одним из этих ответов являются настольные игры. Мир настольных игр чрезвычайно разнообразен, и рассказать бы хотелось о той части, которая особенно познавательна и может вызвать больший интерес у учащихся. Эта часть настольного мира связана тесно с историей и может дать много дополнительной информации к тому материалу, который изучается на уроках истории. Как вы уже можете догадываться, речь идёт о настольных военных играх или варгеймах. Обычно это игра где участники тем или иным образом противостоят друг другу, что требует хорошего тактического и стратегического мышления и достаточно азартно, чем и привлекает ребят

Дело в том, что появившись ещё во времена Герберта Уэлса, военные игры развивались вовремя штабных игр настоящих армий, потом получили огромный толчок в своём развитии во времена холодной войны и на данный момент охватывают почти все конфликты, которые случались в истории человечества.

Уровень сложности игр также варьируется от одной к другой, от сложности «почти шашки» до ста часовых «монстров». Условно, игры можно разделить на следующие уровни.

Первый из них - это Гранд стратегии которые, можно охарактеризовать достаточно высоким уровнем абстрактности, где игроки передвигают каждым своим движением целые армии и фронты Первой и Второй мировой на карте, которая охватывает огромные территории в десятки стран. Тут примером две гранд стратегии «Пути славы», которая ярко отражает противостояние Антанты и Центральных держав сразу на нескольких фронтах и игра идёт по историческим рельсам, как и «Ни шагу назад», которая отражает противостояние СССР и Третьего рейха. Ну, или например, проводит грандиозные операции времён холодной войны или столкновения колониальных империй на карте, которая охватывает весь мир. Как пример, замечательная стратегия, которая называется «Красные» она отображает противостояние времён гражданской войны с достаточно большой степенью историчности. А если вдруг ваши ребята увлечены античностью, то ничто не помешает примерить роли участников Пунических войн или Пелопонесской. В том случае, если ребятам наиболее интересна тематика Средних веков, то пожалуйста, война алой и белой розы и множество других настольных стратегий, которые связаны с тем или иным отрезком истории человечества.

Более малый уровень - это оперативный уровень, где игроки становятся командующими отдельными операциями. Например, знаменитый варгейм битва за Москву, который позволяет отыграть операцию Тайфун с учетом реальных исторических погодных условий, да ещё и с условием сложности перехода с европейских железных дорог на российские с действиями авиации и передвижениями механизированных частей. Причем, ребёнку возраста средней школы освоить правила игры понадобится несколько минут перед тем, как он сможет взять на себя руководство целой армией. Есть и другие, а точнее десятки других игр оперативного уровня, которые рассматривают как отдельно взятые сражения Великой Отечественной Войны, так и первой мировой или гражданской войны в Испании или битвы Отечественной войны 1812 года.

Следующий уровень - это тактический, который уже приближает нас на высоту птичьего полёта над полем битвы и позволяет уже примерить на себя роль не маршала, для которого фишки с армиями всего лишь безликая масса которая исполняет приказы, а отдельные группы воинов. На тактическом уровне также большущее количество вариантов игр, которые можно опробовать в досуговой деятельности. Яркий пример – «Великие битвы истории». Несколько десятков модулей, которые охватывают самые известные конфликты античности завоевания Рима и победы Александра Македонского победы и поражение Ганнибала войны Диадохов. В этой серии игр каждое сражение происходит в соответствии с исторической расстановкой и сопровождается исторической справкой. Имеется чёткое разделение на виды войск и привязка к командирам, которые командовали тем или иным отрядом, что позволяет окунуться в атмосферу античных противостояний. Дальше, примером последует серия «Мужчины в железе» она уже охватывает сражения средних веков на том же уровне с иными правилами, но с тем же разделениям по родам войск. В этой серии уже будет позволительно вести тяжёлую рыцарскую конницу руководимую яркими деятелями своего времени. Также, с исторической расстановкой и полноценной справкой, что также позволяет нырнуть в историю и азартное противостояние с головой.

Дальнейшим примером уже будет сразу Вторая мировая, хотя есть и примеры тактических схваток и конфликтов во временной промежуток до, но всё же большой интерес представляет именно вторая мировая. Тут примером будет выступать сразу две игры: одна более простая и взводного уровня и другая более сложная уровня отделений. Первый пример это игра «Нации в войне», которая берет западный, восточный и северо-африканский фронты и отыгрывает около исторические сценарии где ваши отряды представляются частями рот и батальонов при поддержке авиации артиллерии. Отображены так же линии командования в виде штабов, прикрепленных к тем или иным взводам, и чья деятельность или бездеятельность упрощает или усложняет игровой процесс. Также, интересный момент, что отображена самая яркая военная техника сторон с её характеристиками, что даёт хороший бонус к атмосфере противостояния.

Второй пример - достаточно старая и при этом достаточно сложная игра «Advanced squad leader». Она появилась в 1985 году и активно издается до сих пор. В отличие от прошлого примера , здесь каждая фишка - это отделение солдат или отдельный офицер, или единица тяжёлого вооружения и бронетехника. Что интересно создатели игры в своих интервью указывают на исторические исследования которые повлияли на игру. Это статистические данные, которые свидетельствуют о том, что, например, советские и немецкие солдаты были более устойчивы к огню противника и с меньшей охотой залегали подавленные огнем, нежели солдаты союзников, что и нашло отражение в характеристиках игровых фишек. Правила игры достаточно объёмны и стараются снизить уровень абстракции до минимума, что выходит и относительно успешно. Если в других играх этого уровня есть масса элегантных решений в виде системы импульсов или системы перехвата хода, то здесь это всего-то восемь фаз которые громоздки, но логичны и пытаются отразить жаркие схватки времён Второй Мировой Войны.

Ну, а вдруг, если вы большие любители морских баталий, то и они представлены как и тактически так и операционно. Если же вам по душе воздушные схватки, то естественно есть и они, да и ещё в нескольких плоскостях сразу, да к тому же с охватом временных промежутков тоже всё в порядке.

В целом, все эти игры: от Гранд стратегий, до тактических пользуются рядом механик, которые, в основном, общие для всех. Это механика «я хожу - ходи ты», конечно, в некоторых системах, могут быть исключения в виде одновременного хода или системы импульсов. Также, в каждой несколько фаз от двух трех до восьми. Которые отражают исторические реалии. Также, характерно, что часто карты буквально топографические и игры идут с учётом рельефа местности, что также добавляет атмосферности.

Подводя небольшой итог, к выше сказанному, настольные военные игры не просто «сложные шахматы» для детей и взрослых, но и досуг который чрезвычайно познавателен и к тому же прекрасно дополняет материалы, изученные на уроках истории. Ведь узнать больше о ходе истории Отечества во время партии в настольную игру это замечательный бонус, а при желании можно и не ограничиваться историей России. Охват событий на протяжении всей истории военными играми просто огромен. Таким образом, военные игры являются хорошим ответом на общественный запрос о познавательной досуговой деятельности.

Теперь, хотелось бы несколько слов о цене вопроса. Настольные игры -удовольствие не самое дешевое и это может напугать. Но, благо есть формат «Напечатай и играй», который позволяет имея лишь цветной принтер, бумагу, ножницы и клей сделать практически любой варгейм, да и не только варгейм, вместе с ребятами во время работы творческого объединения или же во время работы летнего лагеря.

Для того, чтобы не расплываться мыслью по древу ведь как тысячи лет назад написал Сунь Цзы «Если ведут войну, и победа затягивается, – оружие притупляется и острия обламываются; если долго осаждают крепость, – силы подрываются; если войско надолго оставляют в поле, – средств у государства не хватает.»1, так и я не буду тянуть с заключением. В итоге всему выше сказанному нашелся интересный ответ на вызов в познавательном досуге для ребят который выглядит не всегда просто, но всегда интересно и доступно, а к тому же и всегда познавательно.



1 Искусство войны The Art of War
Глава II. Ведение войны стр. 8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!