МКОУ « Нижнеказанищенский многопрофильный лицей»
Авторская программа
«Исторические тропинки»
Направление: туристско-краеведческое
Автор: Шихова Бурлият Асадуллаевна
Год рождения: 15.02.1978.
Образование: высшее
Место работы: МКОУ Нижнеказанищенский многопрофильный лицей
Должность: учитель истории
Адрес: Республика Дагестан, Буйнакский район, с. Нижнее Казанище
Телефон: 8 928 525 96 78 e-mail: [email protected]
Пояснительная записка.
Это программа рассчитана на учащихся интересующихся историей своего родного села. Программа воспитывает в учениках уважение к народу, его истории и культуре. Реализация этой программы будет способствовать нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, привлечению детей к историческому наследию своего края.
Сегодня остро ощущается необходимость изучения культуры своего народа, возрождения духовности. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Дорогие сердцу места, частица любимой Отчизны, близкие душе обычаи. Но чтобы говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится к нашим родным местам - к замечательной Нижнеказанищенской земле.
Программа туристско-краеведческой направленности ориентированы на познание истории нашей Родины, родного села, судеб соотечественников, участие ветеранов Великой Отечественной войне в кровопролитных боях за Москву, Ленинград, Сталинград, Курск, на подступах у стен Берлина. А также знать подвиги Героев Дагестанцев в годы ВОВ. Программа направлена на изучение списков участников войны пропавших без вести, поиск захоронений пропавших без вести земляков в печатных Книгах Памяти, поиск захоронений пропавших без вести земляков в документах госпиталей и медсанбатов, поиск захоронений пропавших без вести земляков в документах о военнопленных. Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края.
Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ:
п еший,
горный,
краеведение,
музееведение и др.
П рограмма ориентирована на все возрастные группы учеников школы, определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, села.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности и любовь к родному краю.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
П ополнение школьных архивах работами учащихся по краеведению.
Как нужно реализовать программу:
организация туристических экскурсий
поисковая работа на сайтах «Мемориал», «Судьба солдата» и др.
пешие экскурсии по селу, а также в горные районы;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
создание и оформление музейного уголка и Уголка боевой славы в школе;
Календарно - тематическое планирование (1-й год обучения)
№п.п | Разделы программы и темы занятий | В том числе | Всего | Дата |
Теория | Практика |
1. | Вводное занятие Планирование. Инструктаж по технике безопасности. Опись музея, сбор новых экспонатов | 1ч. | 1ч. | 2ч | (в течении года) |
2. | Туризм и краеведение | 5ч. | 5ч. | 10ч | |
2.1 | Краеведение- наука о родном крае. | 2 | 2 | 4 | |
2.2 | История села. Пеший поход в пещеру «Пархан анак» | 1 | 1 | 2 | |
2.3 | Быт и традиции села. Экскурсия в краеведческий музей села Н-Казанище. | 1 | 1 | 2 | |
2.4 | Наш край в устном народном творчестве.Бесседа с писателями села Н-Казанище | 1 | 1 | 2 | |
3. | Поиск | 10ч. | 1ч. | 30ч | |
3.1 | Изучение списков участников войны | 2 | 4 | 6 | |
3.2 | Изучение списков участников войны пропавших без вести | 2 | 4 | 6 | |
3.3 | Поиск захоронений пропавших без вести земляков в печатных Книгах Памяти (ОБД Мемориал) | 2 | 4 | 6 | |
3.4 | Поиск захоронений пропавших без вести земляков в документах госпиталей и медсанбатов (ОБД Мемориал) | 2 | 4 | 6 | |
3.5 | Поиск захоронений пропавших без вести земляков в документах о военнопленных (ОБД Мемориал) | 2 | 4 | 6 | |
4. | Музееведение | 16ч. | 6ч. | 22ч | |
4.1 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. Сбор материалов для обновления музейных экспозиций (стендов) | 6 | | 6 | |
4.2 | Реставрация школьного Уголка Боевой Славы | | 4 | 4 | |
4.3 | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.Экскурсия в музей Боевой славы г.Буйнакск. | 6 | | 6 | |
4.5 | Проектная работа: Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. | 4 | | 4 | |
4.6 | Защита проектов | | 2 | 2 | |
5. | Наши герои | 16ч. | 20ч. | 36ч | |
5.1 | Наши земляки в битве за Москву. | 2 | 2 | 4 | |
5.2 | Наши земляки в Сталинградской битве. | 2 | 2 | 4 | |
5.3 | Наши земляки на Курской дуге. | 2 | 2 | 4 | |
5.4 | Наши земляки и блокада Ленинграда. Беседа с семьей ветерана ВОВ , оказавшийся в годы войны в блокадном Ленинграде | 2 | 2 | 4 | |
5.5 | Наши земляки на пути в Берлин. Беседа с семьей ветерана ВОВ, дошедший до Берлина | 2 | 2 | 4 | |
5.6 | Наши земляки: летчики и танкисты. | 2 | 2 | 4 | |
5.7 | Дагестанцы - Герои Советского Союза | 2 | 2 | 4 | |
5.8 | Труженики тыла. Беседа со старожилами села | 2 | 2 | 4 | |
5.9 | Ведение архивной работы в школе | | 4 | 4 | |
6. | Инсценировка песни военных лет | 6ч. | 12ч. | 18ч. | |
6.1 | Заучивание песни | 4 | | 4 | |
6.2 | Распределение ролей | 2 | | 2 | |
6.3 | Репетиция | | 10 | 10 | |
6.4 | Постановка | | 2 | 2 | |
7. | День победы | 6ч. | 14ч. | 20ч. | |
7.1 | Подготовка к «Отчетному мероприятию на 9 мая - Я без вести не пропал, я за родину жизнь отдал. | 2 | | 2 | |
7.2 | Подготовка сценарии мероприятия | 4 | | 4 | |
7.3 | Репетиция | | 10 | 10 | |
7.4 | Подготовка костюмов декораций. Приглашение семей ветеранов ВОВ оказавшихся в годы войны в концлагерях. | | 2 | 7 | |
7.5 | Отчетное мероприятие с приглашением детей ветеранов ВОВ оказавшихся в годы войны в концлагерях. «Я без вести не пропал, я за родину жизнь отдал…» | | 2 | 2 | |
8. | Учет поступающих экспонатов. | 2 | 2 | 4ч | |
| Учет и обеспечение сохранности экспонатов.(в течении года) | 2 | 2 | 4 | |
9. | Итоговое занятие | 2ч. | | 2ч. | |
ИТОГО: 144 часа